Шлицевое эвольвентное соединение в коробках передач мотоциклов

 

Использование: изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к конструкциям коробки передач мотоциклов и автомобилей. Сущность изобретения: в шлицевом эвольвентном соединении коробки передач входные кромки шлицев шестерен и отверстия подвижной муфты выполнены без скосов, а именно под прямым углом. Подобное расположение входных кромок шлицев обеспечивает одновременное их вхождение в зацепление, следовательно, нагрузка воспринимается всеми шлицами одновременно, что, в свою очередь, исключает их скругление и выкрашивание. 6 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к конструкциям коробок передач мотоциклов и автомобилей.

Известны конструкции коробок передач, в которых в соответствии с общепринятой конструкцией шлицевого эвольвентного соединения входные кромки шлицев как на венце шестерни, так и в отверстии подвижной муфты выполнены под углом по всему контуру шлицев. Эти скосы (или фаски) необходимы для облегчения монтажа во избежание концентрации усилий на входных кромках (П.И. Орлов, Основы конструирования, кн.2, М. Машиностроение, 1977, с.271-272).

Как известно, любой скос на кромках тел вращения образует конус, следовательно, на шлицевом венце шестерни образуется наружный конус, а на отверстии подвижной муфты внутренний. Для нормальной работы зацепления, при условии одновременного сцепления входных кромок шлицев по всей окружности, требуется точное технологическое обеспечение углов наклона конусов обеих деталей, биения поверхностей конусов в перпендикулярной и радиальной плоскостях относительно оси вращения соответствующих деталей.

При невыполнении вышеуказанных условий входные кромки шлицевого соединения в зацепление входят не по всей длине окружности, следовательно, при переключении передач в первоначальный момент нагрузку воспринимает часть шлицев, что приводит к загрублению входных кромок и их выкрашиванию.

Целью изобретения является повышение долговечности шлицевых эвольвентных соединений, а следовательно, повышение эксплуатационной характеристики коробок в целом.

В предлагаемом шлицевом эвольвентном соединении коробки передач, входные кромки шлицев шестерен и отверстия подвижной муфты выполнены без скосов, а именно под прямым углом (см. фиг.4, 5). Такое расположение входных кромок шлицев обеспечивает одновременное их вхождение в зацепление, следовательно, нагрузка воспринимается всеми шлицами одновременно, что, в свою очередь, исключает их скругление и выкрашивание.

На фиг.1 изображено двухстороннее шлицевое эвольвентное соединение, где входные кромки шлицевых венцов выполнены под прямым углом к торцевым поверхностям деталей; на фиг. 2 разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 шлицевой венец шестерни, на котором входные кромки выполнены под прямым углом; на фиг.4 то же, поперечный разрез; на фиг.5 подвижная муфта, входные кромки шлицевого отверстия выполнены под прямым углом к ее торцам; на фиг.6 то же поперечный разрез.

Шлицевое эвольвентное соединение состоит из шлицевого вала 1, на шлицах которого установлена неподвижная муфта 2 с наружными шлицами, на которых установлена подвижная муфта 3, торцы которой перпендикулярны шлицам муфты 2. На наружном диаметре шлицевого вала 1 установлены свободновращающиеся шестерни передач 4 и 5 с прямоугольными шлицевыми торцами, перпендикулярными оси вала 1.

Работа шлицевого эвольвентного соединения в коробках передач мотоциклов осуществляется следующим образом.

При смещении подвижной муфты 3 вправо входные кромки шлицев муфты 3 входят в зацепление с входными кромками наружного венца шестерни 5 одной из передач коробки и удерживаются в зацеплении механизмом переключения до момента установки муфты 3 в нейтральное положение. Таким же образом включается следующая передача при смещении подвижной муфты 3 влево.

В результате применения в коробках передач двухстороннего эвольвентного соединения, входные кромки которого выполнены по прямым углом к торцевым поверхностям соответствующих деталей, обеспечивается одновременное вхождение всех шлицев в зацепление, равномерное распределение нагрузки на шлицы, чем исключается их скол и преждевременный износ, упрощается технология изготовления шестерен и муфт, сокращаются затраты на их изготовление, повышается долговечность шлицевых соединений, а значит, и коробки в целом.

Формула изобретения

Шлицевое эвольвентное соединение в коробках передач мотоциклов, состоящее из шлицевого вала, на шлицах которого установлена неподвижная муфта, на наружных эвольвентных шлицах которой центрируется подвижная муфта, а со стороны торцов неподвижной муфты на валу свободно установлены шестерни со шлицевыми эвольвентными венцами, отличающееся тем, что входные кромки шлицевого венца шестерни и отверстия подвижной муфты выполнены под прямым углом к торцевым поверхностям соответствующих деталей.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к коробкам передач транспортных средств, преимущественно для мотоциклов

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к области автотранспорта, в частности к конструкции ступенчатой механической трансмиссии транспортных средств, и может быть использовано в грузовом и легковом автотранспорте

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к коробкам передач, применяемым преимущественно в трансмиссиях самоходных наземных транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и, в частности, может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств для преобразования крутящего момента зубчатыми передачами с различными передаточными числами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности, к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх