Способ приготовления смеси для поверхностной обработки дорожного покрытия, состав смеси и способ ее нанесения

 

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных дорог и может быть использовано для поверхностной обработки дорожного покрытия с образованием тонкого шероховатого защитного слоя. Способ приготовления смеси для поверхностной обработки дорожного покрытия включает смешение в мешалке щебня с минеральным порошком, введение в полученную смесь битума и перемешивание, отличается тем, что в мешалку подают горячий щебень фракции 5-10 мм или 5-15 мм, или 10-20 мм, перемешивают его с минеральным порошком в течение 20-30 с, перемешивание полученной смеси после подачи горячего битума производят в течение 20-30 с, а выгрузку готовой смеси осуществляют при температуре не менее 190oС, при этом смесь для поверхностной обработки содержит, мас. %: щебень 75-85; минеральный порошок 15-25; битум сверх 100% 5,0-6,5. Способ нанесения смеси для поверхностной обработки дорожного покрытия включает укладку асфальтоукладчиком упомянутой смеси при ее температуре не ниже 180oС, слоем не более 20 мм и уплотнение ее гладковальцевыми катками. Технический результат: ускорение формирования покрытия. 3 с.п.ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных дорог и может быть использовано для поверхностной обработки дорожного покрытия с образованием тонкого шероховатого защитного слоя.

Тонкий шероховатый защитный слой предохраняет дорожное покрытие от преждевременного разрушения под влиянием природных факторов, а также воздействия движущегося транспорта. Кроме того, этот слой повышает фрикционные характеристики городских дорог и дорог общего пользования. Толщина такого слоя не превышает 20 мм.

Известен способ приготовления смеси для поверхностной обработки дорожного покрытия, заключающийся в смешивании ее компонентов непосредственно на обрабатываемом участке. Состав такой смеси включает битум и щебень, а способ нанесения смеси заключается в предварительном розливе битума по обрабатываемой поверхности, его основном розливе и равномерном распределении щебня по слою битума, уплотнении слоев и доуплотнении образованного монолитного слоя под действием движущегося автомобильного транспорта ( см. Ефремов Л.Г. и др. Строительство и ремонт асфальтобетонных дорожных покрытий. М., 1991).

Недостатком данных способа приготовления смеси, ее состава и способа нанесения на обрабатываемый участок является то, что такая поверхностная обработка дорожного покрытия не находит широкого применения в городских условиях из-за длительного времени формирования защитного слоя и необходимости закрытия движения или его ограничения на участке работ. Процесс устройства описанного защитного покрытия в условиях города затруднителен также из-за непрекращающегося движения пешеходов и транспортных средств. В первые 8-10 дней эксплуатации такого покрытия важно ограничить скорость движения транспорта до 4 км/ч и регулировать движение по ширине покрытия. Все это вызывает необходимость поиска новых путей поверхностной обработки дорожного покрытия с целью создания шероховатого защитного слоя.

Наиболее близким аналогом к предложенному способу приготовления смеси для поверхностной обработки дорожного покрытия, а также к составу для поверхностной обработки дорожного покрытия является способ приготовления смеси (черного щебня) для устройства покрытий с шероховатой поверхностью, т.е. для поверхностной обработки дорожного покрытия, включающий смешение высушенного шлакового щебня фракции 10-20 мм с минеральным порошком в смесителе, последующее введение в полученную смесь битума и перемешивание. При этом смесь содержит в мас. %: щебень 96,0-96,5, минеральный порошок - отход отделения конденсации коксохимического производства -2,5-3,0, битум сверх 100% минеральной части 1 (см. авт. свидетельство СССР 1578103 А1, МПК С04В 26/26, опубл. 15.07.1990).

Также известен способ нанесения смеси для поверхностной обработки дорожного покрытия (слоя износа), включающий укладку асфальтоукладчиком слоя толщиной 10-20 мм из смеси, содержащей битумную мастику и гравий и уплотнение слоя гладковальцевыми катками (см. заявку Франции 2043677, МПК Е 01 С 7/00, опубл. 19.02.1971).

Задачей изобретения является повышение возможности устройства шероховатого защитного слоя на дорожном покрытии в краткие сроки (2-3 часа), позволяющие наносить его в городских условиях, при одновременном улучшении прочностных характеристик слоя по сравнению с известным, выполняющим такую же роль.

Поставленная задача решается тем, что в способе приготовления смеси для поверхностной обработки дорожного покрытия, включающем смешение в мешалке щебня с минеральным порошком, введение в полученную смесь битума и перемешивание, в мешалку подают горячий щебень фракции 5-10 мм, или 5-15 мм, или 10-20 мм, перемешивают его с минеральным порошком в течение 20-30 с, перемешивание полученной смеси после подачи горячего битума производят в течение 20-30 с, а выгрузку готовой смеси осуществляют при температуре не менее 190oС, при этом смесь содержит, мас.%: Щебень - 75 - 85 Минеральный порошок - 15 - 25 Битум сверх 100% - 5,0 - 6,5 Также поставленная задача решается тем, что в составе смеси для поверхностной обработки дорожного покрытия, включающем щебень, минеральный порошок и битум, используют щебень фракции 5-10 мм, или 5-15 мм, или 10-20 мм при следующем соотношении компонентов в 15 мм, или 10-20 мм при следующем соотношении компонентов, мас.%: Щебень - 75 - 85 Минеральный порошок - 15 - 25 Битум сверх 100% - 5,0 - 6,5.

Кроме того, поставленная задача решается тем, что в способе нанесения смеси для поверхностной обработки дорожного покрытия, включающем укладку асфальтоукладчиком смеси слоем не более 20 мм и уплотнение ее гладковальцевыми катками, смесь содержит, мас.%: Щебень - 75 - 85 Минеральный порошок - 15 - 25
Битум сверх 100% - 5,0 - 6,5
а укладку смеси осуществляют при ее температуре не ниже 180oС.

В заявляемом способе приготовления смеси для поверхностной обработки дорожного покрытия использование подогретого щебня фракции 5-10 мм или 5-15 мм или перемешивание его с минеральным порошком в течение 20-30 секунд, а затем перемешивание смеси после подачи горячего битума в течение 20-30 секунд с достижением температуры выгружаемой смеси не менее 190oС обеспечивает получение однородной высокопористой смеси, пригодной для образования быстротвердеющего шероховатого тонкослойного покрытия с высокими фрикционными и защитными свойствами.

Заявляемый состав смеси в мас.%: щебень - 75-85, минеральный порошок - 15-25, битум сверх 100% - 5,0-6,5, обеспечивает получение асфальтовяжущего с такими свойствами, которые в совокупности с заявляемым содержанием щебня позволяют при нанесении шероховатого защитного слоя толщиной не более 20 мм достичь его быстрого отверждения с получением высоких прочностных характеристик.

В заявляемом способе нанесения смеси для поверхностной обработки дорожного покрытия укладка смеси с температурой не ниже 180oС слоем не более 20 мм с помощью асфальтоукладчика и уплотнение слоя гладковальцовыми катками обеспечивают получение шероховатого тонкослойного покрытия в течение 2-3 часов, что очень важно при работе в городских условиях. Такое покрытие имеет эстетический вид и высокие прочностные и фрикционные характеристики.

Пример 1. Щебень высушивают и нагревают в сушильном барабане до температуры 280oС, после чего подают на грохот, где отделяют нужную фракцию 5-10 мм. После этого щебень подают в весовом дозаторе и отдозированное количество щебня поступает в мешалку. Минеральный порошок получают путем переработки известняка на шаровой мельнице, после чего подают его через дозатор в мешалку. Сухие компоненты перемешивают в течение 20-30 с.

Перемешивание компонентов менее 20 с может привести к их расслоению и образованию комков при подаче битума. Перемешивание компонентов более 30 с нецелесообразно, поскольку необходимая для получения качественного защитного слоя степень смешения уже достигнута. Битум БН 60/90 нагревают до температуры 130-150oС и подают в мешалку через дозатор. Перемешивание смеси с битумом производят в течение 20-30 с. При перемешивании менее 20 с не достигается требуемая однородность смеси, а перемешивание более 30 с нецелесообразно. Готовую смесь с температурой 190-210oС выгружают из мешалки в транспортные средства, в которых перевозят ее к месту укладки.

Пример 2. Щебень высушивают и нагревают аналогично примеру 1, после чего подают на грохот, где отделяют фракцию 5-15 мм. Далее приготовление смеси производят так же, как в примере 1.

Пример 3. Щебень высушивают и нагревают аналогично примеру 1, после чего на грохоте отделяют фракцию 10-20 мм. Далее приготовление смеси производят так же, как в примере 1.

Пример 4. Описанным в примере 1 способом получают смеси компонентов, показанных в табл.1.

Свойства шероховатого защитного слоя, образованного из предлагаемых в таблице 1 смесей, показаны в табл.2.

Из табл.2 видно, что все три варианта состава получаемой смеси отвечают требованиям, предъявляемым к шероховатому тонкослойному покрытию (коэффициент сцепления - не менее 0,32, шероховатость - не менее 1,0).

Пример 5. Подготавливают дорожное покрытие к поверхностной обработке путем исправления профиля, очистки от пыли, грязи и последующей предварительной обработки жидким битумом в количестве 0,2-0,3 л/м2. Укладку смеси, приготовленной описанным в примерах 1-3 способом, начинают с установки асфальтоукладчика, например ДС-191 в исходное положение. Транспортное средство со смесью, имеющей температуру не ниже 180oС устанавливают таким образом, чтобы процесс доставки смеси для поверхностной обработки был непрерывным и ритмичным и производился навстречу движению асфальтоукладчика. Толщина слоя смеси, укладываемой и предварительно уплотняемой выглаживающей плитой асфальтоукладчика, не более 20 мм. После укладки слоя смеси его дополнительно прикатывают 6- и 10-тонными гладковальцовыми катками. Движение транспорта по готовому покрытию открывают по достижении покрытием температуры окружающего воздуха.

Использование заявляемой группы изобретений обеспечивает неожиданный положительный эффект в виде появления возможности осуществления поверхностной обработки дорожного покрытия для повышения его фрикционных и прочностных характеристик в течение 2-3 часов, что очень важно для работ в городских условиях. Кроме того, получаемый с использованием заявляемой группы изобретений шероховатый тонкий защитный слой по сравнению с известными является более стабильным, стойким к образованию трещин и колеи, срок его службы не менее 5-8 лет, в то время как существующие аналогичные покрытия служат 2-2,5 года. Заявляемая группа изобретений позволяет наносить защитный слой при более низких температурах воздуха (до +1oС), что продлевает строительный сезон на 30-40%, при этом значительно повышается производительность дорожно-строительных работ за счет сокращения времени приготовления смеси и ее нанесения.


Формула изобретения

1. Способ приготовления смеси для поверхностной обработки дорожного покрытия, включающий смешение в мешалке щебня с минеральным порошком, введение в полученную смесь битума и перемешивание, отличающийся тем, что в мешалку подают горячий щебень фракции 5-10 мм или 5-15 мм, или 10-20 мм, перемешивают его минеральным порошком в течение 20-30 с, перемешивание полученной смеси после подачи горячего битума производят в течение 20-30 с, а выгрузку готовой смеси осуществляют при температуре не менее 190oС, при этом смесь содержит, мас. %:
Шебень - 75-85
Минеральный порошок - 15-25
Битум, сверх 100% - 5,0-6,5
2. Состав смеси для поверхностной обработки дорожного покрытия, включающий щебень, минеральный порошок и битум, отличающийся тем, что используют щебень фракции 5-10 мм или 5-15 мм, или 10-20 мм при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Щебень - 75-85
Минеральный порошок - 15-25
Битум, сверх 100% - 5,0-6,5
3. Способ нанесения смеси для поверхностной обработки дорожного покрытия, включающий укладку асфальтоукладчиком смеси слоем не более 20 мм и уплотнение ее гладковальцевыми катками, отличающийся тем, что смесь содержит, мас. %:
Щебень - 75-85
Минеральный порошок - 15-25
Битум, сверх 100% - 5,0-6,5
а укладку смеси осуществляют при ее температуре не ниже 180oС.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для ремонта бетонных и асфальтобетонных дорог в зимних и ненастных условиях

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для поверхностной обработки дорожных покрытий из вибролитых асфальтобетонных смесей, а также при ремонте и регенерации асфальтобетонных покрытий

Изобретение относится к строительству, а именно к способам обработки покрытия автомобильных дорог, аэродромов, площадок и тротуаров

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано на проезжей части городских улиц - пешеходных дорожек, перронах и местах стоянок в аэропортах

Изобретение относится к дорожному строительству, в частности к устройству шероховатых слоев дорожных покрытий, и может быть использовано для предотвращения скользкости дорожных покрытий

Изобретение относится к области строительства и может быть использо
Изобретение относится к строительству
Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для поверхностной обработки дорожных покрытий, а также при ремонте покрытий

Изобретение относится к новой фотокаталитической композиции, предназначенной для перколяции дорожных покрытий. Технический результат: способность к восприятию покрытием интенсивной длительной фотокаталитической активности, проявляющейся даже под воздействием значительной механической нагрузки и неблагоприятных погодных условий, как в случае дорожных покрытий в городах и вне их, предназначенных для осуществления интенсивного движения транспорта. Дорожное покрытие, поверхность которого изготовлена из пористого асфальта прерывистым гранулометрическим составом, полости которого перколированы жидким строительным раствором, содержащим цемент и фотокатализатор. Жидкий строительный раствор не содержит заполнителей и полости пористого асфальта с прерывистым гранулометрическим составом перколированы на глубину, составляющую в среднем между 30 и 50 мм. Также описаны фотокаталитический жидкий строительный раствор, предварительно смешанный сухой продукт, способ увеличения устойчивости материала дорожного покрытия и способ приготовления дорожного покрытия. 5 н. и 17 з.п. ф-лы, 2 табл., 2 пр., 1 ил.

Изобретение относится к асфальтодорожному строительству и непосредственно касается способов обработки асфальтобетонных покрытий с применением композиций на основе битумполимерных вяжущих. Технический результат: низкое водонасыщение обработанных асфальтобетонных покрытий, снижение старения покрытий, повышение коэффициента сцепления колеса с покрытием. Способ обработки асфальтобетонных дорожных покрытий органическим раствором композиции модифицированного битумного вяжущего, при котором обработку осуществляют пропиткой верхнего слоя асфальтобетонного покрытия пропиточным составом, в качестве которого используется композиция модифицированного битумного вяжущего, содержащая 30-85 мас.% нефтяного битума, 15-20 мас.% нефтеполимерной смолы и, возможно, 0-40 мас.% минерального масла и 0-5 мас.% поверхностно-активных веществ, которую применяют в виде раствора в органическом растворителе, имеющем температуру кипения 155-200°С, используемом при его весовом соотношении к модифицированному битумному вяжущему, равном 70/30-50/50, при этом нанесение раствора модифицированного битумного вяжущего на асфальтобетонное покрытие осуществляют методом розлива при норме расхода раствора 0,1-0,4 л/м2 и при температуре -6-(+40°C). 5 з.п. ф-лы, 3 табл., 5 пр.
Изобретение относится к технологии формирования транспортной дороги. Способ формирования транспортных дорог включает предварительное изготовление асфальтового покрытия, после чего насыпают его в местах движения дорожного транспорта и формируют поверхность асфальтовой дороги, при этом на возможной ширине колес транспортной техники на дороге с асфальтным покрытием наносят две полосы акрилового покрытия, либо на нее наносят слой акрилового покрытия, который предварительно перемешивают с песком. 2 н.п. ф-лы.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве верхних слоев дорожных одежд автомобильных дорог, шоссе, на переездах мостов. Профиль асфальтобетонного полотна дороги, характеризующийся тем, что он выполнен из асфальтобетона, содержащего микрошарики диаметром до 250 мкм из эгириновой оксидной керамики и цементированный карбид с размером, не превышающим 500 мкм, в количестве каждого из них до 25% от общей массы асфальтобетона, с геометрической его формой, имеющей по каждой линии основного движения колес транспортного средства выступ трапециевидного профиля с высотой над основным полотном до 5 мм, углом наклона боковых линий трапеции к ее основанию менее 20° при ширине верхней линии трапеции, составляющей три средних ширины шины легкового автомобиля. Технический результат - повышение износостойкости. 2 ил.
Изобретение относится к технологии формирования транспортной дороги. Способ формирования транспортных дорог включает предварительное изготовление асфальтового покрытия, после чего насыпают его в местах движения дорожного транспорта и формируют поверхность асфальтовой дороги, на поверхность которой наносят акриловое покрытие, на которое укладывают предварительно изготовленные из перемешанного акрилового покрытия с песком дорожные плиты. Также описан вариант способа. Технический результат: повышение линейных свойств покрытия дороги. 2 н.п. ф-лы.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве новых и реконструкции существующих автомобильных дорог и аэродромов. Технический результат - повышение несущей способности и долговечности дорожной одежды. Способ возведения дорожной одежды включает устройство слоя основания из цементобетонной смеси с созданием на его поверхности волнистого профиля ячеистой структуры путем вдавливания в слой незатвердевшей смеси и извлечения из него жестких дискретно расположенных вдавливающих устройств (штампов) в виде перевернутых усеченных круглых прямых конусов или правильных пирамид установленных технологических параметров. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 2 ил.

Изобретение относится к дорожному строительству и касается способа получения составов на основе полимербитумных вяжущих, которые могут быть применены для защиты дорожных асфальтобетонных покрытий от негативных воздействий. Способ осуществляют путем образования битумно-нефтеполимерной смеси и введением в нее модифицирующих добавок и нефтяного растворителя, имеющего температуру кипения 140°С и выше. В качестве модифицирующих добавок используют диатомит и высококонцентрированный водный раствор метилсиликоната калия и/или натрия, которые добавляют к битуму в количествах, соответствующих составу получаемой композиции, содержащей 52-55 мас.% нефтяного битума, 9,5-10 мас.% нефтеполимерной смолы, 0-3 мас.% минерального масла, 0,1 мас.% диатомита, 0,1 мас.% раствора метилсиликоната калия и/или натрия и 35 мас.% растворителя. При этом к битуму, нагретому до 158-162°С, при перемешивании со скоростью 170-200 об/мин добавляют нефтеполимерную смолу, нагревают смесь до 170-180°С, а затем охлаждают до 110-120°С и добавляют растворитель, раствор метилсиликоната калия и/или натрия и диатомит, после чего полученную композицию охлаждают при перемешивании до 25-35°С и фасуют. Техническим результатом является улучшение эксплуатационных показателей пропиточных композиций. 3 з.п. ф-лы, 2 табл., 4 пр.
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для обеспыливания дорог и аэродромов со щебеночными, гравийно-песчаными и грунтовыми покрытиями. Техническим результатом, достигаемым настоящим изобретением, является повышение продолжительности обеспыливающего действия за счет повышения влагоудерживающей способности покрытия и снижения вымываемости соли. Способ обработки пылящих поверхностей включает рыхление материала поверхности, его увлажнение, распределение по поверхности гранул технического хлорида кальция и его перемешивание с материалом поверхности. Причем перед перемешиванием материала поверхности с хлоридом кальция, в материал дополнительно добавляют природный цеолит размерами частиц 0,5-5 мм и расходом 1,2-1,5 кг/м2.
Наверх