Желобчатый профиль

 

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для крепления горных выработок. Обеспечивает увеличение сопротивления и снижает деформацию элементов при работе крепи в тяжелых условиях. Сущность изобретения: наружные и внутренние поверхности наклонных стенок выполнены в виде цилиндрических поверхностей, образующие которых расположены вдоль профиля, угол, образованный осью симметрии профиля и хордой, проведенной через точки пересечения внутренней поверхности и наклонных стенок с верхней поверхностью фланца и верхней поверхностью днища, меньше угла между осью симметрии и хордой, проведенной через точки пересечения наружной поверхности и наклонных стенок с нижней поверхностью фланца и с нижней поверхностью днища. Опорные грани и наклонные поверхности фланцев могут быть непараллельны и выполнены криволинейными. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для крепления горных выработок.

Известна конструкция желобчатого профиля, содержащая днище, наклонные стенки с фланцами на концах, имеющими плоские поверхности (Гелескун М.Н. Каретников В.Д. Справочник по креплению капитальных и подготовительных горных выработок. М. Недра, 1982, с.27, рис. 2.1).

Недостатком указанного профиля является то, что податливые крепи из этого профиля нестабильное сопротивление, так как при действии в податливых узлах изгибающих моментов внутренний профиль (верхняк) проваливается во внешний профиль (стойку), разрывая его конец на лепестки, верхний замок при этом ослабевает, нижний вытягивается и образует "зев".

Конструкция желобчатого профиля, выбранного в качестве прототипа, содержит днище, наклонные стенки с фланцами на концах, имеющими плоские поверхности; верхние и нижние поверхности фланцев параллельны и расположены перпендикулярно оси симметрии профиля; на нижних поверхностях фланцев выполнены выступы с опорными гранями, а к верхним поверхностям фланцев примыкают наклонные поверхности, расположенные параллельно опорным граням (патент РФ N 1701928, кл.E 21 D 11/14, 1991).

Недостатками известного профиля являются следующие: наклонные стенки имеют сопрягаемые под углом участки плоских поверхностей, поэтому для плотного прилегания в податливых узлах наружных поверхностей наклонных стенок внутреннего профиля и внутренних поверхностей наклонных стенок наружного профиля необходимо, чтобы ширина лотка профиля на уровне верхних поверхностей фланцев была равна ширине профиля по наружным поверхностям наклонных стенок на уровне нижних поверхностей фланцев, а длина плоских поверхностей наклонных стенок и углы их наклона на сопрягаемых участках должны совпадать, что требует повышенной точности изготовления профиля. При несовпадении указанных размеров за счет их разброса при изготовлении наружные и внутренние поверхности наклонных стенок соединяемых профилей в податливых узлах будут расположены под углом друг к другу и их сопряжение будет происходить не по плоским поверхностям, а по линии (см. фиг.1), что значительно уменьшит площадь их взаимодействия, в результате уменьшится сопротивление крепи в податливом режиме и для его увеличения потребуется дополнительное усилие сжатия профилей в податливых узлах с соответствующим увеличением прочности и металлоемкости замковых соединений; прямолинейные участки наклонных стенок профиля при сложно-напряженном состоянии рамы крепи, установленной в выработках с тяжелыми горно-геологическими условиями, деформируются от потери устойчивости, что приводит к значительной деформации элементов крепи и непригодности их для повторного использования.

Основной задачей изобретения является повышение эффективности крепи за счет увеличения ее сопротивления и увеличения количества повторно используемых элементов.

Указанная задача решается тем, что в желобчатом профиле, содержащем днище и наклонные стенки с фланцами на концах, имеющими параллельные верхние и нижние поверхности, на нижних поверхностях выполнены выступы с опорными гранями, а к верхним поверхностям примыкают наклонные поверхности, наружные и внутренние поверхности наклонных стенок выполнены в виде цилиндрических поверхностей, образующие которых расположены вдоль профиля, пи этом угол, образованный осью симметрии профиля и хордой, проведенной через точки пересечения внутренней цилиндрической поверхности наклонной стенки с верхней поверхностью фланца и с верхней поверхностью днища, меньше угла между осью симметрии профиля и хордой, проведенной через точки пересечения наружной цилиндрической поверхности наклонной стенки с нижней поверхностью фланца и нижней поверхностью днища. Опорные грани и наклонные поверхности могут быть непараллельны и выполнены криволинейными.

Технический результат следующий: повышается величина и стабильность сопротивления крепи в податливом режиме, так как при меньшем усилии сжатия замками профилей в податливых узлах увеличивается усилие сжатия взаимодействующих наружных и внутренних цилиндрических поверхностей наклонных стенок соединяемых профилей. Это объясняется тем, что при большем угле наклона хорды, соединяющей точки пересечения наружной цилиндрической поверхности наклонной стенки с нижней поверхностью фланца и нижней поверхностью днища, ширина профиля по наружным поверхностям наклонных стенок на уровне нижних поверхностей фланцев больше ширины лотка профиля на уровне верхних поверхностей фланцев. При таком исполнении посадка элементов в податливых узлах при сжатии профилей замками происходит с натягом независимо от разброса размеров при изготовлении, а взаимодействие наружных и внутренних поверхностей наклонных стенок за счет их цилиндрической формы происходит практически по всей площади; снижается деформация элементов при работе крепи в тяжелых горно-геологических условиях, так как плавно изогнутая криволинейная форма наклонных стенок увеличивает устойчивость профиля при работе в предельном состоянии от действия нормальных (тангенциальных) сил и изгибающих моментов; за счет снижения усилия сжатия профилей в податливых узлах уменьшается металлоемкость замков; снижается влияние точности изготовления профиля на сопротивление крепи в податливом режиме.

На чертеже представлен поперечный разрез желобчатого профиля.

Желобчатый профиль содержит днище 1, наклонные стенки 2 с фланцами 3. Верхние 4 и нижние 5 поверхности фланцев 3 параллельны и могут быть расположены перпендикулярно оси симметрии 6. На нижних поверхностях 5 выполнены выступы 7 с опорными гранями 8, к верхним поверхностям 4 примыкают наклонные поверхности 9. Наружные 10 и внутренние 11 поверхности наклонных стенок 2 выполнены в виде цилиндрических поверхностей, расположенных вдоль профиля, то есть их образующие параллельны продольной оси профиля. Угол образованный осью симметрии 6 и хордой 12, проведенной через точки пересечения внутренней цилиндрической поверхности 11 с верхней поверхностью 4 фланца 3 и верхней поверхностью 13 днища 1, меньше угла a1 образованного осью симметрии 6 и хордой 14, проведенной через точки пересечения наружной цилиндрической поверхностью 15 днища 1. При этом толщина наклонных стенок 2 увеличивается от фланцев 3 к днищу 1. Опорные грани 8 и наклонные поверхности 9 могут быть выполнены непараллельными и иметь криволинейную форму. Радиусы кривизны R и R1 наружных 10 и внутренних 11 цилиндрических поверхностей наклонных стенок могут быть равными или один радиус может быть больше другого радиуса. Ширина профиля b1 расстояние между точками пересечения наружных цилиндрических поверхностей 10 наклонных стенок 2 с нижними поверхностями 5 фланцев 3 больше ширины лотка b2 расстояния между точками пересечения верхних поверхностей 4 фланцев 3 с внутренними цилиндрическими поверхностями 11 наклонных стенок 2. Ширина b4 поверхности 5 может быть больше ширины b3 поверхности 4. Все участки сопряжения поверхностей имеют технологические радиусы закруглений.

При возведении крепи из предлагаемого профиля усилие сжатия замками соединяемых элементов в податливых узлах при одинаковом по сравнению с прототипом сопротивления крепи снижается на 40-50% Например, при сопротивлении податливого узла осевой нагрузке 120-130 кН момент закручивания гаек в замках составляет 100 Нм, против 170-180 Нм у прототипа. При этом повышается стабильность сопротивления крепи, так как оно в основном создается за счет взаимодействия и проскальзывания в податливых узлах установленных с натягом цилиндрических поверхностей наклонных стенок профилей соединяемых элементов при значительном уменьшении усилия затягивания замков. Замки в этом случае обеспечивают в основном прочность податливых узлов при их работе на изгиб.

Деформация элементов при работе крепи в тяжелых горно-геологических условиях снижается не менее, чем на 15-20% за счет повышения устойчивости предлагаемого профиля, что позволит увеличить процент повторного использования крепи и повысить ее надежность.

Формула изобретения

1. Желобчатый профиль, содержащий днище и наклонные стенки с фланцами на концах, верхние и нижние поверхности фланцев параллельны, на нижних поверхностях фланцев выполнены выступы с опорными гранями, а к верхним поверхностям фланцев примыкают наклонные поверхности, отличающийся тем, что наружные и внутренние поверхности наклонных стенок выполнены в виде цилиндрических поверхностей, образующие которых расположены вдоль профиля, при этом угол, образованный осью симметрии профиля и хордой, проведенной через точки пересечения внутренней цилиндрической поверхности наклонной стенки с верхней поверхностью фланца и с верхней поверхностью днища, меньше угла между осью симметрии профиля и хордой, проведенной через точки пересечения наружной цилиндрической поверхности наклонной стенки с нижней поверхностью фланца и с нижней поверхностью днища.

2. Профиль по п. 1, отличающийся тем, что опорные грани и наклонные поверхности непараллельны.

3. Профиль по п.1, отличающийся тем, что опорные грани и наклонные поверхности выполнены криволинейными.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для крепления горных выработок

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для разработки удароопасных пластов. Техническим результатом изобретения является повышение и обеспечение устойчивости выработки, пройденной по пласту, опасному по горным ударам, с целью минимизации последствий разрушения в случае горного удара. Способ крепления горных выработок, пройденных на пластах опасных по горным ударам, включающих крепление свода выработки комбинированной крепью, состоящей из анкерной и рамной крепи. При этом нижние в ряду анкера с помощью хомута с отверстиями прижимают стойку рамной крепи к массиву. Между массивом и хомутом на анкерах располагают податливый элемент. Анкера устанавливают под углом α к горизонтальной плоскости и закрепляют их в слое породы, являющемся продолжением почвы выработки. Угол α определяют по формуле град, где lа - активная длина анкера, м; b - расстояние от почвы выработки до места установки анкера, м; h - мощность непосредственной почвы, м. 2 ил.

Изобретение относится к ребру крепи для крепления и армирования горной выработки, а также к конструкции и способу крепления и армирования горной выработки на основе использования одного или нескольких ребер крепи согласно настоящему изобретению. Технический результат заключается в создании крепи с высокой устойчивостью. Ребро для крепления и армирования горной выработки содержит по меньшей мере первый конструктивный элемент, имеющий трубчатый корпус с внутренней полостью, приспособленной для заполнения бетоном после установки ребра крепи, и средство заполнения, функционально соединяемое со средством нагнетания бетона в полость. При этом ребро крепи содержит вентиляционное средство для отвода воздуха во время нагнетания бетона, причем вентиляционное средство выполнено с возможностью закрытия по время нагнетания, что вызывает увеличение внутреннего давления бетона. Способ крепления и армирования горной выработки, содержащий этапы установки первого ребра, выполненного согласно изобретению, заполнение внутренних полостей конструктивных элементов первого ребра крепи бетоном до, по меньшей мере, полного их заполнения. Продолжают нагнетание бетона при закрытом вентиляционном средстве с целью увеличения внутреннего давления бетона. 4 н. и 20 з.п. ф-лы, 17 ил.

Изобретение относится к области транспорта, гидротехникческих сооружений, а также к выработке туннелей в городских условиях. Техническим результатом является повышение надежности и безопасности выполнения работ по строительству туннелей или гидротехнических сооружений. Предложен самодвижущийся несущий свод туннеля, содержащий передний арочный каркас, задний арочный каркас, силовой цилиндр продвижения свода вперед и опорный силовой цилиндр. Причем передний арочный каркас содержит более трех передних продольных балок и более трех передних арочных балок. Причем все передние продольные балки проходят в продольном направлении по арочным верхним поверхностям передних арочных балок. При этом каждая передняя продольная балка присоединена ко всем передним арочным балкам, передняя арочная балка содержит первую полуарочную балку и вторую полуарочную балку. Причем первая полуарочная балка соединена с одним концом телескопической балки, а вторая полуарочная балка соединена с другим концом телескопической балки. Причем телескопическая балка содержит малую латеральную балку и большую латеральную балку, где один конец малой латеральной балки вставлен внутрь большой латеральной балки, а другой конец малой латеральной балки соединен с первой полуарочной балкой. Телескопическая балка снабжена внутри латеральным силовым цилиндром. Причем один конец этого латерального силового цилиндра шарнирно соединен с малой латеральной балкой, а второй конец этого латерального силового цилиндра шарнирно соединен с большой латеральной балкой. Один конец большой латеральной балки соединен со второй полуарочной балкой. Опорный силовой цилиндр расположен в нижней части переднего арочного каркаса. Задний арочный каркас содержит более трех задних продольных балок и более трех задних арочных балок. Причем все задние продольные балки проходят в продольном направлении по арочным верхним поверхностям задних арочных балок. При этом каждая задняя продольная балка присоединена ко всем задним арочным балкам, и опорный силовой цилиндр расположен в нижней части заднего арочного каркаса. Передние продольные балки и задние продольные балки проходят, чередуясь друг с другом, и между передней арочной балкой и соседней задней арочной балкой имеется пространство. Один конец силового цилиндра продвижения свода вперед присоединен к переднему арочному каркасу, а другой конец цилиндра продвижения свода вперед присоединен к заднему арочному каркасу. Причем передняя арочная балка и задняя арочная балка имеют дугообразную форму. 11 з.п. ф-лы, 15 ил.
Наверх