Способ исследования времени восприятия символьной информации

 

Изобретение относится к области физиологии и может быть использовано в медицине и психологии. Предъявляют тестирующий и маскирующий стимулы и определяют времена перцепции тестирующего стимула путем увеличения продолжительности его экспозиции. После определения времени перцепции тестирующего стимула предъявляют последовательно сначала тестирующий, затем той же длительности маскирующий стимул, который отодвигают по времени предъявления до момента правильного восприятия тестирующего стимула. Конечную величину времени отставления маскирующего стимула от тестирующего определяют как время перцепции тестирующего стимула. Способ позволяет повысить точность исследования времени восприятия символьной информации: выделить из общего времени процесса восприятия символьной информации время рецепции и время перцепции.

Изобретение относится к области медицины и психологии. В медицине может быть использовано в офтальмологии для диагностики заболеваний сетчатки и в неврологии для диагностики сосудистых и очаговых поражений мозга. В психологии предлагаемое изобретение можно использовать в качестве теста при исследовании психофизиологического состояния мозга, для оценки внимания, лабильности, степени межполушарной асимметрии и т.д.

Предъявление символьных (цифры, буквы, слова и т.д.) и предметных изображений на короткое время в качестве диагностического теста имеет длительную историю (5). Оценке обычно подлежит либо минимальное время, достаточное для распознавания изображения отдельных букв, цифр, предметов или наборов из них, либо определяется число ошибок (или число правильных ответов) из общего числа ответов при определенном постоянном времени предъявления. Однако в 1956 году Sziklai (6) подверг сомнению правильность определения времени, в течение которого испытуемый воспринимает изображение при обычных тахистоскопических исследованиях. Он подчеркивал необходимость такого приема, который препятствует “сохранению” образа на сетчатке, а поэтому позволяет измерять истинную скорость восприятия. Истинное время опознания по его мнению во много раз превышает то время, которое требуется для узнавания изображения в обычных условиях, т.е. при использовании белого экрана.

После этой публикации Sziklai (6) стали широко применять стирающий стимул, который следует через какой-то временной интервал после тестирующего изображения. Этот прием использования дежурного стирающего изображения был достаточно хорошо разработан в лаборатории физиологии зрительного анализатора (2, 3). Общим недостатком всех приведенных способов исследования зрительной системы является то, что все они определяют скорость зрительного приема информации, т.е. количество отдельных изображений за определенный временной интервал, и не ставят цели определения времени восприятия одного, максимально простого изображения.

За прототип изобретения выбран известный способ исследования времени восприятия символьной информации (1), когда используется тахистоскопический принцип подачи сигналов (букв, слов, цифр, изображений, фотографий лиц и т.д.). Способ заключается в том, что определяются два временных параметра - порог опознания и скорость опознания. Порог опознания определяют, начиная с минимальной экспозиции стимула, увеличивая ее до тех пор, пока испытуемый не опознал стимул. За скорость опознания стимула принимают временной интервал от начала экспозиции тестирующего стимула до включения маскирующего стимула, когда последний уже не мешает опознанию символов. По данным B.C.Ефремова (4) пороги опознания при предъявлении букв колеблются в пределах от 3,25±0,43 мс до 7,92±1,1 мс соответственно для правых и левых полей, а скорость опознания от 101,44±6,52 мс до 124,45±8,31 мс.

Однако в этом способе не предусмотрено отставление во времени маскирующего стимула от первого, тестирующего стимула, который необходимо опознать. Во-первых, это существенно сужает возможности прототипа, а во-вторых, не позволяет выделить из общего времени процесса восприятия символьной информации время рецепции и время перцепции.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение точности исследования времени восприятия символьной информации на основе тахистоскопического принципа подачи цветовых сигналов.

Поставленная задача решается тем, что в известном способе исследования времени восприятия символьной информации, включающем предъявление тестирующего и маскирующего стимулов и определение времени рецепции тестирующего стимула путем увеличения продолжительности его экспозиции, в соответствии с изобретением после определения времени рецепции тестирующего стимула предъявляют последовательно сначала тестирующий затем той же длительности маскирующий стимул, который отодвигают по времени предъявления до момента правильного восприятия тестирующего стимула и конечную величину времени отставления маскирующего стимула от тестирующего определяют как время перцепции тестирующего стимула.

В источниках научно-технической и патентной информации не выявлены сведения о способе исследования времени восприятия символьной информации описанным выше способом. На основании этого авторы считают, что предлагаемое техническое решение соответствует критериям патентоспособности “новизна” и “изобретательский уровень”.

Исследование проводят с помощью тахистоскопического устройства, которое включает электронный двухканальный генератор прямоугольных электрических импульсов, два цифровых индикатора с набором однозначных цифр от 0 до 9. В качестве первого стимула на индикаторах высвечивается любая цифра от 0 до 9. В качестве “стирающего” стимула всегда выступает цифра 8. Прибор позволяет вводить временную задержку от 10 мкс до 1000 мс между экспонированием двух цифр, а также изменять ее с шагом 10 мкс. Это позволяет определить так называемое время перцепции опережающей цифры.

Для определения времени перцепции первой (тестирующей) в паре цифры сначала подбирают время ее экспонирования, для этого увеличивают время свечения цифры до момента правильного ее опознания испытуемым (т.е. определяют время рецепции). Затем на индикаторе загораются две цифры последовательно: сначала тестирующая цифра, затем той же длительности стирающая “восьмерка”. Затем стирающий стимул начинают отставлять по времени предъявления до момента правильного восприятия первой цифры. По конечной величине времени отставления маскирующего стимула от первого определяют время перцепции первой цифры.

Определение времени, необходимого для перцепции любой цифры от 1 до 9, проводится при бинокулярном и монокулярном восприятиях.

Пример исследования времени восприятия символьной информации.

Тестированию подвергались студенты в возрасте от 19 до 25 лет в количестве 50 человек. Определено, что для перцепции любой цифры от 0 до 9 требуется не менее 40 мс.

Источники информации

1. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1988, с.215-216.

2. Глейзер В. Д. Механизмы опознания зрительных образов. Л.: Наука, 1966, 204 с.

3. Глейзер В.Д., Цукерман И.И. Информация и зрение. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961, 183 с.

4. Ефремов B.C. Функциональная асимметрия полушарий мозга в процессе зрительного восприятия у больных шизофренией с продуктивной и негативной симптоматикой // Невропатология и психиатрия. 1986, №7, с.97-102.

5. Кок Е.П. Зрительные агнозии. Л.: Медицина, 1967, с.17-18.

6. Sziklai G.C. IRE Nransactions on information theory, 1956, IT-2, 3, 125-128.

Формула изобретения

Способ исследования времени восприятия символьной информации, включающий в себя предъявление тестирующего и маскирующего стимулов и определение времени рецепции тестирующего стимула путем увеличения продолжительности его экспозиции, отличающийся тем, что после определения времени рецепции тестирующего стимула предъявляют последовательно сначала тестирующий, затем той же длительности маскирующий стимул, который отодвигают по времени предъявления до момента правильного восприятия тестирующего стимула и конечную величину времени отставления маскирующего стимула от тестирующего определяют как время перцепции тестирующего стимула.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области психологии общих способностей (интеллекта, обучаемости, креативности) и может быть использовано при формировании коллектива для решения творческих задач

Изобретение относится к области психологии, психодиагностики и медицины и может быть использовано в психодиагностике индивидуально-типологических особенностей и состояния личности

Изобретение относится к медицине

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано для психофизиологических исследований, в частности для оценки степени утомления операторов управления воздушным движением
Изобретение относится к области образования, а именно к способам обучения

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для увеличения достоверности результатов проводимых операторами биолокационных исследований за счет усиления их интуиции

Изобретение относится к медицине, а именно к средствам для исследования зрительных функций
Изобретение относится к области медицины, психотерапии

Изобретение относится к области психологии общих способностей (интеллекта, обучаемости, креативности и т.п.) и может быть использовано в профессиональной, научной и педагогической деятельности при оценке профессиональной пригодности личности к инновационной (творческой) деятельности в какой-либо прикладной области знаний

Изобретение относится к медицине, в частности к гомеопатии, и касается выбора гомеопатического лекарства

Изобретение относится к области медицины, а именно к функциональной диагностике состояния человека, и может быть использовано при проведении медицинских обследований с целью выявления лиц, пригодных по состоянию здоровья и психофизиологическому состоянию для выполнения работ, связанных с повышенной опасностью

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии и психиатрии

Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, к способам прогнозирования длительности ремиссии, позволяющим предвидеть степень вероятности возникновения рецидива у больных алкогольной зависимостью в период становления ремиссии
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии и неврологии, и может быть использовано при лечении эпилепсии у подростков
Изобретение относится к психологии индивидуальных различий, а именно к способам определения индивидуальных особенностей личности человека с последующей коррекцией его психофизического состояния, и может быть использовано при психологическом консультировании, профотборе, профориентации, при формировании коллективов в различной сфере деятельности
Изобретение относится к диагностике психофизиологических возможностей учащихся и может быть использовано для определения индивидуальных психофизиологических возможностей учащихся, а также для научных исследований

Изобретение относится к области медицины, а именно психиатрии и психологии, и может найти применение в психопрофилактических и экспертных обследованиях различных групп людей

Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при профессионально-психологическом обследовании операторов в различных областях трудовой деятельности, а также в области медицинской психологии и психиатрии для оценки эмоциональной устойчивости пациентов

Изобретение относится к области медицины, а именно к гигиене труда

Изобретение относится к области урологии и психиатрии и может быть использовано при лечении больных, перенесших оперативное вмешательство по поводу доброкачественной гиперплазии предстательной железы
Наверх