Способ возведения земляного полотна

 

Изобретение относится к строительству автомобильных лесовозных дорог на грунтах с низкой несущей способностью из грунтовых блоков в зимний период. Способ возведения земляного полотна включает подготовку грунтовых блоков в резервах, перемещение их в насыпь, формирование земляного полотна. Новым является то, что в летний период осуществляют нарезку вертикальных швов в боковых резервах, изоляцию от атмосферных осадков путем накрытия нетканым синтетическим материалом, в период с отрицательными температурами воздуха снимают укрывной материал, контролируют глубину промерзания блоков до заданной высоты и производят отрыв блоков по линии мерзлого талого грунта и укладку грунтовых блоков, имеющих естественную плотность, основанием вверх, затем в летний период после оттаивания производят уплотнение земляного полотна. Технический результат изобретения состоит в снижении энергоемкости процесса строительства дороги с сохранением ее качественных показателей. 2 ил.

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог и может быть использовано при возведении земляного полотна преимущественно на грунтах с низкой несущей способностью.

Известен способ возведения земляного полотна, состоящий из следующих основных рабочих операций: разработка и выемка грунта из резерва, перемещение грунта в насыпь, разравнивание его и уплотнение. [Проектирование, строительство и эксплуатация лесовозных дорог. Учебник для вузов. /Б.А. Ильин, Б.И. Кувалдин. - М.: Лесная промышленность, 1982, 384 с.].

Недостатком известного способа является то, что в местах с низкой несущей способностью грунта период, в который можно использовать дорожно-строительные машины, сравнительно небольшой.

Существующие способы возведения земляного полотна в летний период (Проектирование, строительство и эксплуатация лесовозных дорог. Учебник для вузов. /Б.А. Ильин, Б.И. Кувалдин. - М.: Лесная промышленность, 1982, 384 с. ), так и в зимний период года (Строительство автомобильных дорог. Т.1. Учебник для вузов. /Н.Н. Иванов, В.К. Некрасов, С.М. Полосин-Никитин, Е.П. Андрулионис, С. В. Коновалов, М.С. Коганзон, Е.И. Богатырева. /Под ред. Некрасова, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1980, 196-200 с.) имеют ряд общих недостатков. Одним из недостатков строительства в летний период является то, что на участках строительства, где грунты имеют низкую несущую способность, использование дорожностроительной техники затруднено. Для строительства в этих местах необходимо использовать привозной грунт или проводить мелиоративные работы, что влечет за собой дополнительные финансовые затраты.

При возведении земляного полотна в зимний период появляются недостатки другого плана, во-первых, разрабатывать приходится мерзлый грунт, прочность которого значительно выше, чем у талых грунтов, что влечет дополнительные энергозатраты; во-вторых, необходимо разрыхленный мерзлый грунт перемещать в отвал, так как согласно СНИП в земляном полотне можно использовать мерзлый грунт не более 30%. Вышеперечисленные операции и дополнительные энергозатраты приводят к удорожанию дороги.

Наиболее близким к заявляемому решению является способ возведения земляного полотна в зимнее время года, когда вода в грунтах находится в кристаллическом состоянии. При этом способе возникает необходимость в разрушении верхнего мерзлого слоя грунта и удаление его в отвал, после чего следует набор талого грунта из резервов, перемещение его в насыпь, разравнивание и уплотнение [Строительство автомобильных дорог. Т.1. Учебник для вузов. /Н.Н. Иванов, В.К. Некрасов, С.М. Полосин-Никитин, Е.П. Андрулионис, С.В. Коновалов, М.С. Коганзон, Е.И. Богатырева. /Под ред. В.К. Некрасова, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1980, 196-200 с.].

Известный способ имеет следующие недостатки: во-первых, прочность у мерзлых грунтов выше, чем у талых, и в процессе строительства толщина слоя промерзания будет увеличиваться, следовательно, энергозатраты на разработку мерзлого грунта будут значительно выше, чем в весенне-летний период строительства; во-вторых, требуется перемещать дополнительные объемы мерзлого грунта в отвал, так как использование мерзлого грунта в насыпи допускается в ограниченных объемах; в-третьих, при перемещении грунта из резерва в насыпь происходит его разрыхление и возникает необходимость в его последующем уплотнении. Все вышеперечисленные технологические операции приводят к дополнительным энергозатратам.

Задачей предлагаемого технического решения является снижение затрат на возведение земляного полотна.

Технический результат заключается в снижении энергоемкости процесса строительства дороги с сохранением ее качественных показателей.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе возведения земляного полотна, включающем подготовку грунтовых блоков в резервах, перемещение их в насыпь, формирование земляного полотна, согласно изобретению в летний период осуществляют нарезку вертикальных швов в боковых резервах, изоляцию от атмосферных осадков путем накрытия нетканым синтетическим материалом, а в период с отрицательными температурами снимают укрывной материал, контролируют глубину промерзания блоков до заданной высоты, производят отрыв блоков по линии мерзлого талого грунта и формирование земляного полотна путем укладки грунтовых блоков, имеющих естественную плотность, основанием вверх, а в летний период после оттаивания производят уплотнение земляного полотна.

За счет того, что грунтовые блоки, уложенные в земляное полотно, уже имеют естественную плотность, понижаются энергетические затраты на уплотнение земляного полотна.

Изобретение представляет собой новый способ возведения земляного полотна автомобильной лесовозной дороги на грунтах с низкой несущей способностью.

Процесс подготовки грунтовых блоков включает в себя несколько этапов. В летнее время в боковых резервах производят нарезку вертикальных швов, что позволяет исключить разработку мерзлого грунта, тем самым исключить дополнительные энергозатраты. После того как швы нарезаны, резервы накрывают гидроизолирующим материалом, таким как нетканый синтетический материал, чтобы максимально снизить попадание влаги в нарезанные швы.

После наступления периода с отрицательными температурами снимают гидроизолирующий материал. Для получения блоков заданной высоты необходимо контролировать процесс промерзания. Глубину промерзания можно определить по формуле где - коэффициент теплопроводности грунта, Вт/(мoС); Т - время промерзания, ч; M<3; - теплота кристаллизации льда, ккал/кг; z - глубина промерзания грунта, м; w - влажность грунта, доли единиц; wнз - количество незамерзшей влаги, доли единиц; wМ- содержание миграционной влаги, доли единиц;
См - объемная теплоемкость грунта, кДж/ (кгoС);
tв - температура воздуха, oС;
tзам - температура замерзания грунта, oС.

При необходимости глубину промерзания регулируют с помощью снега. После промерзания грунта на заданную глубину, т.е. на заданную высоту блоков, отделяют нарезанные блоки от основного массива по линии мерзлого талого грунта путем отрыва. Размеры блоков устанавливают из запланированных данных высоты земляного полотна.

Помимо всего, нарезанные вертикальные швы выполняют дренажные функции, что позволяет понизить влажность грунтовых блоков от поверхности к основанию летом. При оттаивании в весенне-летний период грунтовых блоков, уложенных в земляное полотно наиболее влажной частью основанием вверх, происходит равномерное перераспределение оставшейся в блоке влаги. Времени на достижении оптимальной влажности понадобится меньше, соответственно сокращается время стабилизации земляного полотна.

Сущность способа поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображены нарезанные в боковых резервах грунтовые блоки, на фиг. 2 - вид сверху бокового резерва.

Способ возведения земляного полотна заключается в следующем. В летнее время осуществляют подготовку грунтовых блоков 1 путем нарезки в боковых резервах вертикальных швов 2. Затем грунтовые блоки 1 накрывают гидроизолирующим материалом 3, таким как нетканый синтетический материал, до зимнего периода. В зимний период снимают гидроизолирующий материал 3 и осуществляют контроль за глубиной промерзания грунтовых блоков 1 в зависимости от размера готовых блоков. Глубину промерзания можно регулировать с помощью снега. Затем производят отрыв грунтовых блоков 1 с естественной плотностью по линии талого мерзлого грунта, перемещение их в насыпь, укладку основанием вверх и формирование земляного полотна.

Пример. В летний период года в боковых резервах дорожной полосы формируют грунтовые блоки длинной 3 м, шириной 0,6 м, высотой 0,5 м путем нарезки вертикальных швов. Затем резервы накрывают нетканым синтетическим материалом до периода с отрицательными температурами воздуха. С наступлением зимнего периода осуществляют контроль за глубиной промерзания грунтовых блоков 1 в зависимости от размера готовых блоков. Глубину промерзания можно регулировать с помощью снега.

Приняв глубину промерзания равной высоте блока 0,5 м, производим расчет времени, необходимого для промерзания грунтовых блоков на заданную глубину при средней температуре воздуха -10oС.

При z=0,5м, =80 ккал/кг, м = кг/м3, =0,8 Вт/(мoС), tв=-10oС, tзам. =-1oС, w=0,14, wм=0,08, wнз=0,12, См=0,84 кДж/кгoС. Расчетная Т=1198 час, что составляет 50 суток. После промерзания производят экскавацию грунтовых блоков с естественной плотностью и укладку их основанием вверх.

В весенний период после оттаивания производят уплотнение земляного полотна.

Применение заявляемого способа позволяет снизить энергоемкость процесса возведения земляного полотна на грунтах с низкой несущей способностью.


Формула изобретения

Способ возведения земляного полотна, включающий подготовку грунтовых блоков в резервах, перемещение их в насыпь, формирование земляного полотна, отличающийся тем, что в летний период осуществляют нарезку вертикальных швов в боковых резервах, изоляцию от атмосферных осадков путем накрытия нетканым синтетическим материалом, в период с отрицательными температурами воздуха снимают укрывной материал, контролируют глубину промерзания блоков до заданной высоты и производят отрыв блоков по линии мерзлого талого грунта и укладку грунтовых блоков, имеющих естественную плотность, основанием вверх, затем в летний период после оттаивания производят уплотнение земляного полотна.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству аэродромов, а именно к конструкциям сооружений водоотводных систем летного поля аэродрома

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции линейных сооружений на слабых, в том числе вечномерзлых грунтах 3-й и 4-й категорий термопросадочности, на бессточных участках, и болотах 2-го и 3-го типов

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для защиты верхней части земляного полотна от переувлажнения

Изобретение относится к дорожному строительству и может применяться для уменьшения разрушения дорожного полотна на участках дорог с напорными грунтовыми водами

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог, в частности возведения земляного полотна на грунтах с низкой несущей способностью, из грунтовых блоков, преимущественно в зимнее время

Изобретение относится к области строительства дорог, в частности строительства автомобильных лесовозных дорог на грунтах с низкой несущей способностью из грунтовых блоков

Изобретение относится к строительству дорог, в частности к строительству временных технологических дорог при прокладке магистральных и промысловых трубопроводов на слабых грунтах

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог, а именно к конструкциям сооружений для поверхностного дорожного водоотвода

Изобретение относится к технике безопасности обслуживания аэропортовых сооружений аэродрома, в частности взлетно-посадочной полосы в период их зимнего эксплуатационного содержания

Изобретение относится к ледотехнике и может использоваться при создании ледяной переправы для транспортировки грузов

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве и реконструкции дорог на вечномерзлых грунтах

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для защиты дорожной одежды и верхней части земляного полотна от переувлажнения в весенне-осенний период

Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности, конструктивного выполнения дорожных одежд

Изобретение относится к области строительства, в том числе земляных сооружений, в частности насыпей для автомобильных дорог, с использованием теплоизолирующих материалов, теплозащиты грунтовых оснований под фундаментами сооружений, грунта вокруг трубопроводов и т.д

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть применено для устройства дорожной одежды с использованием армированного монолитного цементобетона

Изобретение относится к дорожному строительству

Изобретение относится к использованию отработавших автопокрышек в строительстве, например, для формирования фундаментов малоэтажных зданий, в том числе сейсмостойких, изготовления дорожных оснований, эксплуатируемых в сложных условиях, в частности в болотистой местности, при строительстве противоселевых сооружений

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении насыпей автомобильных и железных дорог, устройстве обваловки трубопроводов, а также при строительстве других сооружений в зоне вечномерзлых грунтов и близких к ней территорий, а также при сооружении временных дорог в сложных условиях (незакрепленные пески, обводненные участки, сложенные глинистыми или органогенными грунтами и т.д.)

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для усиления слабого основания, повышения прочности и несущей способности и земляного полотна

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве местных дорог и площадок
Наверх