Способ снижения гидроаэродинамического сопротивления движению тела

 

Использование: изобретение относится к судостроению, а также авиа- и ракетостроению и может быть использовано для увеличения скорости и повышения экономичности движения надводных и подводных судов, полетов самолетов и ракет. Кроме того, оно может быть применено для снижения сопротивления потока жидкости или газа во внутренней задаче обтекания. Сущность: способ снижения гидроаэродинамического сопротивления движению тела имеет операцию создания периодических нормальных колебаний обтекаемой поверхности тела. Частоту этих колебаний выбирают из условия: wt>1, где w - частота колебаний поверхности тела, t - период релаксационных колебаний давления в пограничном слое. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к судостроению, а также авиа- и ракетостроению и может быть использовано для увеличения скорости и повышения экономичности движения надводных и подводных судов, полетов самолетов и ракет. Кроме того, оно может быть применено для снижения сопротивления потока газа или жидкости во внутренней задаче обтекания, например в трубопроводе или газопроводе. Изобретение позволит также уменьшить нагрев обтекаемой поверхности.

Известен способ снижения гидроаэродинамического сопротивления движению тела, реализованный в устройстве (cм. заявку N 54-33438 на патент Японии "Устройство для снижения сопротивления корпуса судна потоку воды", кл. 5/1-493, опубл. 20.10.79 г. N 5-836) и заключающийся в создании периодических колебаний обтекаемой поверхности корпуса судна, а также волны колебаний поверхности, бегущей вниз по потоку с той же скоростью, что и сам поток.

Недостаток известного способа состоит в низкой эффективности его действия.

Результат от использования изобретения увеличение скорости и экономичности движения, подавление ударной волны, а также снижение тепловой нагрузки на обтекаемую поверхность.

Указанный результат достигается путем создания периодических нормальных колебаний обтекаемой поверхности тела, а их частоту выбирают из условия возникновения релаксационных колебаний давления в пограничном слое: wt>1, где w частота колебаний поверхности тела; t период релаксационных колебаний давления в пограничном слое.

Кроме того, на отдельных участках площади обтекаемой поверхности создают нормальные колебания различных амплитуд и частот.

Сущность способа состоит в следующем.

Периодические нормальные колебания поверхности, испытывающей гидроаэродинамическое сопротивление, приводят к колебаниям пограничного слоя обтекающего ее потока.

На фиг. 1 и 2 показан обтекаемый профиль, поверхности которого совершают нормальные периодические колебания: синфазные и на двух формах колебаний, соответственно. Пунктиром показаны крайние за период колебаний положения обтекаемых поверхностей. Стрелки указывают направление потока и положение пограничного слоя вблизи колеблющихся поверхностей профиля для случая существования релаксационных колебаний давления в пограничном слое.

Для низких частот колебаний справедливо условие: wt<1, т.е. T>t, где w частота нормальных колебаний обтекаемой поверхности; t период релаксационных колебаний давления в пограничном слое; Т период колебаний обтекаемой поверхности.

В этом случае, колебания обтекаемой поверхности и давления в пограничном слое вблизи нее синфазны и равновесное состояние давления успевает за период Т колебаний полностью восстановиться во всем объеме пограничного слоя.

Для высоких частот колебаний wt>1, т.е. T<t,

Ввиду асимптотической зависимости гидроаэродинамического сопротивления от амплитуды и частоты обтекаемой поверхности, эти параметры могут быть выбраны такими, чтобы величина, характеризующая сопротивление движению приобрела свое оптимальное значение с точки зрения затрат энергии на создание колебаний.

Различные участки площади обтекаемой поверхности сложной формы оказывают различное сопротивление движению. На таких участках поверхности величины релаксационных колебаний давления также могут быть выбраны различными, соответственно вкладу каждого участка в суммарное сопротивление тела. Амплитуды и частоты колебаний отдельных участков обтекаемой поверхности могут быть выбраны также с учетом технических ограничений, связанных с конструкцией, аппаратурой и т.д.

Параметры колебаний обтекаемой потоком жидкости поверхности могут быть выбраны такими, чтобы на границе поверхности и пограничного слоя возник режим кавитации. При этом парогазовые пузырьки, образующиеся на испытывающей гидродинамическое сопротивление поверхности будут выполнять роль смазки между поверхностью и пограничным слоем, уменьшая трение между ними и снижая сопротивление движению.


Формула изобретения

1. Способ снижения гидроаэродинамического сопротивления движению тела, заключающийся в создании периодических колебаний обтекаемой поверхности тела, отличающийся тем, что на обтекаемой поверхности возбуждают нормальные колебания, а их частоту выбирают из условия
t 1,
где частота нормальных колебаний обтекаемой поверхности тела;
t период релаксационных колебаний давления в пограничном слое обтекающей среды.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что на отдельных участках площади обтекаемой поверхности создают нормальные колебания различных амплитуд и частот.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается конструкции тримаранов с переменным дифферентом

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования судна на подводных крыльях

Катер // 2059513
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования катеров на подводных крыльях

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на судах с управляемыми подводными крыльями

Катамаран // 2101207
Изобретение относится к водным средствам перемещения, а именно к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по горным рекам

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных пассажирских судов

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Катамаран // 2106279

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции днища корпуса глиссирующей амфибии

Судно // 2108257
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования транспортных катамаранов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования быстроходных судов, оборудованных комплексов автоматических управляемых интерцепторов и движущихся в переходном режиме или в режиме глиссирования
Наверх