Комплекс для спасения команды затонувшего судна, подъема и буксировки последнего

 

Комплекс содержит подводную лодку, выполненную с люками для перевода в нее команды затонувшего судна, а также c расположенным снизу и соединенным с ее бортами колпаком для накрытия сверху затонувшего судна. Подводная лодка соединена с вспомогательными судами коммутационными системами связи, жизнеобеспечения и подачи под колпак пенообразующего жидкого раствора для заливки отсеков затонувшего судна после заделки пробоин. Колпак выполнен с кормовыми воротами, имеющими герметизирующие уплотнители, насосами для откачки воды из колпака, верхними поперечными канатами для исключения соударений с затонувшим судном, нижними поперечными канатами для заводки под затонувшее судно, а также с бортовыми, кормовыми и носовыми сцепами для крепления упомянутых поперечных, а также буксирных канатов. Такое выполнение комплекса обеспечивает ускорение оказание помощи затонувшему судну. 5 з.п. ф-лы, 9 ил.

Комплекс для спасения команды затонувшего судна, подъема и буксировки последнего.

Предназначается к использованию в военно-морском, морском и речном флотах, гидростроительстве, в морской археологии и др.

Известен патент США №1814689 от 14.07.1931 г. Подводное спасательное судно для освобождения команды из затонувшего судна в спасаемое, перемещаемым сверху вниз приводами буя спасения, с постановкой спасателя на регулируемом расстоянии хода буя по датчику, наложением водолазами удерживающих носового и кормового цепных скреплений с крюками жесткой связи в проушинах корпуса затонувшего судна, а также скреплением натяжных канатов центрирующего направления ввода нижнего и верхнего люков буя спасения, при входе и выходе спасаемых, соответствующим открытием и закрытием люков судов и буя, с выходом спасаемых в декопрессионную камеру спасательного судна.

Такое техническое решение спасает команду в очень замедленном темпе во времени и не может оказать мобильную помощь всей команде и судну одновременно. При наличии значительного бортового крена посадки на грунте затонувшего судна затруднена или невозможна пристыковка буя спасения к переходному его люку, т.к. буй спасения подвешен на несущем канате привода отвесно и с боковой подвижной связью на натяжных канатах с центрирующей посадкой в люках судов, а обеспечить ослаблением канатов посадку буя - приводит к сползанию его в сторону крена смещением и разгерметизацией посадочного соединения. Патент не решает задачу и при отсечении команды судна полным затоплением соседнего отсека, нарушенной исправности выходного люка и невозможностью откачки заполненной напорной воды из отсека, для обеспечения попытки спасения команды.

Эти задачи решаются предлагаемым изобретением. Комплекс для спасения команды затонувшего судна, подъема и буксировка последнего, где предусмотрена технология спасения команды переводом в подлодку-спасатель и восстановление плавучести судна к подъему и буксировке, ведется одновременно, погруженным накрытием сверху объекта колпаком, слитно сооруженным к бортам подводной лодки, в условиях откачки воды из-под колпака с посадкой на грунт и подаче атмосферного воздуха под колпак.

Комплекс для спасения команды затонувшего судна, подъема и буксировки последнего, представляет подводно-управляемое спасательное и судоподъемное сооружение, включающее подводную лодку с расположенным снизу люками и соединенным с ее бортами колпаком для накрытия сверху затонувшего судна, соединенный с вспомогательными судами и коммуникационными системами связи, жизнеобеспечения и подачи под колпак пенообразующего жидкого раствора для заливки отсеков затонувшего судна и после заделки пробоин, при этом колпак выполнен с кормовыми воротами, имеющими герметизирующие уплотнители, насосами для откачки воды из колпака, верхними поперечными канатами, для исключения соударений с затонувшим судном, нижним поперечными канатами для заводки под затонувшее судно, а также с бортовыми, кормовыми и носовыми сцепами для крепления упомянутых поперечных и буксирных канатов. Кормовые ворота выполнены высотой, равной 2/3 высота колпака от его основания, и открываемыми вверх. Нижняя сторона корпуса колпака выполнена с отогнутой наружу опорной кромкой, в которой расположены сообщенные через обратные клапаны с упомянутыми насосами для откачки воды, сопла для подачи воды под закрепленный по периметру колпака внешний защитный фартук, для выравнивания грунта и угона ила. Колпак выполнен с расположенными у носа и кормы подводной лодки носовой и кормовой емкостями для регулирования дифферента и с расположенными вдоль бортов подводной лодки заполненными пенополиуретаном емкостями поперечной остойчивости.

Колпак комплекса выполнен с шарнирно установленными в нижней части его бортов откидными лестницами, расположенными с возможностью опускания на затонувшее судно.

Изобретение поясняется чертежами:

на фиг.1 - разрез Н-Н на фиг.2, комплекс для спасения команды затонувшего судна, подъема и буксировки последнего;

на фиг.2 - разрез Д-Д на фиг.1, вид трюма;

на фиг.3 - вид шлюзования к выгрузке комплекса;

на фиг.4 - вид Е на фиг.2, пружинно-откидные лестницы;

на фиг.5 - вид СЦ на фиг.1, вид сцепа канатов;

на фиг.6 - сечение К-К на фиг.7, вид вибробуксировки;

на фиг.7 - вид Л на фиг.6, вид вибробуксира под корпусом;

на фиг.8 - вид Д-Д на фиг.1, вид на кормовой ворот;

на фиг.9 - вид М на фиг.8, вид крепления фартука.

Комплекс для спасения команды затонувшего судна, подъема и буксировки последнего на фиг.1-9, содержащий подводную лодку 1 с нижними люками перевода команды из затонувшего судна по спускаемым гибким лестницам 22, выполнен, с расположенным снизу и соединенным с ее бортами колпаком 2 для погруженного накрытия затонувшего судна, автономными действиями комплекса спасения применением всех типов навигационных и телеметрических средств и совместного действия с вспомогательными технологическими судами В и С с входящим в состав плавучего госпиталя А, с оборудованными средствами подъема утопающего сетками 20 и вертолетной площадкой 21, с соответствующей расстановкой в море при спасении и управления через коммуникационные системы связи К1 и К2 через блокирующую систему регулирования 5 режима подачи элементов жизнеобеспечения спасателей под колпаком 2, а также подачи под колпак 2 пенообразующего жидкого раствора для заливки отсеков и после заделки пробоин затонувшего судна при восстановлении ее плавучести. Колпак 2 комплекса выполнен с кормовыми воротами 10 с высотой, равной 2/3 высоты от его основания, открываемыми вверх кронштейнами 11 и гидроприводами 12. Закрытие ворота 10 выполнено с герметизирующими гидроприводными уплотнителями 16 в нижней части. Нижняя сторона колпака 2 выполнена по периметру с отогнутой наружу опорной кромкой с размещенными насосами 6, обратными клапанами 7, соединенные с расширяющимися соплами 3 для откачки воды из колпака 2, подачей под закрепленный над соплами 3 внешний противонапорный защитный фартук 8, для выравнивания грунта и угона ила, улучшением облегания фартука 8 и защиты от внешнего напора. Комплекс выполнен с расположенными у носа и кормы подводной лодки 1 носовой и кормовой емкостями 5 регулирования дифферента, и размещенными вдоль поверх бортов подводной лодки 1, заполненными пенополиуретаном емкостями БО поперечной остойчивости. Колпак 2 выполнен с верхними поперечными канатами 13 для исключения соударений с затонувшим судном, закрепленными на бортовых сцепах СЦ, и нижними поперечными канатами 14 для защиты от потери судна при объеме и буксировке под колпаком, устанавливаемыми под корпусом затонувшего судна вибробуксирной прошивкой, с креплением коуша с канатом 14 под крышкой виброинструмента ВИ для крепления концов канатов с коушами на бортовых сцепах СЦ. Снятые канаты 14 выполнены хранящимися в вильчатых карманах вдоль бортов. Для установки нижних поперечных канатов 14 спасателями спуском на дно, колпак 2 выполнен с шарнирно установленными лестницами 9 с магнитными держателями в верхней части у борта судна и у борта колпака стягивающей пружиной и магнитом, к верхнему концу лестница 9 прикреплена натяжная веревка L, а другим концом соединена к осевой линии подводной лодки 1 с большим петлевым провисом для захвата спасателем и притяжения к борту затонувшего судна для спуска на дно.

Для удержания инерционных сил буксируемого судна под колпаком 2 имеются носовые и кормовые буксирные канаты 18 и 19 с оплетенными коушами, которые одними концами скреплены на бортовых сцепах СЦ, а другие концы уложены в вильчатых карманах бортов. Технологическое освещение колпака 2 подводной лодки 1 выполнено по обеим бортам прожекторными осветителями 15, а ведение контроля перевода спасаемой команды из затонувшего судна в подводную лодку и восстановление плавучести к подъему и буксировке выполнено телеприемными устройствами 17. Колпак 2 выполнен также подводным телевидением для осмотра осевой посадки накрытия затонувшего судна с равномерными проходами вдоль бортов, а также технологическими трубами по бортам-подачи воздуха, кислорода, ацетилена, питьевой воды, жидкого раствора пенополиуретана, отсоса углекислого газа и вентиляции, подачи горячего воздуха для местной сушки, с присоединительными концевыми гнездами арматуры для потребителей, выполнены также слаботочные кабельные линии для переносного инструмента и напряжениями для сварочных работ. Спасатели снабжены радиотелефонами, имеют спецодежду, подводное снаряжение на случай аварийной ситуации, а также наборы инструментов и приспособлений. В нишах колпака 2 разложены и упакованы различные материалы для ведения любых ремонтных работ по восстановлению судна, а также резервными емкостями жидкости пенополиуретана с подключениями к трубным сетям и концевыми приспособлениями для заливки в отсеке, и других материалов.

Для ускорения спасательных работ все команды составлены по видам исполнения работ. Для ускорения прибытия комплекса для спасения к месту бедствия, он выполнен с возможностью буксировки вспомогательными судами В и С.

По прибытии в район бедствия отыскивается затонувший объект средствами гидроаккустики и подводного телевидения и ведется подготовка к погружению, проверкой коммуникационных систем жизнеобеспечения от судов В и С и от госпиталя А. Все суда и комплекс занимают свои позиции на якоре, кроме комплекса. Начинается погружение комплекса для спасения команды затонувшего судна с переводом под колпаком 2 в подводную лодку 1 при подаче атмосферного воздуха при включенных прожекторах 15 и работающих телекоммуникационных системах К1 и К2, подводного телевидения и гидроаккустики для равномерной посадки, образованием проходов вдоль бортов. Не доходя до грунта включаются насосы 6 откачки воды из колпака 2 для поддерживания отсасывающей струей потока подачи воды, придания защитному фартуку 8 плоского положения до посадки на грунт.

После посадки на грунт комплекса с отогнутыми наружу кромками низа колпака 2 начинается понижение уровня воды, при этом начинается подача атмосферного воздуха под колпак 2 с некоторым опережением избыточного давления. С освобождением от воды верхних строений затонувшего судна, открываются люки подводной лодки 1, опускаются лестницы 22 и спускаются спасатели группы судовой команды спасания, которые стуками знаков Морзе связываются с затонувшими, открывают люки и переводят спасенных в подводную лодку 1, для оказания медицинской помощи.

Откачка воды из колпака 2 ведется до появления грунта по бортовым отметкам глубин на корпусе 2, для безопасного спуска на дно. В дальнейшем насосы откачки 6 работают в аварийно-страховочном режиме условий безопасности от возможного прорыва внешней напорной воды под колпак 2, разрывом внешнего противонапорного защитного фартука 8.

Из колпака 2 вода откачана. Монтажная группа спускается на дно приложением к бортам спасаемого судна лестниц 9 с магнитным притяжением, натяжением веревок L для наложения под корпусом судна нижних поперечных канатов 14 от потери судна при подъеме и буксировке. Канаты 14 протаскиваются скреплением концевого коуша в корпусе виброинструмента ВИ, приложением осевых усилий вдоль каната 14 и скреплением их на бортовых сцепах СЦ. Затем накладываются концы буксирных канатов 18 и 19 колпака 2 на носовых и кормовых кнехтах спасаемого судна.

Ремонтная группа спасателей спускает воду из отсеков судна и после осмотра большой бортово-носовой пробоины с учетом глубины моря и оперативности восстанавливает плавучесть судна полным заливом отсеков пенополиуретаном, для этого производится подсушка конструктивных элементов бортов отсеков обдувом горячим воздухом, усиливающим качество сцепления сухих элементов с полимером, подачей по коммуникационным линиям К1 им К2 от судов В и С через регулирующую систему 5 режима и через сети колпака 2 к наконечникам шлангов. Затем отсеки защищаются от утечки наружу раствора при заливе прикладыванием к бортам на специальном клее прочной бронесеточной полимерной ткани.

И отсеки полностью заливаются пенополиуретаном, твердеющий на воздухе плотной водозащитой, с принятием формы отсеков. Плавучесть судна восстановлена. Проверяются закрытие кранцев, люков, установленные канаты 14 и наложение буксирных канатов 18 и 19 на носовых и кормовых кнехтах спасаемого судна. Дается команда покинуть судно и спасатели откидывают приложенные к бортам лестницы 9, которые по инерции толчка притяжением пружин прикладываются на сцеплениях магнитов у бортов колпака 2. Спасатели входят по лестницам 22 в подводную лодку 1, убирая лестницы и закрывая люки. Работа насосов 6 и подача воздуха прекращена. Под колпак 2 поступает фильтруемая прижатым грунтом вода, подводная лодка регулирует плавучестью давление на грунт, поступление воды усиливается и спасаемое судно покачивается на плаву, а затем начинается медленный подъем комплекса для спасения команды затонувшего судна, подъема и буксировки, путем регулирования плавучестью подводной лодки 1 и подъемной силой колпака, а также возможной снизу силой спасаемого затонувшего судна о верхние поперечные канаты 13, натяжением буксирных канатов 18 и 19. При этом заполненные пенополиуретаном бортовые емкости БО поперечной остойчивости, расположенные выше корпуса подводной лодки 1, регулируют остойчивость комплекса от опрокидывания.

Таким образом плавучесть судна должна быть точно определена с учетом глубины затопленного в море места.

С всплытием комплекса, вспомогательные суда В и С снимаются с якорей, выбирают отсоединением коммуникационные системы связи К1 и К2 от повреждений при буксировке на базу ремзавода, принятием комплекса на буксир. При этом спасенная команда судна передается сближением госпиталя А к борту подводной лодки 1 и госпиталь доставляет комплекс скоростным ходом на базу. Комплекс с буксировкой добирается на базу ремонтного завода, где освобождается от буксировки судов В и С, заходит маневровыми действиями хода в шлюзовую камеру 23 (или плавучий док), где регулированием спуска или подъема дока с посадкой комплекса на спецопоры основания освобождается спасателями от спасенного затонувшего судна, отсоединением и укладкой в вильчатые карманы бортов поперечные канаты 14 и укладкой в нишах колпака 2 отсоединенных концов буксирных канатов 18 и 19. Затем маневрированием водного уровня шлюзокамеры или дока и плавучестью комплекса, покидается шлюзование собственным ходом комплекса к месту стоянки.

Данная технология имеет значительное преимущество по сравнению с патентом США и может быть использовано в широком диапазоне по спасению команды судов и сами суда подводного плавания, а также суда наших далеких предков с историческими ценностями и золотыми изделиями, не исключается подъем судов периода ВОВ. Кроме того, комплекс обладает влиянием внушения морального духа флота и всего личного состава, что в трудных ситуационных условиях есть опора и надежда на помощь и спасение жизни, а это много стоит, за это человек совершает геройские подвиги и творит чудеса совершенства духа личности.

Формула изобретения

1. Комплекс для спасения команды затонувшего судна, подъема и буксировки последнего, содержащий подводную лодку, выполненную с люками для перевода в нее команды затонувшего судна, а также буксирные канаты для соединения с затонувшим судном, отличающийся тем, что подводная лодка выполнена с расположенным снизу и соединенным с ее бортами колпаком для накрытия сверху затонувшего судна, а также соединена с вспомогательными судами коммуникационными системами связи, жизнеобеспечения и подачи под колпак пенообразующего жидкого раствора для заливки отсеков затонувшего судна после заделки пробоин, при этом колпак выполнен с кормовыми воротами, имеющими герметизирующие уплотнители, насосами для откачки воды из колпака, верхними поперечными канатами для исключения соударений с затонувшим судном, нижними поперечными канатами для заводки под затонувшее судно, а также с бортовыми, кормовыми и носовыми сцепами для крепления упомянутых поперечных и буксирных канатов.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что кормовые ворота выполнены высотой, равной 2/3 высоты колпака от его основания, и открываемыми вверх.

3. Комплекс по п.1 или 2, отличающийся тем, что нижняя сторона корпуса колпака выполнена с отогнутой наружу опорной кромкой, в которой расположены сообщенные через обратные клапаны с упомянутыми насосами для откачки воды сопла для подачи воды под закрепленный по периметру колпака внешний защитный фартук, для выравнивания грунта и угона ила.

4. Комплекс по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что колпак выполнен с расположенными у носа и кормы подводной лодки носовой и кормовой емкостями для регулирования дифферента.

5. Комплекс по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что колпак выполнен с расположенными вдоль бортов подводной лодки заполненными пенополиуретаном емкостями поперечной остойчивости.

6. Комплекс по любому из пп.1-5, отличающийся тем, что колпак выполнен с шарнирно установленными в нижней части его бортов откидными лестницами, расположенными с возможностью опускания на затонувшее судно.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9

TZ4A - Поправки к описаниям изобретений

Часть описания, где обнаружена ошибка: Текст опис, Кол. 8, строки 12-13

Напечатано: по … линиям К1 им К2 от судов…

Следует читать: по … линиям К1 и К2 от судов…

Номер и год публикации бюллетеня: 14-2004

Номер и год публикации бюллетеня: 10-2004

Извещение опубликовано: 20.05.2004        

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 11.01.2006

Извещение опубликовано: 10.12.2006        БИ: 34/2006




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов
Изобретение относится к области аварийно-спасательных работ, в частности к способу подъема затонувших судов восстановлением их плавучести выдавливанием воды воздухом

Изобретение относится к способам и устройствам для спасения объектов, терпящих бедствие, и может быть использовано при спасении надводных, подводных, летательных аппаратов и людей

Изобретение относится к морскому и речному делу, а также к добыче нефти, газа и воды из скважин и может быть использовано в технике и технологии отрыва затонувшего объекта от донных осадков при его подъеме

Изобретение относится к судоподъемной технике

Изобретение относится к области водных транспортных средств

Изобретение относится к области аварийно-спасательных и судоподъемных работ

Изобретение относится к области водных транспортных средств

Изобретение относится к средствам спасения, подъема и восстановления затонувших объектов, преимущественно подводных кораблей

Изобретение относится к технике судоподъемно-спасательного дела и предназначено для извлечения из больших глубин крупных судов, надводных кораблей, подводных лодок, самолетов, искусственных спутников Земли, в первую очередь взрыво- и экологически опасных объектов, например, преднамеренно затопленных в акваториях морей судов с химическими боеприпасами, исчерпавших свой ресурс ядерных реакторов и т.д

Изобретение относится к способу выгрузки полистирола из полостей судна, в частности при ремонте и утилизации судов

Изобретение относится к поиску и спасению аварийных подводных объектов и может быть использовано при создании технических систем обнаружения аварийного подводного объекта, лежащего на грунте, а также для создания средств спасения и оказания помощи экипажу и пассажирам аварийного подводного объекта
Наверх