Способ термической обработки прямошовных электросварных труб

 

Изобретение относится к трубной промышленности и может быть использовано при термической обработке труб, сваренных токами высокой частоты. Целью изобретения является устранение возникающей при нагреве неравнопрочности между металлом трубы и металлом зоны отпуска, повышение качества трубы. Для этого производят локальный нагрев до температуры выше Ac3 технологической зоны сварного соединения, равной четырем толщинам стенки трубы, а также нагрев секторов трубы на ширину 100C от оси шва до 650 - 700°С и последующее охлаждение на воздухе, при этом зону нагрева до температуры выше Ac3 увеличивают за пределы технологической зоны на дополнительную величину, пропорциональную уменьшению толщины труб, а между операциями нагрева сварного соединения и его охлаждения на воздухе вводят дополнительную операцию - охлаждение в паровой среде до температуры не более 650°С по наружной поверхности. 1 табл.

Изобретение относится к трубной промышленности и может быть использовано при термообработке труб, сваренных токами высокой частоты.

Известен способ термической обработки сварных изделий, в том числе и сварных труб, включающий локальный нагрев сварного соединения с целью его первичной перекристаллизации (Автоматическая сварка, 1966, N 1, с. 13-14).

Указанный способ не позволяет получить высокие механические свойства сварного соединения и гарантировать его качество из-за потери металлом пластичности и возникновения высокого уровня напряжения, что приводит к образованию в зоне термического влияния трещин при испытании на сплющивание и гидроиспытании.

Это объясняется наличием химической неоднородности в металле, которая при сварке и термообработке даже в условиях охлаждения на воздухе обуславливает образование в этой зоне мартенситно-бейнитной структуры с пониженной пластич- ностью и ударной вязкостью.

Известны также способы термообработки труб, в которых эти недостатки ликвидируются последующим отпуском трубы [1-3] Однако приведенные способы предусматривают объемную термообработку труб, что сопряжено с дополнительными энергозатратами и низкой производительностью. Это объясняется последовательным проведением операции локальной термообработки сварного соединения и объемной термообработки труб.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ термообработки, заключающийся в нормализации сварного соединения и околошовной зоны с одновременным отпуском секторов труб, лежащих по обе стороны от шва в пределах 100о [4] Недостаток способа заключается в том, что нагреву подвергается практически 1/3 часть трубы ( 100о от оси шва), что приводит к снижению механических свойств трубы в зоне отпуска, неравнопрочности между основным металлом трубы и металлом в зоне отпуска, а также к повышенному расходу электроэнергии для нагрева участка трубы заданной ширины и снижением производительности, связанным с необходимостью нагрева участка трубы по заданной ширине. Кроме того, мартенситно-бейнитная структура в зоне нагрева, равная 4S, сохраняется.

Техническим результатом изобретения является устранение неравнопрочности между металлом трубы и металлом зоны отпуска, а также повышение качества труб.

Предлагаемое техническое решение позволяет за счет расширения зоны нагрева, в зависимости от толщины стенки трубы, а также за счет использования водовоздушной среды в начальный момент охлаждения избежать образования структур мартенсита и верхнего бейнита, обеспечив этим самым оптимальные значения прочности и пластичности сварного шва.

Объясняется это тем, что предложенные приемы позволяют снизить скорость охлаждения за счет теплообмена в металле и поддержать ее на таком уровне, который позволяет получить взамен структур мартенсито-бейнитных ферритно-перлитную или промежуточную (в зависимости от расхода пара) структуры с более высокой пластичностью.

Для определения исходной величины h проводится сварка контрольных образцов из металла данной плавки с шириной зоны нагрева, подсчитанной по указанной формуле, где h изначально ширина зоны нагрева (28 мм для стана ТЭСА 140-245). Если контрольные образцы не выдерживают испытания на сплющивание, то из них готовятся шлифы и уточняется ширина зон с ликвацией. Далее h берется как максимальная ширина присутствующей в сваренном металле ликвационной зоны. Затем по формуле уточняется ширина зоны нагрева и индукторы раздвигаются на нужную ширину.

Способ осуществляется путем нагрева сварного соединения до температуры выше Ас3 по ширине Н h + с осью симметрии по центру шва. Полученное физическое значение ширины Н в зависимости от толщины стенки трубы регулируется путем раздвижки индукционных нагревателей влево-вправо в шахматном порядке от оси с пере- крытием центральной зоны, под которой располагается собственно сварной шов.

По окончании нагрева трубы подают в камеру, оборудованную форсунками для подачи пара на поверхность сварного соединения. При этом наружную поверхность сварного соединения охлаждают в водовоздушной среде до не более 650оС. После этого трубы передают на воздух для дальнейшего охлаждения.

Конкретный пример осуществления этого способа термической обработки труб приведен на основании промышленных экспериментов, выполненных на действующем оборудовании трубоэлектросварочного агрегата ТЭСА 140-245, установленном на Выксунском металлургическом заводе в цехе по производству электросварных обсадных труб.

Опытная партия труб размером 146 х 7,7 мм из стали 22ГЮ в количестве 620 шт. была выпущена с применением предлагаемого способа. После сварки ТВЧ на ТЭСП 140-245 непрерывная труба подавалась в установку локальной термообработки, включающую пять последовательно расположенных плоских индукторов. При величине постоянной технологической зоны нагрева 28 мм полную ширину зоны нагрева определяли как H 28 + 44 мм.

Исходя из этого 4 и 5 индукторы (по ходу движения трубы) сместили в шахматном порядке относительно осевой линии на 8 мм в каждую сторону, таким образом полную ширину зоны нагрева обеспечили 44 мм. Нагрев осуществлялся до 900оС. На выходе труб из индукторов установил камеру водовоздушного охлаждения, длина которой 8 мм, количество форсунок 240. Охлаждение труб в указанной камере осуществляли в паровой среде при температуре пара 120-130оС и давлении 1,5 кгс/см2. Температура поверхности шва на выходе из водовоздушной камеры составила 620-630оС. После этого трубы охлаждали на воздухе.

Затем осуществляли выпуск труб в соответствии с известным способом: ширину зоны нагрева брали равной 4S 30,8 мм до температуры 950-1050оС, а зону 100оС от оси шва нагревали до 650-700оС. Далее трубу охлаждали на воздухе. Количество труб в этом эксперименте 582 шт. размер труб 168 х 7,3 мм.

После проведения сравнительных экспериментов были проведены исследования для определения прочности сварного шва, испытание труб на сплющивание, а также был осуществлен контроль качества труб гидроиспытанием на прессе с давлением воды 270 кгс/см2.

Обобщенные результаты исследований представлены в таблице 1. Из этих результатов следует, что: при требовании ТУ 14-3-1599-89 на сплющивание обсадных труб расстояние между сплющивающими плоскостями трубы не более 109 мм должно обеспечивать отсутствие трещин. Трубы, изготовленные в соответствии с предлагаемым способом производства, выдерживали сплющивание до 100 мм, а на трубах, изготовленных в соответствии с известным способом, трещины появлялись при расстоянии между сплющивающими плоскостями равном 114 мм; исследование прочности сварного шва показало, что прочность сварного шва труб, изготовленных по заявляемому способу, соответствует требованиям ТУ 14-3-1599-89 при этом разбег величины прочности испытанных труб незначительный. Прочность сварного шва труб, изготовленных по известному способу, имеет большой разбег и в ряде случае оказывается ниже требований ТУ; 100% -ный контроль качества труб на гидропрессе показал, что 620 труб, изготовленных в соответствии с предлагаемым способом, обеспечивают высокую герметич- ность и отбраковка полностью отсутствует. Аналогичный контроль, приведенный для труб, изготовленных известным способом, показал, что 5 труб из 582 были отбракованы.

Высокое качество труб, изготовленных в соответствии с предлагаемым способом, объясняется тем, что расширение зоны нагрева шва (в приведенном примере 44 мм вместо 28 мм), а также использование в начальный момент охлаждения пара (в приведенном примере температура пара 120-130оС) позволило вместо резкого охлаждения на воздухе осуществить замедленный процесс охлаждения и тем самым избежать образования трещин. Расширенная зона нагрева при охлаждении шва существенно замедляет процесс отвода тепла от шва в холодный металл труб (теплопередача теплопроводностью), а применение водовоздушной среды в начальный момент охлаждения (температура пара не более 100оС вместо температуры окружающего воздуха 20-30оС) существенно уменьшает теплоотдачу конвекцией и излучением.

Все эти факторы в своем взаимодействии и обеспечивают высокое качество электросварных труб и необходимые механические свойства труб (включая их технологические испытания) при выпуске их из углеродистых сталей по согласованным с потребителем техническим условиям.

Формула изобретения

СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ПРЯМОШОВНЫХ ЭЛЕКТРОСВАРНЫХ ТРУБ, включающий локальный нагрев зоны сварного соединения с осью симметрии по центру шва до температуры выше Ac3 и последующее охлаждение на воздухе, отличающийся тем, что предварительно определяют ширину зоны нагрева из математического выражения H h + K / S, где H ширина зоны нагрева, мм;
h постоянная ширина зоны нагрева с учетом особенностей структурного строения металла в зоне термического влияния, мм;
S толщина стенки трубы, мм;
K коэффициент пропорциональности, равный 120 мм2,
а после нагрева до температуры выше Ac3 охлаждение ведут в паровой среде до температуры не выше 650oС по наружной поверхности трубы.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии и может быть применено при изготовлении цилиндров скважинных насосов

Изобретение относится к трубному производству и может быть использовано при изготовлении труб нефтяного сортамента

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении оболочек, работающих под внутренним давлением, методом ротационной вытяжки из конструкционных сталей
Изобретение относится к области защиты изделий от механических повреждений и может быть использовано при производстве труб с покрытием на внутренней поверхности преимущественно износостойким

Изобретение относится к индукционному нагреву транспортируемых изделий, имеющих местные зоны нагрева с последующей их штамповкой, в частности к устройствам нагрева пояска корпуса свечи зажигания двигателей внутреннего сгорания с последующей его осадкой для герметизации свечи зажигания

Изобретение относится к машиностроению и касается восстановления изношенных трубчатых металлических изделий

Изобретение относится к машиностроению и касается восстановления изношенных трубчатых металлических изделий

Изобретение относится к металлургии стали и может быть использовано при изготовлении труб нефтяного сортамента из малоуглеродистой стали

Изобретение относится к металлургии стали и может быть использовано при изготовлении нефте- газопроводных хладостойких труб, стойких в средах, содержащих сероводород, СО2 и загрязненных сульфатвосстанавливающими бактериями

Изобретение относится к металлургии стали и может быть использовано при изготовлении труб нефтяного сортамента высоких групп прочности, стойких к сульфидному растрескиванию из низколегированных сталей, содержащих хром, молибден и ванадий

Изобретение относится к термической обработке металлов и может быть использовано при изготовлении труб нефтяного сортамента

Изобретение относится к области термической обработки металлов, а именно к технологии термической обработки труб из нержавеющих, преимущественно хромоникелевых сталей и сплавов

Изобретение относится к химико-термической обработке стальных изделий, преимущественно внутренней поверхности труб, работающих в трущихся парах

Изобретение относится к производству высокопрочных труб нефтяного сортамента, стойких к сульфидному растрескиванию
Наверх