Способ получения топливных фракций

Изобретение относится к получению топливных фракций путем подготовки и переработки углеводородного сырья: нефтяных, газоконденсатных и нефтегазоконденсатных смесей. Способ включает смешение нефти и газового конденсата и последующую их переработку. В зависимости от варианта режима работы установки и нормируемых свойств целевой топливной фракции дополнительный и основной компоненты углеводородной смеси смешивают в количестве, рассчитываемом по формуле:

где Gо - количество основного потока смеси, кг/ч;

Сд - количество дополнительного потока смеси, кг/ч;

хi,o - потенциальная доля целевой фракции основного потока смеси;

хi,д - потенциальная доля целевой фракции дополнительного потока смеси;

ρн, ρо, ρд - нормируемая плотность нефтепродукта и плотность целевой фракции основного и дополнительного потоков смеси, соответственно, кг/м3;

νн, νо, νд - нормируемая вязкость нефтепродукта и вязкость целевой фракции основного и дополнительного потоков смеси, соответственно, м2/с·10-6;

Тзн, Тзо, Тзд - нормируемая температура застывания нефтепродукта и температура застывания целевой фракции основного и дополнительного потоков смеси, соответственно, К. Сформированный поток нефтегазоконденсатной смеси направляют на переработку. Технический результат - повышение качества и выхода топливных фракций от их потенциала в сырье. 6 табл.

 

Изобретение относится к способам получения топливных фракций путем подготовки и переработки углеводородного сырья: нефтяных, газоконденсатных и нефтегазоконденсатных смесей.

Известен способ получения топливных фракций путем сортировки и последующей переработки нефтяных смесей (см. Змиевский П.К., Вассерман Л.К., Подлесный Н.К. Технологические методы увеличения межремонтного пробега установки и их экономическая эффективность. Серия "Переработка нефти", ЦНИИТЭнефтехим. М., 1971, с.12-18).

Недостатком указанного способа является то, что при сортировке нефтяных смесей не удается достигнуть стабильности их состава. Колебания состава поступающих на переработку нефтяных смесей вызывают серьезные "возмущения" технологического режима установки и приводят к снижению выхода и качества целевых топливных фракций.

За прототип заявляемого изобретения нами принят способ получения топливных фракций путем произвольного смешения нефти и газового конденсата с последующей переработкой нефтегазоконденсатной смеси (см. Бренц А.Д., Пикалов Г.П., Тышляр И.С. Народнохозяйственные и региональные аспекты рационального использования конденсата. Серия "Подготовка и переработка газа и газового конденсата". М.: ВНИИЭгазпром, 1982, вып.6, с.8-18). Такой способ подготовки сырья для переработки адекватен только при постоянном качественном и количественном составе его компонентов, что практически недостижимо.

При разработке нефтяных и газоконденсатных месторождений энергия пласта со временем истощается. С падением давления в пласте нефть утяжеляется, теряя легкие фракции, а газовый конденсат, наоборот, облегчается. За счет ретроградных изменений происходит конденсация и потеря части высококипящих углеводородов конденсата в порах пласта. Поступающая на переработку нефтяная или газоконденсатная смесь отбирается из групп скважин одного или нескольких месторождений. Каждая скважина месторождения имеет свои технологические параметры разработки, которые со временем изменяются. Поэтому со временем изменяется и состав добываемой углеводородной смеси. Колебания состава поступающих на переработку нефтегазоконденсатных смесей вызывают нарушения технологического режима установок и снижают качество и выход целевых топливных фракций.

Техническим результатом предлагаемого способа является повышение качества и выхода топливных фракций от их потенциала в сырье.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе получения топливных фракций, включающем произвольное смешение нефти и газового конденсата и последующую их переработку, определяют в зависимости от варианта режима работы установки и нормируемых свойств целевой топливной фракции дополнительный и основной компоненты углеводородной смеси, смешивают их в количестве, рассчитываемом по формуле:

где GО - количество основного потока смеси, кг/ч;

Gд - количество дополнительного потока смеси, кг/ч;

xi,o - потенциальная доля целевой фракции основного потока смеси;

хi,д - потенциальная доля целевой фракции дополнительного потока смеси;

ρн, ρо, ρд - нормируемая плотность нефтепродукта и плотность целевой фракции основного и дополнительного потоков смеси, соответственно, кг/м3;

νн, νо, νд - нормируемая вязкость нефтепродукта и вязкость целевой фракции основного и дополнительного потоков смеси, соответственно, м2/c·10-6;

Тзн, Тзо, Тзд - нормируемая температура застывания нефтепродукта и температура застывания целевой фракции основного и дополнительного потоков смеси, соответственно, К;

и направляют на переработку.

При переработке углеводородных смесей обычно планируется несколько вариантов работы установки с максимальным отбором керосиновых или дизельных фракций. При переходе с одного варианта режима работы установки на другой изменяются технологические параметры фракционирования сырья, а также качество и выход целевых фракций. Поэтому для каждого варианта работы установки требуется дополнительная оценка физико-химических свойств сырья по отношению к нормируемым требованиям ГОСТ на нефтепродукт.

Такие основные физико-химические свойства нефти и газового конденсата, как молекулярная масса, плотность, вязкость, температура застывания и вспышки, имеют симбатную зависимость от их фракционного и углеводородного состава. С увеличением пределов выкипания от начала кипения увеличивается выход фракции, ее молекулярная масса, плотность, вязкость, температура застывания и вспышки и, наоборот, с уменьшением пределов выкипания названные показатели уменьшаются. Таким образом, наблюдается неразрывная связь между качеством (показатели физико-химических свойств) и количеством (фракционный состав) фракции.

Для рационального смешения нефти и газового конденсата наиболее важно соответствие физико-химических свойств целевых фракций и нормируемых свойств нефтепродуктов, отвечающих требованиям ГОСТ.

По предлагаемому способу эта задача решается при использовании таких показателей физико-химических свойств, как плотность, вязкость и температура застывания. Эти показатели наиболее полно описывают аддитивные, реологические и низкотемпературные свойства сырья и топливных фракций, так как имеют симбатную зависимость при перераспределении материальных и тепловых потоков в случае переходных режимов, а их графическое описание с последующим моделированием технологии процесса имеет тангенциальный характер.

Предлагаемый способ получения топливных фракций путем смешения дополнительного и основного компонентов углеводородной смеси в количестве, определенном по указанной формуле, обеспечивает:

- рациональное соотношение компонентов нефтегазоконденсатной смеси, рассчитанной по предлагаемой формуле, на основе симбатных показателей физико-химических свойств целевых фракций и нормируемых свойств нефтепродуктов;

- рациональные условия для соответствия потенциала нормируемых свойств с потенциальным содержанием целевых фракций в углеводородной смеси;

- выбор наиболее оптимального технологического режима для фракционирования углеводородной смеси.

Совокупность признаков, отличающих предлагаемое решение от прототипа - определение основного и дополнительного компонентов углеводородной смеси и смешение их в количестве, рассчитываемом по предлагаемой формуле, - не выявлены в известных решениях.

В настоящее время наиболее перспективными являются газоконденсатные месторождения валанжинских и ачимовских залежей Западной Сибири. Наличие в ачимовских залежах больших запасов углеводородного сырья (по данным СибНАЦ извлекаемые запасы нефти - 1131,5 млн.т; свободного газа 3675 млрд.м3, газового конденсата - 754 млн.т) делают актуальной проблему разработки месторождений и переработки нефтегазоконденсатных смесей с учетом их ретроградных изменений.

Физико-химическая характеристика конденсата ачимовской залежи Уренгойского месторождения и смеси западно-сибирских нефтей приведена в таблице 1.

Таблица 1

Физико-химическая характеристика конденсата ачимовской залежи Уренгойского месторождения и смеси западно-сибирских нефтей

ПоказателиЗначенияГОСТ или методика
конденсатнефть
Содержание, % мас.:
газа до С4 вкл.2,51,813379
механических примесейотс.отс.6370
воды до обезвоживанияотс.отс.2477
воды после обезвоживания---
хлористых солей, мг/л6,03021534
Давление насыщенных паров, мм рт.ст, при 38°С2083421756
Температура вспышки, °С:
в открытом тигле44333
в закрытом тигле<-35<-176356
Плотность при 20°С, кг/м3794,78423900
Молекулярная масса202228методика ВНИИНП
Кинематическая вязкость при 50°С, мм21,424,1133
Температура застывания, °С-6-2520287
Кислотность, мг КОН/100 мл0,290,055985
Коксуемость, %03,019932
Содержание, %методика
асфальтеновотс.1,5ВНИИНП
смол силикагелевыхотс.9,1
парафина4,33,511851
с температурой плавления, °С5156
серы общей0,0360,451437
серы меркаптановойотс.отс.17323

Предлагаемый способ реализуется следующим образом.

Вариант 1.

Установка первичной перегонки работает в режиме с максимальным отбором керосиновой фракции. С целью увеличения выхода и повышения качества реактивного топлива марки ТС-1 определяют потенциальный выход и физико-химические свойства керосиновых фракций для компонентов нефтегазоконденсатной смеси.

По характеристике физико-химических свойств компонентов определяют потенциальное качество целевой керосиновой фракции в нефтегазоконденсатной смеси согласно требованиям ГОСТ на топливо ТС-1 (см. табл.2).

Таблица 2

Характеристика физико-химических и нормируемых свойств керосиновых фракций нефтегазоконденсатной смеси и ее компонентов
Показатели керосиновых фракцийКомпонентыНефтегазоконденсатная смесьГОСТ 10227-86 ТС-1
нефтьконденсат
Выход, % мас.15,522,517,0-
Плотность при 20°С, кг/м3785772778>775
Фракционный состав, °С:
н.к.140138138<150
10%154148150<165
50%178164170<195
90%216204210<230
98%225216222<250
Вязкость кинематическая при 20°С, мм21,351,201,28>1,25
Температура, °С:
вспышки342630>28
начала кристаллизации-54-66-60<-60
Теплота сгорания низшая, кДж/кг432004295043050>42900
Высота некоптящего пламени, мм282226>25
Содержание, % мас.:
серы общей0,20,0040,15<0,25
серы меркаптановой0,002отс.0,002<0,005
ароматических углеводородов192020<22
Кислотность, мг КОН/100 мл0,50,480,5<0,7

Анализ данных таблицы 2 позволяет отметить следующее. Аддитивные и реологические физико-химические свойства керосиновой фракции конденсата не отвечают требованиям ГОСТ на топливо ТС-1, но имеется значительный запас по низкотемпературным свойствам. Вместе с тем, нефть обладает значительным запасом аддитивных и реологических физико-химических свойств по отношению к нормируемым требованиям ГОСТ на топливо ТС-1.

Поскольку основными нормируемыми показателями топлива ТС-1 являются низкотемпературные свойства, принимаем в качестве дополнительного компонента конденсат, а основного компонента - нефть.

По предлагаемой формуле рассчитываем соотношение нефти и конденсата в нефтегазоконденсатной смеси:

Следовательно, чтобы обеспечить нормируемое качество и максимальный выход керосиновой фракции от ее потенциала в сырье, на 100 кг/ч нефти необходимо добавить 28,2 кг/ч конденсата.

Определяем соотношение компонентов нефтегазоконденсатной смеси в % мас.:

- поток основного компонента (нефть) составляет 100/128,2×100=78% мас.;

- поток дополнительного компонента (конденсат) составляет 100-78=22% мас.

По соотношению компонентов определяем материальный баланс переработки сформированного потока нефтегазоконденсатной смеси в режиме с максимальным отбором керосиновой фракции (см. табл.3).

Таблица 3

Материальный баланс переработки сформированного потока нефтегазоконденсатной смеси в режиме с максимальным отбором керосиновой фракции
Отбираемые фракцииВыход на сырье, % мас.
нефтьконденсатнефтегазоконденсатная смесь
Бензиновая фракция (н.к. - 140°С)16,527,518,9
Керосиновая фракция (140-230°С)15,522,517,0
Фракция дизельного топлива марки "Л" (230-360°С)203222,7
Фракция котельного топлива марки М-40 (>360°С)481841,4
Всего100100100

Вариант 2.

Установка первичной перегонки работает в режиме с максимальным отбором фракции дизельного топлива. С целью увеличения выхода и повышения качества дизельного топлива марки "Л" определяют потенциальный выход и физико-химические свойства фракции дизельного топлива для компонентов нефтегазоконденсатной смеси.

По характеристике физико-химических свойств компонентов определяют потенциальное качество целевой фракции дизельного топлива в нефтегазоконденсатной смеси, согласно требованиям ГОСТ на дизельное топливо марки "Л" (см. табл.4).

Таблица 4

Характеристика физико-химических и нормируемых свойств фракции летнего дизельного топлива нефтегазоконденсатной смеси и ее компонентов
Показатели дизельных фракцийКомпонентыНефтегазоконденсатная смесьГОСТ 305-82 марка "Л"
нефтьконденсат
Выход, % мас.304531,5-
Плотность при 20°С, кг/м3835820832<860
Вязкость кинематическая при 20°С, мм24,52,84,03-6
Фракционный состав, °С:
50%272254264<280
96%360356358<360
Температура, °С:
застывания-7-30-12<-10
помутнения-2-20-6<-5
вспышки704050>45
Содержание серы общей, % масс.0,50,0050,45<0,5
Цетановое число544550>45

При формировании потока нефтегазоконденсатной смеси с целью переработки в режиме с максимальным отбором летнего дизельного топлива за дополнительный поток также принимают конденсат, так как он имеет запас по аддитивным и низкотемпературным свойствам, а нефть имеет запас только по реологическим свойствам.

По предлагаемой формуле рассчитывают соотношение нефти и конденсата в нефтегазоконденсатной смеси:

Определяют соотношение компонентов нефтегазоконденсатной смеси в % мас.:

- поток основного компонента (нефть) составляет 100/111×100=90% мас.;

- поток дополнительного компонента (конденсат) составляет 100-90=10% мас.

По соотношению компонентов определяют материальный баланс переработки сформированного потока нефтегазоконденсатной смеси в режиме с максимальным отбором фракции летнего дизельного топлива (см. табл.5).

Таблица 5

Материальный баланс переработки сформированного потока нефтегазоконденсатной смеси в режиме с максимальным отбором фракции летнего дизельного топлива
Отбираемые фракцииВыход на сырье, % мас.
нефтьконденсатнефтегазоконденсатная смесь
Бензиновая фракция (н.к. - 180°С)22,037,023,5
Фракция дизельного топлива марки "Л" (180-360°С)30,045,031,5
Фракция котельного топлива марки М-40 (>360°С)48,018,045,0
Всего100100100

Из таблиц 2-5 видно, что физико-химические свойства керосиновой фракции и фракции дизельного топлива нефтегазоконденсатной смеси соответствуют всем требованиям ГОСТ на топливо ТС-1 и дизельное топливо марки "Л", что обуславливает высокий потенциальный отбор целевых топливных фракций при переработке нефтегазоконденсатных смесей.

В таблице 6 приведены материальные балансы переработки нефтегазоконденсатной смеси по известному (I) и предлагаемому способам (II - вариант 1 и III - вариант 2).

Таблица 6

Материальный баланс переработки нефтегазоконденсатных смесей по известному и предлагаемому способам
ПоказателиИзвестныйПредлагаемый
Режимы
IIIIII
Производительность установки, % к проектной100100100
Отбор продуктов, % мас.на исходное сырье
Бензин:
- фракция н.к. - 140°С18,3
- фракция н.к. - 180°С21,522,8
Керосин:
- фракция 140-230°С16,5
- фракция 180-220°С9,0
Дизельное топливо:
- фракция 180-360°С30,6
- фракция 220-350°С23,0
- фракция 230-360°С22,0
Всего светлых нефтепродуктов, % мас.53,556,853,4
Потенциальное содержание светлых нефтепродуктов в сырье, % мас.56,558,655,0
Глубина отбора светлых нефтепродуктов от их потенциала в сырье, %94,796,997,0
Содержание фракций в мазуте, выкипающих до 360°С, %7,05,04,8

По известному способу газовый конденсат вовлекается в переработку в смеси с нефтью в произвольном соотношении. В связи с этим нефтегазоконденсатная смесь перерабатывается без определения целевого режима, и технологический уровень ее фракционирования оценивается по глубине отбора суммы светлых нефтепродуктов от их потенциала в сырье и по содержанию в мазуте фракций, выкипающих до 360°С.

По предлагаемому способу отбор суммы светлых нефтепродуктов от их потенциала в сырье значительно выше по сравнению с известным (97,0>94,7), а содержание в мазуте фракций, выкипающих до 360°С, меньше (5,0<7,0).

Таким образом, переработка сформированных потоков нефтегазоконденсатных смесей по предлагаемому способу является технологически более рациональной и экономически целесообразной по сравнению с другими известными способами.

Способ получения топливных фракций путем подготовки и переработки углеводородного сырья, включающий произвольное смешение нефти и газового конденсата и последующую переработку нефтегазоконденсатной смеси, отличающийся тем, что определяют основной и дополнительный компонент нефтегазоконденсатной смеси, смешивают их в количестве, рассчитываемом по формуле:

где Gо - количество основного потока смеси, кг/ч;

Gд - количество дополнительного потока смеси, кг/ч;

xi,о - потенциальная доля целевой фракции основного потока смеси;

хi,д - потенциальная доля целевой фракции дополнительного потока смеси;

ρн, ρо, ρд - нормируемая плотность нефтепродукта и плотность целевой фракции основного и дополнительного потоков смеси, соответственно, кг/м3;

νн, νо, νд - нормируемая вязкость нефтепродукта и вязкость целевой фракции основного и дополнительного потоков смеси, соответственно, м2/с·10-6;

Тзн, Тзо, Тзд - нормируемая температура застывания нефтепродукта и температура застывания целевой фракции основного и дополнительного потоков смеси, соответственно, К;

и направляют на переработку.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к низкотемпературному способу получения топливных фракций и может быть использовано в переработке газового конденсата природного и нефтяного происхождения.
Изобретение относится к способам автоматического управления процессом антикоррозионной защиты технологического оборудования в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и может быть использовано на установках, оборудование которых подвержено коррозии при совместной конденсации влаги и кислых компонентов, например на установках первичной переработки нефти, на установках риформинга или гидроочистки при переработке нефти с высоким содержанием искусственно введенных хлорорганических соединений.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к получению бензина и моторных топлив с низкой температурой застывания путем прямой перегонки нефти в территориально удаленных районах.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к получению бензина и моторных топлив с низкой температурой застывания путем прямой перегонки нефти в территориально удаленных районах.

Изобретение относится к нефтегазоперерабатывающей промышленности, а именно к способам депарафинизации дизельного топлива, полученного из газового конденсата. .

Изобретение относится к ректификации нефтяного сырья и может быть использовано при получении из прямогонных бензинов фракций бензиновых компонентов, например, изо- и нормальных пентанов.

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к первичной перегонке нефти. .

Изобретение относится к первичной нефтепереработке на перегонных установках AT, ABT с получением светлых нефтепродуктов и мазута в остатке. .

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, и может быть использовано при перегонке мазута в вакууме. .

Изобретение относится к способам получения топливных фракций, в частности прямогонных бензиновых фракций (ПБФ)

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способу и вариантам установок для осуществления способа перегонки нефтяного сырья для получения продуктов перегонки

Изобретение относится к нефтехимической промышленности, а именно к способу переработки и утилизации легкой пиролизной смолы, образующейся в процессе пиролиза углеводородного сырья

Изобретение относится к способу предотвращения загрязнения и коррозии, вызванной хлоридом аммония в процессах переработки сырой нефти и в нефтехимических процессах
Изобретение относится к мерам предотвращения асфальтеновых отложений и аппаратуре при добыче, транспортировке и переработке нефти

Изобретение относится к способам разделения нефти путем фракционирования и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано в промышленных процессах перегонки нефтяного сырья - мазута

Изобретение относится к способам получения депарафинированных масел и твердых парафинов из нефтяного парафинсодержащего сырья и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к области защиты оборудования от коррозии, а именно к защите оборудования в условиях переработки нефти и нефтепродуктов, и может быть использовано при атмосферной ректификации в процессах первичной переработки нефти и каталитического риформинга
Наверх