Якореметная подводная установка

 

Изобретение относитяс к судостроению и предназначено для постановки на якорь кораблей, судов и других плавсредств. Цель изобретения - снижение ударных нагрузок на ихтиофауну путем рассеивания газов. Якореметная установка содержит ствол 1, камеру сгорания с пороховым зарядом 4 и средствами воспламенения 3, гидродинамический тормоз 5, толкатель 11 с поршнем 13 и якорем 12 с бриделем 7. Для рассеивания газов на дульной части ствола установлен газорассеиватель 14 в виде насадки с отверстиями, перекрытыми разрывными элементами 17. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для постановки плавсредств на якорь. Известны ЯМПУ по патентам США Н.Кл. 114-206А N 3.207.115 от 17.06.63; N 3520268 от 22.06.67; N 3577949 от 04.02.74, а также ЯМПУ [1] содержащие ствол, камеру сгорания, пороховой заряд, средство воспламенения, систему управления, гидродинамический тормоз, толкатель с якорем и бриделем. Такие ЯМПУ позволяют обеспечить достаточную держащую силу и выполнить постановку корабля или другого объекта на якорь в течение нескольких минут или часов (в зависимости от глубины).

Недостатком известных устройств является большое дульное давление (до 100 МПа), которое вызывает большие ударные нагрузки, воздействующие на ихтиофауну, в результате которых происходит массовая гибель рыб и других живых организмов на значительном удалении от места постановки якоря (до 400 м).

Целью изобретения является снижение ударных нагрузок на ихтиофауну путем рассеивания газов в период последействия.

Указанная цель достигается тем, что в известном ЯМПУ, содержащем ствол, камеру сгорания с пороховым зарядом и средствами воспламенения, гидродинамический тормоз, толкатель с якорем и бриделем, а также систему управления, на дульной части ствола установлен газорассеиватель, выполненный в виде насадка с отверстием под толкатель в донной части и отверстиями, перекрытыми разрывными элементами в цилиндрической части.

Кроме того, на заднем конце толкателя установлен съемный поршень, а на донной части насадка-амортизатор в виде кольца из упругого материала.

Такая конструкция ЯМПУ позволяет снизить отрицательное воздействие работающей установки на ихтиофауну путем ослабления ударной волны за счет рассеивания импульса пороховых газов периода последействия по времени. Рассеивание газов по времени осуществляется следующим образом: в прототипе толкатель, выходя из канала ствола, открывает отверстие истечения пороховых газов, равное площади канала ствола.

Fc где dc калибр ствола; в предлагаемой конструкции площадь истечения пороховых газов в газорассеивателе Fг n где dг диаметр отверстия в газорассеивателе; n число отверстий. Если F2 значительно меньше Fc, то время истечения пороховых газов будет при наличии газорассеивателя значительно больше, т.е. импульс воздействия будет растянут, следовательно, будет снижено воздействие ударной волны на ихтиофауну.

Из научно-технической и патентной литературы авторам не известны введенные отличительные признаки, которые придают данному решению новые свойства и позволяют достигнуть положительный эффект, тем самым данное решение соответствует критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 изображен общий вид ЯМПУ в исходном положении; на фиг. 2 общий вид ЯМПУ в положении, предшествующем врезанию якоря в грунт.

Предлагаемая ЯМПУ состоит из ствола 1, казенника 2, средства воспламенения 3, порохового заряда 4, гидродинамического тормоза 5, емкости 6 для укладки бриделя 7 и системы управления 8, включающей в себя пусковой штырь 9 с опорой 10. Внутри ствола 1 размещен толкатель 11, на одном конце которого размещен якорь 12 с закрепленным на нем бриделем 7, а на другом конце установлен поршень 13, образующий с торцом казенника 2 (затвора) камеру сгорания "в". На дульной части ствола 1 размещен газорассеиватель 14 с дном 15, в котором выполнено отверстие "а" под толкатель 11 и на котором установлен амортизатор 16.

В районе дульного среза ствола 1 в газорассеивателе выполнены отверстия (сопла) "б", закрываемые разрывными элементами 17 (мембранами или пробками).

На казеннике установлен рым-болт 18 для опускания и подъема установки.

Функционирование ЯМПУ осуществляется следующим образом.

С борта корабля или другого плавсредства с помощью лебедки (не показано) ЯМПУ опускается вертикально вниз на заданную глубину (1,5-2 м от грунта). При достижении этой глубины пусковой штырь 9 своей опорой 10 упирается в грунт, при этом ЯМПУ продолжает опускаться вниз, а пусковой штырь 9 включает систему управления 8, при этом происходит инициирование средства воспламенения 3 и воспламенение порохового заряда 4. Под действием давления пороховых газов в камере сгорания "в" поршень 13 совместно с толкателем 11, якорем 12 и бриделем 7 начинают перемещение вниз, приобретая при этом необходимую начальную скорость. При этом воздух в полости "г" сжимается и открывает отверстия "б", разрывая элемент 17, а затем, когда поршень 13 пройдет отверстия "б", через них истекают пороховые газы, а поршень тормозится, ударяясь об амортизатор 16, а толкатель 11, отделяясь от него с якорем 12 и бриделем 7, врезается в грунт, отдавая кинетическую энергию выстрела якорю 12. ЯМПУ под действием сил отдачи отбрасывается на некоторое расстояние вверх. Для уменьшения длины отката ЯМПУ служит гидродинамический тормоз 5, который при движении вверх присоединяет массу воды, имеющуюся над тормозом к массе ЯМПУ. После выстрела установка поднимается на борт корабля или другого объекта для последующего использования.

В настоящее время на нашем предприятии изготовлен экспериментальный образец якореметной подводной установки А1197.00.000, на которой проводятся испытания по определению баллистических параметров и держащей силы якорей различной модификации.

Установлено несколько типов якорей для раскрепления мидиевых плантацией с держащей силой 2,5 т на Черном море в гг. Анапа и Севастополь.

Формула изобретения

1. ЯКОРЕМЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ УСТАНОВКА, содержащая ствол, камеру сгорания с пороховым зарядом и средствами воспламенения, гидродинамический тормоз, толкатель с якорем и бриделем, систему управления, отличающаяся тем, что, с целью снижения ударных нагрузок на ихтиофауну путем рассеивания газов в период последействия, она снабжена установленным на дульной части ствола газорассеивателем, выполненным в виде насадка с отверстием под толкатель в донной части и отверстиями, перекрытыми разрывными элементами в цилиндрической части.

2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что на заднем конце толкателя установлен съемный поршень, а на донной части насадка амортизатор в виде кольца из упругого материала.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции грунтовых анкеров, используемых для крепления к грунту различных конструкций

Изобретение относится к якорным устройствам для крепления надводных и подводных объектов
Изобретение относится к средствам безопасной эксплуатации плавсредств и может быть использовано для их аварийного торможения. Способ аварийного торможения состоит в том, что изготовляют дюбель-пушку, которая имеет пристреливаемое кольцо с закрепленным на нем шкивом, на который наброшена петля якорного каната, уложенного в канатный ящик, изготовляют тормозную лебедку якорного каната, шарнирно устанавливают дюбель-пушку на наружной части кормы плавсредства, фиксируют дюбель-пушку в положении, когда ее дульная часть направлена вверх, посредством управляемого электромагнитного зацепа, при необходимости аварийного торможения расфиксируют электромагнитным зацепом верхний конец дюбель-пушки, поворачивают последнюю на шарнирном соединении, чем опускают ее верхний конец под воду, в конце поворота дюбель-пушки воздействуют нижней частью кормы плавсредства на капсюль-детонатор взрывного заряда дюбель-пушки, чем взрывают последний, в результате чего выстреливают дюбель-якорь с одетым на него пристреливаемым кольцом, к которому прикреплен шкив, на который наброшена петля якорного каната, свивают с канатного ящика якорный канат, пристреливают пристреливаемое кольцо с концом якорного каната к дну водоема, для аварийного торможения притормаживают тормозной лебедкой пристрелянный якорный канат, чем останавливают перемещение плавсредства. Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение быстродействия аварийного торможения плавсредства.

Изобретение относится к разработке подводных жидких и газообразных залежей и может быть применено для фиксации добычного оборудования на морском дне посредством якорей. Способ включает установку винтоприсосного свайного якоря путем ввинчивания цилиндра в грунт до ограничителя, бурение скважины через устье, опускание в скважину колонны усиленных обсадных труб, заливку внутренней полости колонны бетоном. При этом нижнюю обсадную трубу предварительно снабжают продольными пропилами. Перед заливкой бетона в колонну обсадных труб на расстоянии от дна скважины на 1,5-2,0 м опускают заряд и производят подрыв заряда с образованием в зоне пропилов перевернутого султана и образованием в грунте каверны, при этом бетоном также заполняется каверна. Технический результат заключается в повышении надежности удержания плавучих конструкций относительно морского дна при штормах, столкновении с айсбергами и подвижными ледовыми полями. 3 ил.
Наверх