Способ получения топливных фракций

Изобретение относится к способам получения топливных фракций, в частности прямогонных бензиновых фракций (ПБФ). Способ получения топливных фракций включает выделение и компаундирование прямогонных бензиновых фракций с антидетонаторами, высокооктановыми компонентами или их смесью. Образец газового конденсата разгоняют на узкие бензиновые фракции с интервалами выкипания в пределах н.к. - 85÷180°С и определяют их физико-химические свойства, выход от потенциала в сырье и детонационную стойкость. Затем по формулам определяют: детонационный фактор, характеризующий изменение выхода ПБФ в мас.% на один пункт октанового числа (ОЧ) по моторному методу (ММ), коэффициенты корреляции, характеризующие динамику изменения детонационного фактора бензиновых фракций и условия выбора целевой прямогонной бензиновой фракции для компаундирования и производства товарного бензина. Затем отбирают целевую ПБФ, определяют для нее рецептуру бинарной смеси антидетонаторов и направляют на блок компаундирования для производства бензина марки А-76. Технический результат - повышение детонационной стойкости ПБФ до стандартного уровня путем обеспечения оптимальной совокупности ее физико-химических свойств и химических свойств антидетонаторов. 3 табл.

 

Изобретение относится к способам получения топливных фракций путем компаундирования прямогонных бензиновых фракций (ПБФ) с антидетонаторами, высокооктановыми компонентами и их смесью.

Известен способ получения топливных фракций путем компаундирования прямогонных бензиновых фракций с антидетонатором - тетраэтилсвинцом (см. Данилов А.М. Справочник. Применение присадок в топливах для автомобилей. М.: Химия, 2000, с.21-26).

Недостатками указанного способа являются:

- стандартный уровень детонационной стойкости прямогонных бензиновых фракций достигается только за счет химических свойств антидетонатора - тетраэтилсвинца;

- высокая токсичность тетраэтилсвинца и загрязнение окружающей среды;

- новый Российский ГОСТ Р 51105-97 предусматривает производство только неэтилированных бензинов.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является способ получения топливных фракций путем компаундирования прямогонных бензиновых фракций с антидетонационными присадками, высокооктановыми компонентами или их смесью (см. Данилов А.М. Присадки и добавки. М.: Химия, 1996, с.93-110). В этом решении стандартный уровень детонационной стойкости прямогонных бензиновых фракций достигается только за счет химических свойств антидетонаторов, высокооктановых добавок или их смесей.

Детонационная стойкость прямогонных бензиновых фракций отечественных нефтей низкая и составляет 46-52 пункта по моторному методу (см. Рудин М.Г. Краткий справочник нефтепереработчика. Л.: Химия, 1989, с.80-81). Чтобы поднять ее до уровня требований ГОСТ 2084-77 на бензин марки А-76 требуется повысить октановые числа на 24-30 пунктов по моторному методу, что практически недостижимо. В связи с этим прямогонные бензиновые фракции нефтей используют в качестве сырья для производства высокооктановых бензинов и ароматических углеводородов на установках каталитического риформинга.

Детонационная стойкость прямогонных бензиновых фракций газовых конденсатов более высокая и составляет 58-60 пунктов по моторному методу. Чтобы поднять ее до уровня требований ГОСТ 2084-77 на бензин марки А-76 требуется повысить октановое число на 16-18 пунктов по моторному методу. При этом технология компаундирования прямогонных бензиновых фракций требует применения комбинации бинарной смеси антидетонаторов или высокооктановых компонентов, обладающих высоким синергизмом и полнотой гомогенизации среды, и учета их предельно-допустимой концентрации (ПДК). Расход антидетонаторов или высокооктановых компонентов выше норм ПДК приводит к выработке некондиционной продукции и нарушению экологических стандартов Российской Федерации. В связи с высокой стоимостью присадок и существующим налоговым окружением производство товарного бензина по такой технологии носит эпизодический характер.

Техническим результатом предлагаемого способа является повышение детонационной стойкости ПБФ до стандартного уровня путем обеспечения оптимальной совокупности ее физико-химических свойств и химических свойств антидетонаторов.

Указанный технический результат изобретения достигается тем, что в известном способе получения топливных фракций, включающем выделение и компаундирование прямогонных бензиновых фракций с антидетонаторами, высокооктановыми компонентами или их смесью, образец газового конденсата разгоняют на узкие бензиновые фракции с интервалами выкипания в пределах н.к. - 85÷180°С и определяют их физико-химические свойства, выход от потенциала в сырье и детонационную стойкость, затем по формуле (1) вычисляют детонационный фактор, характеризующий изменение выхода ПБФ в мас.% на один пункт октанового числа (ОЧ) по моторному методу (ММ).

Формула (1)

где ДФ - детонационный фактор;

dG - изменение выхода бензиновых фракций в мас.%;

d(ОЧ) - изменение ОЧ бензиновых фракций в пунктах по ММ.

По формуле (2) определяют коэффициенты корреляции, характеризующие динамику изменения детонационного фактора бензиновых фракций:

Формула (2)

где Ki - коэффициент корреляции i-той фракции;

dG - изменение выхода бензиновых фракций, мас.%;

d(ОЧ) - изменение ОЧ бензиновых фракций в пунктах по ММ;

1 - первая бензиновая фракция (н.к. - 85°С);

i - последующие бензиновые фракции (н.к. - 100÷180°С);

- изменение выхода между i-той и первой ПБФ в мас.%;

- изменение ОЧ между i-той и первой ПФБ в пунктах по ММ.

По формуле (3) определяют условия выбора целевой прямогонной бензиновой фракции для компаундирования и производства товарного бензина.

Формула (3)

где Пi=ОЧi/Gi - удельное содержание ОЧ в пунктах по ММ на один мас.% выхода i-той прямогонной бензиновой фракции;

G1, G2 и Gi - выход первой, второй и любой ПБФ в мас.%;

ОЧ1, ОЧ2 - ОЧ первой и второй ПБФ в пунктах по ММ.

Отбирают целевую ПБФ, определяют для нее рецептуру бинарной смеси антидетонаторов и направляют на блок компаундирования для производства бензина марки А-76.

Предлагаемое техническое решение повышения детонационной стойкости ПБФ до стандартного уровня путем обеспечения оптимальной совокупности ее физико-химических свойств и химических свойств антидетонаторов, высокооктановых компонентов или их смеси позволяет получить целевую ПБФ, фракционный состав которой соответствует оптимальной детонационной стойкости при максимально возможном выходе от ее потенциала в сырье, а также обусловливает выбор рецептуры антидетонаторов или высокооктановых компонентов или их комбинации с соответствующим синергизмом, гарантирующим производство товарного бензина марки А-76.

Совокупность признаков, отличающих предлагаемое изобретение от прототипа, - повышение детонационной стойкости ПБФ до стандартного уровня путем обеспечения оптимальной совокупности ее физико-химических свойств и химических свойств антидетонатора - не выявлена в известных решениях.

Наиболее перспективным сырьем для производства бензинов марки А-76 и Нормаль-80 являются газовые конденсаты валанжинских и ачимовских залежей месторождений Западной Сибири. Физико-химическая характеристика бензиновых фракций газового конденсата ачимовской залежи Уренгойского месторождения приведена в таблице 1, в таблице 2 приведены показатели динамики выхода и детонационной стойкости бензиновых фракций газового конденсата ачимовской залежи Уренгойского месторождения, выкипающих в температурных пределах н.к. - 85÷180°С.

Таблица 1

Физико-химическая характеристика бензиновых фракций конденсата ачимовской залежи Уренгойского месторождения
Показатели качестваИнтервал выкипания фракции, °СГОСТ 2084-77
н.к. - 85н.к. - 100н.к. - 120н.к. - 140н.к. - 160н.к. - 180
Выход фракции на сырье, мас.%7,617,328,434,242,347,6-
Детонационная стойкость706865,764,562,858не менее
(октановое число по моторному методу)76
Фракционный состав, °С:
- н.к.353536353738не <35
- 10 об.%404244455270не >75
- 50 об.%6064687485115не >115
- 90 об.%7486111132145164не >180
- к.к.85102118142158180не >195
остаток в колбе, об.%1,51,52,02,02,53,0не >4
остаток и потери, об.%1,01,01,01,21,21,2не >1,5
Давление насыщенных паров бензина, мм рт.ст.360320280250230220не >500
Кислотность, мг КОН на 100 см3 фракции0,050,050,070,070,10,15не >3
Концентрация фактических смол, мг/100 мл фракции на месте производства1,01,01,21,51,72,0не >5
Индукционный период фракции на месте производствавыше 600не <600
Массовая доля серы, %0,010,010,0120,0150,020,025не >0,1
Испытание на медной пластиневыдерживает
Таблица 2

Показатели динамики выхода и детонационной стойкости бензиновых фракций газового конденсата ачимовской залежи Уренгойского месторождения
№ п/пТемпература отбора фракции, °СВыход G, мас.%ОЧ в пунктах по MMДФ по формуле 1К по формуле 2П=ОЧ/GУсловие по формуле 3
на конденсатна фракцию
1н.к. - 857,612,170--9,2109,210
2н.к. - 10017,336,3684,85-3,9303,930
3н.к. - 12028,459,765,74,831,0002,3132,313
4н.к. - 14034,271,864,54,831,0001,8861,886
5н.к. - 16042,388,862,84,760,9971,4851,485
6н.к. - 18047,610058,01,100,6921,2181,297

Предлагаемый способ реализуется следующим образом.

1. Образец газового конденсата разгоняют на узкие бензиновые фракции с интервалами выкипания в пределах н.к. - 85÷180°С и определяют их физико-химические свойства, выход от потенциала в сырье и детонационную стойкость.

2. По формуле (1):

вычисляют детонационный фактор, характеризующий изменение выхода ПБФ в мас.% на один пункт октанового числа по ММ; затем по формуле (2):

определяют коэффициенты корреляции, характеризующие динамику изменения детонационного фактора бензиновых фракций и выбирают ПБФ, отвечающие условию формулы (3):

Анализ данных, приведенных в таблицах 1 и 2, свидетельствует о том, что с увеличением интервала выкипания прямогонных бензиновых фракций от н.к. - 85°С до н.к. - 160°С их детонационная стойкость понижается равномерно, и детонационный фактор остается постоянным.

При дальнейшем повышении интервала выкипания (до 180°С) детонационная стойкость ПБФ н.к. - 180°С начинает снижаться опережающими темпами, о чем свидетельствуют ОЧ этой фракции (58 пунктов по ММ) и ее детонационный фактор, который в 4,4 раза меньше по сравнению с этим показателем для бензиновых фракций н.к. - 85÷160°С.

В связи с этим условиям выбора по формуле (3) отвечает фракция, выкипающая в пределах н.к. - 160°С. Выход этой бензиновой фракции на 47,6-42,3=5,3 мас.% меньше выхода фракции н.к. - 180°С, но ее октановое число выше октанового числа фракции н.к. - 180°С на 62,8-58=4,8 пункта по MM. Чтобы довести детонационную стойкость бензиновой фракции н.к. - 180°С до стандартного уровня, требуется поднять ее октановое число на 76-58=18 пунктов по MM. Для этого необходимы высокооктановые добавки, например метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) не менее 15-20 мас.% на бензин, и бинарная смесь антидетонаторов, например экстралин + протон, обладающая синергизмом.

Условия завоза дорогостоящих высокооктановых добавок и антидетонаторов на Крайний Север, сложность осуществления кавитационной технологии производства и высокое его налоговое окружение свидетельствуют об экономической нецелесообразности производства товарного бензина марки А-76 путем компаундирования низкооктановых (58-60 пунктов по ММ) бензиновых фракций.

Чтобы довести детонационную стойкость бензиновой фракции н.к. - 160°С до стандартного уровня, требуется поднять ее октановое число на 76-62,8=13,2 пункта по MM. Для этого необходима только бинарная смесь антидетонаторов, обладающая синергизмом и полнотой гомогенизации среды.

Как показали исследования, проведенные в условиях Крайнего Севера, компаундирование ПБФ газового конденсата ачимовской залежи н.к. - 160°С (ОЧ=62÷65 пунктов по ММ) с бинарной смесью антидетонаторов позволяет получить товарный бензин марки А-76. В настоящее время ведется активная разработка ачимовской залежи, потенциал газового конденсата которой оценивается в 700 млн.т. В связи с этим организация производства товарного бензина марки А-76 для собственных нужд путем компаундирования ПБФ имеет неограниченный спрос.

Таблица 3

Технико-экономическое обоснование компаундирования прямогонной бензиновой фракции н.к. - 160°С с сертифицированными экологически чистыми антидетонаторами с получением бензина А-76
Топливная композицияСтоимость, руб./т
исходная ПБФзатраты на компаундированиеналоги: НДС, с прибыли и др.акцизчистая прибыльконечный продукт
ПБФ + экстралин + протон625025022601562167812000
Примечание: октановое число прямогонной бензиновой фракции н.к. - 160°С составляет 62,8 пункта по моторному методу. Расход антидетонаторов, гарантирующий производство бензина марки А-76, составляет:

экстралин - 1,5 мас.%;

протон - 0,025 мас.%.

Способ получения топливных фракций, включающий выделение и компаундирование прямогонных бензиновых фракций (ПБФ) с антидетонаторами, высокооктановыми компонентами или их смесью, отличающийся тем, что образец газового конденсата разгоняют на узкие бензиновые фракции с интервалами выкипания в пределах н.к. - 85÷180°С и определяют их физико-химические свойства, выход от потенциала в сырье и детонационную стойкость, затем по формуле (1) вычисляют детонационный фактор, характеризующий изменение выхода ПБФ в мас.% на один пункт октанового числа (ОЧ) по моторному методу (ММ):

где ДФ - детонационный фактор;

dG - изменение выхода бензиновых фракций, мас.%;

d(ОЧ) - изменение ОЧ бензиновых фракций в пунктах по ММ,

затем по формуле (2) определяют коэффициенты корреляции, характеризующие динамику изменения детонационного фактора бензиновых фракций:

где Ki - коэффициент корреляции i-й фракции;

dG - изменение выхода бензиновых фракций, мас.%;

d(ОЧ) - изменение ОЧ бензиновых фракций в пунктах по ММ;

l - первая бензиновая фракция (н.к. - 85°С);

i - последующие бензиновые фракции (н.к. - 100÷180°С);

- изменение выхода между i-й и первой ПБФ, мас.%;

- изменение ОЧ между i-й и первой ПФБ в пунктах по ММ,

затем по формуле (3) определяют условия выбора целевой прямогонной бензиновой фракции для компаундирования и производства товарного бензина:

где Пi=ОЧi/Gi - удельное содержание ОЧ в пунктах по MM на один мас.% выхода i-й ПБФ;

далее отбирают целевую ПБФ, определяют для нее рецептуру бинарной смеси антидетонаторов и направляют на блок компаундирования для производства бензина марки А-76.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к получению топливных фракций путем подготовки и переработки углеводородного сырья: нефтяных, газоконденсатных и нефтегазоконденсатных смесей.

Изобретение относится к низкотемпературному способу получения топливных фракций и может быть использовано в переработке газового конденсата природного и нефтяного происхождения.
Изобретение относится к способам автоматического управления процессом антикоррозионной защиты технологического оборудования в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и может быть использовано на установках, оборудование которых подвержено коррозии при совместной конденсации влаги и кислых компонентов, например на установках первичной переработки нефти, на установках риформинга или гидроочистки при переработке нефти с высоким содержанием искусственно введенных хлорорганических соединений.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к получению бензина и моторных топлив с низкой температурой застывания путем прямой перегонки нефти в территориально удаленных районах.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к получению бензина и моторных топлив с низкой температурой застывания путем прямой перегонки нефти в территориально удаленных районах.

Изобретение относится к нефтегазоперерабатывающей промышленности, а именно к способам депарафинизации дизельного топлива, полученного из газового конденсата. .

Изобретение относится к ректификации нефтяного сырья и может быть использовано при получении из прямогонных бензинов фракций бензиновых компонентов, например, изо- и нормальных пентанов.

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к первичной перегонке нефти. .

Изобретение относится к первичной нефтепереработке на перегонных установках AT, ABT с получением светлых нефтепродуктов и мазута в остатке. .

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способу и вариантам установок для осуществления способа перегонки нефтяного сырья для получения продуктов перегонки

Изобретение относится к нефтехимической промышленности, а именно к способу переработки и утилизации легкой пиролизной смолы, образующейся в процессе пиролиза углеводородного сырья

Изобретение относится к способу предотвращения загрязнения и коррозии, вызванной хлоридом аммония в процессах переработки сырой нефти и в нефтехимических процессах
Изобретение относится к мерам предотвращения асфальтеновых отложений и аппаратуре при добыче, транспортировке и переработке нефти

Изобретение относится к способам разделения нефти путем фракционирования и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано в промышленных процессах перегонки нефтяного сырья - мазута

Изобретение относится к способам получения депарафинированных масел и твердых парафинов из нефтяного парафинсодержащего сырья и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к области защиты оборудования от коррозии, а именно к защите оборудования в условиях переработки нефти и нефтепродуктов, и может быть использовано при атмосферной ректификации в процессах первичной переработки нефти и каталитического риформинга

Изобретение относится к области получения бензола и высокооктановых смесей
Наверх