Установка для очистки выхлопа двигателя, работающего на химическом топливе

 

Использование: в технике испытаний химических двигателей, в частности к устройствам выхлопных систем стендов для огневых испытаний жидкостных ракетных двигателей, в различных технологических процессах химических производств. Сущность изобретения: установка содержит соединенные последовательно несколько ступеней эжекторов для транспортирования, охлаждения и смешения выхлопа и поглотительного раствора, дополнена закрытым бассейном поглотительного раствора, компрессором для сжатия выхлопа, накопительной емкостью, нейтрализатором высокого давления с устройством ввода выхлопа и противоточной башней, соединенными последовательно по направлению выхлопа, при этом последняя ступень эжектора соединена газоводом с бассейном под уровнем поглотительного раствора, а компрессор соединен входом с газовой подушкой бассейна и выходом через накопительную емкость с устройством ввода сжатого выхлопа нейтрализатора высокого давления. Новый результат достигнут за счет улучшения тепломассообмена выхлопа и поглощательного раствора в бассейне и нейтрализатора высокого давления. 1 ил.

Изобретение относится к технике испытаний двигателей, работающих на химическом топливе, в частности к устройствам выхлопных систем стендов для огневых испытаний жидкостных ракетных двигателей, и может быть использовано также в технологических процессах различных химических производств.

Известна установка для очистки выхлопа двигателя, работающего на химическом топливе, содержащая соединенные последовательно двигатель, две ступени эжекторов с подачей абсорбента в активные сопла эжекторов для откачивания выхлопа двигателя и подачи его в дезактивационное устройство. Очистка выхлопа двигателя в этой установке ведется путем смешения и орошения его поглотительными растворами и веществами.

Недостатком известного решения является недостаточная эффективность очистки выхлопа двигателя при нестационарных и аварийных режимах работы, что обусловлено возрастанием токсичности выхлопа и относительно малым его энергетическим потенциалом.

Изобретение направлено на повышение эффективности очистки выхлопа двигателя.

Для этого установка снабжена последовательно размещенными за ступенями эжекторов закрытым бассейном с жидким абсорбентом, компрессором, газонакопительной емкостью, баком с жидким абсорбентом, в жидкостном и газовом объемах которого соответственно установлены смеситель сжатого выхлопа и абсорбента и сепаратор, противоточным оросительным абсорбером и отводящим газопроводом, при этом последняя ступень эжектора соединена с бассейном под уровнем жидкого абсорбента. При таком исполнении очистной установки энергетический потенциал выхлопа резко повышается благодаря сжатию его компрессором, что позволяет увеличить количество ступеней очистки и интенсифицировать тепломассообмен выхлопа с поглотительными растворами (абсорбентами).

Сущность изобретения поясняется чертежом, где представлена принципиальная схема установки для очистки выхлопа двигателя в составе испытательного стенда.

Установка для очистки выхлопа двигателя 1 содержит соединенные последовательно две ступени эжекторов 2 и 3, в активные сопла 4 и 5 которых подаются абсорбенты. Установка снабжена последовательно размещенными за ступенями эжекторов закрытым бассейном 6 с жидким абсорбентом 7, компрессором 8, газонакопительной емкостью 9, баком 10 с жидким абсорбентом, в жидкостном 11 и газовом 12 объемах которого соответственно установлены смеситель 13 сжатого выхлопа и абсорбента и сепаратора 14, противоточным оросительным абсорбером 15 и отводящим газопроводом 16, при этом последняя ступень эжектора соединена газоводом 17 с бассейном 6 под уровнем 18 жидкого абсорбента 7.

Испытательный стенд, кроме устройства для очистки выхлопа, включает также барокамеру 19, в которой размещен двигатель 1, соединенную с охлаждаемой газодинамической трубой 20, на конце которой смонтирована первая ступень эжекторов. Смеситель 13 выполнен, в частности, в виде сопла и смесительной трубки, на одном конце которой укреплен сепаратор 14, на другом - конфузорный насадок напротив сопла смесителя.

На свободном конце газовода 17 установлена откидывающаяся при избыточном давлении ласта 21.

При работе ступеней эжекторов 2 и 3 выхлоп работающего двигателя 1 увлекается рабочим телом-абсорбентом, подаваемым в активные сопла 4 и 5, перемешиваясь с ним и частично охлаждаясь, под уровень 18 жидкого абсорбента 7 в закрытом бассейне 6. Давлением газов открывается ласта 21 и выхлоп барботирует через толщу абсорбента 7, эффективно охлаждается и частично очищается. Из газовой подушки бассейна выхлоп отсасывается и сжимается компрессором 8, накапливается в емкости 9 и подается в смеситель 13. Истечение выхлопа с высокой скоростью из сопла смесителя 13 сопровождается эжекцией жидкого абсорбента бака 10, интенсивным перемешиванием, тепломассообменом и взаимодействием токсичных веществ выхлопа и активных веществ абсорбента в смесительной трубке. Газожидкостная эмульсия разделяется в сепараторе 14 на газовую и жидкую фазы. Очищенный выхлоп подается в противоточный оросительный абсорбер 15, проходит через завесу другого абсорбента, после чего через отводящий газопровод 16 рассеивается в атмосфере. На каждой ступени взаимодействия выхлопа с абсорбентами могут быть применены разные активные вещества, поглощающие токсичные компоненты выхлопа.

Формула изобретения

УСТАНОВКА ДЛЯ ОЧИСТКИ ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО НА ХИМИЧЕСКОМ ТОПЛИВЕ, содержащая соединенные последовательно двигатель, две ступени эжекторов с подачей абсорбента в активные сопла, отличающаяся тем, что она снабжена последовательно размещенными за ступенями эжекторов закрытым бассейном с жидким абсорбентом, компрессором, газонакопительной емкостью, баком с жидким абсорбентом, в жидкостном и газовом объеме которого соответственно установлены смеситель сжатого выхлопа и абсорбента и сепаратор, противопоточным оросительным абсорбером и отводящим газопроводом, при этом последняя ступень эжектора соединена с бассейном под уровнем жидкого абсорбента.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытаниям лопаточных машин, в частности, турбокомпрессоров для наддува двигателей внутреннего сгорания, и может найти применение при испытаниях турбин и компрессоров в общем и энергетическом машиностроении

Изобретение относится к диагностированию дизельных двигателей и может применяться при их испытаниях и эксплуатации

Изобретение относится к вентиляторостроению, а именно к способам настройки на резонансную частоту колебаний испытываемых лопаток рабочего колеса осевых вентиляторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении для оценки работоспособности динамически нагруженных шатунных подшипников двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в системах диагностики турбин и других энергетических машин

Изобретение относится к электрооборудованию, в частности к устройствам для режимных испытаний взаимно нагружающих электрических машин

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх