Устройство индивидуальное для самоэвакуации

 

Изобретение может использоваться терпящими от огня бедствие отчаявшимися людьми в зданиях повышенной этажности. Устройство представляет собой полый корпус из мягкой стали (параллелепипед) с разрезом стенки, перпендикулярной длинному ребру, куда спасающийся вводит трос спасения и вращением тормозного винта по часовой стрелке закрывает выход троса из корпуса, дальнейшим вращением в ту же сторону до упора устройство ставится на стояночный тормоз. Спасающийся надевает подмышечный ремень и кистевые ремни, становится ногами на платформу и начинает спуск, для чего плавно вращает тормозной винт против часовой стрелки. Если скорость велика или земля недалеко, необходимо тормозить, вращая тормозной винт по часовой стрелке, при этом ползун, перемещаясь вдоль корпуса, перегибает трос в трех местах. Для исключения сползания троса с язычка ползуна предусмотрены две заградительные пластины безопасности. Также предусмотрена блокировка выхода троса из корпуса из-за ошибочных действий спасающегося уменьшением хода ползуна назад ограничителем. Предусмотрено дублирующее торможение для гарантированного безопасного спуска. Устройство имеет простое конструктивное выполнение и надежно в эксплуатации. 1 ил.

Изобретение относится к пожарной и спасательной службам, а именно к самоэвакуации людей из зданий повышенной этажности.

Изобретение может использоваться терпящими от огня бедствие отчаявшимися людьми в жилых домах, гостиницах или учреждениях, которые понимают, что помощь придет неизвестно когда, а терпеть едкий дым и жар от огня нет больше сил.

Известно предназначенное для этих целей устройство для спуска с высотных объектов, авторское свидетельство СССР 978875, 1982 г.

Однако верхний конец троса, используемого для спуска спасаемого, сначала необходимо закрепить в высшей точке объекта, а потом производить спуск людей, что при пожаре весьма затруднительно.

Известно также изобретение по авторскому свидетельству СССР 1172562, 1985 г. "Устройство для спуска и эвакуации людей", в котором при пожаре необходимо закрепить верхний конец троса к зданию и трос запасовать в приспособление для обеспечения необходимой скорости спуска. Однако известное устройство не является эффективным из-за затруднений или невозможности доставки троса к спасаемым в нужные сроки.

Наиболее близким к изобретению является патент США 4428455, из которого известно индивидуальное устройство для самоэвакуации при пожаре, содержащее трос спасения, вкладываемый спасающимся во внутреннюю полость корпуса через прорезь его стенки по диаметру троса, платформу, подвешенную к корпусу, тормозной винт и фрикционную накладку для прижима к ней троса и обеспечения стояночного тормоза.

Однако известное устройство имеет сложную конструкцию и не достаточно надежно в эксплуатации.

Предлагаемое изобретение решает задачу с помощью устройства индивидуального для самоэвакуации обеспечить безопасный спуск спасающегося на землю или на безопасные нижние этажи и спасти жизнь всем живущим или постоянно работающим на этажах, куда не достает стрела автолестницы.

Технический результат достигается тем, что устройство индивидуальное для самоэвакуации при пожаре, содержащее трос спасения, вкладываемый спасающимся во внутреннюю полость корпуса через прорезь его стенки по диаметру троса, фрикционную накладку для прижима к ней троса и обеспечения стояночного тормоза, тормозной винт и платформу, подвешенную к корпусу, согласно изобретению имеет ползун, снабженный язычком для перегиба троса в трех местах при движении ползуна под действием тормозного винта по внутренней полости корпуса с закрытием своими щеками прорези стенки корпуса и исключением выхода троса из внутренней полости корпуса, две заградительные пластины безопасности для исключения сползания троса с торца язычка, подпружиненную защелку для блокировки выхода троса из корпуса и сектор для дублирующего торможения при прижатии к нему троса рычагом.

Изобретение поясняется чертежом, где изображена принципиальная схема устройства: на фиг. 1а - вид спереди, на фиг. 1б - вид сверху.

Устройство содержит трос 1 спасения, вкладываемый спасающимся в полость корпуса 2 из мягкой стали через прорезь в12 его стенки, и ползун 3, перемещающийся по внутренней полости корпуса вращением тормозного винта 4, при вращении которого по часовой стрелке щека 5 закрывает прорезь в12 стенки корпуса, чем воспрепятствует выходу троса из корпуса.

При дальнейшем вращении тормозного винта язычок 6 ползуна перегибает трос в трех местах, тем самым уменьшая скорость спуска спасающегося. Для удобства размещения ног спасающегося на платформе 10 предусмотрен стояночный тормоз, для его срабатывания необходимо продолжать вращать тормозной винт до упора с легким нажимом, при этом язычок 6 ползуна прижимает трос к фрикционной накладке 7 и корпус относительно троса не движется.

Одновременно с этим ползун прижимает трос к обоим выступам 14, расположенным внутри корпуса, что является дополнительным тормозом.

Исключение возможности сползания троса с конца язычка 6 ползуна достигается двумя заградительными пластинами 8 безопасности.

Сверху на корпусе имеется сектор 15 из мягкой стали для дублирующего торможения, на вершине которого расположена ось, обеспечивающая поворот сектора рычагом 16 и прижатие его спасающимся к тросу спасения.

Если по какой-либо причине тормозной винт завернут вправо до конца, но эффективного торможения и соответственно уменьшения скорости спуска достичь не удалось, что почти невероятно, то необходимо немедленно воспользоваться дублирующим торможением: рычагом 16 прижать сектор 15 к тросу и скорость спуска уменьшится. Для высотных зданий в 20 и более этажей площадь сектора при проектировании может быть увеличена в 2-3 раза.

Если в пожарной суматохе спасающийся, оглушенный шумом, едким дымом, жаром или взглядом вниз на землю, будет вращать тормозной винт по ошибке против часовой стрелки, то трос мог бы выскочить из полости корпуса. Безопасность обеспечивается блокировкой хода ползуна назад ограничителем 13.

К корпусу устройства подвешена на четырех тросиках 9 платформа 10 для ног, с двух торцов крепятся подмышечный ремень 11 с пряжкой и два кистевых ремня 12.

Проживающие или постоянно работающие на этажах, куда не достает стрела автолестницы, для своей же безопасности на случай пожара должны приобрести комплект устройства для всех членов семьи, примерить подмышечный ремень и кистевые ремни, необходимые для исключения опрокидывания на спину при резком торможении у земли, а также трос спасения 6,9 мм, длиной от данного этажа до земли, продумать, куда крепить трос (а можно и закрепить сразу же, не спеша, пока пожара нет) так, чтобы трос свешивался над головой спасающегося с высоты не менее 100-200 мм. Продумать, в какой очередности отправлять на землю членов семьи, проинструктировать их: не смотреть вниз на землю и не бояться.

При пожаре, когда возникает необходимость спасения, нужно одеть кистевой ремень на правую руку, чтобы не упустить в пожарной суматохе устройство, сесть или встать на подоконник, завести трос вовнутрь корпуса через прорезь его стенки, вращать тормозной винт по часовой стрелке до упора - устройство на стояночном тормозе - застегнуть подмышечный ремень, одеть кистевой ремень на левую руку и начать спуск, для чего тормозной винт плавно вращать против часовой стрелки.

Если в пожарной суматохе спасающийся ошибется и, желая тормозить, по ошибке будет постоянно и долго вращать тормозной винт против часовой стрелки, то трос мог бы выскочить из своего гнезда с вытекающими отсюда непредсказуемыми последствиями. Чтобы этого не случилось, предусмотрена блокировка хода ползуна назад (вправо): подпружиненная защелка 13 после прохода ползуна влево выскакивает из своего гнезда и воспрепятствует большой обратный ход ползуна, и выход троса через прорезь стенки остается закрытым.

Если скорость спуска велика или до земли осталось недалеко, необходимо тормозить, вращая тормозной винт по часовой стрелке, и приземляться необходимо ногами, полусогнутыми в коленях.

Если необходимо быстрее пролететь жаркую зону, где дым валит из окна, необходимо увеличить скорость спуска, вращая тормозной винт против часовой стрелки, а затем подобрать необходимую скорость спуска, вращая тормозной винт вправо.

При малейшем сомнении в качестве троса его необходимо сдать в организацию, где проверяют под двойной нагрузкой.

Формула изобретения

Устройство индивидуальное для самоэвакуации при пожаре, содержащее трос спасения, вкладываемый спасающимся во внутреннюю полость корпуса через прорезь его стенки по диаметру троса, фрикционную накладку для прижима к ней троса и обеспечения стояночного тормоза, тормозной винт и платформу, подвешенную к корпусу, отличающееся тем, что оно имеет ползун, снабженный язычком для перегиба троса в трех местах при движении ползуна под действием тормозного винта по внутренней полости корпуса с закрытием своими щеками прорези стенки корпуса и исключением выхода троса из внутренней полости корпуса, две заградительные пластины безопасности для исключения сползания троса с торца язычка, подпружиненную защелку для блокировки выхода троса из корпуса и сектор для дублирующего торможения при прижатии к нему троса рычагом.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к водолазной технике и предназначено для использования в водолазных дыхательных аппаратах

Изобретение относится к спасательной технике и может быть использовано для спасения людей с высоких объектов в экстремальных ситуациях

Изобретение относится к защитной одежде

Изобретение относится к средствам многофункциональной, индивидуальной защиты человека, в частности органов дыхания

Изобретение относится к области производства средств для очистки воздуха, в частности к противогазовой технике, и может быть использовано для очистки воздуха от паров вредных веществ

Изобретение относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания людей в условиях вредных производств, в частности к конструкциям полумасок для респираторов

Изобретение относится к средствам защиты органов дыхания человека

Изобретение относится к системе подачи вентиляционного воздуха в здания, прежде всего в жилые дома или административные здания, имеющей по меньшей мере один вентилятор и по меньшей мере один соединенный с вентилятором колпак для подачи вентиляционного воздуха в здание, при этом указанный колпак имеет обращенное внутрь здания отверстие

Изобретение относится к спасательной технике и используется для спасения людей из завалов после обрушения зданий и сооружений

Изобретение относится к спасательной технике и используется для спасения людей из завалов после обрушения зданий и сооружений

Изобретение относится к фильтрующим средствам индивидуальной защиты органов дыхания и может быть использовано в области охраны труда рабочих промышленных производств с вредными условиями труда (химические производства, металлургия, строительство и т.д.), а также в сельском хозяйстве и в быту при работе с лакокрасочными материалами, ядохимикатами и удобрениями

Изобретение относится к области производства многослойных теплостойких материалов и может быть использовано при изготовлении защитной одежды и других изделий, таких как накидки, чехлы, покрывала, требующих повышенной стойкости к тепловому воздействию для работ в зоне интенсивного теплового излучения, а также открытого огня - при тушении пожаров

Изобретение относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) от вредных веществ в виде аэрозолей и газов, преимущественно, от трупного запаха и может быть использовано при ликвидации последствий аварий и катастроф с человеческими жертвами, в моргах, при эксгумации и т

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим благоприятную дыхательную среду в различных окружающих условиях

Изобретение относится к области удовлетворения жизненных потребностей человека, конкретно - к устройствам, обеспечивающим благоприятную дыхательную среду в различных окружающих условиях
Наверх