Дейдвудное устройство

 

Использование: судостроение. Сущность изобретения: дейдвудное устройство содержит дейдвудную трубу 1 с размещенным в ней дейдвудным роликовым подшипником 2. Ролики 4 в подшипнике размещены в полусферических пазах вращающейся обойме-сепараторе 5 в один или несколько рядов. Пазы во вращающейся обойме-сепараторе 5 выполнены полусферическими в радиальном и осевом направлениях и имеют большие радиусы, чем радиусы хвостовиков роликов 4. Ролики в пазах обоймы-сепаратора 5 установлены с зазором в осевом и тангенциальном направлениях. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к дейдвудным устройствам, и предназначено для использования на судах, а также может быть использовано в других областях техники как опора вращающихся валов.

Известно дейдвудное устройство, содержащее втулку с подшипниками скольжения из антифрикционного материала, внутри которой установлен гребной вал в сборе с гребным винтом.

Недостатком указанного дейдвудного устройства является то, что дейдвудный подшипник у него выполнен в виде подшипника скольжения с присущими для него недостатками, а именно: повышенный износ сопрягаемых поверхностей; повышенный нагрев зоны контакта, требующий отвода тепла (прокачка дейдвуда); малая виброустойчивость; наличие повышенных диаметральных зазоров в соединении вал-втулка из-за набухания антифрикционных материалов (капролон, текстолит и др.), применяемых в дейдвудных подшипниках.

Известно дейдвудное устройство, содержащее дейдвудную трубу с установленным в ней дейдвудным роликовым подшипником, внутри которого размещен гребной вал.

Данное устройство принято за прототип.

Недостатками указанной конструкции являются: трение круглых тел (роликов) по длине всей наружной поверхности о боковые поверхности пазов или углублений, что приводит к увеличенному износу как роликов, так и гнезд; увеличение тепловыделения в зоне трения; увеличенные зазоры между роликами и гнездами, что приводит к перекосам роликов в гнездах и соответственно к снижению надежности опоры; неудобство монтажа и демонтажа, т.к. ролики выпадают из гнезд, в связи с чем требуется дополнительная технологическая оснастка.

Сущность изобретения заключается в том, что в дейдвудном устройстве, содержащем дейдвудную трубу с установленным в ней дейдвудным роликовым подшипником, внутри которого размещен гребной вал, ролики выполнены с хвостовиками и размещены последними в полусферических пазах вращающейся обоймы-сепаратора в один или несколько рядов.

Кроме того, пазы в обойме-сепараторе выполнены полусферическими в радиальном и осевом направлениях с радиусами больше радиусов хвостовиков роликов.

Кроме того, ролики в пазах обоймы-сепаратора установлены с зазором в осевом и тангенциальном направлениях.

На фиг. 1 изображено дейдвудное устройство с двухрядным подшипником качения; на фиг. 2 тело качения (ролик); на фиг. 3 продольный разрез обоймы двухрядного дейдвудного подшипника; на фиг. 4 разрез А-А на фиг. 3.

Дейдвудное устройство содержит дейдвудную трубу 1 с размещенным в ней дейдвудным (дейдвудными) подшипником (подшипниками) 2, на который опирается гребной вал 3. Количество секций подшипников может быть различным и определяется расчетом.

Каждая секция дейдвудного подшипника состоит из одного или нескольких рядов роликов 4 и вращающейся обоймы-сепаратора 5. Для удобства монтажа гребного вала концы роликов 4 выполнены с конусами 6.

С торцов дейдвудной трубы дейдвудные подшипники закрыты крышками 7, являющимися одновременно упорными буртами для восприятия осевой нагрузки от подшипника.

С целью обеспечения центровки роликов относительно оси гребного вала концы хвостовиков 8 ролика 4 имеют сферическую поверхность, а полусферические пазы 9 во вращающейся обойме-сепараторе 5 имеют большие радиусы кривизны по оси 10 и диаметру паза 11.

Ролики 4 и вращающаяся обойма-сепаратор 5 могут изготавливаться из различных материалов, совместимых по антифрикционным параметрам.

Монтаж дейдвудных подшипников в дейдвудную трубу осуществляется следующим образом.

В пазы обоймы-сепаратора 5 вкладываются ролики 4, которые от выпадания удерживаются съемными кольцами.

Собранные подшипник 2 вставляется в дейдвудную трубу 1. При этом съемные кольца удаляются.

Устанавливаются и закрепляются крышки 7, затем заводится гребной вал 3. По мере продвижения гребного вала 3 в подшипнике 2 ненагруженные ролики 4 перемещаются в радиальном направлении и центрируются по оси гребного вала 3.

Дейдвудное устройство работает следующим образом.

При вращении гребного вала 3 нагруженные ролики 4, взаимодействуя с телом вала, вращаются вокруг своей оси, одновременно обкатываются внутри дейдвудной трубы 1, увлекая за собой обойму-сепаратор 5.

В случае перемещения гребного вала 3 в радиальных направляющих, например при взаимодействии со льдом, вместе с ним перемещается и роликовый подшипник.

Формула изобретения

1. ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее дейдвудную трубу с установленным в ней дейдвудным роликовым подшипником, через который проходит гребной вал, отличающееся тем, что ролики выполнены с хвостовиками и размещены последними в полусферических пазах вращающейся обоймы-сепаратора в один или несколько рядов.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что пазы в обойме-сепараторе выполнены полусферическими в радиальном и осевом направлениях с радиусами больше радиусов хвостовиков роликов.

3. Устройство по пп.1 и 2, отличающееся тем, что ролики в пазах обоймы-сепаратора установлены с зазором в осевом и тангенциальном направлениях.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к уплотнительным устройствам для вращающихся валов в дейдвудной трубе

Изобретение относится к судостроению , в частности к дейдвудным устройствам судов, преимущественно для ледоколов и судов ледового плавания

Изобретение относится к судостроению , в частности к конструкциям дейдвудных устройств

Изобретение относится к области судостроения , в частности, к конструированию дейдвудных устройств

Изобретение относится к области судостроения , в частности к уплотнениям гребных валов

Изобретение относится к судостроению , в частности к судовым дейдвудным устройствам

Изобретение относится к системе подачи смазочного средства в кормовое уплотнение гребного вала при изменяющейся осадке судна, применительно к задней системе уплотнения гребного вала судна, содержащей со стороны забортной воды, по меньшей мере, одно обращенное наружу уплотнительное кольцо, а со стороны смазочного средства, по меньшей мере, одно обращенное внутрь уплотнительное кольцо, причем в каждом случае между двумя соседними уплотнительными кольцами выполнена кольцевая камера, из которых, по меньшей мере, одна с помощью подводящего трубопровода сообщена с источником газовой среды, предпочтительно сжатого воздуха, а отводным каналом - с внутренней частью судна, при этом в подводящем трубопроводе установлен орган регулирования давления среды в кольцевой камере ниже давления забортной воды и давления смазочного средства, а в отводном канале установлен управляемый запорный орган, предпочтительно, электромагнитный клапан периодического действия, причем пространство со смазочным средством сообщено подающим трубопроводом, по меньшей мере, с одним расположенным по высоте резервуаром для смазочного средства

Изобретение относится к судостроению и касается предохранительного устройства в системах уплотнения гребных валов судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу установки и закрепления дейдвудных труб на судах

Изобретение относится к судовому машиностроению, в частности к дейдвудным подшипникам в валопроводах судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудной трубе (1), предназначенной для охватывания гребного вала (2), проходящего между гребным винтом и приводным двигателем

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к конструкции направляющих неметаллических подшипников, обеспечивающих работу вращающихся валов, например роторов циркуляционных насосов атомных станций, и способу их установки

Изобретение относится к области судостроения и машиностроения, в частности, к сепараторам для роликовых неметаллических подшипников, обеспечивающих работу вращающихся вертикальных и горизонтальных валов насосов и гребных валов судов, смазывающихся водой

Изобретение относится к судостроению, а более конкретно к судовым подшипникам гребных валов пропульсивных систем валопроводов

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при изготовлении гребных устройств для крупнотоннажных морских судов
Наверх