Способ утилизации отработанного моторного масла

 

Изобретение относится к способам утилизации отработанного моторного масла и может быть использовано на нефтеперерабатывающих предприятиях, а также при добыче нефти для борьбы с асфальтосмолистопарафиновыми отложениями в нефтепромысловом оборудовании. Изобретение решает задачу сокращения эксплуатационных и капитальных затрат способа утилизации отработанного моторного масла и последующего квалифицированного использования продукта утилизации, в частности, в качестве реагента для борьбы с асфальтосмолистопарафиновыми отложениями. Сущность способа заключается в том, что отработанное моторное масло смешивают с 4,4-диметил-1,3-диоксаном при следующем соотношении компонентов, мас. %: 4,4-диметил-1,3-диоксан 98,0-99,5; отработанное моторное масло (ОММ) - 0,5-2,0; с последующей закачкой полученной смеси в поток нефти в нефтепромысловом оборудовании, в соотношении 1:0,005-1:0,020 мас.%, соответственно. 3 табл.

Изобретение относится к способам утилизации отработанных моторных масел (ОММ) и может быть использовано на нефтеперерабатывающих предприятиях.

Известно использование ОММ в качестве котельного топлива [1] Указанный способ экологически вреден, так как в ОММ содержится большое количество металлосодержащих и гетерогенных веществ, при сжигании которых образуются опасные для здоровья человека и окружающей среды вредные выбросы, а оборудование котельных преждевременно выходит из строя.

Наиболее близким по технической сущности (прототипом) является способ утилизации отработанных масел путем смешения их с сырой нефтью для последующей совместной переработки по полной технологической схеме [2] Способ экономически невыгоден, кроме того, повышенное содержание электропроводящих веществ (металла, золы) и наличие высокоэффективных диспергирующих присадок отрицательно влияют на процесс обессоливания нефти и выводят из строя электродегидраторы.

Предлагаемое изобретение решает задачу удешевления способа за счет сокращения эксплуатационных и капитальных затрат, снижения температуры насыщения нефти парафином за счет введения в поток нефти продукта утилизации.

Сущность способа утилизации заключается в том, что отработанное моторное масло предварительно смешивают с 4,4-диметил-1,3-диоксаном при следующем соотношении компонентов, мас.

отработанное моторное масло 0,5-2,0 4,4-диметил-1,3-диоксан 98,0-99,5 с последующим введением полученной смеси в поток нефти в нефтепромысловом оборудовании в соотношении 1:0,005-0,02 по массе соответственно.

4,4-диметил-1,3-диоксан (C6H12O2) относится к соединениям класса циклических ацеталей и представляет собой бесцветную жидкость молекулярной массой 116,16, динамическая вязкость при 20oC-1,36 мПа, плотность 960 кг/м3, имеет специфический запах, температура кипения 133oC, самовоспламенения 369oC, застывания 55oC, неограниченно растворяется в органических растворителях, устойчив в щелочных и нейтральных средах, стабилен при длительном хранении и широких интервалах температур и давлений. 4,4-диметил-1,3-диоксан растворим в воде до 18% и в минерализованной воде до 8% Физико-химические свойства отработанного моторного масла даны в табл. 1.

Усредненный состав загрязняющих примесей в отработанном масле, мас. приведен в табл. 2.

Способ утилизации моторного масла осуществляют путем смешения 4,4-диметил-1,3-диоксана в соотношении 98,0.99,5 с ОММ в количестве 0,5.2,0 мас. с последующим введением полученной смеси в поток нефти в нефтепромысловом оборудовании в соотношении 1:0,005.0,02 мас. соответственно.

В таблице 3 приведены данные снижения температуры насыщения нефти парафином при закачке в поток нефти смеси 4,4-диметил-1,3-диоксана и отработанного моторного масла.

Как следует из табл. 3, оптимальное соотношение растворителя и добавки ОММ 99,0: 1,0 мас. так как при меньшем или большем соотношении температура насыщения нефти парафином увеличивается, при этом при соотношении компонентов 99,5: 0,5 в меньшую сторону, а при соотношении 98,0:2,0 мас. в большую.

Таким образом, предлагаемый способ утилизации экологически чист, дешев, полученный в результате смешения продукт утилизации может быть использован для борьбы с асфальтосмолистопарафиновыми отложениями, введение которого в поток нефти позволяет усилить эффект снижения температуры насыщения нефти парафином.

При использовании предлагаемой смеси растворителя и отработанного моторного масла для борьбы с асфальтосмолистопарафиновыми отложениями значительно снижается стоимость реагента, расширяется ассортимент.

Источники информации 1. Брайт Н.В. Михеев Э.А. Основные направления рационального использования отработанных нефтепродуктов в народном хозяйстве //Нефтеснабжение: Реферативный сб. 1978. N 1. С. 15-16.

2. Переработка отработанных минеральных масел / Бухтер А. И. Непогодьев А. В. Варшавский А.Н. // Темат. обзор. Сер. Переработка нефти. М. ЦНИИТЭнефтехим, 1975.

Формула изобретения

Способ утилизации отработанного моторного масла путем его введения в нефть, отличающийся тем, что отработанное моторное масло предварительно смешивают с 4,4-диметил-1,3-диоксаном при следующем соотношении компонентов, мас.

Отработанное моторное масло 0,5 2,0 4,4-Диметил-1,3-диоксан 98,0 99,5 с последующим введением полученной смеси в поток нефти в нефтепромысловом оборудовании в массовом соотношении 1:0,005 0,02 соответственно.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к использованию вторичных ресурсов нефтепродуктов и может быть использовано при очистке отработанных масел на маслоочистительных и регенерационных установках в различных отраслях народного хозяйства, в том числе в сельскохозяйственном производстве

Изобретение относится к области химической технологии, а именно к способам и устройствам для обработки жидкостей, в частности использованных смазочных материалов, с целью получения полезных продуктов

Изобретение относится к очистке нефтяных масел марок И-5А (велосит), И-8А (вазелиновое), И-12A (ИС-12, веретенное 2), И20А (ИС-20, веретенное 3), И-25А (ИС-25), И-30А (ИС-30, машинное Л), И-40А (ИС-45, машинное С), И-50А (ИС-50, машинное СУ), И-70А (ИС-65), И-100 (ИС-100) из пульпы отработанной смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) на операции резки технического камня (яшма, агат, халцедон, ситалл и т.п.), имеющего основой кремнезем

Изобретение относится к контактной очистке отработанных минеральных масел

Изобретение относится к машиностроению, в частности к регенерации отработанных масел

Изобретение относится к регенерации отработанных минеральных масел, в частности к очистке и регенерации моторного масла

Изобретение относится к технологии экстракционной очистки отработанных индустриальных масел и может быть использовано в металлообрабатывающем производстве
Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к регенерации отработанных масел

Изобретение относится к способам регенерации отработанного или свежего загрязненного в процессе транспортирования, хранения и использования смазочного масла и может использоваться на нефтебазах, станциях технического обслуживания автотракторной техники, автотранспортных и других предприятиях, использующих автотракторную технику

Изобретение относится к способу и установке для регенерации отработанных смазочных масел
Изобретение относится к адсорбционной технологии регенерации отработанных нефтяных масел и смазок, применяемых в вакуумных насосах, компрессорах и другом вакуумном оборудовании, в частности вакуумных масел типа ВМ-3, 4, 6, 12
Изобретение относится к регенерации отработанных минеральных, в частности трансформаторных, масел и может быть использовано на маслоочистительных и регенерационных установках в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к разделению различных веществ в связи с обработкой углеводородных масел и, более конкретно, к способу и устройству фильтрации, дегазации, дегидратации и устранения продуктов старения в изоляционных и других нефтяных маслах

Изобретение относится к восстановлению свойств отработанных смазочных масел и может быть использовано на маслоочистительных и регенерационных установках

Изобретение относится к удалению загрязнений из сырых или переработанных минеральных нефтепродуктов и, в частности оно касается удаления загрязнений из использованных моторных масел
Наверх