Способ получения адгезионной битумной присадки

 

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, которые используются при строительстве дорог любых категорий, для обустройства поверхностной обработки, для производства ямочного ремонта. Задачей является повышение качественных и эксплуатационных характеристик конечного продукта с одновременным повышением его экологической безопасности. Способ получения адгезионной битумной присадки осуществляют путем синтеза полиэтиленполиамина и жирной основы, при этом в качестве жирной основы используют баковый отстой, образующийся при хранении нерафинированного растительного масла (фуз). Содержание фуза в сырьевой композиции составляет 50-70 мас.%. Продукт синтеза можно разбавить высокоароматическим нефтяным остатком, например остаточным экстрактом селективной очистки массы, при этом содержание разбавителя в присадке составляет не более 40 мас.%. 1 з.п.ф-лы.

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, в частности к способам получения адгезионной битумной присадки, и может быть использовано при строительстве дорог любых категорий, для обустройства поверхностной обработки, для производства ямочного ремонта.

Известна адгезионная присадка для битумов класса имидазолинов, получаемая термической циклоконденсацией синтетических жирных кислот и полиэтиленполиамина /Бабаев В. И. , Королев И.В., Гридчин А.М., Шухов В.И. Технические поверхностно-активные вещества из вторичных ресурсов дорожном строительстве - М.: Транспорт, 1991, с. 47/.

Недостатком указанной присадки является низкая термостабильность в битуме, слабое антиокислительное действие, т.е. слабое замедление старения битума.

Наиболее близкой к заявляемому объекту является адгезионная битумная присадка БП-3М катионно-активного типа, представляющая собой продукт взаимодействия высокомолекулярных органических природных либо синтетических кислот или их кубовых остатков (жирной основы) с полиэтиленполиаминами (фракция 160-210oС) /Технические условия ТУ 0257-001-00151822-93. Присадка адгезионная БП-ЗМ к дорожным нефтебитумам/.

Недостатки этой присадки - высокое значение температуры каплепадания (до 75oС), короткое время жизни в смеси с битумом (порядка шести часов при 140oС), недостаточная активность, что влечет за собой необходимость увеличения концентрации присадки в битуме до 1,5 мас.%. Кроме того, данная присадка имеет специфический резкий запах.

Изобретение направлено на повышение качественных и эксплуатационных характеристик адгезионной битумной присадки с одновременным повышением ее экологической безопасности.

Это достигается тем, что в способе получения адгезионной битумной присадки для модификации дорожных битумов путем синтеза полиэтиленполиаминов и жирной основы в качестве жирной основы используют баковый отстой, образующийся при хранении нерафинированного растительного масла (фуз), при этом содержание фуза в сырьевой композиции составляет 50-70 % по массе.

Кроме того, продукт синтеза разбавляют высокоароматичным нефтяным остатком, например остаточным экстрактом селективной очистки масел, при этом содержание разбавителя в присадке составляет не более 40 % по массе.

Способ осуществляют следующим образом.

Заданное количество обезвоженного фуза загружают в реактор, снабженный рубашкой для подогрева и охлаждения и оборудованный перемешивающим устройством. Включают обогрев и мешалку. При достижении в реакторе температуры 100-110oС в реактор дозированно подают полиэтиленполиамин (ПЭПА). После подачи расчетного количества ПЭПА температуру в реакторе повышают до 160oС и при этой температуре проводят синтез в течение четырех часов. По окончании синтеза температуру в реакторе снижают до 100-120oС и для улучшения технологических свойств конечного продукта (повышения температуры вспышки, снижения температуры каплепадания) разбавляют продукт синтеза высокоароматичным нефтяным остатком.

Пример 1. Согласно вышеописанной технологии осуществляют синтез 60 мас.% фуза с 40 мас.% ПЭПА. Полученный продукт синтеза имеет температуру вспышки 136oС, температуру каплепадания 34oС. Продукт синтеза на 20 % разбавили остаточным экстрактом селективной очистки масел с получением адгезионной битумной присадки со следующими показателями: температура вспышки 162oС, температура каплепадания 28oС. Термостабильность битума, содержащего такую присадку, 12 часов при 140oС. Рабочая концентрация присадки в битуме 0,8 мас.%. Обеспечивается надежное сцепление с минеральными материалами любого происхождения (песок, гравий, порфирит, мрамор и т.д.).

Пример 2. Так же, как и по примеру 1, был проведен синтез 70 мас.% фуза с 30 мас.% ПЭПА. Продукт синтеза имеет температуру вспышки 176oС, температуру каплепадания 26oС. Обеспечивается надежное сцепление модифицированного битума с минеральными материалами, указанными в примере 1, при этом концентрация присадки в битуме должна составлять не менее 1%. Термостабильность битума с этой присадкой 8 часов при 140oС. Значение адгезионной активности продукта синтеза может ухудшиться при разбавлении, поэтому он не подлежит разбавлению.

Пример 3. Так же, как и по примерам 1 и 2, был проведен синтез 50 мас.% фуза с 50 мас.% ПЭПА. Продукт синтеза имеет температуру вспышки 151oС, температуру каплепадания 38oС. Продукт разбавили на 40% остаточным экстрактом селективной очистки масел. При этом получили присадку с температурой вспышки 184oС, температурой каплепадания 24oС. Термостабильность битума с присадкой 16 часов при 140oС (концентрация 1%); 12 часов при концентрации 0,8 мас.%, 8 часов при концентрации 0,6 мас.%. В пределах концентраций 0,6-1,0% обеспечивается надежное сцепление с любыми минеральными материалами, даже увлажненными.

Для сравнения была получена адгезионная битумная присадка по способу-прототипу - пример 4.

Был проведен синтез 60% кубового остатка производства СЖК с 40% ПЭПА. Полученный продукт синтеза обладает резким раздражающим запахом, имеет температуру вспышки 136oС, температуру каплепадания 78oС. Присадка разбавлению не подлежит. Рабочая концентрация присадки в битуме 0,8-1,2%. Обеспечивается надежное сцепление с минеральными материалами любого происхождения (песок, гравий, порфирит, мрамор и т.д.). Время жизни присадки в битуме 1,0%. Термостабильность битума с присадкой 6 часов при 140oС.

Как следует из приведенных примеров, присадка, полученная по предлагаемому способу, обладает по сравнению с прототипом лучшими эксплуатационными характеристиками (более высокая температура вспышки и низкая температура каплепадания), более высокой активностью (рабочие характеристики в битуме от 0,6 мас%). Смесь битума с предлагаемой присадкой более термостабильна. Следует отметить отсутствие резкого специфического запаха у заявляемой присадки, что обеспечит более благоприятные условия работы с ней.

Формула изобретения

1. Способ получения адгезионной битумной присадки для модификации дорожных битумов путем синтеза полиэтиленполиамина и жирной основы, отличающийся тем, что в качестве жирной основы используют баковый отстой, образующийся при хранении нерафинированного растительного масла (фуз), при этом содержание фуза в сырьевой композиции составляет 50-70 мас. %.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что продукт синтеза разбавляют высокоароматичным нефтяным остатком, например, остаточным экстрактом селективной очистки масел, при этом содержание разбавителя в присадке составляет не более 40 мас. %.

QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Гелев Александр Борисович

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): ООО "Клариса"

Договор № РД0003728 зарегистрирован 07.11.2005

Извещение опубликовано: 20.01.2006        БИ: 02/2006

* ИЛ - исключительная лицензия        НИЛ - неисключительная лицензия



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству и ремонту автомобильных дорог и может быть использовано для устройства тонких слоев покрытий во всех климатических зонах

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к технологии приготовления составов органических вяжущих материалов, и может быть использовано в промышленности строительных материалов

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для приготовления универсальной мастики битумной, используемой для создания многослойных кровельных, гидроизоляционных и антикоррозийных покрытий при ремонтно-строительных работах

Изобретение относится к виброшумопоглощающим материалам, изготавливаемым на основе битума и предназначенным, например, для применения в автотракторной технике для изоляции салона транспортного средства от вибрации и шума двигателя

Изобретение относится к способам приготовления мастичных композиций, используемых в строительстве, например, для кровельных покрытий, герметизации швов и стыковых соединений противофильтрационных облицовок каналов

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано в районах с резко континентальным климатом

Изобретение относится к получению дорожно-строительных материалов и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве

Изобретение относится к области производства нефтяных битумов и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности при производстве компаундированных битумов путем смешения окисленного битума, полученного путем окисления при повышенной температуре остаточных продуктов переработки нефти, и неокисленных остаточных нефтепродуктов

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд

Изобретение относится к способам приготовления асфальтобетонных смесей
Изобретение относится к битумным композициям, способу их получения и их использованию в асфальтовых смесях для дорожного покрытия
Изобретение относится к области производства строительных материалов и представляет собой вещество, включающее смесь битума любых модификаций и известнякового минерального порошка

Изобретение относится к эмульсиям обратного типа для устройства дорожных, кровельных и гидроизоляционных покрытий

Изобретение относится к составам битумоминеральных смесей преимущественно для устройства дорожного покрытия

Изобретение относится к процессу приготовления асфальтовой композиции без мелких и пылевидных фракций, содержащему этап введения твердого связующего компонента, имеющего пенетрацию менее 50 ддм, в смесь неэмульгированного мягкого связующего компонента, имеющего вязкость менее 300 мПас (при 100oС), и заполнителя при температуре менее 140oС

Изобретение относится к производству защитных покровов для кабелей, получаемых путем нанесения на ткань битумных композиций

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд во всех климатических зонах

Изобретение относится к производству строительных материалов и может быть использовано при изготовлении кровельных и гидроизоляционных материалов, а также при строительстве и ремонте автомобильных дорог
Наверх