Способ возведения станции метрополитена глубокого заложения

 

Изобретение относится к метростроению и касается способа возведения станции метрополитена глубокого заложения. Способ включает предварительную проходку штолен с выполнением в них опор для сводов боковых и среднего тоннелей, монтаж на опорах опорных элементов и проходку и монтаж обделок сводов боковых и среднего тоннелей с опиранием их нижних торцов на опорные элементы с последующей разработкой грунта до уровня подошвы опор и возведение лотковой части станции. Новым является то, что при монтаже опорных элементов на крайних опорах боковых тоннелей монтируют опорные элементы в виде металлических прямолинейных пластин, а на всех остальных промежуточных опорах - опорные элементы в виде металлических пластин ломанного очертания со средним горизонтальным участком и примыкающими к нему под углом наклонным периферийными участками. После этого сначала проходят средний тоннель и монтируют его обделку в направлении от опор к шелыге с опиранием нижних торцов свода на обращенные друг к другу периферийные наклонные участки пластин опор среднего тоннеля. После этого осуществляют проходку боковых тоннелей и возведение их обделок в направлении от опор к шелыгам с опиранием нижних торцов их сводов соответственно на прямолинейные пластины крайних опор боковых тоннелей и обращенные к ним периферийные наклонные участки пластин опор среднего тоннеля. 4 ил.

Изобретение относится к строительству и предназначено для строительства станционных тоннелей метрополитена, возводимых закрытым способом работ.

Известен способ возведения станции метрополитена, включающий предварительную проходку тоннелей с монтажом их обделки, проходку среднего тоннеля с последующим монтажом его обделки, сооружение проходов [1] В этом способе три независимых параллельно расположенных тоннеля станции сооружают последовательно в три этапа: проходка одного бокового тоннеля, затем с отставанием на 30-50 м другого и среднего.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является способ возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающий предварительную проходку штолен с выполнением в них опор для сводов боковых и среднего тоннелей, монтаж на опорах опорных элементов и проходку и монтаж обделок сводов боковых и среднего тоннелей с опиранием их нижних торцов на опорные элементы с последующей разработкой грунта до уровня подошвы опор и возведением лотковой части станции [2] В этом способе в качестве опорных элементов используют особой конструкции тюбинги, причем проходку боковых и среднего тоннелей осуществляют до уровня установленных опорных элементов.

Недостатками этого способа являются повышенная металлоемкость и трудоемкость вследствие необходимости установки в стесненных условиях штольни опорных элементов в виде тюбингов, что приводит к повышению опасности производства работ.

Задачей изобретения является снижение металлоемкости, трудоемкости изготовления опорных элементов и их монтажа и повышение безопасности производства работ.

Для этого в способе возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающем предварительную проходку штолен с выполнением в них опор для сводов боковых и среднего тоннелей, монтаж на опорах опорных элементов и проходку и монтаж обделок сводов боковых и среднего тоннелей с опиранием их нижних торцов на опорные элементы и последующей разработкой грунта до уровня подошвы опор и возведением лотковой части станции, при монтаже опорных элементов на крайних опорах боковых тоннелей монтируют опорные элементы в виде металлических прямолинейных пластин, а на всех остальных промежуточных опорах опорные элементы в виде металлических пластин ломанного очертания со средним горизонтальным участком и примыкающими к нему под углом наклонными периферийными участками, после чего сначала проходят средний тоннель и монтируют его обделку в направлении от опор к шелыге с опиранием нижних торцов свода на обращенные друг к другу периферийные наклонные участки пластин опор среднего тоннеля, после чего осуществляют проходку боковых тоннелей и возведение их обделок в направлении от опор с шелыгам с опиранием нижних торцов их сводов соответственно на прямолинейные пластины крайних опор боковых тоннелей и обращенные к ним периферийные наклонные участки пластин опор среднего тоннеля.

На фиг.1 изображено сооружение штолен под боковые и средние опоры сводов и устройство в штольнях опор и опорных элементов; на фиг.2 сооружение среднего и боковых сводов; на фиг.3 монтаж обделок среднего и боковых сводов с опиранием их на опорные элементы; на фиг.4 разработка грунта до уровня подошвы опор.

Сооружение станции метрополитена ведут следующим образом: сначала сооружают шотльни 1 с одновременным их закреплением металлическими арками 2 и набрызгбетоном 3. В штольнях 1 бетонируют боковые 4 и средние 5 опоры. На крайних опорах 4 боковых тоннелей монтируют опорные элементы в виде металлических пластин 6. На средних опорах 5 монтируют опорные элементы в виде металлических пластин 7 ломанного очертания со средним горизонтальным участком. После чего осуществляют проходку комбайнами без применения буровзрывных работ сначала среднего тоннеля 8 и монтируют его обделку 10 в направлении от опор 4 к шелыге с опиранием нижних торцов свода на обращенные друг к другу периферийные наклонные участки пластин 7 опор 5 среднего тоннеля 8. Затем осуществляют проходку боковых тоннелей 9 и возведение их обделок 11 в направлении от опор к шелыгам с опиранием нижних торцов их сводов соответственно на прямолинейные пластин 6 опор 4 боковых тоннелей 9 и обращенные к ним периферийные наклонные участки пластин 7 опор 5 среднего тоннеля 8. Затем осуществляют разработку грунта 12 до уровня подошвы опор 4 и 5.

После выполнения указанных работ известным способом сооружают лотковую часть 13 и проходы между боковыми 9 и средним 8 тоннелями.

Применение способа возведения станции метрополитена глубокого заложения позволит отказаться от буровзрывных работ на всех стадиях разработки грунта при сооружении тоннелей; исключить разработку грунта и применение чугунных обделок ниже диаметра в лотковой части боковых и среднего тоннелей; существенно уменьшить деформации поверхности.

Изобретение может быть реализовано на строительстве станций "Сретенский бульвар", "Марьина роща" Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена, где проектируемые станции расположены в центре города под густо застроенной площадью с большим количеством охраняемых государством памятников истории и архитектуры.

Формула изобретения

Способ возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающий предварительную проходку штолен с выполнением в них опор для сводов боковых и среднего тоннелей, монтаж на опорах опорных элементов и проходку и монтаж обделок сводов боковых и среднего тоннелей с опиранием их нижних торцов на опорные элементы и последующей разработкой грунта до уровня подошвы опор и возведение лотковой части станции, отличающийся тем, что при монтаже опорных элементов на крайних опорах боковых тоннелей монтируют опорные элементы в виде металлических прямолинейных пластин, а на всех остальных промежуточных опорах опорные элементы в виде металлических пластин ломаного очертания со средним горизонтальным участком и примыкающими к нему под углом наклонными периферийными участками, после чего сначала проходят средний тоннель и монтируют его обделку в направлении от опор к шелыге с опиранием нижних торцов свода на обращенные друг к другу периферийные наклонные участки пластин опор среднего тоннеля, после чего осуществляют проходку боковых тоннелей и возведение их обделок в направлении от опор к шелыгам с опиранием нижних торцов их сводов соответственно на прямолинейные пластины крайних опор боковых тоннелей и обращенные к ним периферийные наклонные участки пластин опор среднего тоннеля.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горному делу, а именно к средствам механизации крепления подготовительных горных выработок угольных шахт и рудников

Изобретение относится к горой промышленности, а именно к способам и устройствам для управления движением проходческого щита

Изобретение относится к средствам механизации установки и извлечения крепи в горизонтальных и наклонных горных выработках, а именно к манипуляторам для установки крепи

Изобретение относится к горному делу, а именно к обеспечению устойчивости горных выработок в условиях больших глубин
Изобретение относится к горному делу, а именно к способам разгрузки горного массива от напряжений вблизи параллельно пpоводимых выработок

Изобретение относится к горному делу конкретно к средствам механизации погрузочно-разгрузочных работ в горных выработках, закрепленных различными видами крепи и сечения

Изобретение относится к угольной промышленности, в частности к оборудованию монтажа и демонтажа и средствам доставки очистных механизированных комплексов в забое

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при строительстве подземных сооружений, например при сооружении калоттной прорези односводчатой станции метрополитена в неустойчивых грунтах, требующих постоянного поддержания кровли выработки, с возведением свода в виде сборной обделки

Изобретение относится к подземному строительству, в частности к укладчикам крепи при сооружении подземных электростанций

Изобретение относится к возведению подземных емкостей открытым способом, создаваемых методом "стена в грунте", и может быть использовано при возведении хранилищ

Изобретение относится к строительству и касается способа защиты существующего здания от оползня

Изобретение относится к метростроению и может быть использовано при строительстве камер съездов глубокого заложения

Люк // 2057849
Изобретение относится к строительству, а именно к возведению люков смотровых колодцев инженерных коммуникаций, в частности к люкам вакуумной пылеуборки фальшпола чистых производственных помещений, и позволяет повысить удобство эксплуатации и упростить конструкцию

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для укрепления отвалов из рыхлых и пылевато-глинистых или других несвязных пород и может быть использовано для образования хранилищ различного назначения

Изобретение относится к строительству, в частности к строительству подземных сооружений-холодильников, имеет отношение к холодильной технике и может найти применение при возведении холодильников, в том числе бытовых, хранилищ в условиях холодного и умеренного климата

Изобретение относится к строительству, в частности к способам приготовления асфальтобетонных смесей, используемых при возведении, реконструкции или ремонте транспортных сооружений с твердым покрытием автомагистралей, аэродромов, причалов, городских и проселочных дорог, проезжей и пешеходной частей улицы, тротуаров путепроводов, мостов, тоннелей, стояночных и складских площадок, площадей, а также конструкций полов, перекрытий и покрытий производственных и складских зданий, зернотоков и хранилищ сельхозпродукции, а также к способам получения жидких битумов, используемых в качестве праймеров при ремонте транспортных сооружений

Изобретение относится к строительству, в частности к конструкциям стен подземных сооружений

Изобретение относится к оборудованию коммунального хозяйства, в частности к конструкциям люков смотровых колодцев и устройствам, препятствующим произвольному открытию крышки люка

Изобретение относится к области строительства, в частности к строительству заглубленных подземных сооружений промышленного и гражданского назначения и прокладке инженерных коммуникаций

Изобретение относится к метростроению и касается способа возведения станции метрополитена глубокого заложения

Наверх