Двухступенчатый редуктор отбора мощности транспортного средства

 

Использование: в транспортном машиностроении, в двухступенчатых редукторах отбора мощности транспортных средств, требующих переналадки с одной частоты вращения на другую. Сущность изобретения: редуктор содержит корпус 1, установленные в нем входной вал 2 с ведущими шестернями 3 и 4, находящимися в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями 5 и 6, установленными на ведомом валу 7, имеющем шлицы того же типоразмера, что и шлицы 8 переставного вала 9. Предохранительное устройство состоит из муфты зубчатой 10, имеющей паз 11, вала ведомого 7 с отверстием 12, куда устанавливается фиксатор 13 с пружиной 14. Устройство осевой фиксации переставного вала состоит из шайбы фиксирующей 15, имеющей четыре паза, вала ведомого 7, имеющего также четыре паза, и стопорного кольца 17. 2 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в двухступенчатых редукторах отбора мощности транспортных средств, требующих переналадки с одной частоты вращения на другую.

Известен двухступенчатый редуктор отбора мощности транспортного средства, содержащий установленный в корпусе входной вал с ведущими шестернями, переставной выходной вал с двумя рабочими шлицевыми участками разного диаметра, две ведомые соосно расположенные приводные шестерни, ступицы которых выполнены с внутренними шлицевыми участками для взаимодействия с соответствующими шлицевыми участками выходного вала и устройство для фиксации выходного переставного вала.

Недостатки известного редуктора следующие: отсутствие предохранительного устройства, включающего поломку шлицевого хвостовика переставного вала при включении ступени редуктора, допускающую передачу большего крутящего момента, чем может выдержать более тонкий шлицевой хвостовик переставного вала; низкая возможность унификации конструкции, так как при необходимости изменения передаточного отношения одной ступени, необходимо менять обе ступени, так как ведомые шестерни сблокированы.

Сущность предлагаемого технического решения заключается в том, что двухступенчатый редуктор отбора мощности транспортного средства, содержащий корпус, входной вал с ведущими шестернями, переставной выходной вал с двумя рабочими шлицевыми участками разного диаметра, ведомый шлицевой вал с установленными на нем ведомыми шестернями, имеющий внутреннее шлицевое отверстие для взаимодействия с соответствующим шлицевым участком выходного вала, и устройство для осевой фиксации выходного переставного вала, согласно изобретению снабжен предохранительным устройством, состоящим из подпружиненного стержня, установленного в радиальном отверстии, выполненном в ведомом валу, и входящего в паз, выполненный в зубчатой муфте включения передач, в зависимости от установки переставного вала. Это позволяет исключить поломки переставного вала при превышении допустимых крутящих моментов.

На фиг.1 изображен двухступенчатый редуктор, налаженный на меньший крутящий момент; на фиг.2 то же, на больший крутящий момент.

Двухступенчатый редуктор содержит корпус 1, установленные в нем входной вал 2 с ведущими шестернями 3 и 4, находящимися в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями 5 и 6, установленными на ведомом валу 7, имеющем внутренние шлицы того же типоразмера, что и шлицы 8 переставного вала 9. Предохранительное устройство состоит из муфты зубчатой 10, имеющей паз 11, вала ведомого 7 с радиальным отверстием 12, куда устанавливается стержень 13 с пружиной 14. Осевая фиксация переставного вала обеспечивается лепестковой шайбой 15 и стопорным кольцом 17.

Редуктор работает следующим образом.

Крутящий момент передается через пару шестерен 3 и 5 ступени I или шестерни 4 и 6 ступени II на ведомый вал 7 и далее через шлицы 8 переставного вала к машине, работающей с приводом от вала отбора мощности. При наладке редуктора на большую частоту вращения более толстый хвостовик на выходе (см. фиг.2) шлицы 8 переставного вала 9 сопрягаются с шлицевым отверстием ведомого вала 7. Для надежности центрирования на переставном валу имеется цилиндрический поясок 20, который служит и упором для осевой фиксации.

Для переналадки редуктора на меньшую частоту вращения (меньше предельно допустимый момент) снимают стопорное кольцо 17, фиксирующую шайбу 15, переставной вал 9 извлекают из редуктора, поворачивают на 180о и вставляют в редуктор шлицевым концом со шлицами 8 и шлицами 21. При этом шлицы 8 входят в сопряжение с шлицевым отверстием вала 7, после чего устанавливается фиксирующая шайба 15 и стопорное кольцо 17 для осевой фиксации. Цилиндрическая проточка 20 переставного вала обеспечивает надежное радиальное центрирование (фиг. 1). В этом случае предохранительное устройство исключает возможность включения ступени II, допускающую передачу крутящего момента, превышающего предельно допустимые значения для тонкого хвостовика со шлицами 21, за счет того, что подпружиненный стержень 15, упираясь в шлицы 22 хвостовика 9, входит своим стержнем в пазе 11 зубчатой муфты 10 и блокирует включение II ступени передачи, тем самым предохранен более тонкий хвостовик переставного вала со шлицами 21 от поломки. При установке переставного вала тонким хвостовиком внутрь редуктора (фиг.2) стержень 14 опускается под действием пружины 14, давая возможность зубчатой муфте 10 включать как I так и II ступени редуктора, при этом на выходе переставной вал будет иметь более мощный хвостовик 9 со шлицами 22.

Таким образом, благодаря наличию предохранительного устройства, исключающего поломку выходного переставного вала при включении ступени редуктора, допускающей передачу большего крутящего момента, чем может выдержать более тонкий шлицевой хвостовик переставного вала, повышается надежность работы двухступенчатого редуктора отбора мощности.

Формула изобретения

ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ РЕДУКТОР ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий корпус, входной вал с ведущими шестернями, переставной выходной вал с двумя рабочими шлицевыми участками разного диаметра, ведомый шлицевой вал с установленными на нем ведомыми шестернями, имеющий внутреннее шлицевое отверстие для взаимодействия с соответствующим шлицевым участком выходного вала, и устройство для осевой фиксации выходного переставного вала, отличающийся тем, что он снабжен предохранительным устройством, выполненным в виде подпружиненного стержня, размещенного в предусмотренном под него радиальном отверстии, ведомого вала и установленной на ведомом валу зубчатой муфты с пазом под упомянутый стержень.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к механизмам привода валов отбора мощности (ВОМ), используемых на универсально-пропашных транспортных средствах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям трансмиссий, применяемых преимущественно на гусеничных тракторах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям трансмиссий, применяемых преимущественно в гусеничных тракторах

Изобретение относится к трансмиссиям, в частности к тем, которые используют в многоприводных транспортных средствах

Изобретение относится к трансмиссиям, в частности к тем, которые используют в многоприводных транспортных средствах

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам управления рабочим оборудованием самоходных энергетических средств, предназначенных для передачи мощности двигателя рабочим органам машин, и предусматривает автоматическое отключение передачи крутящего момента на хвостовик вала отбора мощности при остановке движения машинно-тракторного агрегата и тем самым возможность устранения захвата пользователя незащищенными элементами карданного вала, система использует имеющуюся на энергетическом средстве коробку перемены передач 1 и рычаг 2 коробки перемены передач (КПП) и дополнительно содержит качающуюся рамку 3 с поперечным пазом 4, установленную в КПП над ползунами 5 с пазами 6 так, что при включении любой передачи рамка 3 совершает угловой поворот на оси 7, заставляя поворачиваться жестко связанный с рамкой 3 золотник 14, имеющий общую ось вращения с золотником 8

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам привода вала отбора мощности тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к механизмам отбора мощности тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам для сообщения вращательного движения

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к тракторному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, в которых используется вал отбора мощности для различных механизмов, в частности для привода навесного оборудования в коммунальных и строительно-дорожных машинах

Изобретение относится к машиностроению
Наверх