Способ переработки нефти

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к первичной перегонке нефти. Способ включает ректификацию нагретой нефти в атмосферной колонне с выделением газа, фракций бензина, керосина, дизельного топлива и мазута. В качестве отпаривающего агента в атмосферной колонне используют пары бензиновой фракции, полученные после нагрева и испарения флегмы, выводимой из укрепляющей секции колонны стабилизации бензина на установке первичной перегонки нефти. Флегму нагревают до 350-380°С и подают в низ атмосферной колонны в количестве 5-6 мас.% на мазут. Технический результат - сокращение потерь бензиновой фракции и улучшение энергетических показателей процесса перегонки. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к способам переработки нефти и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ переработки нефти на установках AT и АВТ по схемам двух или трехступенчатой ректификации (см. "Справочник нефтепереработчика" под редакцией Г.А.Ластовкина и др. Изд. "Химия" г.Ленинград 1986 г., с.68-75), в котором в качестве отпаривающего агента в атмосферной ректификационной колонне используется водяной пар. Однако данный тип отпаривающего агента имеет следующие недостатки:

- возрастает нагрузка на конденсаторы из-за большой теплоты конденсации водяного пара;

- усиливается коррозия верха ректификационных колонн и конденсаторов, образуются кислые сточные воды, требующие специальной очистки;

- возникает необходимость обезвоживания получаемых нефтепродуктов.

Наиболее близким по технической сущности и получаемому эффекту к заявляемому способу является "Способ перегонки углеводородного сырья для получения топливных фракций" (патент России №2206596 С2, оп. 20.06.2003 г., МПК 7 С 10 G 7/00, 7/06), включающий ректификацию углеводородного сырья в атмосферной ректификационной колонне с отбором с верха колонны бензиновой фракции, выводом в виде боковых погонов керосиновой и дизельной фракций, а в виде кубового остатка - мазута, при этом в качестве отпаривающего агента в ректификационную и отпарные колонны вводят (с помощью насоса) перегретые пары бензиновой фракции с концом кипения 130°С после отделения от нее в газосепараторе воды и несконденсировавшихся углеводородных газов.

Известный способ направлен на повышение выхода и качества светлых топливных фракций. Однако используемые в качестве отпаривающего агента перегретые пары бензиновой фракции, выводимой с верха атмосферной ректификационной колонны (нестабильный бензин), содержат значительное количество легких углеводородов с температурой кипения ниже 30-50°С (рефлюксные фракции), которые при давлении на верху атмосферной колонны 0,07-0,08 МПа и при начальной температуре хладоагента (воздуха или воды) не ниже 25-30°С плохо конденсируются, в результате чего наблюдаются потери легких бензиновых фракций, уходящих с жирным газом с верха атмосферной колонны.

Задачей настоящего изобретения является уменьшение потерь бензиновой фракции, выводимой с верха атмосферной колонны.

Указанная задача решается способом переработки нефти, включающим ее нагрев в печи, ректификацию в атмосферной колонне с выделением газа, фракций бензина, керосина, дизельного топлива и кубового остатка - мазута с подачей в низ атмосферной колонны отпаривающего агента - паров бензиновой фракции, в котором согласно изобретению в качестве отпаривающего агента используют пары бензиновой фракции, полученные после нагрева и испарения флегмы, выводимой из укрепляющей секции колонны стабилизации бензина установок первичной перегонки нефти.

Целесообразно флегму, выводимую из укрепляющей секции колонны стабилизации бензина, нагревать до 350-380°С.

Количество вышеупомянутого отпаривающего агента, подаваемого в низ атмосферной колонны, может составлять 5-6 мас.% на мазут.

Использование в качестве отпаривающего агента паров бензиновой фракции, полученных после нагрева и испарения флегмы, выводимой из укрепляющей секции колонны стабилизации, приводит к утяжелению паров, выводимых с верха атмосферной колонны, что облегчает их конденсацию и уменьшает потери бензина с газом.

Кроме того, благодаря тому, что стабилизация бензина осуществляется при значительно большем давлении (0,7-0,8 МПа), чем в атмосферной колонне, подача отпаривающего агента в низ атмосферной колонны через печь может осуществляться под собственным давлением потока, т.е. без насоса, что способствует снижению энергозатрат.

Предлагаемый способ поясняется чертежом, на котором показана установка первичной перегонки нефти (AT) с блоком стабилизации бензина.

Способ осуществляют следующим образом. Поток нефти 1 нагревают в печи 2 и вводят в ректификационную колонну 3. В качестве боковых погонов через отпарные колонны 4, 5 выводят, соответственно, керосиновую 6 и дизельную 7 фракции. Для отпарки легких фракций низ отпарных колонн подогревают теплоносителем 8 с помощью кипятильников 9. С низа атмосферной колонны 3 выводят кубовый остаток - мазут 10. С верха атмосферной колонны 3 выводят газ и пары бензина 11, которые конденсируют в воздушном конденсаторе 12, охлаждают в водяном холодильнике 13 и подают в газосепаратор 14, откуда газ 15 сбрасывают в топливную сеть.

Нестабильный бензин из газосепаратора 14 насосом 16 через теплообменник 17, где его нагревают за счет тепла стабильного бензина 18, подают в стабилизационную колонну 19 и на орошение в ректификационную колонну 3. С верха стабилизационной колонны 19 парогазовая смесь через воздушный конденсатор 12 и водяной холодильник 13 поступает в газосепаратор 14, откуда газ 15 сбрасывают в топливную сеть, а сжиженные газы (рефлюкс) 20 откачивают насосом 16 на орошение колонны 19 и на газофракционирование (не указано).

С низа колонны 19 под собственным давлением через кипятильник 9 выводят стабильный бензин 18 и через теплообменник 17 направляют на вторичную перегонку (не указано).

Примерно с середины укрепляющей секции колонны 19 выводят под собственным давлением фракцию бензина с пределами кипения 30-130°С, подогревают в подогревателе 21 за счет тепла теплоносителя 8, нагревают в печи 22 до 350-380°С и в паровой фазе 23 подают в низ атмосферной колонны 3 в качестве отпаривающего агента.

Пример. Подогретую в теплообменниках до 220°С обессоленную нефть 1 прокачивают через трубчатую печь 2 и с температурой 370°С подают в ректификационную колонну 3, где она разделяется на газ и бензин 11, фракции керосина 6, дизельного топлива 7 и на мазут 10. Нестабильный бензин после газосепаратора 14 подают на верх колонны 3 в качестве острого орошения. Балансовое количество нестабильного бензина прокачивают через теплообменник 17, где за счет тепла стабильного бензина он подогревается с 40 до 110°С и поступает в стабилизационную колонну 19 на стабилизацию и получение стабильного бензина 18 и рефлюкса 20. Стабилизацию проводят при давлении 0,7 МПа и при температуре верха стабилизационной колонны 100°С и температуре низа колонны - 220°С.

Флегму, используемую в качестве отпаривающего агента для атмосферной колонны, выводят из середины укрепляющей секции стабилизационной колонны. Пределы кипения выводимой флегмы - 30-130°С. Флегма под собственным давлением проходит теплообменник 21, где она подогревается за счет теплоносителя до 210°С, далее нагревается в трубчатой печи 22 и с температурой 360°С в паровой фазе подается в низ атмосферной колонны 3 в качестве отпаривающего агента 23 в количестве 5 мас.% на мазут. При таком режиме ректификации остаточное содержание в мазуте дистиллятной фракции, выкипающей до 360°С, не превышает 8 мас.%.

Предлагаемый способ по сравнению с прототипом позволяет снизить на 1,5% потери компонентов бензина, уносимых с газом, а также уменьшает объем сточных вод и энергозатраты на подачу отпаривающего агента в ректификационную колонну.

1. Способ переработки нефти, включающий ее нагрев в печи, ректификацию в атмосферной колонне с выделением газа, фракций бензина, керосина, дизельного топлива и кубового остатка - мазута с подачей в низ атмосферной колонны отпаривающего агента - паров бензиновой фракции, отличающийся тем, что в качестве отпаривающего агента используют пары бензиновой фракции, полученные после нагрева и испарения флегмы, выводимой из укрепляющей секции колонны стабилизации бензина установки первичной перегонки нефти.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что флегму, выводимую из укрепляющей секции колонны стабилизации бензина, нагревают до 350-380°С.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что количество отпаривающего агента, подаваемого в низ атмосферной колонны, составляет 5-6 мас.% на мазут.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к первичной нефтепереработке на перегонных установках AT, ABT с получением светлых нефтепродуктов и мазута в остатке. .

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, и может быть использовано при перегонке мазута в вакууме. .

Изобретение относится к производству углеводородного топлива в нефтеперерабатывающей промышленности. .

Изобретение относится к нефтепереработке, конкретно к способу получения нефтепродуктов, используемых в качестве сырья в процессах вторичной переработки методом фракционирования, а также как углеводородное связующее при производстве твердых бытовых и промышленных топлив из торфа, угольной пыли и отходов переработки древесины.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, конкретно к подготовке тяжелой высоковязкой нефти или жидких углеводородных остатков нефтеперерабатывающих производств для их дальнейшей углубленной переработки.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано как при первичной переработке нефти (газового конденсата), так и для очистки нефтепродуктов от загрязнений и воды.

Изобретение относится к получению присадок для нефтяной промышленности и может быть использовано для снижения температуры застывания, динамической вязкости, предельного напряжения сдвига нефтей, а также как средство предотвращения образования асфальтосмолопарафиновых отложений при транспортировке и хранении нефти.

Изобретение относится к устройствам для автоматического управления технологическим режимом отпарных секций (стриппингов) сложных ректификационных колонн первичной перегонки и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Изобретение относится к химической переработке нефтепродуктов, а именно к процессу получения о-ксилольного концентрата, высокооктанового компонента бензина с улучшенными экологическими характеристиками, товарных бензола и толуола из нефтяного и газоконденсатного сырья.

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к установкам для получения бензина, дизельного топлива, мазута и битума. .

Изобретение относится к ректификации нефтяного сырья и может быть использовано при получении из прямогонных бензинов фракций бензиновых компонентов, например, изо- и нормальных пентанов

Изобретение относится к нефтегазоперерабатывающей промышленности, а именно к способам депарафинизации дизельного топлива, полученного из газового конденсата

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к получению бензина и моторных топлив с низкой температурой застывания путем прямой перегонки нефти в территориально удаленных районах

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к получению бензина и моторных топлив с низкой температурой застывания путем прямой перегонки нефти в территориально удаленных районах
Изобретение относится к способам автоматического управления процессом антикоррозионной защиты технологического оборудования в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и может быть использовано на установках, оборудование которых подвержено коррозии при совместной конденсации влаги и кислых компонентов, например на установках первичной переработки нефти, на установках риформинга или гидроочистки при переработке нефти с высоким содержанием искусственно введенных хлорорганических соединений

Изобретение относится к низкотемпературному способу получения топливных фракций и может быть использовано в переработке газового конденсата природного и нефтяного происхождения

Изобретение относится к получению топливных фракций путем подготовки и переработки углеводородного сырья: нефтяных, газоконденсатных и нефтегазоконденсатных смесей

Изобретение относится к способам получения топливных фракций, в частности прямогонных бензиновых фракций (ПБФ)
Наверх