Унифицированный кинотренажер механика-водителя танка

 

Изобретение относится к устройствам для обучения механика-водителя танка. Предложенный кинотренажер отличается от известных тем, что параллельно блоку регистрации ошибок и устройству вычисления средней скорости установлены световые табло обучаемого и руководителя занятий, а также блок запоминания ошибок. В данном случае имеет место объективная оценка выполнения упражнения по вождению на кинотренажере в баллах, параллельная регистрация у руководителя и обучаемого допущенных ошибок, а в конце упражнения автоматическое высвечивание на табло общей оценки. Технический результат заключается в повышении качества подготовки обучаемых за счет быстрого автоматизированного ввода частных и общей оценок за выполнение упражнения и исключения непроизводительных затрат времени на сбор результатов вождения от инструкторов, на их обработку и доведение до обучаемых. 4 ил.

Изобретение относится к области учебно-материальной базы, в частности к кинотренажерам механика-водителя танка.

Используемые в настоящее время танковые кинотренажеры предназначены для формирования, закрепления и совершенствования навыков и умений в процессе подготовки и повышения мастерства механика-водителя танка. Они позволяют имитировать операции по запуску двигателя; трогание машины с места на горизонтальных участках, подъемах и спусках; разгон; движение с переключением передач; торможение и остановки; преодоление характерных препятствий, заграждений и водных преград, а также вождение в заданном направлении по гирополукомпасу.

В настоящее время осуществлены работы по усовершенствованию существующих кинотренажеров механика-водителя танка, в результате чего создан и поступает на снабжение войск кинотренажер с аналоговым вычислительным устройством типа ТТВ /см. Изделие ТТВ-172. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - М. : Воениздат, 1977, с. 10-12, 33-36; Методика обучения вождению боевых машин. - М.: Воениздат, 1977, с.49-51; Митрофанов А.Н. Пути сокращения времени освоения объектов бронетанковой техники в процессе обучения вождению: Отчет по НИР. - М.: ВАБТВ, 1978; Рымаренко А.Г., Зимин К.Б., Технические средства интенсификации обучения вождению танков: Учебное пособие. - М.: ВАБТВ, 1970; Рымаренко А.Г., Черненко В.А. Автоматизированная система управления вождением на танкодромах при обучении подразделений: Учебное пособие. - М.: ВАБТВ, 1971/.

В качестве прототипа взят кинотренажер механика-водителя танка Т-72 /см. Техническое описание 54.00.00.00.00.000, ТО. - М.: Воениздат, 1977, с. 10-12, 33-35/.

Эти кинотренажеры содержат: отделение управления, размещенное в качающейся кабине, кинопроектор, пульт управления, акустический блок, поворотное устройство, электрогидропривод, аналогово-вычислительное устройство, блок считывания топограмм, а также устройство вычисления средней скорости и блок регистрации ошибок, допущенных обучаемым при запуске "двигателя", выходе за габарит - уклонение от трассы на угол более 1,5o /преодоление габаритных проходов, колейных мостов/, съезд с дороги - уклонение от трассы влево или вправо на угол более 5o, глушение "двигателя" на трассе, трогание с места без подачи сигнала.

В кинотренажере обеспечена автоматическая реакция тренажера на ошибки в технике вождения: неправильные действия создают такую же ситуацию, которая возникает при вождении реальной машины. В таком кинотренажере дорожные условия изменяются по определенной, записанной на пленку программе, колебания кабины зависят от профиля пути и скорости движения, а имитация шума работающего двигателя определяется оборотами коленчатого вала и нагрузки.

При обучении вождению периодическая проверка правильности выполнения обучаемым действий как при "запуске" двигателя, так и при "вождении" по трассе учебного фильма осуществляется с помощью устройства, включающего в себя блок регистрации ошибок и пять пересчетных декад. Блок регистрации ошибок регистрирует и выдает счетные импульсы на пересчетные декады, которые фиксируют вышеуказанные ошибки.

При допущении обучаемым ошибок, указанных выше, на световых табло пересчетных декад высвечиваются цифры, соответствующие количеству допущенных ошибок /от 0 до 9/.

Качественным показателем "движения" по трассе любого учебного фильма является средняя скорость, которая определяется за 1000 секунд "движения" с помощью устройства вычисления средней скорости. Оно выполнено на основе четырех тиристорно-транзисторных счетных декад импульсов времени. Декады счетчика импульсов времени считывают время движения по трассе учебного фильма. Выход каждой декады времени имеют электрические связи с соответствующими им четырьмя блоками пакетных переключателей, с помощью которых руководитель перед началом тренировки устанавливает время для каждой соответствующей оценки за скорость движения. Импульсы времени регистрируются счетчиком с момента доклада обучаемого о готовности к движению и включения кинопроектора тренажера. Таким образом, в существующих кинотренажерах механика-водителя танка фиксируется только ошибка по технике вождения и средняя скорость "движения", а общая оценка за выполнение упражнения автоматически не выводится, и отсутствует информация обучаемому о качестве выполнения им оценочных показателей.

Практика войск показывает, что в ходе обучения инструктор не в состоянии воспринять, переработать и отреагировать на огромный поток информации во время тренировок на тренажерах. К тому же оценка правильности действий обучаемого инструктором, как правило, является субъективной, потому что зависит только от личного опыта инструктора.

Хотя кинотренажеры и снабжены устройствами вычисления средней скорости и блоками регистрации ошибок, общая оценка за технику вождения на основании зафиксированных ошибок и скорости по зафиксированному времени "движения" автоматически не выводится, и качество выполнения установленных оценочных показателей не отображается на световом табло обучаемого.

Такое положение привело к необходимости делать дополнительные расчеты, обрабатывать результаты для выставления общей индивидуальной оценки обучаемому и проведения разбора занятий инструктором для вывода общей оценки подразделению.

Руководитель должен сам на основе зафиксированных ошибок выставить оценку за технику вождения, а по зафиксированному времени движения, с учетом показаний прибора определения средней скорости движения, вывести оценку за скорость движения и затем общую оценку обучаемому.

Таким образом, существенным недостатком существующих кинотренажеров механика-водителя танка является низкое качество подготовки обучаемых.

Задачей предлагаемого технического решения является повышение качества подготовки обучаемых за счет объективной оценки выполнения упражнения по вождению на кинотренажере в баллах, параллельной регистрации у руководителя и обучаемого допущенных ошибок, в конце выполнения упражнения автоматического высвечивания на табло общей оценки.

Для решения этой задачи предлагается унифицированный кинотренажер механика-водителя танка, который отличается от существующих тем, что параллельно блоку регистрации ошибок и устройству вычисления средней скорости установлены световые табло обучаемого и руководителя занятий, а также блок запоминания ошибок.

Изобретение поясняется фиг.1, 2, 3 и 4.

На фиг.1 представлена функциональная схема унифицированного кинотренажера механика-водителя танка.

На фиг. 2 представлена лицевая панель светового табло руководителя /обучаемого/.

На фиг.3 представлена принципиальная электрическая схема устройства для запоминания ошибок.

На фиг.4 представлена принципиальная электрическая схема блока формирования ошибок.

На фиг.1 показано: 1 - кинопроектор; 2 - пульт управления; 3 - световое табло руководителя занятия; 4 - блок регистрации ошибок; 5 - блок запоминания ошибок; 6 - формирователь оценки за технику вождения; 7 - формирователь общей оценки; 8 - формирователь оценки по скорости движения; 9 - устройство вычисления средней скорости движения; 10 - световое табло обучаемого; 11 - органы управления и контроля действий обучаемого.

На световых табло обучаемого и руководителя наглядно отображаются: степень выполнения оценочного показателя, предусмотренного данным упражнением учебного кинофильма; каждая допущенная ошибка; оценка за технику вождения, за скорость движения и общая оценка - за выполнение упражнения на кинотренажере в целом.

На фиг.2 показана лицевая панель светового табло руководителя, на которой размещены вертикальные разделы /по числу максимально контролируемых кинотренажеров/, каждый из которых предназначен для отображения информации о качестве выполнения данного упражнения обучаемым одного кинотренажера.

В целом вся панель состоит из двух частей /слева направо/: панели оценок и панели показателей. На панели оценочных показателей имеется пять поперечных разделов с указанием каждого из пяти оценочных показателей, фиксируемых блоком регистрации ошибок. По каждому оценочному показателю, в случае совершения ошибки обучаемым, предусмотрено высвечивание характера ошибки, допущенной при выполнении каждого оценочного показателя. На панели оценок установлены три лампы, обозначающие соответственно /сверху вниз/ оценку за технику вождения, за скорость движения и общую за упражнение в целом. Электрическая схема табло включает элементы, необходимые для фиксирования всех параметров, предусмотренных на его лицевой панели. Ее структурная схема включает в себя блоки запоминания ошибок и формирования оценок. Работа табло обеспечивается существующими блоками регистрации ошибок и устройством определения средней скорости движения. При допущении обучаемым ошибок, соответствующих указанным выше оценочным показателям, на световых табло обучаемого и руководителя высвечиваются цифры, соответствующие количеству допущенных ошибок.

Панель светового табло обучаемого, установленная в кабине тренажера перед механиком-водителем, состоит также из панели оценок и панели оценочных показателен.

Блок запоминания ошибок /фиг.3/ предназначен для накопления информации о технике управления машиной при вождении по трассе учебного фильма. Он состоит из ячеек, собранных на реле /РЭС-9/ и двух диодах /Д226/, по числу ошибок, которые фиксирует блок регистрации, на каждом препятствии трассы. В свою очередь ячейки собраны в группы по числу препятствий.

Блок формирования оценок, электрическая схема которого представлена на фиг.4, предназначен для фиксирования ошибок и формирования оценок за технику вождения, за скорость движения и за упражнение в целом.

Формирователь оценок за технику вождения включает пять дифференциальных ячеек /реле К6-К16/ и четырехразрядного датчика /реле K17-K20/.

Формирователь оценки за скорость состоит из двенадцати реле подачи импульсов /К21-К32/ и четырехрязрядного счетчика /реле К33-К36/.

Формирователь общей оценки состоит из четырех суммирующих ячеек /реле K37-K48/.

Работа унифицированного кинотренажера механика-водителя танка осуществляется следующим образом.

При включении кинотренажера и "движении" по трассе учебного фильма напряжение +24 В с блока регистрации ошибок через диоды VD1, VD2, VD3, VD4, VD5 подается на реле K1, K2, K3, K4, K5 и подготавливает их к работе /фиг.3/. Одновременно на цифровых индикаторных лампах Л1, Л2, Л3 высвечивается цифра "5". При совершении обучаемым какой-либо ошибки но технике вождения, например глушение "двигателя" на трассе, напряжение -24 В блока регистрации данной ошибки через диод VD2 поступает на реле K2. Реле K2 срабатывает и своими контактами K2.1 и K2.2 становится на самоудержание. Таким образом, зафиксировалась ошибка "глушение двигателя" на трассе учебного фильма. Реле, зафиксировавшее ошибки, остается на самоудержании. С контакта реле K2.1 снимается напряжение, свидетельствующее о совершении ошибки, которое поступает на табло обучаемого и руководителя занятий, а также на первую дифференциальную ячейку /фиг.4/ и от нее на счетчик импульсов /реле K17-K20/. В счетчике включается первый и срабатывает второй разряд. Контакты реле первого разряда K17 отключают питание от реле K37 и K45. Поэтому разрывается цепь питания цифр "5" на лампах Л1 и Л3. Одновременно контакты реле К18, замыкаясь, подключают питание на катоды цифры "4" ламп Л1 и Л3. Так осуществляется переключение оценок за технику вождения и общей за упражнение, а также их отображение на световых табло обучаемого и руководителя. При поступлении последующих импульсов снижение оценок до цифры "2" осуществляется аналогичным образом.

При поступлении электрических сигналов от четырех декад блока счета времени движения машины по трассе учебного фильма через блоки пакетных переключателей оценки "5" на реле K21-K24, их контакты, последовательно замыкаемые, обеспечивают подачу сигнала на вход счетчика /K33-K36/. Его первый разряд выключается, и контакты K33, размыкаясь, обесточивают реле K38 и K45, что в свою очередь приводит к размыканию цепи питания катодов цифры "5" на лампах Л2 и Л3. Одновременно контакты реле второго разряда счетчика K34 подключат питание к обмоткам реле K40 и K46, которые своими контактами подключают питание к катодам цифры "4" ламп Л2 и Л3, высвечивающими оценки за скорость движения и за упражнение в целом. Переключение последующих оценок до цифры "2" осуществляется аналогичным образом при срабатывании соответствующих оценкам реле.

Предлагаемый унифицированный кинотренажер механика-водителя танка даст положительный эффект, заключающийся в повышении качества подготовки обучаемых за счет быстрого автоматизированного вывода частных и общей оценки за выполнение упражнения, что позволяет исключить непризводительные затраты времени на сбор результатов вождения от инструкторов, на их обработку и доведение до обучаемых, чем сокращается общее время на занятие примерно на 20%. Быстрое поступление информации на пульт руководителя о всех ошибках, совершаемых каждым обучаемым, позволяет оперативно руководить процессом обучения, проводить обоснованный разбор их действий при преодолении препятствий и отдельных участков трассы учебного фильма.

Объективность и наглядность выставления оценки за выполнение упражнения, их индикация на световых табло, а также информации о качестве выполнения приема позволит научить личный состав полностью реализовать высокие тактико-технические возможности танков при решении задач современного боя.

Таким образом, предлагаемый унифицированный кинотренажер механика-водителя танка позволяет решать следующие задачи: в наглядной форме отображать степень выполнения каждого из оценочных показателей и по результатам выдавать каждому обучаемому оценку за технику вождения, за скорость "движения" и обилую оценку по упражнению на кинотренажере; в наглядной форме отображать на световом табло руководителя и обучаемого все ошибки за технику вождения, предусмотренные оценочными показателями Курса вождения КВБМ СВ - 86.

Предлагаемый кинотренажер механика-водителя отличается от ранее применявшихся: отсутствием необходимости обрабатывать результаты вождения, зафиксированные на пульте руководителя, так как результаты выдаются в окончательном виде для немедленного занесения их в лист учета выполнения упражнений по вождению; универсальность применения устройства для всех кинотренажеров, имеющих блок регистрации ошибок по технике вождения, и устройство вычисления средней скорости "движения".

Формула изобретения

Унифицированный кинотренажер механика-водителя танка, содержащий отделение управления, размещенное в качающейся кабине, кинопроектор, пульт управления, акустический блок, поворотное устройство, электрогидропривод, аналогово-вычислительное устройство, блок считывания топограмм и устройство вычисления средней скорости, а также блок регистрации ошибок, допущенных обучаемым при запуске "двигателя", выходе за габарит с уклонением от трассы на угол более 1,5o, съезде с дороги с уклонением от трассы влево или вправо на угол более 5o, глушении "двигателя" на трассе, трогании с места без подачи сигнала, отличающийся тем, что установлены световые табло обучаемого и руководителя занятий, а также блок запоминания ошибок, собранный из ячеек на реле и полупроводниковых приборах по числу ошибок на каждом препятствии трассы учебного фильма, причем ячейки собраны в группу по числу препятствий, входы ячеек имеют электрическую связь с блоком регистрации ошибок, а выходы подключены к входам световых табло, а также к входу формирователя оценок за технику вождения, имеющего выход для подачи электрического сигнала по технике вождения на формирователь общей оценки, вход которого имеет электрическую связь с формирователем оценки по скорости движения, а выход - со световыми табло обучаемого и руководителя.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам обучения управлению транспортными средствами и может быть использовано при обучении в автошколах

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к тренажерам для обучения механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к спортивным тренажерам и предназначено для тренировки велосипедистов в несезонное время года

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для управления режимами работы колесных транспортных средств с дублирующим педальным управлением с целью обучения вождению

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения и контроля качества вождения самоходными безрельсовыми транспортными средствами, например легковыми и грузовыми автомобилями

Изобретение относится к области исследования параметров движения самоходных транспортных средств и предназначено для использования в процессе профессионального обучения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления режимами работы транспортных средств, и может быть использовано для обучения управлению транспортными средствами

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных бронированных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин на маршрутах, имеющих участки с различными видами дорожного покрытия

Изобретение относится к тренажерам для обучения механика-водителя гусеничной машины и включает кабину с органами управления и датчиками их положения

Изобретение относится к учебным тренажерам для обучения управлению транспортными средствами и направлено на повышение точности одновременного контроля вождения нескольких транспортных средств
Наверх