Сплав на основе алюминия

Изобретение относится к металлургии алюминиевых сплавов и может быть использовано для изготовления деформированных полуфабрикатов, используемых в транспортном машиностроении и других областях народного хозяйства. Сплав содержит следующие компоненты, мас. %: цинк 3,6-4,1, магний 0,6-1,1, марганец 0,2-0,5, цирконий 0,05-0,12, хром 0,05-0,15, медь 0,1-0,2, титан 0,01-0,06, молибден 0,01-0,06, алюминий остальное. Техническим результатом изобретения является повышение коррозионной стойкости и технологической пластичности полуфабрикатов при обработке давлением. 2 табл.

 

Предлагаемое изобретение относится к области металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия, для изготовления деформированных полуфабрикатов, используемых в транспортном машиностроении и других областях народного хозяйства.

Известен сплав системы алюминий-цинк-магний состава, % масс:

Цинк3,6-4,1
Магний0,6-1,1
Марганец0,2-0,5
Цирконий0,15-0,22
Церий0,0001-0,005
Алюминийостальное

(Депонированная рукопись «Алюминиевый сплав 1935» № ДО 4460 от 19 сентября 1980 г.; опубликована МРС «ТТЭ», серия Т, выпуск 39, 1980 г.).

Недостатком сплава является низкая коррозионная стойкость и, как следствие, небольшой срок службы изделий из этого сплава.

Известен также сплав на основе алюминия состава, % масс:

Цинк3,4-4,0
Магний1,3-1,8
Марганец0,2-0,6
Цирконий0,15-0,22
Хром0,08-0,20
Алюминийостальное

(Алюминиевые сплавы. Справочник. Структура и свойства полуфабрикатов из алюминиевых сплавов. М.: Металлургия, 1984 г., стр.276-282), прототип.

Недостатком этого сплава являются низкая технологическая пластичность при обработке давлением (низкие скорости истечения при прессовании, высокие удельные давления) и невысокая коррозионная стойкость.

Предлагается сплав на основе алюминия состава, % масс:

Цинк3,6-4,1
Магний0,6-1,1
Марганец0,2-0,5
Цирконий0,05-0,12
Хром0,05-0,15
Медь0,1-0,2
Титан0,01-0,06
Молибден0,01-0,06
Алюминийостальное.

Предлагаемый сплав отличается от прототипа тем, что он дополнительно содержит медь, титан и молибден при следующем соотношении компонентов, % масс:

Цинк3,6-4,1
Магний0,6-1,1
Марганец0,2-0,5
Цирконий0,05-0,12
Хром0,05-0,15
Медь0,1-0,2
Титан0,01-0,06
Молибден0,01-0,06
Алюминийостальное.

Технический результат - повышение технологической пластичности при обработке давлением, что удешевляет производство полуфабрикатов и дает возможность получать изделия более сложной формы с одновременным повышением коррозионной стойкости получаемых из предлагаемого сплава изделий и, как следствие, повышение срока их службы.

Состав и соотношение компонентов в предлагаемом сплаве обеспечивает получение однородной структуры вследствие равномерного распределения по объему сплава компактных частиц цинк-магниевой фазы - tiMgZn2 с растворенной в них медью и дисперсоидов Al6Mn, Al3Zr, Al3Ti, Al3Мо.

Однородность структуры обуславливает высокую технологическую пластичность слитков в металлургическом производстве и высокое сопротивление коррозии под напряжением и расслаивающей коррозии.

Пример. Методом непрерывного литья были получены слитки диаметром 134 мм предлагаемого сплава и сплава прототипа. Химический состав сплавов отлитых слитков приведен в таблице 1.

Таблица 1
№ спл п/пСплавZnMgMnZrTiCuCrМоAl
1Известный3,71,50,350,18--0,15-Остальное
2Предлагаемый3,90,90,350,090,030,120,110,03Остальное

После гомогенизации слитки прессовали на полосы 8×100 мм при температуре 420-430°С, которые затем закаливали на прессе. Испытания проводили после искусственного старения по режиму 100°С, 20 час + 150°С, 10 час, и после естественного старения в течение 3-х месяцев.

Термически упрочненные полосы исследовали с использованием методов металлографии и определения коррозионных свойств. Технологичность в металлургическом производстве оценивали по скорости истечения при прессовании и по минимально возможной толщине стенки прессуемого профиля. Результаты исследования прессованных полос приведены в таблице 2.

Испытания на расслаивающую коррозию проводили по ГОСТ 9.904-82. Оценка стойкости против расслаивающей коррозии проводится по 10-балльной шкале (стойкость снижается по мере возрастания балла от 1 к 10).

Испытания на коррозию под напряжением проводили по ГОСТ 9.901.4-89. База испытаний 90 суток.

Таблица 2
СвойствоИзвестный сплавПредлагаемый сплав
Естествен. старениеИскусствен. старениеЕстествен. старениеИскусств. старение
Расслаивающая коррозия, балл8472
Время до разрушения при испытании на коррозию под напряжением при σ=200 МПа, сутки1436>90>90
Скорость истечения при прессовании, м/мин˜10˜18
Минимальная толщина стенки профиля, мм2,01,4

Таким образом, предлагаемый состав сплава позволяет повысить технологическую пластичность в металлургическом производстве и коррозионную стойкость полуфабрикатов. Повышенная коррозионная стойкость удлиняет срок службы полуфабрикатов в зависимости от условий эксплуатации изделия в 1,5-4 раза.

Сплав на основе алюминия, содержащий цинк, магний, марганец, хром, цирконий, медь, титан, отличающийся тем, что он дополнительно содержит молибден при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Цинк3,6-4,1
Магний0,6-1,1
Марганец0,2-0,5
Цирконий0,05-0,12
Хром0,05-0,15
Медь0,1-0,2
Титан0,01-0,06
Молибден0,01-0,06
АлюминийОстальное



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия для изготовления деформированных полуфабрикатов, используемых в промышленности и строительстве.
Изобретение относится к металлургии протекторных сплавов на основе алюминия и может быть использовано при производстве протекторов для защиты от коррозии морских судов из алюминиевых сплавов.

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия системы Al-Zn-Mg-Cu, предназначенным для использования в качестве конструкционных материалов при изготовлении обшивок и элементов силового набора, таких как стрингеры, силовые балки и др., применяемых в авиакосмической технике, эксплуатируемой во всеклиматических, включая морские условия, а также применяемых в судостроении, наземном транспорте и других отраслях техники.

Изобретение относится к сплавам на основе системы Al-Zn-Mg-Cu, предназначенным для применения в качестве конструкционного универсального материала в авиакосмической технике и транспортных средствах.
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при получении пенометаллов. .

Изобретение относится к металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия системы Al-Mn, для производства тонких холоднокатаных листов, используемых для последующей холодной формовки в изделиях сложной формы, таких как сосуды, емкости, банки и др., в том числе сварные конструкции.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым алюминиевым сплавам системы алюминий - цинк - медь - магний, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала в аэрокосмической промышленности и машиностроении.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым алюминиевым сплавам системы алюминий - цинк - медь - магний, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала в аэрокосмической промышленности и машиностроении.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к Al-Li сплавам пониженной плотности, предназначенным для применения в качестве конструкционных материалов в авиакосмической технике.

Изобретение относится к высоколегированным сплавам на основе алюминия системы Al-Zn-Mg-Cu, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала в авиационной и ракетной технике, а также в изделиях транспортного и приборного машиностроения.

Изобретение относится к области металлургии материалов на основе алюминия и может быть использовано при получении изделий, работающих под действием высоких нагрузок, таких как детали автомобилей и детали спортинвентаря
Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к среднепрочным, экономнолегированным сплавам на основе алюминия системы Al-Zn-Mg-Cu
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при изготовлении брони для индивидуальной защиты и для защиты механизированных броненесущих объектов от воздействия средств поражения
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при изготовлении брони броненесущей техники для защиты от воздействия средств поражения
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при изготовлении брони броненесущей техники для защиты от воздействия средств поражения
Изобретение относится к области металлургии, а именно к получению сплавов на основе алюминия, предназначенных для изготовления штамповок, в частности штамповок дисков автомобильных колес
Изобретение относится к металлургии, в частности к составам деформируемых сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы в авиастроении и автомобильной промышленности
Изобретение относится к металлургии, в частности к деформируемым сплавам на основе алюминия, которые могут быть использованы в авиастроении и автомобильной промышленности
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам деформируемых сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы в автомобилестроении

Изобретение относится к производству изделий из высокоустойчивого к повреждениям алюминиевого катаного сплава
Наверх