Электроизолированное соединение трубопроводов
Использование: техника трубопроводостроения в газовой, нефтяной и др. областях. Сущность изобретения: в электроизолированном соединении, содержащем металлические патрубки с кольцевыми утолщениями и крепежный элемент в виде втулки из волокнистого композиционного материала, патрубки выполнены из трубы, а кольцевые утолщения в количестве не менее двух на каждом патрубке выполнены из предварительно завальцованных профилей, неподвижно соединенных с патрубками, например, сваркой. Уплотнение выполнено в виде кольцевой манжеты из газонепроницаемого материала, охватывающей торцы патрубков, обращенных друг к другу, между которыми установлено защитное кольцо. 10 з.п. ф-лы, 8 ил.
Изобретение относится к технике трубопроводостроения в газовой, нефтяной, химической и др. отраслях промышленности.
Электроизолированные соединения применяются для электрического разъединения трубопроводов с целью защиты от коррозии за счет увеличения продольного сопротивления, препятствующего распространению блуждающих токов. В технике известны электроизолированные соединения, например, быстроразъемное электроизолированное соединение трубопроводов. Соединение имеет патрубки с кольцевыми утолщениями в месте стыковки. Крепежный элемент выполнен в виде муфты с проточкой и гайки, коаксиально расположенных относительно патрубков и соединенных по резьбе. Соединение имеет электроизоляционные прокладки между смежными торцами патрубков и патрубком и муфтой. В утолщениях патрубков выполнены кольцевые проточки, в которых размещены уплотнения. Указанное соединение имеет сравнительно высокую металлоемкость и трудоемкость изготовления (механической обработки) и практически непригодно для труб большого диаметра (1000, 1200, 1400 мм). Данное соединение с течением времени может терять герметичность вследствие текучести материала электроизоляционной прокладки, что требует периодической подтяжки резьбы, а это трудно выполнимо при больших диаметрах трубопровода в полевых условиях и подземной прокладке. Кроме того, указанное соединение имеет недостаточную изгибную жесткость из-за наличия между патрубком и муфтой электроизоляционной прокладки из неметаллического материала. При укладке и в процессе эксплуатации трубопровода с указанным соединением это может вызывать нарушение его целостности. В результате поиска по источникам патентной и научно-технической информации наиболее близким техническим решением, выбранном в качестве прототипа, является соединение труб (GB, заявка N 1396119, кл. F 16 L 47/02, 1975), содержащее металлические патрубки с выступами на концах, удерживающими армированную пластиковую втулку. Указанное соединение является электроизолированным в силу диэлектрических свойств материала армированной пластиковой втулки. Высокие физико-механические свойства армированного пластика обеспечивают достаточную прочность и жесткость соединения. Трудоемкость изготовления втулки из армированного пластика (волокнистого композиционного материала), получаемой намоткой волокон, пропитываемых смолой, сравнительно невелика. Однако указанная конструкция, также как и описанная выше, обладает теми же недостатками. Трудоемкость механической обработки и металлоемкость патрубков с выступами довольна велика, поскольку для их изготовления требуются заготовки в виде поковок или штамповок. В данной конструкции соединения не исключена также утечка газа (жидкости), находящегося под давлением, за счет проницаемости материала втулки, поскольку известно, что пластики имеют низкую трещиностойкость и герметичность (см. например, Конструкционные стеклопластики, М. Химия, 1979). Предлагаемое устройство позволяет устранить недостатки известных конструкций. Указанная цель достигается тем, что в электроизолированном соединении, содержащем металлические патрубки с кольцевыми утолщениями и крепежный элемент в виде втулки из волокнистого композиционного материала, патрубки выполнены из трубы, а кольцевые утолщения в количестве не менее двух на каждом патрубке из предварительно завальцованных профилей, неподвижно соединенных с патрубками, например, сваркой, при этом уплотнение выполнено в виде кольцевой манжеты из газонепроницаемого материала, охватывающей торцы патрубков, обращенных друг к другу, между которыми установлено защитное кольцо. Указанная совокупность признаков обеспечивает получение технического результата, заключающегося в повышении надежности, работоспособности соединения при одновременном снижении материалоемкости и трудоемкости изготовления. Увеличение количества кольцевых утолщений не менее двух на каждом патрубке позволяет снизить уровень контактных напряжений на границе втулка-утолщение за счет увеличения площади контакта. Однако увеличение утолщений свыше 4.5 не имеет смысла, поскольку распределение осевых напряжений и деформаций в слоях композиционного материала втулки, охватывающей утолщение, имеет экспоненциальный характер. Кроме того, увеличение количества утолщений позволяет уменьшить их высоту, что приводит к снижению изгибных напряжений в утолщениях, а также снять ограничения по соотношению высоты профиля к радиусу при вальцовке. Предварительная вальцовка профилей с последующей сваркой позволяет исключить нерациональную мехобработку патрубков, снизить металлоемкость и трудоемкость соединения. Изготовление патрубков из трубы облегчает врезку соединения в трубопровод, что также уменьшает трудоемкость работ по прокладке трубопровода. Наличие кольцевой манжеты из газонепроницаемого материала, охватывающей торцы патрубков, позволяет обеспечить надежную герметичность соединения. Защитное кольцо, установленное между торцами патрубков, обращенных друг к другу, предохраняет манжету от воздействия агрессивных компонентов газа (жидкости), а также от повреждения при прохождении по трубопроводу чистящих устройств, дефектоскопов и др. Указанная совокупность признаков обеспечивает получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны. В результате поиска по источникам патентной и научно-технической информации совокупность признаков, характеризующая предлагаемое изобретение, не была обнаружена. Таким образом, предлагаемое изобретение соответствует критерию охраноспособности "новизна". Предложенная конструкция соединения может найти применение в промышленности. Таким образом, предлагаемое изобретение соответствует критерию охраноспособности "промышленная применимость". В конкретных случаях выполнения заявленное соединение может характеризоваться дополнительными признаками: кольцевые утолщения выполнены в поперечном сечении круглыми; кольцевые утолщения выполнены в поперечном сечении в форме трапеции; кольцевые утолщения имеют одинаковую площадь поперечного сечения; кольцевые утолщения имеют различную площадь поперечного сечения, при этом площадь утолщений равноудаленных от торцов патрубков, обращенных друг к другу, одинакова, а разноудаленных различна; на торцах патрубков, обращенных друг к другу, выполнены конические проточки с внутренних или внешних сторон; на торцах патрубков, обращенных друг к другу с наружной стороны, выполнены канавки, в которые входит кольцевая манжета; между манжетой и патрубками нанесен слой клея; втулка из волокнистого композиционного материала образована продольными и/или спиральными и кольцевыми слоями; продольные и/или спиральные слои волокнистого композиционного материала втулки последовательно охватывают кольцевые утолщения патрубков;продольные и/или спиральные слои волокнистого композиционного материала втулки попарно охватывают кольцевые утоления, равноудаленные от торцов патрубков, обращенных друг к другу. Указанные признаки обеспечивают получение дополнительных технических результатов, заключающихся в дополнительном повышении надежности, герметичности и прочности соединения при циклических нагрузках от внутреннего давления, а также при действии монтажных и эксплуатационных изгибающих моментов. На фиг. 1 представлен общий вид предлагаемой конструкции соединения с круглыми кольцевыми утолщениями одинаковой площади;
на фиг.2 вариант конструктивного выполнения соединения с кольцевыми утолщениями различной площади поперечного сечения в форме трапеции;
на фиг. 3 увеличенное изображение торца патрубка с конической проточкой на наружной стороне
на фиг. 4 увеличенное изображение торца патрубка с конической проточкой по внутренней стороне;
на фиг. 5 увеличенное изображение торца патрубка с резьбовыми канавками мелкого профиля;
на фиг.6 увеличенное изображение торца патрубка с канавками прямоугольного профиля;
на фиг.7 вариант конструкции соединения со втулкой из волокнистого композиционного материала, продольные и/или спиральные слои которого последовательного охватывают кольцевые утолщения патрубков;
на фиг.8 вариант конструкции соединения со втулкой из волокнистого композиционного материала, продольные и/или спиральные слои которого попарно охватывают кольцевые утолщения, равноудаленные от торцов патрубков, обращенных друг к другу. Возможность осуществления заявленного устройства подтверждается представленными фигурами, на которых цифрой 1 обозначены патрубки, изготовленные из тубы, 2 кольцевые утолщения, соединенные с патрубками 1 сваркой; 3 втулка из волокнистого композиционного материала; 4 кольцевая манжета из газонепроницаемого материала; 5 защитное кольцо. Кольцевые утолщения 2 могут быть в поперечном сечении круглыми или в форме трапеции, одинаковой или различной по мере удаления от торцов площади. На торцах патрубков 1 могут быть выполнены по внутренней или по наружной сторонам конические проточки 6. На торцах патрубков 1, обращенных друг к другу с наружной стороны, могут быть выполнены кольцевые канавки 7 различного профиля, в которые входит кольцевая манжета 4. Между манжетой 4 и патрубком 1 может быть нанесен слой клея 10. Втулка 3 из волокнистого композиционного материала содержит продольные и/или спиральные 8 и кольцевые 9 слои. Продольные и/или спиральные 8 слои волокнистого композиционного материала охватывают кольцевые утолщения 2 по наружным и боковым поверхностям последовательно или попарно. Изготовление заявленного изобретения производится путем установки на оправке соосно друг другу предварительно изготовленных патрубков 1 с приваренными кольцевыми утолщениями 2. Патрубки 1 устанавливаются с зазором, в котором и монтируется (или формуется) защитное кольцо 5, поверх которого устанавливается предварительно изготовленная (или формуемая в процессе изготовления соединения) кольцевая манжета 4, охватывающая торцы патрубков 1. Далее производят намотку продольных и/или спиральных 8 и кольцевых 9 слоев волокнистого композиционного материала, образующих втулку 3, при этом продольные и/или спиральные 8 слои охватывают кольцевые утолщения 2 по наружным и боковым поверхностям и чередуются с кольцевыми 9 слоями. При намотке и полимеризации волокнистого композиционного материала происходит прочное соединение втулки 3 с патрубками 1 по всей поверхности их контакта, включая наружные поверхности патрубков 1 и кольцевых утолщений 2. Изготовленное электроизолированное соединение собирается путем сварки с трубопроводом. При транспортировке под давлением газа (жидкости) по трубопроводу втулка 3 совместно с патрубками 1 обеспечивает восприятие нагрузок в окружном и осевом направлениях, а кольцевая манжета 4 из газонепроницаемого материала - надежную герметичность соединения при любом сочетании эксплуатационных нагрузок. Зазор между металлическими патрубками 1 в совокупности с диэлектрическими свойствами материала втулки 3, кольцевой манжеты 4 и защитного кольца 5 обеспечивает надежную электрическую изоляцию соединения. Защитное кольцо 5 предохраняет манжету 4 от химического и механического воздействия.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8