Вентилятор двухконтурного газотурбинного двигателя

 

Изобретение относится к вентиляторам двухконтурных газотурбинных двигателей, преимущественно к вентиляторам турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД). Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности вентилятора двухконтурного газотурбинного двигателя за счет увеличения виброустойчивости спрямляющего аппарата. Сущность изобретения заключается в том, что в вентиляторе двухконтурного газотурбинного двигателя, содержащем спрямляющий аппарат, согласно изобретению перо спрямляющей лопатки спрямляющего аппарата своими периферийным и внутренним хвостовиками закреплено в верхней и нижней полках, каждая из которых состоит из двух полочек с радиальными ребрами, поверхность которых примыкает к поверхностям корыта и спинки пера лопатки, радиальные ребра и хвостовики размещены вне проточной части спрямляющей лопатки и скреплены между собой заклепочным соединением, причем в радиальных ребрах нижней полки во внутреннем хвостовике спрямляющей лопатки со стороны оси компрессора выполнена выборка, при этом L/I=15...30, L/I1=15...30, где L – радиальная длина пера спрямляющей лопатки со стороны выходной кромки; I – радиальная длина периферийного хвостовика пера спрямляющей лопатки и радиальных ребер верхних полочек от проточной части спрямляющей лопатки; I1 – радиальная длина внутреннего хвостовика спрямляющей лопатки и радиальных ребер нижних полочек от проточной части спрямляющей лопатки. 4 ил.

Изобретение относится к вентиляторам двухконтурных газотурбинных двигателей, преимущественно к вентиляторам турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД).

Наиболее близким к заявляемому является вентилятор двухконтурного газотурбинного двигателя, спрямляющие лопатки в котором своим пером свободно, с зазором, вставляются в прорези нижнего кольца и жестко, с помощью сварного соединения, устанавливаются в верхних полукольцах, которые, в свою очередь, устанавливаются в наружном корпусе вентилятора (см. Вьюнов С.А. Конструкция и проектирование авиационных ГТД. М.: Машиностроение, 1981, с.112, рис.3.50).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за износа нижнего кольца по прорезям, а также из-за низкой долговечности сварного соединения в условиях повышенных вибраций.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности вентилятора двухконтурного газотурбинного двигателя за счет увеличения виброустойчивости спрямляющего аппарата.

Сущность изобретения заключается в том, что в вентиляторе двухконтурного газотурбинного двигателя, содержащем спрямляющий аппарат, согласно изобретению перо спрямляющей лопатки спрямляющего аппарата своими периферийным и внутренним хвостовиками закреплено в верхней и нижней полках, каждая из которых состоит из двух полочек с радиальными ребрами, поверхность которых примыкает к поверхностям корыта и спинки пера лопатки, радиальные ребра и хвостовики размещены вне проточной части спрямляющей лопатки и скреплены между собой заклепочным соединением, причем в радиальных ребрах нижней полки во внутреннем хвостовике спрямляющей лопатки со стороны оси компрессора выполнена выборка, при этом

L/I=15...30, L/I1=15...30,

где L - радиальная длина пера спрямляющей лопатки со стороны выходной кромки;

I - радиальная длина периферийного хвостовика пера спрямляющей лопатки и радиальных ребер верхних полочек от проточной части спрямляющей лопатки;

I1 - радиальная длина внутреннего хвостовика спрямляющей лопатки и радиальных ребер нижних полочек от проточной части спрямляющей лопатки.

При работе газотурбинного двигателя спрямляющие лопатки вентилятора находятся под воздействием высокоскоростного неравномерного потока воздуха, вытекающего из рабочего колеса вентилятора, что вызывает появление на лопатках знакопеременных динамических нагрузок, приводящих к появлению повышенных напряжений в местах заделки пера лопатки в верхнюю и нижнюю полки. По этой причине применение на двигателе ПС-90А соединения с помощью сварки пера лопатки с верхней и нижней полкой приводит к образованию трещин и поломке этого соединения. Выполнение пера лопатки за одно целое с верхней и нижней полками излишне увеличивает стоимость изготовления спрямляющих лопаток и вентилятора в целом, а также существенно снижает его ремонтопригодность.

Выполнение верхней и нижней полок, состоящих из двух полочек с радиальными ребрами, поверхность которых примыкает к поверхностям корыта и спинки пера лопатки, позволяет получать беззазорное соединение полочек с пером, что, в свою очередь, повышает надежность спрямляющих лопаток и повышает кпд вентилятора.

Применение виброустойчивого соединения пера лопатки с верхними и нижними полочками с помощью заклепок, т.е. устойчивого к знакопеременным нагрузкам, позволяет многократно повысить надежность предлагаемой конструкции.

Размещение радиальных ребер и хвостовиков вне проточной зоны спрямляющих лопаток позволяет снизить гидравлические потери и повысить кпд вентилятора.

С целью уменьшения диаметральных габаритов спрямляющего аппарата и размещения фланцев корпуса подпорных ступеней в радиальных ребрах нижних полочек и внутреннем хвостовике пера спрямляющей лопатки выполняется радиальная, открытая со стороны оси компрессора, выборка, в которой и размещается фланец корпуса подпорных ступеней.

Радиальная длина ребер верхней и нижней полочек, а также внешнего и внутреннего хвостовиков спрямляющей лопатки зависят от величины нагрузок, действующих на перо спрямляющей лопатки, которая, в свою очередь, зависит от геометрических размеров этого пера, т.е. от размерности спрямляющего аппарата.

При L/I<15 излишне увеличивается вес и габариты спрямляющего аппарата вентилятора газотурбинного двигателя, а при L/I>30 снижается надежность вентилятора из-за уменьшения диаметра и, соответственно, прочности крепежных элементов, например заклепок и винтов верхней полки.

При L/I1<15 увеличивается вес, габариты и гидравлическое сопротивление спрямляющего аппарата вентилятора, в случае, если L/I1>30, уменьшается надежность в результате уменьшения геометрических размеров крепежных элементов нижней полки.

Кроме того, существенно снижается стоимость изготовления спрямляющего аппарата, так как перо спрямляющей лопатки в предлагаемой конструкции можно изготавливать из листа методом вальцовки, а полочки - литьем.

Для снижения веса конструкции соединение верхних и нижних полочек с хвостовиками производится с помощью заклепочного соединения.

Двигатель ПС-90А со спрямляющим аппаратом такой конструкции имеет наработку 8000 часов без ремонта, что на практике доказывает высокий ресурс.

Изобретение иллюстрируется следующим образом.

На фиг.1 показан продольный разрез вентилятора двухконтурного газотурбинного двигателя. На фиг.2 представлен элемент I на фиг.1 в увеличенном виде, на фиг.3 - сечение А-А на фиг.2, а на фиг.4 - вид Б на верхнюю полку спрямляющей лопатки.

Вентилятор 1 двухконтурного газотурбинного двигателя состоит из ротора 2 с рабочими лопатками 3 вентилятора и статора 4 со спрямляющим аппаратом 5, размещенным в канале наружного контура 6. На валу 7 ротора 2 вентилятора 1 установлен также ротор 8 подпорных ступеней 9, корпус 10 с фланцами 11, который установлен под спрямляющим аппаратом 5.

Каждая спрямляющая лопатка 12 спрямляющего аппарата 5 состоит из пера 13, а также верхней 14 и нижней 15 полок. Полки 14 и 15, в свою очередь, состоят из полочек 16, 17 и 18, 19, установленных со стороны корыта 20 и спинки 21 лопатки 12 соответственно.

Каждая из полочек 16, 17, 18 и 19 выполнена с радиальными ребрами 22, 23, 24 и 25 соответственно, обращенными во внешнюю от проточной части 26 спрямляющего аппарата 5 сторону, причем поверхности 27, 28, 29 и 30 этих ребер, примыкающие к внешнему и внутреннему хвостовикам 31 и 32 пера 13 лопатки 12, выполнены эквидистантно поверхности корыта 20 и спинки 21 хвостовиков 31 и 32, что обеспечивает надежное, без зазоров, соединение полочек 16, 17, 18 и 19 с пером 13.

Хвостовики 31 и 32 лопатки 5, находящиеся вне проточной части 26 лопатки 12, выполняются как продолжение пера 13, что позволяет перо 13 выполнять из листа методом вальцовки.

Верхние полочки 16 и 17 совместно с внешним хвостовиком 31 соединяются с помощью заклепок 33 и винта 34, образуя таким образом верхнюю полку 14, а внутренние полочки 18 и 19 совместно с внутренним хвостовиком 32 соединяются с помощью заклепок 35, образуя нижнюю полку 15.

В ребрах 24, 25 внутренних полочек 18 и 19 совместно с внутренним хвостовиком 32 выполнена открытая со стороны оси компрессора 1 выборка 36 - для размещения фланцев 11 корпуса 10 подпорных ступеней 9.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе вентилятора 1 спрямляющие лопатки 12 находятся под воздействием высокоскоростного и неравномерного воздушного потока из рабочих лопаток 3 вентилятора, что может привести к поломке лопаток 12 в месте их заделки в верхнюю 14 и нижнюю 15 полки. Однако этого не происходит, так как перо 13 лопатки 12 соединено с полочками 16 и 17, образующими верхнюю полку 14, и с полочками 18 и 19, образующими нижнюю полку 15, заклепками 33, 34, образующими виброустойчивое соединение с пером 13.

Вместе с атмосферным воздухом в проточную часть 26 спрямляющего аппарата 5 могут попадать посторонние предметы, повреждающие перо 13 лопатки 12. Стоимость ремонта лопаток 12 существенно уменьшается, т.е. он осуществляется путем замены пера 13 с постановкой новых заклепок 33, 34.

Формула изобретения

Вентилятор двухконтурного газотурбинного двигателя, содержащий спрямляющий аппарат, отличающийся тем, что перо спрямляющей лопатки спрямляющего аппарата своими периферийным и внутренним хвостовиками закреплено в верхней и нижней полках, каждая из которых состоит из двух полочек с радиальными ребрами, поверхность которых примыкает к поверхностям корыта и спинки пера лопатки, радиальные ребра и хвостовики размещены вне проточной части спрямляющей лопатки и скреплены между собой заклепочным соединением, причем в радиальных ребрах нижней полки во внутреннем хвостовике спрямляющей лопатки со стороны оси компрессора выполнена выборка, при этом

L/I=15-30, L/I1=15-30,

где L – радиальная длина пера спрямляющей лопатки со стороны выходной кромки;

I – радиальная длина периферийного хвостовика пера спрямляющей лопатки и радиальных ребер верхних полочек от проточной части спрямляющей лопатки;

I1 – радиальная длина внутреннего хвостовика спрямляющей лопатки и радиальных ребер нижних полочек от проточной части спрямляющей лопатки.

РИСУНКИ

QZ4A Государственная регистрация изменений в зарегистрированный договор

Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 07.10.2010 № РД0070892

Вид договора: лицензионный

Лицо(а), передающее(ие) исключительное право: Открытое акционерное общество "Авиадвигатель" (RU)

Лицо, которому предоставлено право использования: Открытое акционерное общество "Пермский моторный завод" (RU)

Дата и номер государственной регистрации изменений, внесенных в зарегистрированный договор: 26.08.2011 РД0086062

Изменения:Из предмета договора исключены патенты 2255234 и 2250416. Изменения условий договора, не отраженных в Государственном реестре.

Дата публикации: 10.10.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области вакуумной техники, в частности к механическим вакуумным насосам, и содержит цилиндрический корпус, разделенный поперечными статорными колесами, и ротор с набором роторных колес, выполненных в виде радиальных крыльчаток, закрытых с двух сторон дисками, причем один из дисков имеет центральное отверстие, совпадающее по диаметру с отверстием в статорном колесе, выполненном в виде диска с односторонним профилированным оребрением

Изобретение относится к вентиляторам турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД) с высокой степенью двухконтурности

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники

Изобретение относится к технике осевых вентиляторов и может быть использовано для систем охлаждения как узлов и деталей машин, а также и приборов, для нагнетания или отвода воздуха или газа в машины или приборы, а также в жилые, производственные и специализированные помещения; для создания пневмотранспорта; для систем пылеулавливания, для транспортных средств на воздушной подушке и для экранопланов

Изобретение относится к осевому вентилятору для перемещения воздуха через теплообменник, предназначенному для использования в охлаждающих и нагревательных системах автомобилей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности компрессоростроению авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах и приспособлениях для равномерного, цикличного обдува поверхностей любой газообразной средой

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей наземного и авиационного применения

Изобретение относится к области вентиляторостроения и может быть использовано при проектировании вентиляторов для средств пожаротушения, металлургической промышленности, промышленности стройматериалов, газовой энергетики и общехозяйственных нужд

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а более конкретно к их компрессорам

Изобретение относится к области конструкции и работы воздушных вентиляторов и воздуходувок

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в системах терморегулирования авиационной и ракетной техники

Изобретение относится к осевым вентиляторам с реверсированием направления потока и обеспечивает при заданном объемном потоке достижение аэродинамической мощности, высокого коэффициента давления и КПД в обоих направлениях движения потока

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к конструкциям лопастей осевых вентиляторов, которые могут быть использованы для охлаждения автомобильного двигателя

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям осевых вентиляторов, которые могут быть использованы для охлаждения автомобильного двигателя, и обеспечивает высокое значение КПД в широком диапазоне скоростей вращения вентилятора при низком значении уровня шума
Наверх