Кислородный датчик и способ его сборки

 

Изобретение относится к области измерения содержания кислорода в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания автомобиля. Сущность изобретения: кислородный датчик содержит корпус датчика, последовательно размещенные в расточке корпуса уплотнительное кольцо, колбу чувствительного элемента с внешним кольцевым фланцем, контактный элемент и изоляционную втулку. Отличие датчика состоит в том, что часть расточки корпуса выполнена резьбовой и в ней размещена резьбовая втулка, поджатая с заданным усилием к изоляционной втулке для обеспечения герметичности соединения корпуса и колбы чувствительного элемента. При этом на внешней цилиндрической поверхности изоляционной втулки выполнен продольный паз, в котором размещен зуб корпуса. Торец фланца колбы чувствительного элемента выполнен плоским. Способ сборки кислородного датчика отличается тем, что после установки изоляционной втулки в корпус выполняют зуб из материала корпуса, входящий в продольный паз указанной втулки, а затем в резьбовое отверстие корпуса вворачивают с заданным усилием резьбовую втулку. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области измерения содержания кислорода, в частности, в выхлопных газах двигателя внутреннего сгорания автомобиля.

Известен кислородный датчик, содержащий кислородный измерительный элемент в виде колбы, открытый на одном конце и закрытый на другом и имеющий кольцевой буртик на наружной поверхности открытого конца. На внутренней и наружной поверхности колбы нанесены электропроводящие слои. Указанный чувствительный элемент размещен внутри корпуса, причем торец кольцевого буртика, направленный к закрытому торцу колбы, поджат к плечу расточки корпуса. Затем в расточке корпуса размещена изоляционная втулка, металлическая шайба, металлическое кольцо и корпус завальцован для обеспечения герметичности соединения торца чувствительного элемента и корпуса. Внутри чувствительного элемента размещен нагревательный элемент. Внешняя поверхность закрытого конца чувствительного элемента закрыта экраном от механического его повреждения во время эксплуатации. В экране выполнены отверстия для прохода газа к наружной поверхности чувствительного элемента [1, 2, 3] Известен также кислородный датчик, содержащий кислородный измерительный элемент, выполненный из полупроводниковой оксидной трубки, который на одном конце трубки закрыт, а на другом открыт, а на наружную и внутреннюю поверхности нанесен проводящий слой.

Указанный кислородный измерительный элемент установлен в корпусе, затем установлена изоляционная втулка, металлическая втулка, кожух и края корпуса завальцованы на буртик кожуха [4] Известен также нагревательный кислородный датчик с твердым электролитом, содержащий корпус, трубку электролита, уплотнительное кольцо между ними, контактные элементы и изоляционную втулку, в котором плотное поджатие уплотнительного кольца к корпусу обеспечивают за счет завальцовки краев корпуса на второе уплотнительное кольцо [5] Недостатком всех этих известных конструкций является закрепление колбы чувствительного элемента в корпусе и герметизация их соединения при помощи завальцовки, при этом требуется прикладывать дополнительные значительные усилия, необходимые не только для герметизации корпуса, но и гибки вальцующей стенки корпуса.

Эти дополнительные усилия могут привести к растрескиванию и механическому разрушению колбы чувствительного элемента и керамической изоляционной втулки. При завальцовке возможна также остаточная деформация вальцуемой стенки корпуса, что может привести к неплотности поджатия деталей и, как следствие, к нарушению герметичности соединения корпус торец колбы чувствительного элемента.

Кроме того, завальцованный узел не подлежит разборке в случае нарушения герметичности или разрушения какой-либо детали в процессе сборки узла.

Известно устройство для определения кислорода, включающее блок, имеющий втулку с внешней резьбой и корпус с внутренней резьбой, пустотелый чувствительный элемент с одним закрытым концом, защитным кожухом, указанный элемент монтируется в указанный блок так, что может сниматься и заменяться вместе с некоторыми дополнительными элементами, вследствие того прижимаемыми опосредственно и непосредственно между резьбовой втулкой и указанным корпусом [6] Недостатком этого устройства и указанного способа монтажа чувствительного элемента является возможность проворота чувствительного элемента, что может повлечь за собой нарушение пористого токопроводящего покрытия на торце чувствительного элемента и нарушения работоспособности устройства.

Ближайшим аналогом заявляемого датчика является кислородный датчик для двигателя внутреннего сгорания, который включает вытянутый цилиндрический корпус с крышкой на одном из концов. В расточке корпуса последовательно установлены металлическое кольцо, колба чувствительного элемента из твердого электролита, на внутренней и наружной поверхности которой нанесен электропроводящий слой, контактная втулка с выводами, контактирующая с наружным электропроводным слоем, промежуточная втулка, кожух с наружным фланцем, на которой завальцована стенка корпуса. При этом поверхность торца кольцевого фланца выполнена конусной [7] Ближайшим аналогом заявляемого способа сборки кислородного датчика является способ, включающий вставку кожуха в расточной канал корпуса, размещение опорного элемента рядом с первым фланцем, размещение уплотнительного кольца, размещение в канале цилиндрического элемента, который имеет внешний фланец, размещение в канале трубчатой втулки с кольцеобразным ребром (колбы чувствительного элемента), размещенным у открытого конца и имеющим внешнее токопроводящее покрытие, нанесенное от кольцеобразного ребра до закрытого конца, и внутреннее токопроводящее покрытие, нанесенное от открытого до закрытого конца колбы, приложение усилия для перемещения цилиндрического элемента в сцепление с изолятором и уплотнительным кольцом (это усилие прикладывается до тех пор, пока уплотнительное кольцо не будет сжато до получения воздухонепроницаемого уплотнения), размещение и присоединение проводов, вставку трубчатого нагревателя в канал в трубчатом корпусе, (нагреватель имеет контакты, присоединенные к внутреннему нагревательному элементу), затем проталкивание вышеуказанного трубчатого корпуса в осевой канал для сцепления контактов с соответствующими клеммами, размещение пружин, установку втулки с дисковым контактом, приложение силы для приведения указанных контактов в соприкосновение внешним и внутренним токопроводным покрытием чувствительного элемента и сварку для присоединения втулки к корпусу при фиксированном их положении друг относительно друга.

Фиксация и герметизация соединения корпуса и втулки может быть обеспечена и за счет предварительного (до вставки трубчатого нагревателя в трубчатую втулку) размещения в канавке корпуса материала для пайки, а затем нагревание корпуса до плавления указанного материала.

Для герметизации соединения чувствительного элемента с корпусом в изобретении-прототипе предлагается также обжатие втулки в канавке на корпусе [8] Все указанные способы фиксации и герметизации соединения требуют установки дополнительных элементов и/или операций и образуют неразъемное соединение, не позволяющее осуществить разборку узла и замену, при необходимости, дефектных деталей в процессе сборки, что приводит к забракованию всего узла в целом и увеличению себестоимости изделий.

И хотя известно устройство, обеспечивающее разборную конструкцию кислородного датчика, и указан способ сборки его [6] они не обеспечивают целостности токопроводящего покрытия, которое наносится на один или оба торца кольцевого фланца чувствительного элемента для обеспечения съема сигнала, что может привести к нарушению работоспособности датчика.

Цель изобретения обеспечение надежности работы кислородного датчика при одновременном упрощении конструкции и повышении технологичности сборки.

Цель достигается тем, что в конструкцию кислородного датчика, содержащего корпус, чувствительный элемент в виде колбы из твердого электролита с внешним кольцеобразным фланцем, измерительным электродом и электродом сравнения, в виде токопроводящего покрытия, нанесенного соответственно на наружную и внутреннюю поверхности колбы, причем по крайней мере один из электродов нанесен на один из торцов кольцеобразного фланца, уплотнительное кольцо, размещенное между корпусом датчика и кольцеобразным фланцем колбы чувствительного элемента, контактный элемент и изоляционную втулку, дополнительно введена резьбовая втулка, размещенная с резьбовом отверстии расточки корпуса и поджимающая уплотнительное кольцо с тарированным усилием, достаточным для обеспечения герметичности соединения корпус торец колбы чувствительного элемента. На внешней цилиндрической поверхности изоляционной втулки выполнен продольный паз, в котором размещен зуб корпуса. Контактный элемент выполнен в виде втулки с кольцеобразным контактом, расположенным коаксиально снаружи втулки.

Для предлагаемого кислородного датчика разработан и новый способ сборки. Предлагаемый способ содержит следующие общие с заявляемым способом операции: размещение в расточке корпуса уплотнительного кольца, изоляционной втулки, колбы чувствительного элемента с внешним кольцеобразным фланцем, приложение усилия для перемещения чувствительного элемента до прижатия к уплотнительному кольцу, установку контактной втулки с кольцеобразным контактом, приложение силы для перемещения контактной втулки до прижатия кольцеобразного диска к торцу колбы чувствительного элемента.

Поставленная задача решается за счет изменения последовательности операций: установку изоляционной втулки осуществляют после установки колбы чувствительного элемента и контактной втулки с кольцеобразным контактом, а затем в зоне продольного паза изоляционной втулки на корпусе выполняют зуб из материала корпуса, например, чеканной, после чего в резьбовое отверстие корпуса вворачивают резьбовую втулку с приложением усилия, достаточного для одновременного обеспечения герметичного соединения уплотнительного кольца с корпусом и электрического соединения с измерительным электродом (внешним токопроводящим покрытием), а контактного диска контактной втулки -с электродом сравнения (внутренним токопроводящим покрытием).

Способ после контроля герметичности собранного узла позволяет осуществлять при необходимости разборку узла чувствительного элемента и замену в нем дефектных деталей.

Способ отличается также тем, что после сборки осуществляют контроль герметичности датчика и при необходимости производят переборку датчика с заменой дефектных деталей.

На чертеже представлен предлагаемый кислородный датчик.

Кислородный датчик содержит корпус 1, размещенные внутри него металлическое уплотнительное кольцо 2, чувствительный элемент 3 в виде колбы с внешним кольцеобразным фланцем 4, контактную втулку 5 с кольцеобразным контактом 6, расположенным коаксиально снаружи втулки, изоляционную втулку 7, резьбовую втулку 8 и расположенный внутри колбы нагревательный элемент 9, удерживаемый внутри контактной втулки 5 с помощью лепестков разрезного хвостовика 10 и пружинного кольца 11.

Торец кольцеобразного фланца колбы чувствительного элемента выполнен плоским.

Конец нагревательного элемента, его токопроводы 12 и токопровод 13 чувствительного элемента закрыты кожухом 14 и колпачком 15, соединенными между собой и корпусом, например, сваркой. В колпачке размещена уплотнительная втулка 16, зафиксированная в кожухе при помощи кольцевой канавки 17.

Через отверстия уплотнительной втулки выведены топодводы 12 и 13.

На колпачке размещен контакт 18 измерительного электрода 19 чувствительного элемента 3. Электрическое соединение между ними обеспечивается через металлическое уплотнительное кольцо 2, корпус 1, кожух 14 и колпачок 15. Измерительный электрод выполнен в виде пористого токопроводящего покрытия, например из платины, нанесенного на внешнюю поверхность колбы от ее закрытого конца до цилиндрической поверхности кольцеобразного фланца.

Внешняя часть колбы чувствительного элемента 3 защищена от механических воздействий и повреждений при помощи экрана 20, установленного в проточке корпуса 1 и закрепленного вальцовкой. Экран имеет прорези 21 для прохода выхлопных газов автомобиля.

Кислородный датчик при помощи резьбовой части 22 корпуса устанавливается в выхлопной трубе автомобиля так, что измерительный электрод, размещенный на внешней поверхности колбы чувствительного элемента 3, контактирует с выхлопными газами.

Электрод сравнения 23, выполненный в виде пористого токопроводящего покрытия, например, из платины, нанесенного на внутреннюю поверхность и торец открытого конца колбы чувствительного элемента, контактирует с окружающим воздухом, который проходит внутрь датчика через негерметичные соединения кожуха 14 с колпачком 15 и корпусом 1 и отверстия уплотнительной втулки 16.

На внешней поверхности изоляционной втулки 7 выполнен продольный паз 24, в котором размещен зуб 25, выполненный на корпусе.

Сборку кислородного датчика осуществляют следующим образом.

В первую расточку корпуса устанавливают экран 19 и завальцовывают его фланец стенкой корпуса.

В расточку корпуса 1 вставляют последовательно металлическое уплотнительное кольцо 2, колбу 3 чувствительного элемента, контактную втулку 5 с кольцеобразным контактом 6 и пружинным кольцом 11, изоляционную втулку 7.

В зоне размещения продольного паза 24 изоляционной втулки 7 образуют зуб из материала корпуса, например, чеканкой.

После этого вворачивают резьбовую втулку 8, обеспечивая при этом, например, с помощью моментомера заданное усилие, необходимое для плотного прижатия уплотнительного кольца 2 к корпусу 1 и торцу внешнего кольцевого фланца 4 колбы 3 чувствительного элемента и обеспечения герметичности этого соединения. При этом необходимо не превысить максимально допустимое усилие, которое определяется на основе прочностных характеристик материала колбы чувствительного элемента.

Одновременно с герметизацией усилие вворачивания резьбовой втулки 8 обеспечивает и электрическое соединение измерительного электрода 19, нанесенного в виде пористого токопроводящего покрытия из платины, на внешнюю поверхность колбы 3 и примыкающую к ней торцу фланца 4, уплотнительного кольца 2 и корпуса 1, а также электрическое соединение кольцеобразного контакта 6 контактной втулки 5 с электродом сравнения 23, который расположен, например, в виде пористого токопроводящего покрытия из платины на внутренней поверхности колбы 3 чувствительного элемента и на торце открытого конца колбы 3.

Проверяют герметичность узла и при наличии дефектов в деталях или неплотного соединения узел можно подвергнуть переборке с заменой дефектных деталей. При этом зуб корпуса срезают или заминают, а после повторной сборки образуют вновь.

При обеспечении герметичности положение резьбовой втулки 8 фиксируют (например, клеем).

В контактную втулку 5 вставляют нагревательный элемент 9 с присоединенными токоподводами 12 и 13.

Нагревательный элемент удерживается за счет лепестков 10 и пружинного кольца 11.

Затем на корпус 1 надевают кожух 14, протягивают через отверстия в уплотнительной втулке 16 токоподводы 12 и 13, надевают на кожух колпачок 15 и соединяют корпус, кожух и колпачок между собой, например, сваркой.

Кислородный датчик работает следующим образом.

Резьбовую часть корпуса вворачивают в резьбовое отверстие выхлопной трубы и подсоединяют токоподводы нагревательного и чувствительного элементов к системе управления двигателем автомобиля. При работающем двигателе к измерительному электроду 19 через прорези 21 экрана 20 поступает выхлопной газ, а к электроду сравнения 23 через уплотнительную втулку 16 и негерметичное соединение кожуха 14 и корпуса 1 окружающий воздух.

Колба чувствительного элемента выполнена из твердого электролита, пропускающего ионы кислорода со стороны с большим парциальным давлением кислорода в меньшую. Измерительный электрод и электрод сравнения выполнены из пропускающего газ токопроводящего материала, например, путем осаждения слоя пористой платины.

Проходя через электролит, ионы кислорода создают разность потенциалов на электродах, которая фиксируется в системе управления двигателем.

Предлагаемые технические решения упрощают конструкцию кислородного датчика и способ его сборки и одновременно обеспечивают надежную герметизацию соединения корпуса с колбой чувствительного элемента без разрушения колбы в процессе сборки за счет приложения меньшего усилия, чем при завальцовке (т. к. исключается усилие деформации, прилагаемое в устройстве и способах-прототипах).

Плоский торец кольцевого фланца колбы чувствительного элемента и плоское уплотнительное кольцо позволяют изготовить их с большой точностью и облегчить герметизацию соединения.

Конструкция датчика и способ сборки обеспечивают ремонтопригодность узла чувствительного элемента при обнаружении негерметичности соединения колбы с корпусом при наличии дефектных деталей в процессе его сборки, в отличие от прототипа, когда при наличии негерметичности бракуют весь узел, что приводит к удорожанию изделия.

Литература 1. Патент ФРГ N 3416948, кл. G 01 N 27/50, выдан 13.11.86.

2. Патент ФРГ N 3417170, кл. G 01 N 27/50, публ. 15.11.84.

3. Патент США N 4.578.174, кл. 204/429, G 01 N 27/58, публ. 25.03.86.

4. Патент ФРГ H 3620427, кл. G 01 N 27/50, публ. 02.01.87.

5. Патент США N 4175019, кл. 204-195 S, G 01 N 27/50, публ. 20.11.79.

6. Патент США N 5.049.255, кл. 204/428, G 01 N 27/409, публ. 17.09.91.

7. Патент США N 4.145.172, кл. 204/195 S, G 01 N 27/46, публ. 20.03.79.

8. Патент США N 4.750.256, кл. 29/570, G 01 N 27/46, публ. 14.06.88.

Формула изобретения

1. Кислородный датчик, содержащий корпус, последовательно размещенные в расточке корпуса уплотнительное кольцо, колбу чувствительного элемента с внешним кольцеообразным фланцем, с измерительным электродом и электродом сравнения в виде токопроводящих покрытий, нанесенных соответственно на наружную и внутреннюю поверхности колбы чувствительного элемента, причем по крайней мере один из электродов нанесен на один из торцов кольцеообразного фланца чувствительного элемента, контактный элемент и изоляционную втулку, отличающийся тем, что часть расточки корпуса выполнена резьбовой и в ней размещена резьбовая втулка, поджатая с заданным усилием к изоляционной втулке, на внешней цилиндрической поверхности которой выполнен продольный паз, в котором размещен зуб корпуса, при этом контактный элемент выполнен в виде втулки с кольцеообразным контактом, расположенным коаксиально снаружи втулки.

2. Способ сборки кислородного датчика, включающий размещение уплотнительного кольца в расточке корпуса, вставку изоляционной втулки в корпус, установку в корпус колбы чувствительного элемента с внешним кольцеообразным фланцем на открытом торце, имеющей измерительный электрод и электрод сравнения в виде токопроводящего покрытия, нанесенного соответственно на наружную и внутреннюю поверхности колбы, причем по крайней мере один из электродов нанесен на один из торцов кольцеообразного фланца чувствительного элемента, приложение усилия для перемещения чувствительного элемента до прижатия к уплотнительному кольцу, установку контактного элемента с приложением силы до прижатия его к внутреннему токопроводящему покрытию на колбе чувствительного элемента, отличающийся тем, что установку изоляционной втулки в корпус производят после установки колбы чувствительного элемента и контактного элемента, а затем в зоне продольного паза изоляционной втулки на корпусе образуют зуб из материала корпуса, например, чеканкой, после чего в резьбовое отверстие корпуса ввинчивают резьбовую втулку.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что после сборки осуществляют контроль герметичности и при необходимости производят переборку датчика с заменой дефектных деталей.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к аналитической химии и может быть использовано для быстрого оперативного контроля в химических производствах, в сельском хозяйстве, в медицине, в пищевой промышленности и при решении задач экологии, где требуется быстрое количественное или полуколичественное тестирование микроконцентраций веществ

Изобретение относится к области анализа материалов, а именно к определению кислорода в жидкой меди

Изобретение относится к способам анализа технологических растворов, получаемых при химической переработке в процессе получения целлюлозно-бумажной продукции и может быть использовано при анализе сточных вод целлюлозно-бумажной промышленности

Изобретение относится к электрохимическим устройствам, обеспечивающим определение содержания кислорода в газообразной среде, и может быть использовано в промышленности для контроля и автоматизации химических и биохимических процессов, а также в медицине для контроля содержания кислорода в барокамерах

Изобретение относится к газовому анализу, в частности к методам определения концентрации газообразных сред с применением электрохимических ячеек (ЭХЯ), расположенных на значительном удалении от оператора, и может быть использовано для измерения концентрации компонентов воздуха рабочей зоны и атмосферы населенных пунктов

Изобретение относится к области электрохимии, электрохимических процессов и технологий в части измерения потенциала электродов под током, а именно к способу измерения потенциала рабочего электрода электрохимической ячейки под током, основанному на прерывании электрического тока, пропускаемого между рабочим и вспомогательным электродами, и измерении текущего потенциала рабочего электрода, при этом процесс измерения текущего потенциала Eизм рабочего электрода производят относительно электрода сравнения непрерывно по времени t, затем по измеренным значениям потенциала рассчитывают первую производную от зависимости изменения текущего потенциала рабочего электрода от времени: (t)=Eизм

Изобретение относится к устройствам для анализа газа с помощью электрохимических ячеек на твердом электролите и может быть использовано для контроля и регулирования процессов сжигания топлива

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве электрохимических элементов с индикатором состояния заряда

Изобретение относится к измерительной технике, к измерению концентрации ионов водорода (pH)

Изобретение относится к электрохимическим способам исследования материалов

Изобретение относится к погружному датчику для контроля за ячейками электролиза алюминия с использованием электрода

Изобретение относится к области аналитического приборостроения и может найти применение при контроле паров вредных веществ, в частности аммиака в воздухе
Наверх