Система зажигания двигателей внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к системам зажигания на транспортных средствах с двигателями внутреннего сгорания, и позволяет обеспечить надежный запуск двигателя, уменьшить зависимость надежности в работе двигателя от утечки напряжения, а также состояния зазора в свечах. Система зажигания содержит источник питания, катушку зажигания, датчик угла поворота, блок усиления и формирования управляющего сигнала, коммутирующий элемент, блок обратной связи, преобразователь напряжения, установленный после источника питания и соединенный с накопительным элементом, образующим с первичной обмоткой катушки зажигания посредством коммутирующего элемента колебательный контур для прямой полуволны, цепь перезаряда, образующую с первичной обмоткой катушки зажигания и накопительным элементом замкнутый колебательный контур для тока обратной полуволны, при этом блок усиления и формирования управляющего сигнала выполнен из отдельных соединенных между собой схемы-согласования и схемы-формирования, второй вход которой соединен с блоком обратной связи. 2 ил.

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к системам зажигания на транспортных средствах с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

В классической системе зажигания при замыкании прерывателя ток, протекающий через первичную обмотку катушки зажигания, возрастает по экспоненциальному закону. В момент размыкания прерывателя во вторичной обмотке катушки зажигания генерируется высокое напряжение, величина которого пропорциональна количеству энергии, запасенной в катушке зажигания за время протекания тока. Недостатком классической системы является то, что с увеличением частоты вращения двигателя количество запасенной энергии в катушке зажигания уменьшается, т. к. величина тока, протекающего через первичную обмотку в момент размыкания, уменьшается и зависит от напряжения источника питания, что приводит к снижению мощности искровых разрядов при запуске двигателя. Кроме того, использование транзистора в качестве коммутирующих элементов обуславливает недостаточную скорость нарастания высоковольтного импульса, а также невысокую надежность работы при возможном разрыве высоковольтной цени и выходу из строя коммутирующего элемента.

Известна система зажигания ДВС, включающая источник питания, катушку зажигания, накопительный элемент, а так же блок формирования импульсов, см. патент N 2069791, 1996 г.кл. F 02 P 15/10. Однако предложенная система зажигания сложна в выполнении, а в эксплуатации ненадежна.

Наиболее близким техническим решением является система зажигания по патенту N 2004835, 1992 г., кл. F 02 P 15/00, включающая источник питания, катушку зажигания, коммутирующий элемент, устройство усиления и формирования сигналы, а так же блок сигнала обратной связи.

Технической задачей настоящего изобретения является получение мощного управляемого по длительности процесса искрообразования, обеспечивающего стабильную и надежную работу двигателя внутреннего сгорания в независимости от характеристик топливной смеси, климатических условий, параметров и технического состояния свечей зажигания, а также обеспечение более полного сгорания топливной смеси, что улучшает экологию путем снижения выброса в атмосферу вредных ядовитых газов.

Техническая задача достигается тем, что в систему зажигания двигателя внутреннего сгорания, содержащую источник питания, катушку зажигания с первичной и вторичной обмотками, датчик угла поворота, блок усиления и формирования управляющего сигнала, коммутирующий элемент и блок обратной связи дополнительно введены установленный после источника питания преобразователь напряжения, соединенный с накопительным элементом образующими с первичной обмоткой катушки зажигания посредством коммутирующего элемента колебательный контур для прямой полуволны, и цепь перезаряда также образующая с первичной обмоткой катушки зажигания и накопительным элементом замкнутый колебательный контур для тока обратной полуволны, при этом блок усиления и формирования управляющего сигнала выполнен из отдельных соединенных между собой схемы-согласования и схемы-формирования, второй вход которой соединен с блоком обратной связи, причем преобразователь напряжения выполнен с возможностью обеспечения стабилизации выходного напряжения независимо от температуры окружающей среды и напряжения источника питания.

На фиг. 1 представлена функциональная схема системы зажигания двигателя внутреннего сгорания, на фиг. 2 - цепь перезаряда (пример одного из возможных вариантов).

Система зажигания включает источник питания 1, установленный за ним преобразователь 2 напряжения с термостабилизацией режима работы и выходного напряжения, который соединен с накопительным элементом 3. Накопительный элемент 3 одним выходом соединительным проводом 4 связан с первичной обмоткой катушки зажигания 5, а другим выходом посредством коммутирующего элемента 6 так же с первичной обмоткой катушки зажигания 5, образуя таким образом замкнутый колебательный контур для тока iпр. прямой полуволны.

Преобразователь 2 напряжения выполнен с возможностью обеспечения стабилизации выходного напряжения независимо от температуры окружающей среды и напряжения источника питания. В систему зажигания так же дополнительно введена цепь 7 перезаряда накопительного элемента 3, образуя с первичной обмоткой катушки зажигания 5 и накопительным элементом 3 замкнутый колебательный контур для тока iобр. обратной полуволны.

В простейшем варианте цепь перезаряда может иметь только один полупроводниковый диод 13, создавая путь для протекания тока iобр. перезаряда обратной полуволны колебательного процесса. Поскольку в зависимости от типа коммутирующего элемента и длительности управляющего импульса непрерывность колебательного процесса без отдельной цепи перезаряда может быть затруднена.

Преобразователь напряжения системы зажигания должен выдавать достаточно стабильное выходное напряжение в пусковом режиме при низких значениях напряжения и температур. При номинальном напряжении питания и максимальных оборотах двигателя высокое напряжение преобразователя может быть снижено, т.к. мощность искры и ее длительность должны быть снижены из-за увеличения скорости сжатия газов и разогрева воздушной смеси, а также уменьшения времени сгорания. Исходя из данных требований преобразователь может быть выполнен, например, на основе блокинг-генераторов или двухтактных трансформаторных преобразователей с термоконпенсацией напряжения введения обратной связи по вторичному входному напряжению.

Блок 8 усиления и формирования сигналов в предложенной системе зажигания выполнен из двух соединенных между собой самостоятельных схем: схемы-согласования 9 и схемы-формирования 10.

В предложенной системе зажигания блок 11 обратной связи выполнен с возможностью регулировки длительности сигнала и своим входом соединен в точке А с соединительным проводом 4, а выходом - со схемой формирования 10.

Схема-согласования 9 блока 8 усиления и формирования сигналов соединена с датчиком 12 угла поворота. К схеме-формирования 10 может быть подключен датчик противоугонного устройства (на чертеже не показан).

Система зажигания работает следующим образом. От источника питания 1 запускается преобразователь 2 напряжения, обеспечивающий стабильное выходное напряжение, заряжающее накопительный элемент 3. При запуске двигателя с параметрического датчика 12 угла поворота синхронно частоте вращения вала двигателя (на чертеже не показан) поступает электрический сигнал на схему-согласования 9 блока 8 усиления и формирования управляющего сигнала, которая обеспечивает согласование и предварительное усиление электрического сигнала и передает на схему-формирования 10, где производится преобразование, суммирование и усиление электрического сигнала до амплитуд и форм, необходимых для надежного запуска коммутирующего элемента 6. Накопительный элемент 3 совместно с первичной обмоткой катушки зажигания 5 через коммутирующий элемент 6 и цепь перезаряда 7 образуют полный колебательный контур, формирующий затухающий колебательный процесс. Сигнал с параметрического датчика 12 угла поворота запускает коммутирующий элемент 6, формируя первичное искрообразование. Возникший электрический процесс колебательного контура посредством цепи блока 11 обратной связи так же подключенному к этому колебательному контуру посылает сигнал на второй вход схемы-формирования 10 и таким образом повторно, циклично запускает коммутирующий элемент 6, т.е. постоянно формируя затухающий колебательный процесс. Длительность колебательного процесса определяется регулировкой в блоке 11 обратной связи. Цепь 7 перезаряда накопительного элемента 3 обеспечивает возможность существования неразрывного колебательного процесса, который за счет более полного разряда накопительного элемента 3 обеспечивает существенное увеличение длительности и мощности разряда.

Увеличение длительности и мощности разряда в свечах зажигания позволяет создать условия для устойчивой работы двигателя за счет более полного сгорания топливной смеси различной концентрации, что позволяет снизить выбросы вредных и ядовитых газов в атмосферу. Кроме того, в предложенной системе переменный ток, протекающий через свечу зажигания, препятствует переносу металла с одного электрода свечи на другой, что в свою очередь снижает эрозию электродов, снижающую срок их службы, что нарушает устойчивую работу двигателя, приводящую к ухудшению его экологических характеристик.

Предложенная система зажигания за счет уменьшения фронта искры, увеличения и длительности разряда способствует обеспечению надежного запуска двигателя при практически любых метеоусловиях, уменьшению зависимости надежности работы двигателя от утечки напряжения, а также состояния зазора в свечах.

Использование данной системы зажигания обеспечивает возможность использования свечей с увеличенным межэлектродным зазором, что позволяет получить эффект мощного факела распыла, что в свою очередь улучшает экономико-экологические характеристики двигателя. Предложенная система зажигания не критична к использованию как низкоомных, так и высокоомных катушек зажигания.

Формула изобретения

Система зажигания двигателя внутреннего сгорания, содержащая источник питания, катушку зажигания с первичной и вторичной обмотками, датчик угла поворота, блок усиления и формирования управляющего сигнала, коммутирующий элемент и блок обратной связи, отличающаяся тем, что в систему зажигания дополнительно введены установленный после источника питания преобразователь напряжения, соединенный с накопительным элементом, образующим с первичной обмоткой катушки зажигания посредством коммутирующего элемента колебательный контур для прямой полуволны, и цепь перезаряда, образующая также с первичной обмоткой катушки зажигания и накопительным элементом замкнутый колебательный контур для тока обратной полуволны, при этом блок усиления и формирования управляющего сигнала выполнен из отдельных соединенных между собой схемы-согласования и схемы-формирования, второй вход которой соединен с блоком обратной связи, который выполнен с возможностью управления работой коммутирующего элемента, причем преобразователь напряжения выполнен с возможностью обеспечения стабилизации выходного напряжения независимо от температуры окружающей среды и напряжения источника питания.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к системам зажигания на транспортных средствах с двигателями внутреннего сгорания и позволяет упростить конструкцию системы зажигания и обеспечить надежный запуск двигателя путем увеличения мощности и длительности разряда

Изобретение относится к системам зажигания, в частности к системе зажигания двигателей внутреннего сгорания, и позволяет улучшить режим работы двигателей путем создания искрового разряда с желаемыми характеристиками

Изобретение относится к электрооборудованию двигателей внутреннего сгорания и предназначено для поджига рабочей смеси в цилиндрах

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для накопления электрической энергии большой энергоемкости в автономных системах электропитания

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в системах электростартерного пуска и искрового зажигания

Изобретение относится к устройствам зажигания для двигателей внутреннего сгорания, в частности к электронным конденсаторным устройствам с импульсным накоплением энергии

Изобретение относится к системам зажигания двигателей внутреннего сгорания, в частности к блокам электронного зажигания, предназначенным для работы в таких системах

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к автотранспорту, и может найти широкое применение в современном автотранспорте для снижения токсичности выхлопных газов

Изобретение относится к источникам электроэнергии, устанавливаемым на двигателях внутреннего сгорания транспортных средств, в частности мототехники, для питания систем зажигания этих двигателей и бортовой сети мототехники (фары, фонари, светосигнальные приборы)

Изобретение относится к искровым разрядникам, в частности к устройствам для воспламенения горючих смесей в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области теплоэнергетики, двигателестроения, а также электроники в части схемотехники

Изобретение относится к системам электроискрового зажигания с емкостными накопителями энергии

Изобретение относится к технологии изготовления электрооборудования, эксплуатируемого на летательных аппаратах, в частности агрегатов зажигания авиационных газотурбинных двигателей и жидкостных ракетных двигателей, и может также быть использовано для изготовления изделий с применением пенопластов, к которым предъявляются повышенные требования к термостойкости и вибропрочности

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано для розжига горючих смесей с помощью электрической искры, в частности в емкостных системах зажигания для контроля системы зажигания, установленной на двигатель в составе летательного аппарата, для оценки технического состояния системы зажигания в перерывах между запусками двигателей летательных аппаратов. Техническим результатом является повышение достоверности контроля работоспособности емкостной системы зажигания двигателей летательных аппаратов. Устройство контроля емкостной системы зажигания двигателей летательных аппаратов содержит датчик разрядного тока, устройство сравнения, задатчик контрольного значения напряжения амплитуды разрядного тока, измеритель временного интервала времени, исполнительный элемент. Выход датчика разрядного тока соединен с первым входом устройства сравнения, выход задатчика контрольного значения напряжения амплитуды разрядного тока подключен к второму входу устройства сравнения. Выход измерителя временного интервала подключен к исполнительному элементу. В устройство контроля дополнительно введены измерительный преобразователь давления окружающей среды, содержащий последовательно соединенные датчик давления окружающей среды, усилитель, задатчик контрольного напряжения давления окружающей среды, второе устройство сравнения, одновибратор, логическое устройство «И». Выход измерительного преобразователя давления окружающей среды подключен к первому входу второго устройства сравнения. Выход задатчика контрольного напряжения давления окружающей среды подключен к второму входу второго устройства сравнения, выход устройства сравнения подключен к входу одновибратора, выход которого и выход второго устройства сравнения подключены к логическому устройству «И», выходом подключенному к входу измерителя временного интервала. 1ил.
Наверх