Комбинированный танк

 

Изобретение относится к размещению экипажа, вооружения и оборудования танка. Техническим результатом изобретения является повышение защищенности танка и десанта за счет размещения десанта в бронекабинах и обеспечения им кругового обзора. Сущность изобретения заключается в том, что комбинированный танк дополнительно снабжен расположенным вне корпуса съемным обитаемым отделением для размещения в нем примерно 6 - 12 членов экипажа и солдат десанта, состоящим из трех подвесных бронекабин, две из которых размещены по бокам танка и выступают за обычный габарит танка по ширине примерно по 1 м в каждую сторону. Третья бронекабина расположена за кормой танка и увеличивает длину танка на ~ 2 м. Часть противокумулятивного бортового экрана (внешняя боковая броня бронекабин) удалена от основной бортовой брони корпуса танка на ~ 1,8 - 2 м, вместо обычных ~ 0,8 м. В ближнем бою 6-12 членов экипажа и десанта, защищенных противопульной броней, создают зону многоканального кругового огня с применением автоматического стрелкового оружия, гранатометов и малогабаритных танковых огнеметов для подавления танкоопасной живой силы. В бронекабинах может быть размещена часть оборудования, в том числе и при модернизации танков. 1 ил.

Изобретение относится к размещению экипажа, вооружения и оборудования танка.

Широко известно о размещении десанта за башней танка Т-72 над моторно-трансмиссионным отделением, при спешивании солдаты десанта прикрывают танки в условиях ближнего боя.

Недостатком использования солдат десанта для защиты танков в ближнем бою являются уязвимость, большие потери десанта от огня автоматического оружия и, как следствие, слабое воздействие десанта на танкоопасную живую силу (ТОЖС).

Известна компоновка израильского танка "Меркава" [1], принятого в качестве прототипа, имеющего за боевым отделением свободный внутренний объем, в котором могут быть размещены или дополнительный запас боекомплекта, или четверо носилок с ранеными, или до 10 пехотинцев в неудобных позах, которые вошли в танк через кормовой люк.

Недостатком известной компоновки являются невозможность пехотинцам, размещенным в свободном объеме танка, оказать огневое воздействие на ТОЖС; потребность в сопровождении танков при преодолении переднего края боевыми машинами пехоты или мотострелками в цепи; недостаточный обзор экипажем танка боковых и задней полусфер; слабое вооружение танка для борьбы с вертолетами.

Задачей, решаемой изобретением, является создание новой эффективной и экономической боевой машины, имеющей комбинацию огневой мощи, защищенности танка и многоканальность кругового огня автоматического оружия боевой машины пехоты; обеспечение постоянного одновременного обзора передней и задней полусфер несколькими членами экипажа танка; обеспечение борьбы с вертолетами с использованием переносного зенитного комплекса типа "Стрела"; обеспечение борьбы, в исключительных случаях, с бронетехникой противника с использованием членами экипажа танка ПТУРС; рациональное размещение объемного оборудования, выход которого из строя не ведет к немедленному выходу из строя танка (воздухоочиститель, аккумуляторы, часть топливных баков, фильтровентиляционная установка (ФВУ) системы защиты от оружия массового поражения);
защита солдат танкового десанта противопульной броней.

Указанная задача достигается тем, что комбинированный танк, содержащий боевое отделение, отделение управления, моторно-трансмиссионное отделение, дополнительно снабжен расположенным вне корпуса съемным обитаемым отделением для размещения в нем 6-12 членов экипажа и солдат десанта, состоящим из трех подвесных бронекабин, две из которых размещены по бокам танка и выступают за обычный габарит танка по ширине по ~ 1 м в каждую сторону, третья бронекабина расположена за кормой танка и увеличивает длину танка на ~ 2 м; часть противокумулятивного бортового экрана (внешняя боковая броня бронекабин) удалена от основной бортовой брони корпуса танка на ~ 1,8 - 2 м, вместо обычных ~ 0,8 м.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявленное техническое решение отличается тем, что дополнительные члены экипажа и солдаты десанта, размещаемые в бронекабинах, обеспечат в ближнем бою многоканальное огневое воздействие по всем направлениям на ТОЖС с помощью автоматического стрелкового оружия, улучшат круговое наблюдение за опасными целями и, кроме того, увеличение расстояния противокумулятивного экрана от основной брони более чем в 2 раза ослабит действие кумулятивного боеприпаса на вертикальную боковую броню танка.

Таким образом, заявляемый комбинированный танк соответствует критерию "новизна".

Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 представлен комбинированный танк (главный вид и вид спереди), к корпусу (1) танка закреплены съемные боковые бронекабины (2), которые устанавливаются после транспортировки по железной дороге, длина бронекабины может быть ~ 1,5 - 3,5 м в зависимости от типа танка, выбранного числа дополнительных членов экипажа и от установленного в ней оборудования. Боковую бронекабину целесообразно разместить на удалении от первого катка для обеспечения безопасности при взрыве противотанковой мины. Размещение членов экипажа в боковых бронекабинах в положении сидя, по аналогии с десантным отделением БМП-1, но в один ряд. Главный конструктор при разработке новых танков может разместить часть оборудования (воздушный фильтр двигателя, ФВУ, часть топливных баков), выход из строя которых не приводит к выходу из строя танка, в боковых бронекабинах.

Выступание подвешенной боковой бронекабины за обычный габарит танка составит по ~ 1 м в каждую сторону. Опасения о трудностях перемещения на дорогах неосновательны, следует учесть, что правая сторона будет свисать вправо, т. е. для встречного движения увеличение бокового габарита составит практически ~ 1 м, комбайны и другая сельскохозяйственная техника с такой шириной проходит по дорогам без проблем.

К корме танка закреплена кормовая бронекабина (3) для размещения 2-4 членов экипажа, в условиях боя - в положении лежа, на марше - сидя. Высота вертикальной брони задней бронекабины составляет ~ 0,4 -0,5 м, длина и ширина - по ~ 2 м. При необходимости задняя бронекабина может быть использована для транспортировки, например, минометов, боеприпасов, раненых. При установке в боковой бронекабине автомата (пулемета), направленного в сторону задней сферы, кормовая бронекабина может не устанавливаться.

Классическое расположение экипажа, вооружения и их количество в танке не удовлетворяют требованиям современного боя, например при преодолении переднего края, насыщенного большим количеством противотанкового оружия. Так при подходе танков к переднему краю обороны противника на расстояние ~ 200 м своя артиллерия переносит огонь в глубину, оставляя танки один на один со всеми противотанковыми средствами противника, т.к. мотострелки в пешем порядке и БМП со стабилизированным вооружением находятся на расстоянии ~ 200 м позади танков и, следовательно, на расстоянии ~ 400 м от окопов противника (2) и оказать танкам существенную помощь не могут.

Вот тут и нужен танкам свой огневой "еж", который создадут пулеметы, автоматы, гранатометы и малогабаритные танковые огнеметы (3), размещенные в боковых бронекабинах танков для преодоления последних и наиболее опасных 200 м до окопов переднего края, при этом целесообразно танкам максимально увеличить скорость для быстрого достижения переднего края и сделать по 2-4 огнеметания из малогабаритных танковых огнеметов по окопам для подавления сопротивления и резкого уменьшения потерь мотострелков, находящихся на расстоянии ~ 350 м от переднего края в момент достижения танками окопов (скорость танков принята 15 км/ч на последнем участке ~ 400 м и 4 км/ч для цепи мотострелков).

Далее танки, оставив на каждые ~ 150-250 погонных метров переднего края по одному комбинированному танку для обстрела окопов из боковых бронекабин до подхода мотострелков к окопам, продолжают движение для удара с флангов (тыла) по второму эшелону обороны, их должна догнать и сопровождать вторая волна БМП с мотострелками.

В ближнем бою 6-12 членов экипажа и десанта комбинированного танка создают зону многоканального кругового огня с применением автоматического стрелкового оружия, гранатометов и малогабаритных танковых огнеметов для борьбы с ТОЖС. К этому следует добавить, что огнеметание в боковом направлении (вдоль окопа) удобнее производить из боковой бронекабины, т.к. четко видно, когда производить пуск струи, чтобы залить линию окопов.

Наличие бронекабин у танка улучшит наблюдение за обстановкой в воздухе и позволит применять экипажу переносные зенитные комплексы типа "Стрела".

Целесообразно стратегически изменить мышление по защите танков от ТОЖС в ближнем бою, усилив максимально с помощью внедрения предлагаемого технического решения многоканальную систему огня самих танков, тем самым уменьшив потери как танков, так и атакующих мотострелков, идущих за танками. Установка бронекабин может быть произведена и на устаревшие типы танков; при модернизации танков, учитывая плотность компоновки внутри корпуса, часть нового оборудования может быть установлена в бронекабины.

Источники информации.

1. Современные танки. /Под ред. Сафонова Б.С., Москва, "Арсенал-Пресс", 1995, с. 73.

2. "Боевой устав сухопутных войск", часть II, 153, 172, 174.

3. "Способ подачи огнесмеси в танковом огнемете", заявка N 95122210, патент N 2092773.


Формула изобретения

Комбинированный танк, включающий расположенные в корпусе танка боевое отделение, отделение управления, моторно-трансмиссионное отделение, отличающийся тем, что он снабжен съемным внекорпусным обитаемым отделением, состоящим из двух или трех подвесных бронекабин, в том числе двух бронекабин по бокам танка, внешние стороны которых выступают суммарно до 2 м за обычные боковые габариты танка, и третья бронекабина при необходимости может быть установлена за кормой танка, задняя бронеплита которой выступает до 2 м за пределы вертикальной брони кормы танка, при этом часть внутреннего объема бронекабин может быть использована для размещения оборудования.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к повышению защищенности лобовой, бортовой и кормовой частей корпуса и башни танка, боевой машины пехоты от воздействия кумулятивных противотанковых боеприпасов

Изобретение относится к способам контроля и установки в башне танка положения ствола спаренного пулемета, обеспечивающим его приведение к нормальному бою

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в боевых машинах со ствольным и ракетным вооружением, а также в машинах разведки и управления огнем

Изобретение относится к транспортным средствам, а точнее к бронированным машинам, получившим широкое распространение в военной технике и в некоторых областях народного хозяйства

Изобретение относится к системе отвода отработанных газов двигателей транспортных бронированных средств

Изобретение относится к вооружению и военной технике, а конкретно, к транспортным средствам высокой проходимости и предназначено для поражения огнем наземных целей при ведении автономных боевых действий на различных ТВД в составе подразделений и частей Сухопутных войск

Изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости и предназначено для ведения технической разведки на поле боя, диагностики состояния поврежденного образца и его эвакуации в укрытие

Изобретение относится к области подвижных технических средств вытаскивания застрявшей бронетанковой техники с помощью тяговой лебедки и может быть использовано в конструкциях бронированных ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ), машин технической помощи, тягачей

Изобретение относится к бронетанковой технике, а конкретно к системе коллективной защиты танка Т-72

Изобретение относится к оборонной технике

Изобретение относится к области вооружения и может быть использовано в войсках противовоздушной обороны

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к танкостроению

Изобретение относится к ремонту бронетанкового вооружения и техники с использованием сварочного устройства

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано при создании пневмогусеничных шасси и бронепоездов

Изобретение относится к средствам, предназначенным для эвакуации застрявших и затонувших при переправе через водную преграду образцов вооружения и военной техники и спасения их экипажей

Изобретение относится к ремонту специальных систем бронетанкового вооружения и техники

Изобретение относится к области вооружения и военной техники, в частности к защите боевой машины (БМ) от средств воздушного нападения (СВН), например, с помощью пулеметных (пушечных) установок
Наверх