Способ повышения безопасности плавания судна

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам повышения безопасности плавания судна. Способ включает сохранение параметров движения судна при образовании пробоины, при этом по бортам судна устанавливают реактивные двигатели в воздушной среде. Реактивные двигатели устанавливают на выдвижных и поворотных штангах, а магистрали подачи энергоносителя и поджига выполняют гибкими. Достигается сохранение плавучести судна с устранением крена без остановки судна, возможность оперативно остановить судно или придать ему ускорение. 1 з.п.ф-лы.

Техническое решение относится к повышению жизнестойкости судна при образовании ремонтируемой пробоины, изменению остойчивости в результате крена при заполнении отсека судна водной средой, при необходимости изменения параметров движения судна, когда неизбежно столкновение с другим судном или со сторонним объектом.

Техническое решение может быть использовано на любом судне существенного значения как для народного хозяйства, так и для судна с экологически опасным грузом или для военного судна.

Мореплавание имеет отрицательный опыт, когда имеет место столкновение судна в открытом море. Это приводит к образованию пробоины с последующим заполнением внутренней полости водной средой. И даже наличие отсеков с герметичными переборками не позволяет спасти судно, груз и людей. Такие случаи имели место при столкновении "Титаника" с айсбергом, с образованием пробоины и затоплением судна, несмотря на перекрытие переборок, которые отделяли отсек с пробоиной от остального внутреннего пространства судна.

Аналогичный случай произошел при столкновении пассажирского судна "Адмирал Нахимов" с другим судном при отличной видимости и вблизи берега (в пределах видимости).

В обоих случаях имелись герметичные переборки и в обоих случаях крен судна был выше допустимого, что и привело к быстрому развитию аварийной ситуации.

Сохранение плавучести судна путем герметизации отсека с пробоиной известны. Как показано выше на двух примерах, герметизации поврежденного отсека недостаточно для сохранения жизнестойкости судна. После операций по герметизации отсека стараются провести работы по заделке пробоины. Наиболее широко известным способом является наложение герметизирующего щита со стороны внутренней полости, и этот способ всегда демонстрируется при иллюстрации спасательных работ во всех учебных фильмах.

Известен способ заведения пластыря с наружной стороны. Оба описанных способа требуют дополнительного времени для ликвидации течи через пробоину и не всегда могут быть использованы. Названные способы не могут быть использованы при значительной по величине пробоине, а также, если произошло сцепление судна с препятствием, что не позволит завести пластырь (так было с "Титаником", когда айсберг соединился с пробоиной судна).

Существует способ заделки пробоины путем размещения в пробоине корпусной детали с мягкими кромками, которые прилегают к корпусу вокруг пробоины, причем корпусную деталь размещают со стороны гидростатического давления, в полости пробоины располагают змеевик, в который подают охлаждающую среду до образования ледовой пробки (а.с. N 1188045, кл. В 63 C 7/14, 1984 год).

Недостатками можно считать: - трудность установки корпусной детали на ходу судна, а это имеет место для военного судна; - корпусная деталь должна иметь различные размеры и форму для перекрытия пробоины любого вида; - образование ледовой пробки практически невозможно в потоке жидкости, т.к. отсутствует направленный теплоотвод; - при сцеплении пробоины с препятствием нельзя завести корпусную деталь.

Целью технического решения является устранение указанных недостатков, а именно: - устранение или, по крайней мере, снижение опасного крена у судна; - сохранение плавучести с устранением крена, причем без остановки судна, что особенно важно для военного назначения плавсредств; - возможность изменения параметров движения для избежания столкновения или от попадания снаряда.

Технический результат достигается тем, что по бортам судна устанавливаются реактивные двигатели в воздушной среде, которые соединяют гибкими магистралями с источником энергоносителя и поджига, а сами двигатели устанавливают на выдвижных и поворотных штангах.

Пояснения к способу.

1. Реактивные двигатели могут быть любого типа, например турбореактивного типа. Реактивные двигатели могут быть с уже отработанным ресурсом. Двигатели закрепляются на выдвижных штангах, которые перемещают их за корпус из утопленного положения, которое обеспечивает сохранение аэродинамических свойств судна.

Возможен вариант размещения двигателей на верхней палубе.

Штанга может вращаться. Эти движения могут быть реализованы пневмоцилиндром и сцеплением рейки с нарезкой на штанге вдоль ее всего хода.

2. Рассмотрим следующие варианты.

2-1. Пробоина и образование крена. Реактивные двигатели располагают выходным соплом вниз у места крена. Возможно размещение сопел вверх у точек, которые противоположны месту образования подтопления (крена).

2-2. Необходимо быстро остановить судно или придать ему ускорение.

Двигатели разворачивают в соответствующую сторону и дополняют усилие от винта. Современные суда имеют скорости около 60 км/час. Двигатели, допустим, от ТУ-134 создают тягу в несколько десятков тонн. Если таких двигателей, допустим, с каждой стороны по 5 штук, то общая тяга будет такой величины, которая позволит даже при огромной инерции движения за короткий временной промежуток остановить судно или придать ему форсированное движение. Для судна от десяти тысяч тонн водоизмещения установка таких двигателей по стоимости незначительна, но эффективна.

Для более крупных судов можно использовать более мощные реактивные двигатели, которые выпускаются промышленностью, например, от "Руслана". Технических проблем для использования способа нет, т.к. при незначительной доработке способ может быть использован на всех судах, имеющих значение.

Таким образом, достигаются все поставленные цели, которые были сформулированы выше.

Формула изобретения

1. Способ повышения безопасности плавания судна, включающий сохранение параметров движения судна при образовании пробоины, отличающийся тем, что по бортам судна устанавливают реактивные двигатели в воздушной среде.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что реактивный двигатель устанавливают на выдвижных и поворотных штангах, а магистрали подачи энергоносителя и поджига выполняют гибкими.



 

Похожие патенты:

Судно // 2003581

Изобретение относится к судостроению, может быть использовано в морских стационарных платформах и позволяет снизить материалоемкость и повысить надежность устройства

Изобретение относится к средствам, повышающим безопасность плавсредств, например в аварийной ситуации. Отрезное устройство (6) для механической резки линии (10), причем линия содержит нагруженную цепь (10), состоящую из звеньев цепи и проходящую от плавучего средства (2), содержит по меньшей мере одну направляющую (26а, 26b), выполненную с возможностью придания направления линии (10) после зоны (28) резки линии (10), по меньшей мере один первый нож (38а), установленный с возможностью перемещения, с противоположной контактной поверхностью, выполненный с возможностью резки первой стороны (30а) звена (30) цепи, расположенного в зоне (28) резки, и по меньшей мере один второй нож (38b), установленный с возможностью перемещения, с противоположной контактной поверхностью, выполненный с возможностью резки второй стороны (30b) звена (30) цепи, расположенного в зоне (28) резки, при этом первый нож (38а) и второй нож (38b) расположены параллельно друг другу для обеспечения их параллельного перемещения во время резки звена (30) цепи, при этом указанная нагрузка на цепь (10) растягивает звено (30) цепи во время его резки, быстрее и больше ослабляя звено (30) цепи до тех пор, пока звено (30) цепи не будет разделено. Предложен также способ резки линии (10), проходящей от плавучего средства (2). Технический результат заключается в повышении безопасности эксплуатации плавсредств. 3 н. и 21 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к морской перевозке грузов и может быть использовано для определения (контроля) уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов, в частности рудных концентратов. Способ определения уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов заключается в определении наличия влаги на настиле трюма и дополнительном определении наличия влаги в штабеле груза на высоте 1±0,2 м от настила трюма, после чего делают вывод об уровне безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов. Технический результат заключается в повышении оперативности определения уровня безопасной морской перевозки груза за счет увеличения точности, надежности и оперативности контроля состояния разжижающихся навалочных грузов. 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к проектированию корпусов судов. Корпус судна выполнен в виде непроницаемой оболочки, сформированной из наружной обшивки и балок набора. Непроницаемая оболочка выполнена в виде двух отдельных непроницаемых частей - носовой и кормовой, связанных расположенным на носовой стороне корпуса от мидель-шпангоута неразъемным соединением. Прочность неразъемного соединения выбрана такой, что обеспечивает соединение частей до достижения изгибающим моментом М0, действующим на неразъемное соединение, предельной величины, связанной с критической величиной гидродинамической силы Ркр, которая соответствует предельно допустимому падению метацентрической высоты для данного судна, следующим соотношением: где М0 - предельная величина изгибающего момента, действующая на неразъемное соединение, Н⋅м; Ркр - критическая величина гидродинамической силы, Н; LH - длина носовой непроницаемой части, м; - расстояние от носа судна до точки приложения равнодействующей гидродинамических сил при захвате волной носовой оконечности судна, м; Кз - коэффициент запаса. Повышается безопасность мореплавания. 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при постройке и модернизации корпусов судов. Предложена система предотвращения брочинга, содержащая крылья-стабилизаторы, закрепленные на корпусе судна, выполненном с выемками на носовой оконечности, в которых установлены упругие элементы. Каждое крыло-стабилизатор закреплено со стороны носа судна с возможностью поворота относительно вертикальной оси и отклонения от корпуса. Жесткость упругого элемента выбрана такой, что обеспечивает отклонение крыла-стабилизатора от корпуса при условии, что скорость судна относительно потока воды меньше заданной величины. За счет использования гидродинамической силы, действующей на крылья-стабилизаторы, обеспечивается курсовая устойчивость судна на попутном волнении, уменьшается вероятность разворота судна лагом к волне и его опрокидывания, что повышает безопасность мореплавания. 4 ил.
Наверх