Тормозная жидкость и способ ее получения

 

Изобретение относится к классу тормозных жидкостей и к способам их получения. Тормозная жидкость содержит эфиры борной кислоты и моноалкиловых эфиров полиалкиленгликоля общей формулы I:B[O(chr2CH2O)R3, где R-СН3 или С2H5, R2-Н или СН3, n - целое число 3-6; моноалкиловые эфиры полиалкиленгликоля общей формулы II:R1(CH2chr2)mOH, где R1 - алкильный радикал C3-C5, R2-H или CH3, m - число 2-3; буферный компонент на основе бората щелочного металла, антиокислительную и антикоррозионную присадки - дифенилолпропан, толлилтриазол, бензотриазол, при следующем соотношении компонентов, мас.%: соединения общей формулы 1 - 40-89; соединения общей формулы II - 10-54; буферный компонент 0,5-5,0; антикоррозионная присадка 0,01-0,2; антиокислительная присадка 0,05-0,2. Тормозную жидкость получают взаимодействием окиси алкилена формулы с метиловым или этиловым спиртом в присутствии щелочного катализатора. После оксиалкилирования спирта из полученной смеси простых эфиров гликолей отгоняют низкомолекулярные компоненты, оставшуюся смесь метиловых или этиловых эфиров полиалкиленгликолей подвергают взаимодействию с борсодержащим реагентом. Получившийся борат после отгонки легкокипящих компонентов смешивают с соединениями общей формулы II. В качестве борсодержащего реагента используют борную кислоту, борный ангидрид или триметилборат. Жидкость имеет улучшенные показатели совместимости с резиной и по всем показателям соответствует международному стандарту USS II6a класса DОТ-4. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к классу тормозных жидкостей на основе моноалкиловых эфиров полиоксиалкиленгликоля и к способам их получения. Тормозные жидкости применяются при эксплуатации гидравлических и тормозных систем автомобилей и механизмов.

Большая часть применяемых в настоящее время тормозных жидкостей (ТЖ) изготовляется на основе полиалкиленгликолей и их моноалкиловых эфиров. Для устранения вредного действия воды предложено вводить в композиции ТЖ эфиры борной кислоты со спиртами или простыми моноэфирами алкиленгликолей.

Известна рецептура ТЖ, состоящая из полигликольмоноэфиров, полигликолей, эфиров борной кислоты (патент ФРГ 2724193, опубл. 14.10.82 г.).

Известен способ получения тормозной жидкости путем последовательного взаимодействия исходной смеси метилового спирта, воды, пропиленгликоля и/или дипропиленгликоля с этиленоксидом, а затем пропиленоксидом при молярном отношении суммарный алкиленоксид /исходная смеси 2,5-5,0/ 1 и содержании пропиленоксида в суммарном алкиленоксиде 20-50% (Заявка Японии 59-204694, опубл. 20.11.84 г.).

Наиболее близкой к предлагаемому составу является тормозная жидкость по патенту США N 3711410, кл. 252-78, 1973. Известная тормозная жидкость содержит борные эфиры, простые эфиры гликоля, щелочные бораты в качестве буферного компонента, антикоррозионные и антиокислительные присадки, в том числе дифенилолпропан, бензтриазол, толлилтриазол.

Чтобы получить жидкость в соответствии с требованиями международных стандартов по безопасности на ТЖ FM USS-116 класса ДОТ-4 и супер-ДОТ-4 и улучшить показатели совместимости с резиной, авторы предлагают получать тормозную жидкость следующего состава, мас.%: Компонент I, содержащий бораты метиловых или этиловых эфиров полиалкиленгликолей общей формулы B[O(chr2CH2O)nR]3, где 1 R - CH3 или C2H5; R2 - H или CH3; n - целое число 3-6 - 40 - 89 Компонент II общей формулы R1(OCH2chr2)mOH, где R1 - алкильный радикал C3-C5, R2 - H или CH3, m - целое число 2-3, - 10 - 54 Буферный компонент - на основе бората щелочного металла - 0,5 - 5,0 Антикоррозионная присадка - триазолы типа бензотриазола, толлилтриазола - 0,01 - 0,2 Антиокислительная присадка типа дифенилолпропана или толлилтриазола - 0,05 - 0,2 Данную тормозную жидкость получают следующим способом.

Метиловый или этиловый спирт подвергают взаимодействию с окисью алкилена формулы где R2-H или CH3 в присутствии щелочного катализатора, например гидроокиси натрия NaOH, из полученной смеси метиловых или этиловых эфиров алкиленгликолей отгоняют низкомолекулярные компоненты и непрореагировавший метиловый или этиловый спирт, которые возвращают на стадию оксиалкилирования периодически или непрерывно.

В полученные простые эфиры гликолей перед отгонкой легкокипящих компонентов вводят антиокислительную присадку типа дифенилолпропана или толлилтриазола для повышения термоокислительной стабильности тормозной жидкости.

Оставшуюся смесь метиловых или этиловых эфиров полиалкиленгликолей подвергают взаимодействию с борсодержащим реагентом. В качестве борсодержащего реагента используют борную кислоту, борный ангидрид или триметилборат в количестве, обеспечивающем содержание бора в готовой тормозной жидкости в интервале 0,5-1,5 мас.%.

Полученный борат (компонент I) после отгонки легкокипящих компонентов (воды, в случае использования борной кислоты или борного ангидрида, и метанола, в случае использования триметилбората) смешивают с компонентом II, содержащим соединения общей формулы R1(OCH2chr2)mOH,
где R1 - алкильный радикал C3-C5 R2-H или CH3
m - целое число 2-3, в соотношении от 2:5 до 9:1.

Во время смешивания бората с компонентом 11 вводят антикоррозионную присадку типа бензотриазола или толлилтриазола.

В процессе получения бората щелочной катализатор превращается в соль щелочного металла и алкилборной кислоты, которые обеспечивают необходимые щелочные свойства ТЖ.

В случае необходимости ТЖ кондиционируется по температуре кипения путем вакуумной упарки.

Изобретение иллюстрируется следующим примером.

В реактор с мешалкой загружается 2580 кг метилового спирта, 10 кг NaOH. При перемешивании содержимое реактора нагревается до 100oC. Затем в реактор под давлением подается 10000 кг окиси этилена, при этом давление во время подачи окиси этилена регулируется на уровне не более 6,5 кгс/см2 с расходом окиси 0,3-2,2 м3/ч. После дозировки заданного количества окиси реакционная масса выдерживается при 90-120oC и давлении не более 6,5 кгс/см2 в течение 1-2 ч. Полученная смесь метиловых эфиров гликолей подвергается упарке после введения антиокислительной добавки в количестве 7 кг, затем в нее вводится 500 кг борной кислоты и после перемешивания при 80oC в течение 1 ч температура поднимается до 150oC с одновременным вакуумированием до давления 0,7-0,9 кгс/см2 для отгонки летучих компонентов. Отгонка летучих компонентов заканчивается, когда содержание метилового эфира диэтиленгликоля достигнет 3%. В полученную таким образом жидкость приливается при перемешивании 1000 кг н-бутилового эфира диэтиленгликоля и 5 кг антикоррозионной присадки. Тормозная жидкость кондиционируется упариванием под вакуумом до достижения температуры кипения пробы выше 260oC. В результате получается тормозная жидкость следующего состава, мас.%:
Соединение формулы B[O(CH2CH2O)nCH3]3 - 69
Соединение формулы C4H9(OCH2CH2)2OH - 29,2
Буферный компонент - 1,5
Бензотриазол - 0,1
Дифенилолпропан - 0,2
Результат оценки качества полученного образца высокотемпературной тормозной жидкости приведен в таблице. Из данных таблицы видно, что тормозная жидкость соответствует по всем показателям международному стандарту FM USS 116a класса ДОТ-4.


Формула изобретения

1. Тормозная жидкость, содержащая эфиры борной кислоты и моноалкиловых эфиров полиалкиленгликолей, моноалкиловые эфиры полиалкиленгликолей, антиокислительную, антикоррозионную присадки, выбранные из группы, содержащей дифенилолпропан, бензотриазол, толлилтриазол, и буферный компонент на основе бората щелочного металла, отличающаяся тем, что тормозная жидкость в качестве эфиров борной кислоты и моноалкиловых эфиров полиалкиленгликолей содержит соединения общей формулы I
B/O(CH R2 CH2O)nR/3,
где R - CH3 или C2H5;
R2 - H или CH3;
n - целое число 3 - 6,
в качестве моноалкиловых эфиров полиалкиленгликолей содержит соединения общей формулы II
R1 (OCH2chr2)mOH,
где R1 - алкильный радикал C3-C5;
R2 - H или CH3;
m - целое число 2 - 3,
при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Соединения общей формулы I - 40 - 89
Соединения общей формулы II - 10 - 54
Буферный компонент - 0,5 - 5,0
Антикоррозионная присадка - 0,01 - 0,2
Антиокислительная присадка - 0,05 - 0,2
2. Способ получения тормозной жидкости путем взаимодействия метилового или этилового спирта с окисью алкилена формулы где R2 - H или CH3, в присутствии щелочного катализатора с получением простых эфиров гликолей, отличающийся тем, что в полученные простые эфиры гликолей вводят антиокислительную присадку типа дифенилолпропана или толлилтриазола, из полученной смеси отгоняют низкомолекулярные компоненты, оставшуюся смесь метиловых или этиловых эфиров полиалкиленгликолей подвергают взаимодействию с борсодержащим реагентом, полученный борат после отгонки легкокипящих компонентов (воды или метанола) смешивают с соединениями общей формулы R1 (OCH2chr2)mOH, где R1 - алкильный радикал C3-C5, R2 - H или CH3, m - целое число 2 - 3, в соотношении 1 : 11 от 2 : 5 до 9 : 1 и вводят антикоррозионную присадку с получением жидкости, в которой содержание бора составляет 0,5 - 1,5 мас.%, и соотношение компонентов соответствует указанному в п.1 формулы.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что в качестве борсодержащего реагента используют борную кислоту, борный ангидрид или триметилборат.

4. Способ по п.2, отличающийся тем, что отгон низкомолекулярных компонентов возвращают на начальную стадию оксиалкилирования.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазкам для металлообработки и может быть использовано на тяжелонагруженных операциях, например при изготовлении крепежных изделий

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для всесезонного использования в высокофорсированных транспортных дизельных двигателях

Изобретение относится к смазочным материалам и предназначается, в частности, для использования в системе смазки дизельных и карбюраторных двигателей

Изобретение относится к области производства и применения смазочных материалов, конкретно к композициям многоцелевых пластичных смазок для узлов трения машин и механизмов

Изобретение относится к составам для приготовления эмульсии смазочно-охлаждающей жидкости, используемой при обработке металлов резанием

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для использования в высокофорсированных дизелях

Изобретение относится к смазочным материалам, а именно к модификаторам трения, антифрикционным составам, вводимым в смазочные материалы

Изобретение относится к составам для приготовления эмульсий смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) для механической обработки металлов

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), применяемым при обработке металлов резанием, шлифованием и т.п

Изобретение относится к составам для приготовления эмульсий смазочно-охлаждающей жидкости для механической обработки металлов

Изобретение относится к механической обработке металлов резанием
Изобретение относится к рецептуре смазочных и охлаждающих композиций, которые могут быть использованы для смазки узлов трения и охлаждения, например, двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к дорновому смазочному материалу для применения при изготовлении бесшовных труб, который состоит из графита, глинистых минералов из класса смектитов, полисахарида и в случае необходимости поверхностно-активного вещества

Изобретение относится к составу концентрата жидкости, используемой в виде 1-3%-ных водных эмульсий в качестве рабочей жидкости гидрооборудования

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям для механической обработки металлов и может быть использовано на машиностроительных предприятиях различных отраслей народного хозяйства

Изобретение относится к области химической технологии, в частности к негорючим гидравлическим жидкостям, используемым в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах машин литья металлов под давлением

Изобретение относится к составам огнестойких рабочих жидкостей для гидравлических систем, работающих в условиях повышенной пожароопасности на предприятиях металлургической, деревообрабатывающей промышленности, литейного, сварочного, кузнечно-прессового производств

Изобретение относится к гидравлическим жидкостям, в частности к гидравлическим тормозным жидкостям, используемым в гидроприводах тормозов и сцеплении автомобилей
Наверх