Транспортно-установочный агрегат для вертикальной стыковки головной части с ракетой-носителем и установки её на пусковое устройство

Изобретение относится к наземному оборудованию стартовых позиций ракет-носителей (РН). Предлагаемый агрегат содержит раму с гидроопорами, механизмами передвижения и доводки. К этой раме шарнирно присоединена грузоподъемная стрела для размещения и крепления РН. Для подъема стрелы служит гидродомкрат, связанный с гидросистемой питания и управления. На передней части стрелы, выполненной из двух параллельных балок с расстоянием между ними, большим диаметра головной части (ГЧ), закреплены парные кронштейны. Передняя пара кронштейнов снабжена поворотной грузоподъемной траверсой с грузоподъемным устройством. Это устройство снабжено дистанционно управляемым грузозахватным узлом для ГЧ. Задняя пара кронштейнов имеет горизонтальные оси, на которых подвешена поворотная в вертикальной плоскости монтажная площадка (для проведения стыковки ГЧ с РН). Пол монтажной площадки выполнен с проемом, большим диаметра РН и перекрываемым поворотными створками. Площадка снабжена стопором, фиксирующим ее при вертикальном положении стрелы. Технический результат изобретения состоит в обеспечении подъема и подвода к РН вертикально расположенной ГЧ одновременно с подъемом и установкой самой РН, а также в простоте установки монтажной площадки и удобстве проведения работ на ней. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Предлагаемое устройство относится к наземному оборудованию стартовых позиций (СП) ракет-носителей (РН) и предназначается для подъема головной части (ГЧ) РН в вертикальном положении для пристыковки ее (в вертикальном положении) к РН, находящейся в вертикальном положении на грузоподъемной стреле транспортно-установочного агрегата (ТУА), и установки РН с ГЧ на ПУ.

Для установки РН на ПУ используются, как правило, ТУА, которые транспортируют РН с присоединенными к ним ГЧ от мест их сборки в монтажно-испытательных корпусах (МИКах) до ПУ, поднимают РН с ГЧ из горизонтального (транспортного) положения в вертикальное (рабочее) положение и устанавливают РН на ПУ.

Известен, например, предназначенный для этих целей ТУА 11У219, изображенный, в частности, на форзаце книги В.В.Фаворского и И.В.Мещерякова “Военно-космические силы”, книга I “Космонавтика и вооруженные силы”, Москва, 1997 г.

Это устройство - ТУА 11У219 - содержит раму с механизмами передвижения, доводки и гидроопорами, грузоподъемную стрелу, шарнирно присоединенную к раме, с устройствами для размещения на ней и крепления к ней РН, гидродомкрат подъема грузоподъемной стрелы и гидросистему с насосной станцией, питающей гидродомкрат подъема грузоподъемной стрелы и управляющей им. Описанное устройство по числу совпадающих признаков является ближайшим аналогом предлагаемого устройства.

Однако не все ГЧ РН, в силу их конструктивных и эксплуатационных особенностей, допускают горизонтальную транспортировку. Такой особенностью обладает, например, ГЧ для РН “Союз СТК”, запуски которой предполагается осуществлять с зарубежного полигона “Куру” (Французская Гвиана). Поэтому ГЧ для РН “Союз СТК” не может быть пристыкована к РН в МИКе в горизонтальном положении и транспортироваться в этом положении к ПУ. Вследствие этого описанный ТУА 11У219 может поднять из горизонтального в вертикальное положение и установить на ПУ только РН без ее ГЧ, т.е. без полезного груза, что является его недостатком.

Предлагаемое устройство направлено на устранение этого недостатка, а также на то, чтобы обеспечить стыковку поднятой в вертикальном положении ГЧ с РН, находящейся в вертикальном положении на грузоподъемной стреле. С этими целями в предлагаемом устройстве на передней части грузоподъемной стрелы, выполненной из двух параллельных балок с расстоянием между ними, превышающим диаметр ГЧ, и жестко связанных между собой в передней части поперечной балкой, закреплены парные кронштейны, причем передняя их пара снабжена поперечной, поворотной в вертикальной плоскости, грузоподъемной траверсой с грузоподъемным устройством, снабженным грузозахватным узлом, а задняя пара кронштейнов снабжена горизонтальными осями, на которых на жестких тягах подвешена поворотная в вертикальной плоскости монтажная площадка, оборудованная ограждением по периметру.

С теми же целями в предлагаемом устройстве грузоподъемное устройство грузоподъемной траверсы выполнено в виде одноплунжерного гидродомкрата, а его грузозахватный узел снабжен гидроприводом расцепления с дистанционным управлением; пол монтажной площадки выполнен с проемом, превышающим по ширине диаметр РН, перекрываемым поворотными в вертикальной плоскости створками; ограждение монтажной площадки выполнено со стороны начала проема пола с поворотными участками, суммарная длина которых не менее ширины проема пола монтажной площадки; горизонтальные оси вращения грузоподъемной траверсы и монтажной площадки лежат в горизонтальной плоскости, проходящей через ось РН и перпендикулярно к этой оси; монтажная площадка снабжена стопорным устройством, фиксирующим ее при вертикальном положении грузоподъемной стрелы в неподвижном положении относительно грузоподъемной стрелы.

На фиг.1 изображен вид сбоку на предлагаемое устройство.

На фиг.2 изображен вид А (фиг.1).

На фиг.3 изображен вид Б (фиг.1).

На фиг.4 изображен вид сбоку на предлагаемое устройство с поднятой в вертикальное положение грузоподъемной стрелой.

Предлагаемое устройство - ТУА - для установки РН на ПУ, подъема в вертикальном положении ее ГЧ в положение для стыковки и проведения стыковки ГЧ с РН состоит (см. фиг.1 и 2) из рамы 1 с механизмами передвижения и доводки 2 и 3 и гидроопорами 4. На раме 1 шарнирно закреплена грузоподъемная стрела 5 с устройствами (ложементами) 6 и 7 для укладки на них РН 8, средней регулируемой опорой 9 и устройством 10 для крепления РН 8 на грузоподъемной стреле 5. Передний конец грузоподъемной стрелы 5 выполнен из двух параллельных балок 11, сочлененных друг с другом поперечной балкой 12. На балках 11 закреплены парные кронштейны 13 и 14. Передняя пара кронштейнов 14 оснащена (см. фиг.3) поворотной в вертикальной плоскости грузоподъемной траверсой 15 с дистанционно управляемым грузоподъемным устройством 16 с грузозахватным узлом 17. Задняя пара кронштейнов 13 оснащена поворотной в вертикальной плоскости монтажной площадкой 18, подвешенной на жестких тягах 19 к осям 20 на кронштейнах 13. Оси 20 на кронштейнах 13 и оси 21, на которых к кронштейнам 14 подвешена грузоподъемная траверса 15, лежат в горизонтальной плоскости, проходящей через продольную ось РН 8 и перпендикулярно к ней. Поворотная монтажная площадка 18 оснащена ограждением 22, а ее пол выполнен с проемом 23 под корпус РН 8 и перекрывающими его часть створками 24. Ограждение 22 снабжено поворотными участками 25, выполненными со стороны начала проема 23. Суммарная ширина поворотных участков 25 ограждения 22 равна ширине проема 23. Для фиксации монтажной площадки 18 в рабочем положении при вертикальном положении грузоподъемной стрелы 5 площадка 18 снабжена стопорными устройствами 26, взаимодействующими с соответствующими гнездами на боковых поверхностях балок 11 грузоподъемной стрелы 5. Подъем (поворот) грузоподъемной стрелы 5 осуществляется гидродомкратом 27.

Работает предлагаемое устройство - ТУА - следующим образом.

После укладки РН 8 крановыми средствами МИКа (без ГЧ) на ложементы 6 и 7 грузоподъемной стрелы 5 и присоединения РН 8 к грузоподъемной стреле 5 устройством 10 предлагаемый ТУА по своему рельсовому пути с помощью локомотива передвигается к ПУ, где с помощью механизма доводки 3 и гидроопор 4 устанавливается в положение, пригодное для подъема грузоподъемной стрелы 5 с РН 8 и установки на ПУ. Вслед за этим грузоподъемная стрела 5 гидродомкратом 27 поднимается в положение, при котором грузозахватный узел 17 грузоподъемного устройства 16 грузоподъемной траверсы 15 оказывается на высоте, пригодной для стыковки грузоподъемной траверсы 15 с верхним стыковочным узлом 28 ГЧ 29, которая для этой цели доставляется к ТУА на транспортере 30 по рельсовому пути ТУА в вертикальном положении.

Стыковка ГЧ 29 с траверсой 15 осуществляется с использованием стрелового подъемника, входящего в комплект оборудования СП и грузоподъемного устройства 16, которое для этой цели выдвигает грузозахватный узел 17 на нужную длину.

По окончании стыковки ГЧ 29 с грузоподъемной траверсой 15 ТУА на его поворотную монтажную площадку 18 с помощью стрелового подъемника поднимается персонал для осуществления стыковки ГЧ 29 с РН 8, который раскрывает створки 24 проема 23 пола монтажной площадки 18 и поворотные участки 25 ее ограждения 22. Завершив, таким образом, подготовку монтажной площадки к подъему, начинают подъем грузоподъемной стрелы 5, при котором ГЧ 29 и монтажная площадка 18, поворачиваясь на своих осях, сохраняют вертикальное положение до прихода грузоподъемной стрелы 5 (см. фиг.4) в вертикальное положение, по достижении которого стопорными устройствами 26 фиксируют монтажную площадку 18 и закрывают створки 24 проема 23 пола монтажной площадки и поворотные участки 25 ее ограждения 22. При повороте на своих осях вследствие подъема грузоподъемной стрелы 5 монтажная площадка 18 и ГЧ 29 проходят между балками 11. При этом ГЧ 29 по окончании подъема (поворота) грузоподъемной стрелы 5 в вертикальное положение также оказывается в вертикальном положении, но с монтажным зазором Н между ней и корпусом РН 8, причем оси РН 8 и ГЧ 29 (см. фиг.4) совпадают, что позволяет приступить к стыковке ГЧ 29 с РН 8, опуская для этого ГЧ 29 с помощью грузоподъемного устройства 16 до посадки ГЧ 29 на корпус РН 8. После посадки ГЧ 29 на корпус РН 8 персонал с монтажной площадки 18 сочленяет ГЧ и РН в единую конструкцию с помощью соответствующих крепежных элементов и по окончании этого процесса дистанционно отсоединяет грузозахватный узел 17 грузоподъемного устройства 16 траверсы 15 от ГЧ 29.

По окончании стыковки ГЧ с РН ТУА устанавливает РН с ГЧ на ПУ и после освобождения стопорного устройства 26 монтажной площадки 18 и подъема створок 24 ее пола и поворота поворотных участков 25 ее ограждения опускает грузоподъемную стрелу 5 в горизонтальное положение, после чего производится подготовка к отводу ТУА от ПУ (съем с гидроопор 4 и отсоединение механизма доводки 3) и сам отвод ТУА от ПУ на безопасное расстояние с помощью локомотива.

1. Транспортно-установочный агрегат для вертикальной стыковки головной части с ракетой-носителем и установки ее на пусковое устройство, содержащий раму с гидроопорами, механизмами передвижения и доводки, шарнирно присоединенную к раме грузоподъемную стрелу с устройствами для размещения на ней и крепления к ней ракеты-носителя, гидродомкрат подъема грузоподъемной стрелы и гидросистему с насосной станцией для питания указанного гидродомкрата и управления им, отличающийся тем, что в нем на передней части грузоподъемной стрелы, выполненной из двух параллельных балок с расстоянием между ними, превышающим диаметр головной части, и жестко связанных между собой в передней части поперечной балкой, закреплены парные кронштейны, передняя пара которых снабжена поперечной, поворотной в вертикальной плоскости грузоподъемной траверсой с грузоподъемным устройством, снабженным грузозахватным узлом, а задняя пара указанных кронштейнов снабжена горизонтальными осями, на которых на жестких тягах подвешена поворотная в вертикальной плоскости монтажная площадка, оборудованная ограждением по ее периметру.

2. Транспортно-установочный агрегат по п.1, отличающийся тем, что грузоподъемное устройство грузоподъемной траверсы выполнено в виде одноплунжерного гидродомкрата, а грузозахватный узел этого устройства снабжен гидроприводом расцепления с дистанционным управлением.

3. Транспортно-установочный агрегат по п.1, отличающийся тем, что пол монтажной площадки выполнен с проемом, превышающим по ширине диаметр ракеты-носителя и перекрываемым поворотными в вертикальной плоскости створками.

4. Транспортно-установочный агрегат по п.3, отличающийся тем, что ограждение монтажной площадки выполнено со стороны начала проема пола с поворотными участками, суммарная длина которых не менее ширины указанного проема.

5. Транспортно-установочный агрегат по п.1, отличающийся тем, что горизонтальные оси вращения грузоподъемной траверсы и монтажной площадки лежат в горизонтальной плоскости, проходящей через продольную ось ракеты-носителя при ее горизонтальном положении перпендикулярно этой оси.

6. Транспортно-установочный агрегат по п.1, отличающийся тем, что монтажная площадка снабжена стопорным устройством, фиксирующим ее при вертикальном положении грузоподъемной стрелы в неподвижном положении относительно этой стрелы, причем ширина указанной площадки меньше расстояния между указанными параллельными балками грузоподъемной стрелы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, в частности к грузоподъемным устройствам, и может быть использовано для перемещения и выгрузки опрокидыванием специализированных контейнеров, перевозящих сыпучие грузы, например сортовой уголь или брикеты.

Изобретение относится к подъемно-транспортной технике, а именно к захватным устройствам для металлических труб большого диаметра. .

Изобретение относится к грузозахватным устройствам, предназначенным для поднятия, перемещения, опускания и снятия с грузоподъемных устройств с жесткими и полужесткими стропами контейнеров типа “Big-Bag”, а также других грузов.

Изобретение относится к грузозахватным приспособлениям и может быть использовано для перемещения плоских грузов, а также грузов “Т” “П”-образного вида за плоские горизонтальные элементы.

Изобретение относится к области грузоподъемных машин. .

Изобретение относится к производству и ремонту подъемно-транспортного оборудования, а именно электромагнитных устройств, предназначенных для удержания и транспортирования металлических листов, профилей и скрапа.

Изобретение относится к области грузоподъемного оборудования и предназначено для перемещения штучных грузов в труднодоступных местах. .

Изобретение относится к наземному оборудованию космических аппаратов (КА), Предлагаемая система содержит блок ее приведения в готовность к испытаниям КА, а также блоки управления, ввода и анализа корректности директив автоматической программы испытаний, интерпретации директив, передачи допусковых значений параметров, выбора трактов связи с КА, проведения защитных операций, выдачи технологических команд управления, связи с системой бортовых телеизмерений, связи с бортовой вычислительной системой, измерения аналоговых параметров, ввода и запоминания состояния дискретных параметров, формирования протокола испытаний, регистрации основного протокола испытаний, отображения и формирования команд общего назначения.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в системах предстартовой заправки последних ступеней ракет-носителей (разгонных блоков).

Контейнер // 2239589
Изобретение относится к контейнерам, предназначенным для размещения в них изделий специальной техники, а именно космических аппаратов, при их транспортировке и хранении.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для запуска с Земли как беспилотных, так и пилотируемых космических аппаратов. .

Изобретение относится к авиакосмической технике, в частности к средствам подготовки акватории для взлета с нее гидросамолета-носителя ракетоплана. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в системах предстартовой заправки ступеней ракетно-космической системы. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к наземным стартовым сооружениям ракет-носителей. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в системах предстартовой заправки ракет-носителей. .

Съемник // 2222422
Изобретение относится к инструментам для разборки узлов и может быть использовано для извлечения заглушек из горловин емкостей высокого давления, применяемых в пневмогидросистемах космической техники.

Изобретение относится к устройствам для транспортировки и испытания космических аппаратов
Наверх