Способ двухрежимного педалирования биотранспорта и кареточный узел биотранспорта "макси-7"

 

Использование: в биотранспорте, конструкции кареточных узлов приводов с круговым вращением шатунов и способом использования его. Сущность изобретения в том, что кареточный узел "Макси-7" состоит из корпуса 1 (фиг. 1), вала с фланцем для звездочки 3 и стопорно-ограничительным механизмом шатунов 5 на каждом конце вала. Стопорно-ограничительный механизм состоит из стопорящего отверстия 11 на вале соосных ему отверстий в консольном приливе 6 и стопора 7, подпружиненного к валу и соединенного гибкой связью 8 с приводным рычагом 9, с эксцентриковой осью, установленной в отверстиях консольного прилива 10. Симметрично отверстию 11 на каждом конце вала имеется передний 12 и задний 13 ограничители. Изобретение может использоваться в производстве и эксплуатации всех известных типов велосипедов: горных, спортивных, грузовых, туристических и т.п., а также - веломобилей, мопедов и мотовелосипедов. 2 с. и 3 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к машиностроению и использованию биотранспорта с приводом кругового вращения шатунов, например, средненижнего расположения, а именно велосипедов, веломобилей, мопедов и т.п.

Известны мускульные приводы, ось кареточного узла которых шарнирно закреплена во втулке рамы, выполненная из двух частей также шарнирно соединенных между собой и с ведущей звездочкой [1] Наличие в этом решении привода с продольным пазом в дополнительном рычаге, системы связей и пружин позволяет аккумулировать энергию приводного усилия и частично компенсировать низкую эффективность в переходном секторе привода с вращающимся шатунами, но за счет усложнения привода, увеличения его веса и кинематики взаимодействия деталей кареточного узла и привода.

Широко распространенные кареточные узлы, выпускаемые промышленностью всех стран просты по конструкции, технологичны в производстве, но имеют низкие эксплуатационные свойства, особенно при использовании биотранспорта на горных трассах или на равнине биотранспорта грузового назначения. Такова каретка, описанная в [2] Наиболее распространен и способ педалинга приводов с равномерно-круговым вращением шатунов (педалей), например, [2, с. 188-217] Достаточно широко известные способы педалинга биотранспорта с возвратно угловым вращением шатунов устраняют переходный сектор в траектории движения педали посредством исключения его в пространстве [3] Однако по мнению специалистов (Ш.Феру) она менее эффективнs, чем приводы равномерно-кругового вращения шатунов (Пополов А.С. Давай изобретем веломобиль, М. Патриот, 1991, с. 70-73).

Близким к данному решению по технической сути является привод и способ двухрежимного педалинга [4] Кареточный узел этого привода содержит закрепленные жестко на его валу шатуны с педалями на концах и с жестко закрепленным на нем блоком эллиптических ведущих звездочек. Кроме того, привод снабжен вторым блоком на оси, параллельной валу кареточного узла и средством фиксации второго блока в требуемом положении изменения положения шатунов относительно ведущей эллиптической звездочки, сопровождающегося изменение передаточного отношения и величины крутящего момента, а значит и приводного момента.

Педалинг этого привода описан ниже. Педалируют в обоих режимах посредством равномерного кругового вращения педалей (шатунов), для чего приводное усилие прикладывают только к педали, проходящей активную зону, направляя его вертикально вниз или дополнительно к этому прикладывают приводное усилие к педали, проходящей пассивную зону, сообразуя направление его с расположением педали на траектории пассивной части.

Для перехода с одного режима педалинга на другой, посредством приводного средства расфиксируют дополнительный блок и после разворота его на 90o снова фиксируют этот блок в данном положении с помощью стопора. В результате этого изменяется крутящий момент и передаточное отношение, т.е. приводной момент и скорость движения. Однако в обоих режимах педалирования круговое вращение педалей имеет переходной от пассивной к активной зоне движения педали сектор, в котором эффективность привода изменяется от минимального значения до нуля в секторе 15o от вертикали, проходящей через ось вала каретки. Наличие этого сектора существенно ухудшает эксплуатационные свойства и позволяет предположить, что методика определения КПД привода с равномерно-круговым педалингом, примененная Ш.Феру, ошибочна, так как переходной сектор 30o круговой траектории составляет 12,5% от всей траектории движения педали, и значит КПД этого типа привода не может быть равным 99% вероятнее его значение в пределах 92-95% Наиболее близким к данному решению является [5] Решает задачу улучшения эксплуатационных свойств биотранспорта посредством увеличения КПД привода за счет исполнения сектора низкой эффективности преобразования приводного усилия в крутящий момент.

Данное решение обеспечивает улучшение эксплуатационных свойств биотранспорта с круговым педалингом за счет исключения влияния переходного сектора траектории движения педали на КПД (исключения переходного сектора во времени).

Суть изобретения-устройства состоит в том, что кареточный узел "Макси-7" биотранспорта, содержащий установленные в закрепленном на раме корпусе подшипниковый узел, жестко закрепленную на валу, одну по крайней мере ведущую звездочку педали, например, с тупликсами, на концах шатунов, снабжен валом и шатунами, установленными на его концах шарнирно с возможностью жесткой фиксации каждого из них относительно вала в диаметрально противоположном положении или ограничения шарнирного вращения шатуна на валу в переходном секторе, а каждый шатун при этом имеет средство фиксации стопора в положениях, обеспечивающих стопорение или ограничение вращения шатунов.

Кареточный узел "Макси-7" может быть выполнен с валом, на каждом конце которого выполнены диаметрально противоположный отверстия для стопорящего конца стопора-ограничителя с передним и задним ограничителями вращения шатуна на валу, выполненными за одно целое с валом в кольце, закрепленном на валу, при этом каждая поверхность ограничителей, контактирующая с соответствующей поверхностью стопора, расположена под углом 15o к оси стопорящего отверстия, каждый шатун снабжен консольными приливами с отверстиями соосными со стопорящим отверстием вала для размещения в них стопора с возможностью перемещения по ним под действием упругого элемента или управляющей гибкой связи, второй конец которой закреплен на приводном рычаге стопор, установленном на приливе для него, расположенном у малой головки шатуна на внутренней стороне шатуна.

Отверстие для стопора кареточного узла "Макси-7" может быть выполнено в боковом приливе-секторе большой головки шатуна, боковые торцы которого расположены между окружными ограничителями-торцами паза на внешней стороне боковой поверхности ограничителя, располагающихся под углом на окружности вала, обеспечивающем вращение шатуна в пределах переходного сектора 15o от оси стопорящего отверстия на концах вала.

Суть изобретения-способа состоит в том, что движение по равнинной трассе выполняют с педалированием биотранспорта с кареточным узлом "Макси-7" в режиме равномерно-кругового вращения шатунов, для чего их стопорят в диаметрально противоположном положении на валу, вводя стопорящий конец каждого стопора в соответствующее стопорящее отверстие вала и прикладывают приводное усилие, направленное вертикально вниз к педали, проходящей активную зону или дополнительно к этому усилие к проходящей пассивную зону педали, а перед переходом к движению на подъем конец каждого стопора выводят из стопорящего отверстия и фиксируют его в этом положении, например, с помощью приводного рычага, после чего вращение каждого шатуна в пассивной зоне выполняют со скоростью меньшей чем скорость его в активной зоне (равномерной или с дискретной остановкой каждого шатуна перед переходным сектором), а в переходном секторе от начала до конца сектора переходного выполняют с максимально возможной скоростью (например, мгновенно переводя шатун из положения контактирования стопора с задним ограничителем в положение контактирования с передним ограничителем), где переходной сектор участок траектории движения педали в секторе угла 15o от вертикали, проходящей через ось стопорящего отверстия вала.

На фиг. 1 изображен кареточный узел "Макси-7" с правым шатуном, ввид сбоку; на фиг. 2 шатун со стороны размещения стопорящего механизма; на фиг. 3 положение стопора в I-ом режиме и стадии педалигна; на фиг. 4 положение стопора в II-ом режиме; на фиг. 5 промежуточное положение стопора; на фиг. 6 положение в контакте с задним ограничителем; на фиг. 7 положение стопора до контактирования стопора с ограничителем 12; на фиг. 8 положение стопора в режиме равномерно-кругового педалинга вала, выполненного с ограничителями за одно целое с ним; на фиг. 9 циклограмма движения педали при равномерно-круговом педалинге; на фиг. 10 графики изменения крутящего момента: Мкр при равномерно-круговом педалинге изображен жирными сплошными и штриховыми линиями с изображением момента в переходном секторе тонкими линиями, Мкр секторного педалинга жирными сплошными и штриховыми линиями и секторный педалинг с туклипсами штрихпунктирной линией; на фиг. 11 циклограммы движения педали при секторном педалинге.

Кареточный узел "Макси-7" состоит из корпуса 1 (фиг. 1) и установленного в нем посредством подшипникового узла (не показан) вала 2 с фланцем для установки звездочки 3, ограничителя 4 и шатунов 5 на каждом конце вала. Каждый шатун 5 выполнен с консольными приливами 6 с отверстием для установки подпружиненного к валу, например, стопора 7, имеющего возможность перемещения по отверстию. Упругий элемент в виде пружины сжатия или набора плоских пружин установлен в отверстии прилива и предохраняется от выпадания гайкой (не показаны). На приводном конце стопора 7 закреплен конец гибкой тяги 8, второй конец которой закреплен на приводном, например, эксцентриковом рычаге 9, установленном эксцентриковой осью в отверстиях прилива консоли 10 (фиг. 2) с возможностью вращения на 180o, например. Соосно стопору 7 на каждом конце вала выполнено отверстие 11 для стопорящего конца его (фиг. 3 8). Ограничитель 4 выполнен с крепежными отверстиями для установки его на валу, для чего вал 2 имеет соответствующие резьбовые отверстия. Задним ограничительным элементом 13 и передним 12 являются окружные торца паза для размещения в нем стопорящего конца стопора 7 с возможностью перемещения его по пазу при вращении шатуна. Ограничители могут быть выполнены в виде упоров на окружности вала, а головка шатуна снабжена приливом на боковой поверхности большой головки с отверстием для стопорящего конца стопора 7 (фиг. 8). Стопор в данном варианте конструкции может быть выполнен с меньшим диаметром, однако в этом случае необходимо изменение конструкции корпуса.

Установка шатунов на валу обеспечивается установочным винтом аналогично квадратно-конусному креплению шатунов на валу спортивных известных велосипедов; шатуны могут быть выполнены при этом с возможностью регулирования длины их.

Работает кареточный узел "Макси-7" следующим образом.

Режим I Пример 1. При движении на равнине педалинг выполняют известным образом, при этом рычаг 9 устанавливают, развернув его к большой головке. Стопорящий конец каждого стопора, прижимаемого к валу упругим элементом, находится в отверстии вала 11 (фиг. 3, 8). Движение шатунов по окружности при этом осуществляется с одинаковой скоростью во всех зонах, а каждая педаль с этой же скоростью перемещается в переходном секторе и Мкр изменяется по графику изображенному на фиг. 10 тонкими линиями.

Режим II Пример 2.1. При приближении к подъему поочередно на каждом шатуне, установленному вертикально в верхней точке траектории, разворачивают рычаг 9 в сторону меньшей головки (вверх), при этом тяга 8 перемещает стопорящий конец из вала (отверстия 11), сжимая упругий элемент и шатуны получают возможность вращения на валу до контактирования стопора с ограничителем 12, передавая приводное усилие с педали на вал (фиг. 4, 7). Педаль в активной зоне нагружают усилием, направленным вертикально вниз, вследствие чего педаль с шатуном 6 и валом 2 вращается со скоростью a (фиг. 11). Перемещающаяся в это время в пассивной зоне ненагруженная приводным усилием педаль движется со скоростью n<a меньшей настолько, что в момент перемещения в нижнюю точку активной зоны нагруженной педали, ненагруженная педаль оказывается в начале переходного сектора и стопорящий конец стопора 7 из промежуточного положения (переходного) на фиг. 5 (входит в контакт с задним ограничителем 13 (фиг. 6). Ощущение контакта этого служит сигналом для велосипедиста для перевода ненагруженной педали с максимально возможной скоростью из этого положения в положение контактирования стопора с передним ограничителем 12 (фиг. 7). Так как в переходном секторе шатун вращается шарнирно, переход его педали через этот сектор можно выполнить практически мгновенно и дальнейшее движение вала в переходном секторе осуществляется с уже высокой эффективностью, так как шатун в это время движется уже в активной зоне.

Таким образом, преобразование приводного усилия в крутящий момент производится с исключением сектора низкой эффективности по времени. Далее циклы педалинга повторяются с другой педалью (шатуном), проходящей соответственно активную, пассивную зоны и переходной сектор с соответствующими скоростями. Суммарный Мкр изменяется в соответствии с жирными сплошными и штриховыми линиями (фиг. 10). Входящий в переходной сектор шатун проходит с увеличением, а выходящий с пропорциональным этому уменьшением Мкр. и составляет величину в пределах 1/2 2/3 Mmax.

Пример 2.2. При наличии у биотранспорта педалей с тупликсами дополнительно с нагружением педали активной зоны, нагружают соответственно положению пассивной педали на траектории ее движения, вращая ее со скоростью a до угла 340 343o. По достижении этого положения педалью пассивной зоны, снимают с нее приводное усилие и продолжая вращение активной педали до контактирования стопора остановленной пассивной педали с задним ограничителем 13 (фиг. 6). После этого возобновляют вращение пассивной педали и, ориентируясь снижением эффективности активной педали и выходом пассивной педали на начало переходного сектора, в требуемый момент переводят пассивную педаль из контактирования ее стопора с задним ограничителем в положение контактирования с передним ограничительным моментом. Суммарный Мкр изображен на фиг. 10 штрихпунктирной линией. Далее повторяют циклы педалинга вышеописанным образом до преодоления подъема с другой педалью в активной и пассивной зоне соответственно.

После перехода на равнинную трассу движения переключают стопорящий механизм в положение фиксации шатунов в обратном порядке и педалинг осуществляют известным образом.

Формула изобретения

1. Способ двухрежимного педалирования биотранспортера, заключающийся в том, что по крайней мере в одном режиме педалирование осуществляют за счет равномерного кругового вращения шатунов кареточного узла его, зафиксированных на валу в одной плоскости посредством приложения приводного усилия к педали шатуна, перемещающегося в активной зоне их вращения, отличающийся тем, что во втором режиме перед движением на подъем осуществляют расфиксацию шатунов для обеспечения их свободного поворота на валу в границах заданного угла 15o, а вращение шатунов в пассивной зоне осуществляют со скоростью, меньшей скорости вращения их в активной зоне или останавливают на время поворота вала на указанный угол, а вращение его в переходной зоне в границах упомянутого угла 15o осуществляют со скоростью, большей скорости вращения шатунов в активной зоне.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что к педали шатуна, перемещающегося в пассивной зоне вращения, прикладывают дополнительное приводное усилие и вращают его со скоростью вращения активного шатуна.

3. Кареточный узел биотранспортера, содержащего раму, на которой закреплен корпус, с установленным в нем подшипниковым узлом, одну по крайней мере ведущую звездочку, жестко закрепленную на валу каретки, шатуны с педалями, средство фиксации шатунов на валу каретки, отличающийся тем, что каждый конец вала и соответствующий шатун выполнены со средством фиксации шатунов, расположенном на оси каретки в диаметрально противоположных положениях для ограничения шарнирного вращения их на валу в переходном от пассивной к активной зоне секторе и средствам фиксации стопорящего механизма в положении стопорения или ограничения вращения.

4. Узел по п.3, отличающийся тем, что на каждом конце вала выполнены диаметрально противоположные друг другу отверстия для стопорящего конца стопора-ограничителя с задним и передним ограничительными элементами вращения шатунов на валу каретки, выполненными заодно целое с ней, при этом каждый ограничительный элемент имеет торцевую поверхность упоров, расположенную под углом 15o и контактирующую с соответствующей поверхностью шатуна, а каждый шатун снабжен у большой головки расположенными консольными приливами с отверстием, соосным стопорящему отверстию валу каретки для установки стопора, перемещающегося по отверстию под действием управляющего троса, второй конец которого закреплен на приводном рычаге стопора, эксцентриковая ось которого установлена с возможностью вращения в перпендикулярных оси шатуна отверстиях второй консоли прилива шатуна, расположенной у малой головки его.

5. Узел по п.1, отличающийся тем, что отверстие для стопора выполнено в боковом приливе большой головки шатуна, боковые торцы прилива располагаются на окружности вала каретки под углом, обеспечивающем шарнирное вращение каждого шатуна в пределах переходного сектора 15o к оси стопорящего отверстия на конце вала каретки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности велостроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности в велосипедах, велотренажерах и других подобных устройствах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям велосипедов, веломобилей и т.п

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к конструкции биотранспорта, а именно велосипедов для перевозки грузов и пассажиров, дорожных, туристских и спортивных

Велосипед // 2053154
Изобретение относится к велотранспортному машиностроению, предназначено для преобразования мускульной энергии рабочего тела экологически чистых транспортных средств в их свободно-вынужденное движение, и может быть использовано в велосипедах, веломобилях и других велоэкипажах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям велосипедов, веломобилей и т.п

Изобретение относится к трансмиссиям с бесконечными цепями и может быть использовано преимущественно в велостроении

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, трансмиссии транспортных средств, а именно к переменным передачам, которые могут быть использованы в автомобиле- и тракторостроении

Изобретение относится к устройству переднего привода для велосипеда, обеспечивающему вращательное движение в переднем направлении или в холостом режиме при соответствующем выборе рычага во время обратного хода педалей велосипеда, что позволяет уменьшить усталость велосипедиста, не допускает потерь физической энергии и способствует укреплению мышц ног в повседневной жизни

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортным средствам с мускульным приводом

Изобретение относится к трансмиссиям с колесами, перемещаемыми при переключении

Изобретение относится к трансмиссиям с колесами, перемещаемыми при переключении

Изобретение относится к велотранспорту и может быть использовано для движения как по ровным дорогам, так и по сильно пересеченной местности

Изобретение относится к задним переключателям скоростей, закрепленным на оси колеса

Изобретение относится к заднему переключателю цепных передач велосипеда
Наверх