Патрон стрелкового оружия для учебной стрельбы

 

Изобретение относится к области оружейной техники и может быть использовано в приспособлениях учебной стрельбы из противотанковых гранатометов или другого вида ствольного оружия, стрельба из которого ведется дорогостоящими боеприпасами. Патрон содержит оснащенную капсюлем-воспламенителем гильзу, закрепленную в гильзе трассирующую пулю, метательный заряд. Калибр, радиус оживальной части и масса пули выбраны удовлетворяющими соотношению 0,5mГ/d2Г (R/d)0,375 m/d2 0,75mГ/d2Г, где d - калибр пули, R - радиус оживальной части пули, m - масса пули, mГ - масса гранаты, dГ - калибр гранаты. Использование изобретения позволяет улучшить эксплуатационные характеристики ПУСа и сопряжения траекторий пули и противотанковой гранаты. 1 ил.

Изобретение относится к области оружейной техники и может быть использовано в приспособлениях учебной стрельбы из противотанковых гранатометов или другого вида ствольного оружия, стрельба из которого ведется дорогостоящими боеприпасами.

Известен английский винтовочный патрон с трассирующей пулей, который используется в приспособлении учебной стрельбы, с помощью которого выполняются учебные упражнения при обучении личного состава [1]. Обучение стрельбе из гранатомета осуществляется с помощью специальных учебных гранат, а в гранатомет вставляется специальный стволик. Недостатком устройства является сложная конструкция и необходимость в специальной учебной гранате.

Известно приспособление учебной стрельбы (ПУС) для гранатомета американского производства [2], стрельба из которого производится с плеча подкалиберной учебной гранатой, имитирующей стрельбу из гранатомета LAW. Учебная граната имеет траекторию полета, близкую к боевой гранате, и поэтому ПУС имеет такую же систему прицеливания, что и гранатомет LAW. Недостатком устройства является его высокая стоимость, так как для обучения используется не сам гранатомет, а специально изготовленный имитатор, а также то, что условия и приемы стрельбы отличаются от таковых при использовании гранатомета. Имитатор значительно легче, имеет другой центр тяжести и т.п., что снижает эффективность обучения гранатометчиков. Известно применение отечественного 7,62-мм патрона образца 1943 г. с трассирующей пулей в приспособлении учебной стрельбы (ПУС-7) из гранатомета РПГ-7 [3 или 4], принятое за прототип. Приспособление по форме и весу практически соответствует боевой гранате.

Применение штатного патрона с трассирующей пулей применительно к использованию в приспособлении учебной стрельбы имеет ряд недостатков. При стрельбе из противотанковых гранатометов с ПУС-7 для обеспечения сопрягаемости траектории пули и гранаты необходимо иметь скорость полета пули существенно меньше, чем та, которую имеет штатный патрон образца 1943 г. с трассирующей пулей Т-45. Это связано с необходимостью получить траекторию полета пули, сопрягаемую с траекторией полета гранаты, для чего надо иметь скорость пули соответствующей скорости гранаты.

Однако достижение стабильной малой скорости пули вызывает затруднения. Уменьшение длины ствола помогает только до определенных границ. Другим способом снижения скорости пули, дополняющим первый, является засверливание канала ствола в зоне максимального давления (в пульном входе или даже в зоне патронника). Еще одним способом снижения скорости пули является изготовление нарезов в канале ствола более глубокими, чем это принято в оружейной практике, - для сброса газов в обгон пули.

Все указанные средства не всегда могут обеспечить необходимую достаточно низкую скорость пули. Помимо того, происходит выбрасывание большого количества несгоревших частиц пороха, что ведет к образованию повышенного нагара, засоряющие полости конструкции ПУ-Са. Сброс газов (по причине изменений условий форсирования) и короткий ствол вызывают нестабильность начальных скоростей пуль, что отрицательно сказывается на сопряжении траекторий пули и гранаты. Нестабильность начальных скоростей бывает двух видов - от изделия к изделию в зависимости от технологических погрешностей изготовления и в различных условиях (настрел, состояние канала ствола и т. д.). Обгон пули большим количеством газов после выхода ее из канала ствола существенно ухудшает кучность стрельбы.

В стволе, имеющем проглубленные нарезы, затруднена чистка дна нарезов.

Таким образом, применение штатного патрона с трассирующей пулей 7,62-мм образца 1943 г., обладающего избыточной энергией, не обеспечивает стабильность кучности боя и скоростей пуль, создает трудности в эксплуатации и обслуживании.

Предлагаемое изобретение устраняет указанные недостатки, решает задачу улучшения эксплуатационных характеристик ПУСа и улучшения сопряжения траекторий пули и противотанковой гранаты.

Для решения поставленной задачи в патроне стрелкового оружия для учебной стрельбы, содержащем оснащенную капсюлем-воспламенителем гильзу, закрепленную в гильзе трассирующую пулю, метательный заряд, согласно изобретению калибр, радиус оживальной части и масса пули выбраны удовлетворяющими соотношение

где d - калибр пули,

R - радиус оживальной части пули,

m - масса пули,

mг - масса гранаты,

dг - калибр гранаты.

Границы интервала соотношения установлены из условия, чтобы величина несопряжения траектории пули с траекторией гранаты не превышала допускаемой величины - одного среднего отношения технического рассеивания гранат и пуль, равного 0,4...0,5 м. При большей величине несопряжения траектории и, следовательно, при более широком задании границ интервала вероятность попадания в мишень, имитирующую танк, при учебной стрельбе из гранатомета пулей будет существенно отличаться от вероятности попадания в танк при боевой стрельбе из гранатомета гранатой. Поэтому при не выполнении указанного соотношения учебная стрельба из гранатомета становится неэффективной.

Изобретение поясняется чертежом, где изображен общий вид патрона в разрезе.

Предлагаемый патрон содержит пулю 1, гильзу 2, метательный заряд 3, капсюль-воспламенитель (ударного действия или электрический) 4.

При воспламенении капсюля 4 образующиеся в нем пороховые газы попадают во внутренний объем гильзы 2 и поджигают находящийся там пороховой заряд 3. Величина порохового заряда подобрана таким образом, чтобы обеспечить начальную скорость полета пули 1 равной начальной скорости гранаты. Пуля имеет баллистический коэффициент близкий к баллистическому коэффициенту гранаты, поэтому сопряжение траекторий обеспечивается с высокой точностью.

Данный патрон можно применять в ПУСах гранатометов или другого ствольного оружия (например, неуправляемые ракетные снаряды “НУРС” авиации), а также в специальном оружии, например, использующимся для целеуказания.

На предприятии изготовлена опытная партия таких патронов и проведены испытания с положительным результатом.

Источники информации

1. Патент Великобритании №1196563, Н. кл. F 3 С, приор. 13.02.68 г.

2. Гранатомет LAW американского производства, журнал “Infantry” 1975 г., т. 65, №5, стр. 49-50.

3. Наставление по стрелковому делу. Ручной противотанковый гранатомет РПГ-7, РПГ-7Д, изд. Министерства обороны СССР, Москва, 1972 г., стр. 157 - прототип.

4. Наставление по стрелковому делу, изд. Министерства обороны СССР, Москва, 1985 г., стр. 157, 226 - прототип.

Формула изобретения

Патрон стрелкового оружия для учебной стрельбы из гранатомета, содержащий оснащенную капсюлем-воспламенителем гильзу, закрепленную в гильзе трассирующую пулю, метательный заряд, отличающийся тем, что калибр, радиус оживальной части и масса пули выбраны удовлетворяющими соотношению

0,5mг/d2г (R/d)0,375 m/d2 0,75mг/d2г,

где d - калибр пули;

R - радиус оживальной части пули;

m - масса пули;

mг - масса гранаты;

dг - калибр гранаты.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к боеприпасам для проведения учебно-тренировочных стрельб при обучении и тренировке личного состава

Изобретение относится к боеприпасам стрелкового оружия

Изобретение относится к боеприпасам стрелкового оружия

Изобретение относится к практическим выстрелам для проведения учебных и тренировочных стрельб при обучении личного состава

Изобретение относится к военной технике, а именно к средствам обучения личного состава воинских подразделений стрельбе из гранатометов: ручных, подствольных, станковых автоматических и др

Изобретение относится к унитарным выстрелам, предназначенным для стрельбы, преимущественно из автоматического гранатомета

Изобретение относится к военным учебно-тренировочным средствам, а именно к учебно-тренировочным (учебным, тренировочным и практическим) патронам для гранатометов с нарезным стволом, но может быть использовано в лафето-пробных патронах, в том числе и с усиленным зарядом, применяемых для испытания гранатометов на кучность и меткость, работоспособность и безотказность
Наверх