Способ аварийного опорожнения баков летательного аппарата

 

Изобретение относится к летательным аппаратам, а именно к системам опорожнения их топливных баков. Техническая задача - расширение области применения способа. Способ включает подачу топлива через рабочий тракт бортового реактивного двигателя при определенном соотношении расходов окислителя и горючего, отличающимся от величины на расчетном режиме полета. Соотношение может попеременно увеличиваться по сравнению с расчетным режимом полета. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к летательным аппаратам (ЛА), а именно к системам опорожнения топливных баков ЛА, преимущественно баков воздушно-космических самолетов (ВКС).

Известен способ аварийного опорожнения баков ЛА, включающий подачу топлива через рабочий тракт бортового реактивного двигателя (РД) при определенном соотношении расходов окислителя и горючего.

Недостаток известного способа ограниченность его применения: опорожнение топливных баков занимает много времени, что в случае ВКС является критическим фактором; сокращение же указанного времени за счет увеличения расходов окислителя и горючего привело бы к форсированию тяги двигателя, что недопустимо по соображениям нагрузок на конструкцию ВКС, обеспечению маршрута вывода на запасной аэродром и т.д.

Технической задачей изобретения является расширение области применения способа аварийного опорожнения топливных баков ЛА.

Техническая задача достигается тем, что в способе аварийного опорожнения баков ЛА, включающем подачу топлива через рабочий тракт бортового РД при определенном соотношении расходов окислителя и горючего, соотношение расходов окислителя и горючего, соотношение расходов окислителя и горючего отличается в 1,5-15 раз от величины на номинальном режиме полета.

Кроме того, топливо может подаваться частично в зону горения тяговой камеры бортового РД, а частично в сопловой насадок или на выход из него.

По данному способу опорожнение баков выполняют в две операции. Вначале устанавливают расход окислителя через РД из 10% выше расчетного рабочего и расход горючего в 4 раза ниже рабочего (т.е. паpаметр К превышает номинальную величину в 4,4 раза). В этих условиях РД развивает тягу около 50% от номинальной величины, что объясняется снижением энергетических характеристик реактивного топлива при переизбытке окислительных элементов. Указанный режим выдерживают 5,5 мин, в течение которых расходуют 60% кислородного окислителя и 14% водородного горючего. Затем РД переключают в режим работы на переобогащенном топливе, устанавливая К 0,46 Кном и номинальный рабочий расход горючего. Этот режим, тяга РД на котором составляет 50% от номинальной величины, поддерживают 8,5 мин, расходуя полностью остаток топлива в баках. Суммарное время опорожнения баков данным способом занимает около 14 мин, что на 6 мин меньше, чем для известного способа.

При аварийном опорожнении топливных баков по данному способу можно подавать в зону горения тяговой камеры через форсуночную головку только часть топлива, в то время, как оставшуюся часть подавать в сопловой насадок тяговой камеры и (или) на выход из него. При этом форсуночную головку можно, например, задросселировать по расходам окислителя и горючего на 50% относительно номинального режима, что не представляет особых трудностей, а в сопловой насадок (через специальный пояс отверстий) подать дополнительно горючее расходом 60% от номинального. Результирующее значение К, достигаемое в этом случае для расходуемого через РД топлива, составляет 0,46 Кном, что соответствует приведенному выше примеру.

Формула изобретения

1. СПОСОБ АВАРИЙНОГО ОПОРОЖНЕНИЯ БАКОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, включающий подачу топлива через рабочий тракт бортового реактивного двигателя при определенном соотношении расходов окислителя и горючего, отличающийся тем, что соотношение расходов окислителя и горючего отличается в 1,5 15 раз от величины на номинальном режиме полета.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что топливо подают частично в зону горения тяговой камеры бортового реактивного двигателя, а частично в сопловой насадок и/или на выход из него.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в конструкциях подвесных топливных баков

Изобретение относится к авиации, а именно к устройствам для автоматического управления выработкой топлива из баков ЛА

Изобретение относится к устройствам для стыковки питающих магистралей частей летательного аппарата, например, при стыковке двигателя и мотогондолы, с обеспечением компенсации несоосности стыкуемых узлов

Изобретение относится к авиации, а именно к топливным системам летательных аппаратов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к топливным системам вертолета

Изобретение относится к устройствам для стыковки воздушных магистралей частей летательного аппарата, например при стыковке двигателя и мотогондолы с обеспечением компенсации несоосности стыкуемых узлов

Изобретение относится к авиастроению и позволяет быстро модифицировать топливную систему летательного аппарата под увеличенное количество топлива

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к разработке конструкций топливного бака для криогенного топлива

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к конструкциям топливных баков со средствами воздействия на распределение топлива или его регулирование, например для предотвращения волнообразования или улучшения фильтрации топлива

Изобретение относится к области оборудования летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к топливным системам летательного аппарата и обеспечивает более высокую надежность работы топливной системы, в том числе при отказе ее элементов

Изобретение относится к области авиации и предназначено для стыковки частей летательного аппарата, например двигателя и мотогондолы, с обеспечением компенсации несоосности стыкуемых узлов

Изобретение относится к топливным системам многодвигательных самолетов, использующих криогенное топливо

Изобретение относится к вертолетной технике

Изобретение относится к авиастроению и касается конструирования топливных систем маневренных летательных аппаратов

Изобретение относится к космической технике и предназначено преимущественно для многоразовых космических аппаратов с двигательными установками, топливные баки которых используются по иному, помимо основного назначения, в частности - для торможения аппаратов при полете в атмосфере

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано преимущественно в авиационной технике

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано преимущественно в авиационной технике

Изобретение относится к топливным системам летательных аппаратов, преимущественно сверхтяжелых самолетов, более конкретно к топливным бакам, в том числе и подвесным
Наверх