Сплав на основе алюминия

Изобретение относится к области металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия для изготовления деформированных полуфабрикатов, используемых в промышленности и строительстве. Предложенный сплав включает следующие компоненты, мас.%: цинк 4,5-5,6, магний 1,6-2,1, марганец 0,2-0,8, скандий 0,03-0,09, цирконий 0,05-0,12, медь 0,1-0,3, титан 0,01-0,07, молибден 0,01-0,07, церий 0,001-0,01, алюминий остальное, при этом соотношение содержания цинка к магнию составляет 2,6-2,9. Техническим результатом изобретения является создание сплава, обеспечивающего повышение коррозионной стойкости изделий. 2 табл.

 

Предлагаемое изобретение относится к области металлургии, в частности сплавов на основе алюминия, для изготовления деформированных полуфабрикатов, используемых в промышленности и строительстве.

Известен сплав системы алюминий - цинк - магний состава, мас.%:

Цинк3,4-4,0
Магний1,3-1,8
Марганец0,2-0,6
Цирконий0,15-0,22
Хром0,08-0,20
Алюминийостальное

(Алюминиевые сплавы. Справочник. Структура и свойства полуфабрикатов из алюминиевых сплавов. М.: Металлургия, 1984 г., стр.276-282).

Недостатком этого сплава являются низкие прочностные характеристики полуфабрикатов.

Предлагается сплав на основе алюминия состава, мас.%:

Цинк4,5-5,6
Магний1,6-2,1
Марганец0,2-0,8
Скандий0,03-0,09
Цирконий0,05-0,12
Медь0,1-0,3
Титан0,01-0,07
Молибден0,01-0,07
Церий0,001-0,01
Алюминийостальное.

Соотношение между цинком и магнием составляет 2,6-2,9.

Предлагаемый сплав отличается от прототипа тем, что он дополнительно содержит молибден и церий при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Цинк4,5-5,6
Магний 1,6-2,1
Марганец0,2-0,8
Скандий0,03-0,09
Цирконий0,05-0,12
Медь0,1-0,3
Титан0,01-0,07
Молибден0,01-0,07
Церий0,001-0,01
Алюминийостальное,

при этом соотношение между содержанием цинка и магния составляет 2,6-2,9.

Технический результат - повышение коррозионной стойкости получаемых из предлагаемого сплава изделий и, как следствие, повышение срока их службы.

Состав и соотношение компонентов в предлагаемом сплаве обеспечивает получение однородной зеренной, субзеренной структуры и равномерное распределение по объему сплава упрочняющих частиц цинк-магниевой фазы вследствие высокой плотности и термической стабильности вторичных частиц Al (Sc, Zr, Mo, Ti), образующихся при гомогенизации слитка и горячей обработке давлением. Такая структура характеризуется высокой электрооднородностью, и как следствие, высокой коррозионной стойкостью. Кроме того, повышению коррозионной стойкости способствует плотная окисная пленка, покрывающая поверхность предлагаемого сплава.

Пример. Методом непрерывного литья были получены слитки диаметром 134 мм предлагаемого состава.

Химический состав отлитых слитков приведен в таблице 1.

Таблица 1
№ спл п/nСплавZnMgMnScZrTiCuМоСеAl
1Предлагаемый4,51,60,20,030,050,010,10,010,001Ост
2Предлагаемый5,01,80,50,060,090,040,20,030,005Ост
3Предлагаемый5,62,10,80,090,120,070,30,070,01Ост

После гомогенизации слитки прессовали на полосы 8×100 мм, которые затем закаливали с температуры 460°С в воду и искусственно старили по режиму 100°С, 20 час + 150°С, 10 час.

Термически упрочненные полосы исследовали с использованием методов металлографии и определения механических и коррозионных свойств. Технологичность в металлургическом производстве оценивали по скорости истечения при прессовании. Результаты исследования прессованных полос приведены в таблице 2.

Испытания на расслаивающую коррозию проводили по ГОСТ 9.904-82. Оценка стойкости против расслаивающей коррозии проводится по 10-балльной шкале (стойкость снижается по мере возрастания балласт 1 к 10).

Испытания на коррозию под напряжением проводили по ГОСТ 9.901.4-89. База испытаний 90 суток.

Таблица 2
СвойствоИзвестный сплавПредлагаемый сплав
№1№2№3
Временное сопротивление, МПа460480510
Предел текучести, МПа400410440
Относительное удлинение,%181716
Расслаивающая коррозия, балл222
Время до разрушения при испытании на коррозию под напряжением, сутки>90>90>90
Скорость истечения при прессовании м/мин262219

Таким образом, предлагаемый состав сплава позволяет повысить коррозионную стойкость полуфабрикатов (сопротивление расслаивающей коррозии с 5 до 2 балла и коррозии под напряжением в несколько раз) и, как следствие, увеличить срок их службы полуфабрикатов по крайней мере в два раза.

Сплав на основе алюминия, включающий цинк, магний, марганец, скандий, цирконий, медь, титан, отличающийся тем, что он дополнительно содержит молибден и церий при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Цинк4,5-5,6
Магний1,6-2,1
Марганец0,2-0,8
Скандий0,03-0,09
Цирконий0,05-0,12
Медь0,1-0,3
Титан0,01-0,07
Молибден0,01-0,07
Церий0,001-0,01
АлюминийОстальное

при этом соотношение содержания цинка к магнию составляет 2,6-2,9.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к металлургии протекторных сплавов на основе алюминия и может быть использовано при производстве протекторов для защиты от коррозии морских судов из алюминиевых сплавов.

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия системы Al-Zn-Mg-Cu, предназначенным для использования в качестве конструкционных материалов при изготовлении обшивок и элементов силового набора, таких как стрингеры, силовые балки и др., применяемых в авиакосмической технике, эксплуатируемой во всеклиматических, включая морские условия, а также применяемых в судостроении, наземном транспорте и других отраслях техники.

Изобретение относится к сплавам на основе системы Al-Zn-Mg-Cu, предназначенным для применения в качестве конструкционного универсального материала в авиакосмической технике и транспортных средствах.
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при получении пенометаллов. .

Изобретение относится к металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия системы Al-Mn, для производства тонких холоднокатаных листов, используемых для последующей холодной формовки в изделиях сложной формы, таких как сосуды, емкости, банки и др., в том числе сварные конструкции.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым алюминиевым сплавам системы алюминий - цинк - медь - магний, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала в аэрокосмической промышленности и машиностроении.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым алюминиевым сплавам системы алюминий - цинк - медь - магний, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала в аэрокосмической промышленности и машиностроении.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к Al-Li сплавам пониженной плотности, предназначенным для применения в качестве конструкционных материалов в авиакосмической технике.

Изобретение относится к высоколегированным сплавам на основе алюминия системы Al-Zn-Mg-Cu, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала в авиационной и ракетной технике, а также в изделиях транспортного и приборного машиностроения.

Изобретение относится к сплавам на основе системы Al-Zn-Mg-Cu, предназначенным для применения в качестве основного конструкционного материала в авиакосмической технике и транспортных средствах.

Изобретение относится к металлургии алюминиевых сплавов и может быть использовано для изготовления деформированных полуфабрикатов, используемых в транспортном машиностроении и других областях народного хозяйства

Изобретение относится к области металлургии материалов на основе алюминия и может быть использовано при получении изделий, работающих под действием высоких нагрузок, таких как детали автомобилей и детали спортинвентаря
Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к среднепрочным, экономнолегированным сплавам на основе алюминия системы Al-Zn-Mg-Cu
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при изготовлении брони для индивидуальной защиты и для защиты механизированных броненесущих объектов от воздействия средств поражения
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при изготовлении брони броненесущей техники для защиты от воздействия средств поражения
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при изготовлении брони броненесущей техники для защиты от воздействия средств поражения
Изобретение относится к области металлургии, а именно к получению сплавов на основе алюминия, предназначенных для изготовления штамповок, в частности штамповок дисков автомобильных колес
Изобретение относится к металлургии, в частности к составам деформируемых сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы в авиастроении и автомобильной промышленности
Изобретение относится к металлургии, в частности к деформируемым сплавам на основе алюминия, которые могут быть использованы в авиастроении и автомобильной промышленности
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам деформируемых сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы в автомобилестроении
Наверх