Способ переработки сырья отработанных аккумуляторных батарей

 

Использование: cбор и переработка лома цветных металлов, в частности аккумуляторного лома. Сущность: исключение потерь сырья при его транспортировке путем отказа от операции загрузки-выгрузки отработанных аккумуляторных батарей, полный отказ от дополнительного свинца для разделения фракций при проведении разделительной плавки, получение в результате восстановительной плавки мягкого свинца, более обедненного по содержанию сурьмы. Для этого сырье после освобождения от серной кислоты и отделения от корпуса аккумуляторов загружают в транспортно-разделительные контейнеры, которые нагревают до выплавления из сырья металлической фракции и слива ее через донные сепараторы контейнеров. Оставшуюся в контейнерах окисно-сульфатную фракцию загружают для восстановительной плавки в питательно-смесительный бункер в объемном соотношении с углеродсодержащим восстановителем, равным 1:3.1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к способам сбора и переработки лома цветных металлов, в частности к способам переработки аккумуляторного лома.

Известен способ переработки свинцового лома аккумуляторов, включающий отделение его от корпуса, освобождение от серной кислоты и переплавку в пламенных печах с использованием процессов восстановления.

Полученный при этом черновой свинец очищают от металлических примесей (рафинируют) посредством добавки кислорода воздуха и цинка.

Образующийся при рафинировании шлак вместе с богатым по содержанию сурьмы шлаком пламенных печей используют в шахтных печах и выплавленный обогащенный сурьмой черновой свинец многократно рафинируют с использованием специальных реагентов (серы, и др. ) и доводят до свинцово-cурьмянистого сплава (Г. Шуберт "Подготовка металлических вторичных материалов". Ресурсы. Классификация. Измельчение. Москва, "Металлургия", 1989, с. 138-139).

Воздействие на аккумуляторный лом в пламенной печи одновременно двух процессов: плавления свинцово-сурьмянистого сплава и восстановление до металла оксидов и сульфатов мягкого свинца при температуре 1200oC, значительно превышающей температуру плавления свинцово-сурьмянистого сплава (290-310oC) в мощных воздушно-газопламенных потоках приводит к выгоранию свинца и сурьмы и выносу их в виде пылевидных окислов в значительных количествах, что является причиной экологических загрязнений.

Флюсовые материалы (Na2СO3, СaО, NaCl), вводимые в шихту для улучшения плавления в пламенной печи образуют новый продукт-шлак, обогащенный свинцом и сурьмой, который можно возвратить в процесс с большими энергетическими затратами на извлечение с образованием новых шлаков, загрязняющих атмосферу и почву.

Интенсивный воздушно-газопламенный поток в пламенной печи требует усиленного отсоса продуктов горения, вместе с которыми уносится большое количество пыли, состоящей, в основном, из окисей свинца и сурьмы, что требует дорогостоящего оборудования, больших энергетических и капитальных затрат для пылеулавливания, сбора пыли и возвращения ее после агломерирования в процесс.

В процентном отношении пылеунос составляет от 10-15% от общего веса переплавляемых материалов, причем на рукавных фильтрах задерживается 95-97% веса пыли. Остальная часть пыли улетает в окружающую среду и создает экологически опасную зону.

При производстве аккумуляторов используют свинцово-сурьмянистый сплав и чистый (мягкий) свинец для приготовления пасты, В аккумуляторном слое свинцово-сурьмянистый сплав находится в решетках и перемычках, а чистый (мягкий) свинец в оксидах и сульфатах свинца. Одновременный переплав сплава и восстановление до металла окислов и сульфатов мягкого свинца приводит к потере последнего и образованию обедненного по сурьме свинцово-сурьмянистого сплава.

При использовании такого сплава в аккумуляторном производстве требуется как тщательное рафинирование полученного сплава до мягкого свинца, так и восстановление в нем прежнего содержания сурьмы.

Наиболее близким к заявляемому является способ переработки отработанных аккумуляторных батарей, включающий разделение их на металлизированную и окисно-сульфатную фракции с последующей электроплавкой в присутствии углекислого натрия, используемого в качестве шихты, углеродсодержащего восстановителя и флюса. При этом плавку окисно-сульфатной фракции ведут с использованием в качестве флюса шлака, полученного в результате плавки металлизированной фракции, и углекислого натрия в соотношении (2-4):1, а плавку металлизированной фракции ведут под слоем флюса, в качестве которого используют шлак плавки окисно-сульфатной фракции.

В процессе плавки по этому способу получаются пыль и шлак, с которыми теряется до 1,7% свинца и 15% сурьмы.

В этом способе извлекают сурьму в сурьмянистый сплав, а затем рафинированием получают мягкий свинец с содержанием сурьмы 0,1% (т.е. обедненный по сурьме свинец, а.с. СССР N 996488 С 22 В 7/00 опубл. 1983).

Таким образом, полученные в результате осуществления способа продукты непригодны без дальнейшей переработки для производства пасты, перемычек и решетчатых пластин аккумуляторных батарей.

Кроме того, недостатками известного способа являются ведение процесса при высокой температуре 1200oC, значительный пылеунос и, вследствие этого, загрязнение атмосферы.

Ведение процесса при высокой температуре требует наличия шлаков для сокращения угара металлов. Переработка этих шлаков для дальнейшего извлечения свинца и сурьмы ведет к образованию отвальных продуктов, загрязняющих почву.

В известном способе не предусмотрено мер по ресурсосбережению аккумуляторного лома с момента выхода из строя аккумуляторов до начала его пеpеработки по известному способу. Действующая ныне централизованная переработка аккумуляторного лома сопряжена с огромными безвозвратными потерями сырья (до 30-40% ). Практически, при загрузке, транспортировке, разгрузке, а также при разделке на предприятиях переработки отработанных аккумуляторных батарей теряется (высыпается) вся окисно-сульфатная фракция. На правильных печах ВЦМ с открытым пламенем теряется еще до 20% свинцовых отходов.

В основу изобретения положена задача получения из отработанных аккумуляторных батарей, отделенных от корпуса и освобожденных от серной кислоты, свинцово-сурьмянистого сплава и мягкого свинца состава, непосредственно используемого для производства перемычек, решетчатых пластин и пасты аккумуляторных батарей без дополнительного добавления сурьмы и рафинирования, с минимальными затратами на осуществление способа и без загрязнения окружающей среды, исключения потери сырья при его транспортировке путем отказа от операций загрузки-выгрузки отработанных аккумуляторных батарей, получать в результате восстановительной плавки мягкий свинец, более обедненный по содержанию сурьмы.

Поставленная задача решается тем, что в способе переработки сырья отработанных аккумуляторных батарей, включающем разделение его на металлическую и окисно-сульфатную фракции путем предварительного нагрева до расплавления металлической фракции и плавку отделенной окисно-сульфатной фракции в присутствии углеродсодержащего восстановителя и флюса, разделение путем нагрева до выплавления металлической фракции осуществляют в транспортно-разделительном контейнере с перфорированным днищем, а восстановительную плавку оставшейся после расплавления и слива металлической фракции окисно-сульфатной фракции ведут в объемном соотношении с углеродсодержащим восстановителем, равном 1:3.

Кроме того, транспортно-разделительные контейнеры формируют в нагреваемом объеме в вертикально-горизонтальные ряды.

Переработка сырья отработанных батарей по предлагаемому способу позволяет сэкономить сотни тысяч тонн аккумуляторного лома и, прежде всего, его окисно-сульфатную фракцию, за счет того, что сырье после освобождения от серной кислоты и отделения от корпусов аккумуляторов загружают в транспортно-разделительные контейнеры в местах, наиболее приближенных к месту эксплуатации аккумуляторов (автобазах) или на пунктах их первоначального сбора. Эти загруженные контейнеры свозят к месту переработки сырья по предлагаемому способу и устанавливают рядами в устройствах предварительного нагрева сырья. Таким образом, сырье, сразу после вскрытия корпуса аккумулятора полностью загруженное в контейнеры, сбереженное и сохраненное, попадает на переработку без промежуточных выгрузок и загрузок.

Предварительный нагрев сырья в контейнерах до температуры 300-400oC обеспечивает расплавление металлической фракции, просачивание ее через сыпуче-комковую окисно-сульфатную фракцию и слив через перфорированные днища и перевернутые поддоны контейнеров в донную часть объема предварительного прогрева. Таким образом, разделение фракций при предварительном нагреве происходит в течение определенного времени, необходимого для более полного стока металлической фракции.

Такой сток металлической фракции с помощью поддержания определенной температуры позволяет получить сырье для восстановительной плавки, максимально обедненное по содержанию сурьмы.

Таким образом, в результате осуществления предлагаемого способа экономятся сотни тысяч тонн аккумуляторного лома и, прежде всего, его окисно-сульфатная фракция, составляющая 45% сырья, сырье для восстановительной плавки максимально обеднено по содержанию сурьмы. Предлагаемый способ не требует дополнительных энергетических затрат. Необходимость изготовлять транспортно-разделительные контейнеры многоразового пользования многократно окупается, обеспечив экологическую чистоту и громадные ресурсосбережения.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен транспортно-разделительный контейнер для транспортировки и выгрузки сырья, на фиг. 2 для предварительного нагрева сырья.

Способ осуществляют следующим образом.

Каждый изготовленный транспортно-разделительный контейнер содержит объемное устройство 1 с металлическими стенками 2, крышкой 3, вогнутое цилиндрической формы перфорированное металлическое днище 4, сплошной металлической цилиндрической формы съемный поддон 5. Стенки 2, днище 4 обрабатывают лиофобным составом. В положении поддона 5, изображенном на фиг. 1, контейнер предназначен для загрузки, транспортировки и выгрузки сырья. Такие контейнеры отправляют предприятиям-потребителям аккумуляторов или на сборные пункты аккумуляторного лома.

Предварительно освобожденный от серной кислоты аккумулятор разрешают вскрыть только перед загрузкой его содержимого в контейнер. Отделенный от корпуса аккумуляторный лом загружают в контейнер. При этом окисно-сульфатная фракция, высыпавшаяся на дно корпуса аккумулятора, аккуратно тоже высыпается в контейнер.

Загруженные аккумуляторы транспортируют к месту переработки. Перед установкой в устройство предварительного нагрева в каждом из контейнеров снимают поддон и высыпавшуюся в них при транспортировке часть окисно-сульфатной фракции пересыпают в контейнеры. Сам поддон обрабатывают с обеих сторон лиофобным составом, переворачивают, устанавливают выпуклой стороной вверх под днищем и закрепляют. Лиофобным составом обрабатывается вся внешняя поверхность контейнера. В положении поддона 5, изображенном на фиг. 2, и без крышки 3 контейнер предназначен для предварительного нагрева сырья.

Контейнеры могут быть и другой конструкции. Например, днище может быть шаровой, пирамидальной или наклонно-плоской формы, но обязательно с перфорационными отверстиями диаметром 2-3 мм. Также различной формы могут быть поддоны, обязательно сплошные. Главное требование по всем конструкциям контейнеров состоит в том, чтобы расплавленный свинец протекал через перфорации на поддон, с которого, в свою очередь, направленно через поддоны сливался по внешним сторонам контейнера в донную часть устройства предварительного нагрева.

Именно днище и поддон контейнера представляют собой донный сепаратор, разделяющий металлическую и окисно-сульфатную фракции сырья.

Загруженные контейнеры устанавливают горизонтально-вертикальными рядами в нагреваемом через стенки объеме над донной частью устройства предварительного нагрева, включают нагрев через нагревательные элементы или газовые горелки.

Выплавленный из сырья в контейнерах свинцово-сурьмянистый сплав собирают в донную часть устройства предварительного нагрева, откуда, в свою очередь, его сливают в изложницы или на дальнейшую переработку.

По окончании разделительной плавки отключают нагрев, после охлаждения поднимают контейнеры, в каждом из них снимают поддон и переворачивают, плотно прикладывают снизу к днищу и закрепляют, как изображено на фиг. 1, выгружают из контейнеров окисно-сульфатную фракцию в питательно-смесительный бункер в объемном соотношении с углеродсодержащим восстановителем, равным 1: 3.

Полученную смесь загружают в аппарат восстановительной плавки в присутствии, например, содо-поташного расплава в качестве флюса. Результатом плавки является свинец, обедненный по содержанию сурьмы.

Опорожненные контейнеры обрабатывают с внутренней стороны лиофобным составом и отправляют для новых загрузок.

Пример: Изготовлены 1000 транспортно-разделительных контейнеров с донными сепараторами цилиндрической формы, каждый на 150 кг загруженного сырья. Контейнеры распределены на определенной административной территории из расчета заполнения каждого в течение месяца, т.е. ежегодно собирают сырье: 1000.12.0,15 1800 тонн Одна суточная загрузка в устройства предварительного нагрева вмещает 40 контейнеров общим весом 6 тонн сырья. Нагрев электрический, через стенку, мощностью 100 кВт, в течение 24 часов.

С донной части устройств предварительного нагрева снимают 2,893 тонн свинцово-сурьмянистого сплава.

Из контейнеров выгружают 3,09 тонн окисно-сульфатной фракции.

После восстановительной электроплавки в присутствии углеродсодержащего восстановителя и карбонатов натрия и калия в качестве флюса получают 2,367 тонн обедненного по содержанию сурьмы (до 0,1%) мягкого свинца.

Таким образом, годовое производство свинцово-сурьмянистого cплава составляет 867,9 тонн, годовое производство мягкого свинца составляет 710 тонн.

Оборудование: устройство предварительного нагрева в количестве 5 штук, причем, каждое с загрузочным объемом размером 1500х1000х3000 мм3; объемом донной части размером 1500х500х500 мм2, раздвижными нагревательными стенками.

Установка восстановительной электроплавки с объемом плавильной ванны размером 750х550х650 мм3.

Два трансформатора 380х220/20 мощностью 100 кВт.

Регулятор мощности типа "Термокон".

Подъемник Тележка с изложницами Производительность установки по металлу, т/сутки 5 Cебестоимость установки, тыс.руб. 2500-3000 Cтоимость вторичного свинца, тыс.руб./т 50 Cтоимость сертификатного свинца, тыс.руб./т 100 Эксплуатационные расходы, тыс.руб./т 10
Стоимость аккумуляторного лома, тыс.руб./т 0-20
Окупаемость установки, месяц 2,5
Годовая прибыль из расчета непрерывной работы за 300 суток, млн.руб. - 30-105
Для успешного использования предлагаемого способа необходимо провести соответствующие организационные мероприятия регионального и даже государственного масштаба.

Так, при ныне действующих правилах списания отработанных аккумуляторов на автобазах производят намеренную порчу корпуса, что приводит к необратимой потере сырья из-за его высыпания на почву, остатки разгромленных аккумуляторов внавал перевозят по железной дороге к заводам ВЦМ.

Необходимо ввести правило вскрытия списываемого аккумулятора при наличии транспортно-разделительного контейнера, в который следует загружать сырье аккумулятора в соответствии с предлагаемым способом.

Необходимо также запретить перевозку отработанных аккумуляторов по железной дороге, а разрешить перевозить аккумуляторный лом лишь загруженным в транспортно-разделительные контейнеры.

Необходимо также запретить централизованный завоз аккумуляторного лома на заводы ВЦМ или на участки переработки сырья при аккумуляторных заводах, т. к. в этом случае при разделе аккумуляторов (простым ударом кувалды) имеет место наибольшая невозвратная потеря сырья.

Свинец ценнейшее сырье, при неправильном отношении к которому при переработке, использовании и транспортировке имеют место неблагоприятные воздействия на окружающую природу и невозвратные его потери.

Предполагаемым изобретением заявляется способ отношения к свинцовому сырью, по своим последствиям сравнимым с действующими способами обеспечения безопасности и ресурсосбережения радиоактивных материалов и драгметаллов, что принесет народному хозяйству России колоссальные выгоды.

Для полной и систематической переработке всего аккумуляторного лома в Российской Федерации необходимо разместить минимум около 100 установок, работающих по предлагаемому способу. В ближнем зарубежье требуется еще 60 установок. Каждое из этих предприятий должно представлять собой предприятие с круглосуточным режимом работы со штатом 30-40 человек. В задачу такого предприятия должно входить: сбор сырья по предложенному способу (контейнерами), размещение, установка, пуск и эксплуатация оборудования, реализация продукции. Каждое из таких предприятий должно объединяться с другими единством технологии, научного сопровождения и хозяйственной деятельностью через холдинговую ассоциацию.

Задачей такой ассоциации являются: разработка и совершенствование технологии, научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, изготовление, пуско-наладка и ремонт оборудования, поставка продукции аккумуляторным заводам России по договорам, создание и совершенствование инфраструктуры управления, финансирования, изготовления, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, подготовка и обучение производственных кадров и т.д.

Научно-производственное предприятие "Ионика", как заявитель о выдаче патента на предполагаемое изобретение и как возможный его патентообладатель, предлагает Российскому патентному ведомству, администрации Свердловской области и другим заинтересованным организациям и физическим лицам учредить Российскую холдинг-ассоциацию по переработке аккумуляторного лома и поставке сертификатного свинца и его сплавов аккумуляторным заводам России.

Исторически так сложилось, что почти все аккумуляторные заводы находятся в России, а заводы по переработке аккумуляторного лома и выпуску его сплавов для аккумуляторных заводов находятся на Украине и в Казахстане, т.е. в нынешнем ближнем зарубежье. В результате при современной ситуации варварским способом собираемый и транспортируемый Россией аккумуляторный лом везется в Казахстан и Украину и оттуда обратным путем сертификатный свинец поступает на российские заводы. Цены на него монопольно устанавливаются в ближнем зарубежье, в результате продажная цена аккумуляторов становится недоступной простому потребителю, предприятиям в городах и сельской местности.

Региональная экологически чистая переработка отработанных аккумуляторов по предлагаемому способу, максимально приближенная к месту эксплуатации аккумуляторов благодаря холдинговым предприятиям позволяет обеспечить выход по свинцу до 99% Причем, посредством разделительной плавки получают сразу вторичный свинцово-сурьмянистый сплав почти соответствующий сертификату, и готовое исходное сырья (оксиды и сульфаты свинца) для восстановительной плавки по предлагаемому способу, в которой получают свинец с содержанием сурьмы до 0,1% как исходное сырье для значительно более дешевого получения мягкого свинца рафинированием.

Оснащение регионов России установками по предлагаемому способу различной производительности и типоразмеров, включаемыми по мере накопления сырья, позволит исключить экологически вредные и дорогие перевозки аккумуляторного лома, вернуть в хозяйственный оборот сотни тысяч тонн свинца, перевести часть заводов ВЦМ России на режим рафинирования (получения мягкого свинца) и выпуск свинцово-сурьмянистого сплава по сертификату из слитков вторичного свинца, получаемого на установках холдинговых предприятий.

Возможно и непосредственно производство мягкого свинца и сертификатного свинцово-сурьмянистого сплава на холдинговых предприятиях по договору с аккумуляторными заводами России, которые в настоящее время находятся в большой зависимости от поставок сырья из монопольного ближнего зарубежья. Такие договоры с аккумуляторными заводами значительно повысили бы заинтересованность автобаз в сдаче аккумуляторного лома за готовые аккумуляторы. Для успеха дела требуется экспансивный стиль деятельности договаривающихся сторон.

Успешное начало дела требует всего 15-230 миллионов рублей первоначального (учредительного) капитала для выполнения в течение календарного года следующих работ:
проведение проектно-конструкторских работ, выпуск проектно-конструкторской документации и получение экологического паспорта;
изготовление и комплектация установки, работающей по предлагаемому способу;
размещение и пуско-наладка оборудования на первом холдинговом предприятии;
опытно-промышленная эксплуатация;
организация учебного центра по подготовке кадров для холдиновых предприятий.

Дальнейший рост числа холдинговых предприятий можно обеспечить на основе их самоокупаемости, а для более быстрого расширения дела возможны региональные льготные кредиты, инвестиции.

Накопление опыта, наличие всей необходимой документации позволит передавать установки и организовывать производства на основе лицензионных соглашений с предприятиями ближнего и дальнего зарубежья.


Формула изобретения

1. Способ переработки отработанных аккумуляторных батарей, включающий разделение его на металлическую и окисно-сульфатную фракции путем предварительного нагрева до расплавления металлической фракции и плавку отделенной окисно-сульфатной фракции в присутствии углеродсодержащего восстановителя и флюса, отличающийся тем, что разделение осуществляют путем нагрева до выплавления металлической фракции в транспортно-разделительном контейнере с перфорированным днищем, а восстановительную плавку оставшейся после расплавления и слива металлической фракции окисно-сульфатной фракции ведут в объемном соотношении с углеродсодержащим восстановителем, равным 1 3.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что транспортно-разделительные контейнеры устанавливают в нагреваемом объеме в многоярусные вертикально-горизонтальные ряды.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 02.03.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 15-2003

Извещение опубликовано: 27.05.2003        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам переработки отходов производства алюминия

Изобретение относится к области цветной металлургии и может быть использовано для извлечения металла и других ценных компонентов из шлаков производства сплавов на основе алюминия, в частности силуминов
Изобретение относится к металлургии благородных металлов, а именно: к технике физических (сухих) методов обогащения вторичного сырья, содержащего благородные металлы, как то: золото, серебро и металлы платиновой группы

Изобретение относится к технологиям извлечения лития из отходов и может быть использовано при переработке твердых отходов, где в качестве другого компонента содержится алюминий
Изобретение относится к металлургии рения и может быть использовано для извлечения его из углеродсодержащего жидкого сырья - металлоносных нефтей и природных битумов, а также их тяжелых остатков

Изобретение относится к области гидрометаллургии и может быть использовано для извлечения золота и серебра из электронных плат отработанных электронных машин типа Минск-32, ЕС-1035 и СМ-1420, лома и отходов электронной, радиотехнической и часовой промышленности

Изобретение относится к металлургии цветных металлов и может быть использовано при извлечении металла из алюминиевых шлаков, в частности силуминовых

Изобретение относится к цветной металлургии и может быть использовано для извлечения металлов из шлаков производства алюминиевых сплавов, например силуминов

Изобретение относится к способу обработки в реакторе отработанных набоек, в частности после демонтажа ванн для производства алюминия методом электролиза по технологии Hall-Heroult
Изобретение относится к способам извлечения платины отработанных платиновых катализаторов нефтепереработки с основой из оксида алюминия и может быть использовано при переработке вторичного сырья

Изобретение относится к переработке отходов бронированного кабеля и установке для его осуществления
Изобретение относится к цветной металлургии, в частности, к способам получения меди из медьсодержащих отходов производства
Наверх