Композиция для антифрикционных покрытий

Изобретение относится к композиции для антифрикционных покрытий на направляющие скольжения и другие детали узлов трения металлорежущих станков, работающих при реверсивном движении и в режиме «пуск-остановка». Композиция включает следующее соотношение компонентов в мас.ч.: 100 эпоксидной диановой смолы ЭД-20, 65-70 эпоксидной алифатической смолы Э-181, 10-12 графита, 33-34 полиэтиленполиамина в качестве аминного отвердителя и 2-4 функциональной добавки. В качестве функциональной добавки используют продукт гидролиза соапстоков растительных масел, полученный путем обработки соапстока 40%-ной серной кислотой. Изобретение позволяет снизить трудоемкость изготовления композиции, исключить ее расслоение в процессе хранения. 2 табл.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к созданию новых машиностроительных материалов, которые могут, быть использованы в качестве покрытия на направляющие скольжения и другие детали узлов трения металлорежущих станков, работающих при реверсивном движении и в режиме «пуск-остановка». Поверхности таких деталей изнашиваются наиболее интенсивно при переходе от трения покоя к трению скольжения. Это обусловлено существенной разницей между величинами динамического и статического коэффициентов трения.

Известна композиция для антифрикционного материала на основе эпоксидной диановой смолы, наполненной дисульфидом молибдена, скрытнокристаллическим графитом и цирконатом свинца, отверждаемая моноцианэтилдиэтилентриамином [1].

Недостатком данной композиции являются: низкая твердость, содержание дорогостоящих компонентов, недостаточно высокие триботехнические характеристики. Кроме того, пастообразная консистенция указанных композиций не позволяет формировать покрытия методом свободной заливки, что требует осуществления дополнительных операций по шлифованию и доводке покрытий, особенно нецелесообразных при восстановлении изношенных поверхностей крупногабаритных деталей.

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является композиция для антифрикционных покрытий, включающая 100 мас.ч. эпоксидной диановой смолы, 10-20 мас.ч. эпоксидной смолы, модифицированной эпоксидной алифатической смолой (модификатор), 35-40 мас.ч. графита (наполнитель), 20,5-43,4 мас.ч. аминного отвердителя холодного отверждения и 5-10 мас.ч. дисульфида молибдена (функциональная добавка) [2].

Недостатком данной композиции является большая разница между статическим и динамическим коэффициентами трения, что приводит к неравномерности движения направляющих скольжения.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту является композиция для антифрикционных покрытий на основе смеси диановой и алифатической эпоксидных смол, наполненных графитом и стеаратом алюминия, отверждаемая полиэтиленполиамином - прототип [3]. Композиция обеспечивает необходимое качество покрытий, однако имеет ряд технологических недостатков. Главным из них является большая трудоемкость и длительность ее изготовления. Кроме того, высокая комкуемость стеарата алюминия и его низкая смачиваемость смолами приводит к неравномерному распределению этого компонента в смолах, а при хранении композиции происходит ее расслоение.

Задачей изобретения является снижение трудоемкости изготовления композиции и предотвращение расслоения смеси при ее хранении.

Поставленная задача решается тем, что композиция для антифрикционных покрытий. включающая диановую и алифатическую эпоксидные смолы, графит, полиэтиленполиамин и функциональную добавку, в качестве последней содержит продукт гидролиза соапстоков растительных (подсолнечного) масел при следующем соотношении компонентов, мас.ч:

Эпоксидная диановая смола100
Эпоксидная алифатическая смола65-70
Графит10-12
Продукт гидролиза соапстоков2-4
Полиэтиленполиамин33-34

Соапсток - отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел (подсолнечного). Содержит водный раствор мыл (продуктов нейтрализации щелочью свободных жирных кислот), масло, соединения фосфора, красящие вещества, их примеси и др.

Так как стеарат алюминия является мелкодисперсным порошком, то введение его в композицию и достижение ее галогенности затруднено. Тогда как соапстоки подсолнечного масла являются жидкостью и легко вмешиваются в композицию.

Композицию получают смешением эпоксидных смол с последующим добавлением графита и продукта гидролиза соапстоков (смоляная часть). Смоляная часть достаточно долго может храниться в закрытой таре без расслоения компонентов. Последний компонент - полиэтиленполиамин (отвердитель) вводят в смоляную часть непосредственно перед применением.

Антифрикционное покрытие получают путем свободной заливки композиции в зазор, образованный предварительно очищенной и обезжиренной поверхностью детали и обработанной до необходимой чистоты поверхностью оправки, покрытой слоем антиадгезива, толщина отвержденного покрытия составляет 1,5-2,5 мм. Отверждение происходит при комнатной температуре в течение 18 часов. Оптимальных характеристик материал покрытия достигает через 96 часов после заливки.

Пример применения композиции.

Для получения композиции использовали эпоксидную смолу ЭД-20 (ГОСТ 10587-94), эпоксидную алифатическую смолу Э-181 (ТУ П-206-68), графит марки ГЛ (ГОСТ 5420-74), соапсток растительных масел (ТУ РБ 190239501.034-2002) и полиэтиленполиамин дистиллированный (ТУ 6-02-2099-83). Продукт гидролиза соапстока получали путем обработки последнего 40%-ной серной кислотой при температуре 90°С.

Все компоненты, кроме полиэтиленполиамина, смешивали в емкости и оставляли на хранение в течение суток при комнатной температуре. Через сутки визуально оценивали однородность смоляной части.. После чего к смоляной части добавляли полиэтиленполиамин и путем заливки формировали на поверхности чугунного образца антифрикционное покрытие. После отверждения покрытие подвергали испытаниям. При приготовлении смоляной части оценивали длительность смешения компонентов до получения однородной массы, а готовое покрытие испытывали на твердость (ГОСТ 9031-75) и триботехнические характеристики, которые проводили на машине трения МПТ по методикам Института механики металлополимерных систем НАНБ (ИММС НАНБ, г.Гомель), без смазочного материала. Контртелом служил цилиндрический индентор диаметром 23 мм из чугуна СЧ-12. Коэффициенты трения определялись при скорости 0,04 мм/с и трех значениях давления: 0,7; 4,5; 10 МПа. Одновременно испытанию подвергалась известная композиция - прототип. Составы композиции и результаты их испытаний приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Составы композиций
Наименование компонентовСостав, мас.%
Предлагаемая композицияКомпозиция-прототип
123
Эпоксидная диановая смола ЭД-20100100100100
Эпоксидная алифатическая смола Э-18165677067
Графит10121212
Продукт гидролиза соапстоков234-
Стеарат алюминия---1
Полиэтиленполиамин33333433

Таблица 2

Свойства композиций
СвойстваТехнологические свойства смоляной части
Предлагаемая композицияПрототип
123
Длительность смешения, мин10101020
Расслоение смоляной часта через суткинетнетнетесть
Свойства покрытия
Твердость по Бринеллю330320310320
Интенсивность линейного изнашивания контртела (чугун СЧ-12), 100,90,90,90,9
Статический коэффициент трения0,150,150,150,15
Динамический коэффициент трения0,130,140,140,14

Разработанная композиция позволяет уменьшить трудоемкость изготовления смоляной части, исключить ее расслоение при хранении и получать на поверхностях деталей, например, на направляющих металлорежущих станков, износостойкое покрытие с необходимыми триботехническими свойствами.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР №1381956, МПК4 C 08 L 63/02, опубликовано 15.03.1988.

2. Авторское свидетельство СССР №1776666 А1, МПК5 C 08 J 5/16, заявлено 02.01.1990, опубликовано 23.11.1992.

3. Патентная заявка РБ №а 20020244, МПК7 C 08 L 63/00, заявлено 22.03.2002, опубликовано 30.09.2003 г. в Официальном бюллетене №3 (прототип).

Композиция для антифрикционных покрытий, включающая эпоксидную диановую смолу ЭД-20, графит, аминный отвердитель и функциональную добавку, отличающаяся тем, что в качестве аминного отвердителя содержит полиэтиленполиамин, в качестве функциональной добавки - продукт гидролиза соапстоков растительных масел, полученный путем обработки соапстока 40%-ной серной кислотой, и дополнительно эпоксидную алифатическую смолу Э-181, при следующем соотношении компонентов, мас.ч.:

Эпоксидная диановая смола ЭД-20100
Эпоксидная алифатическая смола Э-18165-70
Графит10-12
Полиэтиленполиамин33-34
Вышеуказанный продукт гидролиза соапстоков2-4



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к составам композиционного полимерно-волокнистого материала с антифрикционными свойствами, используемым в качестве материалов для изготовления деталей для пассажирских и грузовых вагонов железнодорожного транспорта, в частности деталей для тормозной рычажной передачи, а также для изготовления подшипников скольжения, узлов трения машин и механизмов в машиностроении, судостроении и авиастроении.

Изобретение относится к полимерному материаловедению и может быть использовано в машиностроении для изготовления триботехнических покрытий в узлах трения, в т.ч. .
Изобретение относится к области материаловедения в машиностроении, в частности к композиционным материалам, применяемым для изготовления уплотнительных элементов, защищающих узлы машин и механизмов от изнашивания, в т.ч.

Изобретение относится к полимерному материаловедению и может быть использовано в машиностроении для изготовления изделий триботехнического назначения, в том числе для герметизации (уплотнения) подвижных сопряжений, эксплуатируемых без применения внешней смазки и в условиях воздействия повышенных температур.
Изобретение относится к наполненным полимерным композициям, предназначенным для изготовления крупногабаритных изделий антифрикционного назначения. .

Изобретение относится к органическим высокомолекулярным соединениям и композициям на их основе. .

Изобретение относится к полимерным композиционным самосмазывающимся материалам, предназначенным для изготовления деталей узлов трения, работающих при отсутствии смазки или ее ограничении в условиях запыленности и воздействия переменных нагрузок.

Изобретение относится к полимерной антифрикционной композиции, состоящей из политетрафторэтилена и углеграфитового волокна. .

Изобретение относится к антифрикционному материалу на основе фторопласта с углеродным наполнителем. .
Изобретение относится к созданию новых машиностроительных материалов, работающих в режимах самосмазывания при трении скольжения, и может быть использовано в качестве антифрикционного материала в узлах трения машин.
Изобретение относится к созданию полимерного антифрикционного композиционного материала для подшипников и опор скольжения различного назначения

Изобретение относится к антифрикционной композиции, содержащей политетрафторэтилен и неорганический наполнитель

Изобретение относится к антифрикционным самоотверждающимся покрытиям на полимерном связующем, применяемым в машиностроении для нанесения на детали узлов трения, работающих без смазки

Изобретение относится к полиуретановым композициям, предназначенным для изготовления износостойких изделий, обладающих антифрикционными свойствами
Изобретение относится к антифрикционным материалам на основе термопластичных полимеров для изготовления подшипников скольжения, направляющих опор скольжения, работающих без смазки, со смазкой водой и технологическими жидкостями в различных отраслях техники
Изобретение относится к наполненным полимерным композициям, предназначенным для изготовления крупногабаритных изделий антифрикционного назначения
Изобретение относится к конструкционному полимерному композиционному материалу антифрикционного назначения на основе высокомолекулярного полиэтилена, который может быть использован для изготовления элементов узлов трения с повышенной несущей способностью (втулки для подшипников скольжения, сепараторы подшипников качения), уплотнительных элементов пар вращательного и возвратно-поступательного перемещения
Изобретение относится к области химии полимеров, а именно к способам изготовления полимерных деталей трения скольжения из сверхвысокомолекулярного полиэтилена для искусственных эндопротезов

Изобретение относится к композитному наполнителю в виде порошка и способу его получения для эластомерных материалов, предназначенных для изготовления изделий, работающих в условиях сухого трения или повышенного износа и применяемых в двигателе-, компрессоро-, насосостроении и других отраслях промышленности

Изобретение относится к области радиационно-химических технологий получения полимерных материалов с улучшенным комплексом свойств
Наверх