Способ оптимизации созревания отделов головного мозга у детей

Изобретение относится к области медицинской и педагогической психологии. В процессе различных видов музыкальной деятельности осуществляют выполнение мызукально-ритмических упражнений, игру на музыкальных инструментах, пение. При этом предварительно определяют профиль латеральной организации мозга и при профиле «чистый правша» и «чистый левша» развивают функции пространственного анализа и синтеза, зрительного восприятия формируют пространственные представления и ориентировки. Для детей «чистый правша» информационный материал располагают в правой полусфере, а изложение информации осуществляют от части к целому, фиксируя внимание на деталях. Для детей «чистый левша» информационный материал располагают в левой полусфере, изложение информации осуществляют от целого к части с обращением к интуиции ребенка. При профиле латеральной организации мозга «праворукий» развивают чувствительную сферу ребенка, тактильные ощущения эмоциональную регуляцию проведения, координацию и выразительность движений, вырабатывают умение переключаться с одного действия на другое, развивают мышечное чувство и активируют межполушарную специализацию, при этом работу строят на чередовании активационных и релаксационных методов. При профиле латеральной организации мозга «амбидекстр» развивают плавность речи, концентрацию внимания, ритмику движений, эмоциональное восприятие, слухомоторную координацию. У детей с профилем латеральной организации мозга «леворукий» развивают слуховой анализ и синтез, фонематический слух, мелкую моторику, при этом ежедневно проводят массаж кистей рук и пальчиковую гимнастику. Способ повышает эффективность коррекции, что достигается за счет учета профиля латеральной организации мозга. 5 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к области медицинской и педагогической психологии и может быть использовано как метод оптимизации созревания отделов головного мозга у детей, преимущественно 5-7 лет, относящихся к "интеллектуальной норме".

В качестве аналога использован способ улучшения функционального состояния студентов перед экзаменом (Фудин Н.А., Тараканов О.П., Классина С.Я. Музыка как средство улучшения функционального состояния студентов перед экзаменом // Физиология человека, 1999, том 22, №3, с.99-107). Суть данного способа заключалась в следующем. Перед экзаменом со студентами проводили 20-минутный сеанс музыкотерапии: прослушивание концерта из произведений Вивальди в исполнении симфонического оркестра США. Авторы регистрировали изменение психофизиологических и собственно психологических показателей в трех состояниях: до экзамена, после музыкального воздействия' и после экзамена. Отмечали, что в результате использования музыкального воздействия, у студентов происходило улучшение их самочувствия, снижение психоэмоционального напряжения, нормализация вегетативного тонуса, рост эффективности деятельности.

За прототип принят способ формирующего обучения Л.С.Цветковой, Е.Г.Гришиной и Т.Ю.Гогберашвили (Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л.С.Цветковой, А.В.Семенович, С.Н.Котягина, Е.Г.Гришина, Т.Ю.Гогберашвили. - М., 2001. - С.230-262). Сущность данного способа заключалась в обучении ребенка общему принципу познавательной деятельности, в формировании отставших по времени от возрастной нормы психических функций или их систем с помощью специальных методов. В качестве специальных методов использовали методы формирования активной произвольной деятельности, методы формирования когнитивных процессов, речи и двигательной сферы, а также методы формирования эмоциональной сферы ребенка. Формирование активной произвольной деятельности осуществлялась авторами через усвоения детьми мотива учебной деятельности, подчинения правилам и следование инструкциям взрослого, выработку умения выполнять задания по образцу, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Формирование эмоциональной сферы ребенка осуществлялась через повышение точности распознания и воспроизведения эмоций в ходе вербальной и невербальной коммуникации, осознание и вербализацию эмоций. В качестве ведущего средства авторы использовали учебные и игровые задания и упражнения. Реализация данного способа осуществлялась со всеми детьми (группа детского сада/класс) или на основе распределения на подгруппы в соответствии с их нейропсихологическим статусом.

Общими признаками заявленного способа с прототипом являются необходимость в организации специальной развивающей работы с детьми, выстраивание и формирование психических функций отстающих от возрастной нормы за счет использование "обходных" методов работы с ребенком, освоение такой деятельности, внутри которой возможны межфункциональные перестройки, становление новых действий и операций, возникновение психологических новообразований.

Способ по прототипу имеет ряд недостатков: снижение качества развивающей работы за счет сложности и продолжительности ее проведения, ограниченные возможности применения способа в связи с крайне ограниченным количеством специалистом в системе образования и здравоохранения, имеющих специальную нейропсихологическую подготовку. Причины этих недостатков заключаются в том, что в процессе организации развивающей работы не учитывается профиль латеральной организации мозга детей, не используются развивающие возможности музыкальной деятельности, использование данного способа требует специальной нейропсихологической подготовки пользователя.

Изобретение направлено на то, чтобы обеспечить эффективность подготовки ребенка к школьному обучению за счет оптимизации созревания отделов головного мозга, использования дифференцированного подхода (с учетом профиля латеральной организации мозга) и развивающих возможностей музыкальной деятельности.

Технический результат изобретения - повышение качества развивающей работы за счет использования дифференцированного подхода к детям (с учетом профиля латеральной организации мозга), сокращение времени, упрощение и повышение доступности способа для различных специалистов (медицинские психологи, психологи образовательных учреждений, педагоги).

Технический результат достигается тем, что предварительно у детей проводят экспресс-диагностику функциональной незрелости соответствующих отделов головного мозга на основе определения профиля латеральной организации мозга, распределяют детей на группы по профилю латеральной организации их мозга, с учетом профиля строят развивающую работу с детьми, проводят ее с каждой группой отдельно, причем в качестве ведущего средства оптимизации созревания отделов головного мозга используют виды музыкальной деятельности.

При этом при профиле латеральной организации мозга "чистый правша" и "чистый левша" для формирования пространственных функций используют музыкально-ритмические движения, например музыкальные игры и упражнения образного содержания, чередования бега, ходьбы и прыжков под контрастные музыкальные фрагменты, игровые упражнения по копированию и исправлению телесных установок, задание на построение и перестроение, освоение графических схем записи музыкальных произведений. Для "чистых правшей" при организации развивающей работы формирование мотивации реализуют с опорой на процесс познания, при этом информационный материал располагают в правой полусфере по отношению к ребенку, изложение информации строят от части к целому, фиксируют внимание на деталях. Для "чистых левшей" в процессе формирования мотивации делают упор на престижность освоения музыкально-ритмической деятельности, информационный материал располагают в левой полусфере по отношению к ребенку, изложение информации осуществляют от целого к части, оперирует образами, подкрепляют эмоциональными оттенками, обращаются к личному опыту детей.

При профиле латеральной организации мозга "праворукий" для развития чувственной сферы, эмоциональной регуляции поведения, координации, произвольности и выразительности движений используют слушание музыки, голосов и шумов природы, музыкально-ритмические движения образного характера, игру на музыкальных инструментах и импровизацию голосом в сочетании с комплексом нейропсихологических упражнений. Для "праворуких" детей развивающую работу строят на чередовании активных и релаксационных методов работы.

При профиле латеральной организации мозга "амбидекстр" выстраивают линию поведения ребенка в процессе слушания, сопоставления и анализа контрастных музыкальных произведений, музыкальных сюжетных и бессюжетных игр и этюдов, импровизации и музицирования голосом и на музыкальных инструментах, в сочетании с комплексом нейропсихологических упражнений и игр со словесными сравнительными конструкциями.

При профиле латеральной организации мозга "леворукий" для активизации слухового восприятия используют ритмические голосовые разминки, активное и пассивное обогащение среды музыкальным содержанием, фонопедические упражнения и музицирование, для развития мелкой моторики используют игру на музыкальных инструментах, освоение техники звукоизвлечения. В качестве дополнительного мероприятия с "леворукими" детьми проводят ежедневный самомассаж кистей рук и пальчиковую гимнастику.

При этом в качестве музыкальных инструментов используют группы ударных, струнных, клавишных.

Сопоставительный анализ с прототипом показал, что предлагаемое техническое решение отличается от известного тем, что систему работы с детьми строят на основе учета профиля латеральной организации мозга детей и включают активное использование различных видов музыкальной деятельности, таких как слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

Таким образом, предлагаемый способ соответствует критерию изобретения "новизна".

Известно использование музыки в качестве развивающего, коррекционного и лечебного средства как показано в физиологических, психологических и медицинских исследования.

В исследованиях И.М.Догель, И.М.Сеченова, И.Р.Тарханова, Л.Демлинга, А.Крамер, Л.Х.Гаркави, Е.Б.Квакиной, Т.С.Кузьменко, А.А.Осипова, В.Тесленко, Г.В.Яцык, Э.А.Голубевой, Н.А.Фудина, О.П.Тараканова, С.Я.Классиной, Н.А.Чичереной и др. известно, что музыка как ритмический раздражитель влияет на физиологические процессы организма, оказывает профилактическое и лечебное воздействие при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервной, иммунной, эндокринной, мочеполовой, дыхательной и пищеварительной систем (Шушарджан С. В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм: Дисс. на соискание ученой степени канд. мед. наук. - М., 1994).

В контексте психофизиологических и нейропсихологических исследований известны возможности воздействия музыки и отдельных музыкальных и немузыкальных звуков (звуки природы, бытовые звуки, шумы) на функционирование структур головного мозга. Одним из первых исследований, посвященных изучению воздействия музыки на функционирование головного мозга, связана с именем В.М.Бехтерева. В 1913 г. им было основано "Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены", в результате деятельности которого было выявлено положительное воздействие музыки на больных с неврозами (Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетичском воспитании ребенка с первых дней его детства. - М., 1916).

Исследования, выполненные за последнее десятилетие, свидетельствуют о более сложных и многообразных механизмах восприятия и переработки музыкальных звуков структурами головного мозга. Исследования Т.А.Доброхотовой, О.С.Зайцева по восстановлению психической деятельности после тяжелого повреждения головного мозга (Доброхотова Т.А., Зайцев О.С. Психостимулотерапия // Медицинская газета. - 2000. - №83. - С.8-9) показали, что при восприятии любимых музыкальных произведений пациентами наблюдается активизация задних отделов правого полушария головного мозга. При воздействии музыки в исследованиях Энн Блада отмечалась активность паралимбических, в исследованиях Н.Н. Захарова, В.М. Авдеева - в кортикоталамических и кортиколимбических структурах головного мозга (Захарова Н.Н., Авдеев В.М. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки // Журн. высш. нерв. деят. - 1982. - Т.32. Вып.5 - С.915-929). Т.П.Хризмани и др., исследуя влияние классической музыки на детей 6-7 летнего возраста, установили активность сенсорных и лобных отделов головного мозга (Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. - М., 1991). О.В.Лаврова отмечала активность передних и моторных зон левого полушария, усиление межполушарных отношений симметричных центров (Лаврова О.В. Пространственно-временная организация биоэлектрической активности мозга в процессе восприятия текстов и музыки. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. псих. наук. - М., 1996). B.C.Русинов с соавторами наблюдали стабильные изменения в передних зонах головного мозга (Русинов B.C., Гриндель О.М., Брагина И.И. Методика исследования в физиологии труда. - М., 1974. - С.52-80).

В ряде психофизиологических и нейропсихологических исследований И.М.Гриневой, М.Н.Ливанова, А.Гончарова, В.Н.Мясищева, А.Г.Готсдинера, Т.Н.Маляренко, Ю.Е.Маляренко, Г.А.Кураева, М.В.Хватовой, Н.Г.Романова, В.И.Гуриной показаны взаимосвязи между музыкальным воздействием и изменением, происходящим в результате этого воздействия в структурах головного мозга и состоянием человека (Гринева И.М. Изучение особенностей музыкального восприятия у больных с начальными проявлениями неполноценности кровоснабжения мозга: Дисс канд мед. наук. - Л., 1981; Маляренко Т.Н., Кураев Г.А., Маляренко Ю.Е., Хватова М.В., Романова Н.Г., Гурина В.И. Развитие электрической активности мозга у детей 4 лет при пролонгированном усилении сенсорного притока с помощью музыки // Физиология человека. - 1996. - Том 22. - №1. С.82-87; Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Влияние музыки на человека по данным ЭЭГ и психологических показателей // Вопросы психологии. - 1975. №1. С.54-67).

В контексте психологических исследований В.И.Петрушина, А.Л.Савушкиной, Н.Ю. Оганесян и др. показано влияние музыки и средств музыкальной выразительности на эмоционально-волевую сферу человека, психические состояния, психические процессы и личностные особенности человека (Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997; Савушкина А.Л. Врздействие музыки на интеллектуальные способности учащихся // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-его Всероссийского съезда психологов 25-28 июня: В 8 т.Т.3. - СПб: Изд-во С-Петер. Университета, 2003; Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия в стационаре: теория, методика, практика// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-его Всероссийского съезда психологов 25-28 июня: В 8 т.Т.3. - СПб: Изд-во С-Петер. Университета, 2003).

Психокоррекционное воздействие музыки представлено в работах А.Н.Пфафенродт, Т.С.Овчинниковой - для коррекции нарушений в речи, Б.А.Вяткина, Л.Я.Дрофман - для коррекции нарушений движений, А.В.Цатурян - для интеллектуальной и социальной реабилитации, В.Емельянова - коррекции и развития голоса (Овчинникова Т.С. Дифференцированное использование музыки в коррекционном воздействии на детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Дисс.канд. пед. наук. - СПб., 1999; Вяткин Б.А., Дрофман Л.Я. Влияние музыки на психомоторику, в связи с особенностями нейродинамики // Вопросы психологии, 1980, №1, с.94-100; Цатурян А.В. Шахматно-музыкальная игротерапия, как средство интеллектуальной и социальной реабилитации детей с нарушениями развития психики/Сб. Материалы конференции. - М., МГУ, 2000).

Проведенный анализ исследований показывает многофункциональные возможности использования музыки в качестве развивающего, коррекционного и профилактического средства. В то же время использование музыкальной деятельности для повышения качества развивающей работы, направленной на оптимизацию созревания отделов головного мозга у детей 5-7 лет, не известно и, следовательно, не известен из уровня техники механизм влияния видов музыкальной деятельности на созревание отделов мозга у детей с учетом их профиля латеральной организации мозга.

Проведенный анализ патентной и специальной литературы показал, что предлагаемый способ отличается не только от прототипа, но и от других технических решений в данной и смежных областях. Так авторами не найдено способа оптимизации созревания отделов головного мозга у детей с учетом профиля латеральной организации их мозга с использованием музыкальной деятельности как ведущего развивающего средства, что подтверждает его соответствие критерию "изобретательский уровень".

Предлагаемый способ позволяет эффективно, без дополнительных материальных затрат оптимизировать созревание мозговых структур ребенка и тем самым повысить эффективность подготовки их к школьному обучению, обеспечить профилактику школьных трудностей на этапе дошкольного детства.

Данный способ может быть использован медицинскими психологами, психологами дошкольных учреждений и начальной школы, воспитателями дошкольных учреждений и учителями начальных классов, музыкальными руководителями и учителями музыки и соответствует критерию "промышленная применимость".

Таким образом, предлагаемый способ позволяет обеспечить оптимизацию созревания отделов головного мозга у детей 5-7 лет за период 3-3,5 мес. Способ прост, доступен, не требует дорогостоящей аппаратуры и специальной нейропсихологической подготовки специалиста. Способ можно использовать как метод дифференцированного подхода к обеспечению оптимизации созревания отделов головного мозга у детей 5-7 лет в процессе подготовки их к школьному обучению.

Предлагаемый способ рекомендуется использовать в педагогической, психологической и медицинской практике.

Заявленный способ включает 2 этапа работы с детьми. Первый этап предполагает распределение детей на группы с учетом профиля латеральной организации мозга, что позволяет определить функциональную незрелость отделов головного мозга, и осуществляется с помощью разработанной ранее экспресс-диагностики (патент №2225162).

Второй этап - развивающая работа с детьми, которая строится с учетом профиля латеральной организации их мозга. Для каждого типа детей ("чистых правшей", "праворуких", "амбидекстров", "леворуких", "чистых левшей") предлагается специальная система работы, где в качестве ведущего средства оптимизации созревания отделов головного мозга у детей 5-7 лет используются виды музыкальной деятельности (слушание музыки, музыкально-ритмические движения, пение, импровизация на музыкальных инструментах).

Заявленный способ осуществляется следующим образом.

На основе тестирования у ребенка определяют профиль латеральной организации мозга (ПЛО), выявляя мануальную, слухоречевую и зрительную асимметрию. Обрабатывают полученные результаты тестирования и при профиле латеральной организации мозга "чистый правша" и "чистый левша" определяют функциональную незрелость теменно-затылочных отделов головного мозга, при ПЛО "праворукий" - определят функциональную незрелость лобно-переднетеменных отделов мозга, при ПЛО "леворукий" - незрелость теменных и/или верхневисочных, и/или теменно-височных отделов мозга. При ПЛО "амбидекстр" дополнительно учитывают была ли в анамнезе у ребенка перинатальная энцефалопатия: при наличии перенесенной энцефалопатии определяют функциональную незрелость заднелобных отделов мозга (патент №2225162).

Детей распределяют на группы по профилю латеральной организации мозга и с учетом этого профиля и, соответственно, особенностей их функциональной незрелости отделов головного мозга строят развивающую работу отдельно с каждой группой.

Работу с детьми "чистыми правшами" осуществляют следующим образом.

Основную стратегию работы направляют на развитие пространственного анализа и синтеза, формирование пространственных представлений и ориентировок, развитие зрительного восприятия в процессе организации музыкально-ритмической деятельности.

При формировании пространственных функций у детей начинают с овладения и совершенствования наиболее онтогенетически ранней системы ориентации в пространстве - ориентации по схеме собственного тела. Прежде всего, это ориентация ребенка в верхней и нижней, правой и левой частях собственного тела. В качестве помощников психолог использует разнообразные предметы, символы, обозначения, которые могли бы ассоциироваться у ребенка с тем или иных направлением. После усвоения детьми отдельных ориентировок в предметной деятельности данное умение переводят на абстрактный уровень (в данном случае у ребенка начинают формироваться пространственные представления). К простым понятиям постепенно добавляют более сложные, например впереди - сзади, выше - ниже и т.п.

Работу с детьми начинают с использования разнообразных музыкально-двигательных игр и упражнений, носящих игровой характер, например:

Игры и упражнения для рук.

"Танец цветов" - под музыку вальса, с использованием графических изображений пространственного направления и словесной инструкции психолога, дети имитируют танец цветов. Они показывают, как их цветы поднимаются высоко вверх, затем опускаются вниз - "прячутся от прохожих", "раскачиваются по ветру" - направления вправо и влево и т.п.

"Качание рук с лентами" - направления вправо и влево, вперед и назад.

"Передача платочка" - дети стоят в кругу. Звучит спокойная плавная мелодия, и дети по кругу передают платочек (справа налево или слева направо). При смене мелодии, с плавной на энергичную - выполняют произвольные танцевальные движения.

"Мельница", "Передача мяча", "Подбрасывание мяча" и пр.

Игры и упражнения с использованием ходьбы и прыжков.

"Ходьба и бег с поворотом" - психолог предлагает вниманию детей две контрастные по характеру мелодии, при смене которых необходимо изменить направление.

"Ходьба, прыжки и бег через предметы" - предлагаем задания на выполнения движений в прямом и обратном направлении, боком.

Шуточные игры и упражнения:

"Зеркало" или "Испорченное зеркало" - дети становятся попарно друг перед другом, один в паре становится ведущим. Ведущей ребенок показывает и называет движение, второй повторяет. Более сложным вариантом является игра "Испорченное зеркало" - здесь ведущей преднамеренно неправильно называет свое движение, ведомый должен исправить ошибку.

"Путаница" - психолог намеренно показывает неправильно называемые части тела, дети исправляют.

После того как ребенок освоил пространство собственного тела, переходят к освоению внешнего пространства - более сложной системе пространственной ориентации. Переходным этапом может служить умение ориентироваться от предмета. Упражнения и игры, помогающие ребенку освоить внешнее пространство, проводят в просторном помещении (музыкальный или физкультурный зал). Используют следующие варианты заданий, игр и упражнений.

Игры и упражнения на построения и перестроения:

"Построение в колонну по одному, по двое и трое", "Шеренга", "Цепочка", "Змейка", хороводы и т.п."Движения по стрелкам в различном направлении", "В поисках клада", различные варианты игры "Сыщики и разбойники", "Что изменилось". Образные музыкальные этюды.

Освоение графических схем: записи ритма музыкальных произведений, музицирование с использованием графической записи музыкальных отрывков, зарисовки уже знакомых или собственно придуманных хороводов, формирование квазипространственных (логико-грамматических) представлений, которое предполагает овладение детьми разнообразными пространственными предлогами, усвоение сравнительных словесных конструкций.

Организация развивающей работы с "чистыми правшами" строят исходя из особенностей и своеобразия присвоения ими внутренней и внешней информации: формирование мотивации реализуем с опорой на процесс познания, информационный материал располагаем в правой полусфере, изложение информации строим от части к целому, фиксируем внимание на деталях, неоднократно повторяем.

Содержание развивающей работа с детьми "чистый левша" реализуем в контексте музыкально-ритмической деятельности, аналогично с заданиями предыдущей группы (с детьми "чистый правша"). В то же время необходимо учитывать различия в подходах к организации развивающего процесса.

При организации развивающей работы с "чистыми левшами" в процессе формирования мотивации делаем упор на престижность освоения музыкально-ритмической деятельности, информационный материал располагаем в левой полусфере, изложение информации осуществляем от целого к части, оперируем образами, подкрепляем эмоциональными оттенками, обращаемся к личному опыту детей, интуиции, больше внимания уделяем практическому применению полученных умений.

Работу с детьми "праворукими" осуществляем следующим образом.

Развивающую работу с детьми начинаем с развития чувственной сферы детей, создания положительного эмоционального фона. Используем слушание музыкальных произведений, голосов, шумов природы и бытовых предметов, в процессе которых дети сопоставляют характер музыкальных отрывков и отдельных звуков и шумов, выделяют образ и особенности его развития, способствуем развитию чуткости восприятия, аналитического и синтетического компонентов мышления, тренировке слуха.

Включаем детей в музыкально-ритмическую деятельность, направленную на развитие произвольности движений, концентрацию внимания, выработку умения переключаться с одного действия на другое, развиваем мышечное чувство, осознание внутреннего состояния, координацию рук, ног и туловища.

В процессе организации музыкально-ритмической деятельности развитием свободу движений, активизируем внимание детей, его концентрацию, снимаем излишнюю физическую и мышечную напряженность, развиваем тактильные ощущения, способность выразительно передавать музыкальный образ в движении, анализировать музыкальные произведения. Способствуем активизации воображения, наблюдательности, овладению языком жестов. В задания и упражнения включаем двигательную импровизацию, ролевые и театрализованные игры. Вначале развивающей работы используем наиболее простые упражнения, направленные на развитие элементарных двигательных навыков. Последующим усложнением является внесение акустических или оптических сигналов, которые способствуют развитию реакции. Постепенно вводим образные задания, способствующие творческому самовыражению. Следим за тем, чтобы во время танцевальных, ритмических движений не возникало мышечных зажимов, шло осознание языка собственного тела, ориентировка в пространстве.

Используем музыкально-двигательные игры и упражнения, способствующие развитию крупной моторики, координации движений, формированию механизмов уравновешивания со средой, стимуляции адаптационных процессов, выработке психической сопротивляемости в отношении внезапных изменений внешней среды.

В качестве примера можно назвать следующие игры, упражнения и задания для праворуких детей с использованием музыкально-ритмической деятельности: "Стоп кадр", выполнение движений по словесной инструкции педагога в сочетании с музыкальным сопровождением, цветомузыкальная ритмика; образные упражнения - "Жуки", "Мышки", "Воробей", "Утки", "Курочки и петушок", "Пляшущий зайчик", "Самолет", "Зеркало", "Танец собственного тела", "Делай как Я".

Помимо музыкально-ритмической деятельности используем игру на музыкальных инструментах. Она способствует развитию ритма, мелкой моторики, тактильных ощущений, координации движения кистей, пальцев, всей руки, снятию мышечных зажимов. Варианты импровизации - игра звучащими жестами (шлепки, хлопки, притопы, щелчки), звучащими предметами (бумага, стекло, металл, дерево), которая способствует развитию воображению, самовыражению.

Предлагаем детям пение, речевые игры и упражнения, которые способствуют развитию голоса, артикуляции, фонации, чувству ритма (ритмизация текстов в звучащих жестах), речевому контакту, выразительной, образной речи.

Важное значение в работе с праворукими детьми занимает включение специальных нейропсихологических упражнений. Данная группа упражнений позволяет активизировать межполушарную специализацию, внутри- и межполушарное взаимодействие, межполушарные синестезии и кортикоподкорковые связи, лежащие в основе оптимизации нейропсихологической регуляции. Предлагаемые упражнения выполняем на фоне негромкой музыки. Например:

"Зеркальное рисование" - ребенку предлагается большой лист бумаги, две кисти или два фломастера на выбор, ребенок рисует двумя руками одновременно.

"Воздушная петля" - это упражнение включает несколько вариантов, которые предъявляются ребенку постепенно, после усвоения предыдущего: прижимать язык во рту то к правой, то к левой щеке; на доске или большом плакате психолог рисует горизонтальные восьмерки; с помощью указки он помогает детям прослеживать плавными движениями глаз протяженность изображенной восьмерки; детям предлагается вытянуть вперед правую руку на уровне глаз, средний палец фиксируется по центру горизонтальной восьмерки, на котором также фиксируется и взор ребенка. Постепенно палец и глаза прослеживают протяженность восьмерки, голова при этом неподвижна. Аналогичное задание ребенок выполняет левой рукой, дети самостоятельно глазами прослеживают горизонтальные восьмерки, дети глазками "рисуют" воображаемые горизонтальные восьмерки.

"Пересекающиеся линии" - предварительно заготавливается большой рисунок с пересекающимися линиями (X). Взор ребенка фиксируется в месте пересечения линий. Сначала ребенок прослеживает линию слева направо, затем взор вновь фиксируется в центре, после чего ребенок прослеживает линию справа налево (в качестве помощи могут быть использованы указка, рука).

Используем упражнения на развитие адекватных механизмов эмоциональной регуляции поведения, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое, корректировать эмоциональную сферу ребенка.

Организацию работы с праворукими детьми строим на смене активных и релаксационных методов работы. В процессе релаксации обеспечиваем процесс слушания, погружения, визуализации через создание удобной комфортной обстановки, спокойного музыкального воздействия, привнесения аромата цветов, мяты. Информацию подаем мягким, спокойным и медленным голосом. По возможности участвуют все каналы восприятия: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, интуиция.

В процессе активной работы детей включаем в работу разнообразные центры мозга, мягкий голос обретает активизирующие интонации, нарастание активности осуществляется через яркую мимику и жесты, введение в состояние азарта, соревновательности, эмоционального подъема. Центральное значение отводим использованию активных действий детей - проговорить, изобразить, проиграть, спеть, показать в движении и т.д.

Реализация содержания развивающих заданий осуществляем через систему ярких опорных образов, наполненных структурной информацией в алгоритмическом порядке. Использование образов позволяет включать в работу различные каналы восприятия: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Опора на многоканальное восприятие позволяет наложить новую информацию на личный опыт ребенка через ассоциативный ряд.

Уже на первых занятиях с помощью образов дети усваивают структуру и последовательность меняющихся частей. Постепенно сами начинают пользоваться зрительными, звуковыми образами и символами, наделять данные им образы своими ощущениями. Обращаем внимание на то, чтобы дети научились удерживать структуры занятия, вырабатывать умение выстраивать программу собственных действий и следовать ей.

Работа с детьми "амбидекстрами" строим следующим образом.

Начинаем с выстраивания линии поведения ребенка максимально привлекая широкий спектр двигательных, выразительно-изобразительных средств.

Используем следующие развивающие игры и упражнения в процессе слушания музыки:

"Музыкальная мозаика" - психолог предлагает детям различные музыкальные фрагменты, дети подбирают пиктограммы-рожицы, соответствующие переданному в музыке настроению. Слушание контрастных музыкальных произведений.

В музыкально-ритмической деятельности:

"Стоп кадр", образные этюды - "Крадущаяся кошка", "Веселые шляпы", "Порхающая бабочка"; музыкально-ритмические сюжетные и бессюжетные игры (с использование зрительной опоры); образные упражнения - "Зеркало", "Делай как Я". В процессе импровизации и элементарного музицирования - оркестровка музыкального произведения с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки и пр.). Исполнение собственных музыкальных зарисовок на музыкальных инструментах.

Задания и упражнения для ритмической разминки (импровизация голосом): чтение ритмодекламации, комиксов, повторение ритмических рисунков с использованием звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки и пр.), ритмизация своего имени, фамилии, ритмизация движений человека, животных (проговаривание ритма), моделирование метра и размера (двигательное метрирование, тактирование и графическая фиксация), имитация ритмических мотивов в движении (проговаривание ритма), ритмизация детских считалок, коротеньких стишков.

С целью развития плавности речи использованием пения (пропевание протяжных народных песен на фоне мелодичного негромкого музыкального сопровождения).

Большое внимание уделяем использованию нейропсихологических упражнений, упражнений на развитие произвольного поведения и эмоций.

Используем игры и упражнения со словесными сравнительными конструкциями:

- упражнения на сравнение музыкальных и бытовых звуков;

- выполнение противоположных движений по музыкальной и словесной инструкции;

- игры по цепочке;

- цветомузыкальная ритмика и т.п.

Своеобразие работы с детьми, чей профиль латеральной организации мозга "леворукие" заключается в следующем.

Начинаем развивающую работу с "леворукими" детьми с введения ритмической разминки, активного и пассивного обогащения среды музыкальным содержанием, фонопедических упражнений и элементарного музицирования.

Ритмическую разминку включаем в различные отрезки времени, особенно эффективно в утренние отрезки времени, перед занятиями, после отдыха детей. В данном случае используем следующие задания, упражнения и игры:

- "Эхо" - повторение несложных ритмических рисунков;

- ритмизация своего имени, фамилии;

- ритмизация движений человека, животных (проговаривание ритма);

- имитация ритмических мотивов в движении;

- ритмизация детских считалок коротеньких стишков;

- моделирование метра и размера (двигательное метрирование, тактирование и графическая фиксация);

- создание ритмической композиции, ее графическое моделирование.

В качестве обогащения сенсорного опыта, развития слухового анализа и синтеза используем слушание музыкальных, природных и бытовых звуков, мелодий и шумов. Дети сравнивают "деревянные звуки" (дровосек рубит дерево, стук в дверь, колотушка, ксилофон) и "стеклянные звуки" (хрустальный звон, стеклянный звон, виброфон), "металлические звуки" (звон монет, церковные колокола, треугольник, бубен) и "шуршащие звуки" (шуршат мятой бумагой, подметают пол щеткой). Богатый материал звуков живой природы (пение птиц, голоса домашних и диких животных) позволяет разнообразить игры типа "Угадай, чей это голос?" При затруднениях ребенка определить звучащие предметы используем рисунки, изображения и другие подсказки.

Помимо привычных упражнений, направленных на развитие фонематического слуха, используем упражнения в певческой деятельности - пение фонем, голосовое подражание, декламация на фоне музыки, интонационно-речевая живопись или пение по линиям, пение по графическим символам (звуковысотным и ритмическим), сопоставление длительностей звучания, "оживление" ритмов, пение каноном (шутливые зарисовки), ритмодекломации. Используем прием тонирование - найти "свой" звук, воспроизвести голосом (изобразить цвет звука).

Особое внимание уделяем введению фонопедических игр и упражнений, среди которых: фонопедическая игра "Весенние голоса" (упражнение на продолжительный бесшумный выдох, его перевод в шипение горлом); фонопедическая игра "В доме моем тишина" (имитация бытовых шумов), "Пение птиц" (дети поют и подражают пению птиц), "Едем, едем на тележке" (подражание бытовым звукам).

Упражнения "Страшная сказка" (произнесение низким звуком гласных У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ); упражнение "Штро-бас" (шумовой, низкий шуршащий - трещащий - скрипящий - рокочущий звук); "Волна"; "От шепота до крика"; "Крик - вой"; "Волна с криками чаек"; "Хохотательная разминка" (развитие фонематического и ритмического слуха). Используем специальные игры с детьми:

"Разговор на неизвестных языках";

"Угадай, что сейчас звучит" - дети на слух определяют различные фактуры бумаги;

"Чудесные коробочки" (в коробочках рис, горох, песок, соль и пр.);

"Слушаем тишину", "Кто услышит больше звуков";

"Музыкальная шкатулка", "Музыкальное лото";

"Игра в молчанку".

Постепенно, по мере развития речевого звукоразличения и фонематического слуха, вводим задания на развитие мелкой моторики. Наиболее эффективным в данном случае является включение ребенка в процесс игры на музыкальных инструментах:

свободная импровизация на музыкальных инструментах (ребенок выбирает наиболее интересный для себя инструмент "тот, который понравился ему больше", "на каком бы он хотел играть на наших, занятиях");

элементарное освоение техники звукоизвлечения: толчок, удар нажатие, взятие;

снятие мышечных зажимов: свободное бросание рук, вращение кистями;

имитационные движения "Полоскание платочков", "Тряпочная кукла";

упражнение на смену напряжения и расслабления.

С целью общего развития "леворукого" ребенка используем упражнения и игры в музыкально-ритмической деятельности.

Обязательным для ребенка является выполнение ежедневного массажа и пальчиковой гимнастики, пальчиковые игры!

Предлагаемый способ оптимизации созревания отделов головного мозга был использован с 56 детьми в возрасте 5-7 лет. Реализация данного способа осуществлялась в течение 3-3,5 мес.3 раза в неделю во вторую половину дня после дневного сна продолжительностью 30-35 мин. Для подтверждения эффективности предлагаемого способа всем детям было проведено углубленное нейропсихологическое обследование до и после прохождения развивающей работы. В экспериментальной работе была использована контрольная группа детей (52 ребенка).

Примеры детей, прошедшие развивающую работу по предлагаемому способу оптимизации отделов головного мозга.

Пример 1. Петя В., 6 лет 3 месяца (подготовительная к школе группа), профиль латеральной организации мозга "чистый левша". На момент первоначального обследования отмечается функциональная незрелость теменно-затылочных отделов головного мозга.

В процессе развивающей работы хорошо идет на контакт, задания выполняет с удовольствием, ярко проявляет эмоциональный отклик на музыкальные произведения. Наибольший интерес выражен к музыкальным играм и упражнениям образного содержания, хотя передача самого образа вызывает на начальных этапах затруднения (сложность передачи образа в пространстве). При выполнении музыкально-ритмических игр и упражнений ошибки пространственного характера корректируем за счет использования графических изображений и словесной инструкции психолога. В процессе прохождения развивающей работы мальчик овладел возможностью пользоваться готовыми графическими изображениями движений (передача направлений) и создавать их самостоятельно.

Выразительность и согласованность движений в пространстве обеспечивалась за счет прослушивания музыкальных фрагментов и воплощения мелодии в собственном переживании движения. Упражнения с использованием ходьбы, прыжков и бега способствовали выработке координации движений, ориентировке в направлениях (право/лево, направо/налево, вправо от... / влево от... и пр.).

Отдельные затруднения возникали в процессе освоения игровых упражнений по типу "Путаница" - исправление движений психолога, выполненных намеренно с ошибкой. Возникающие трудности преодолевали за счет отдельного проговаривания инструкции игры и пошаговое выполнение с последующим сопоставлением с изображением данным психологом.

В процессе проведения повторного нейропсихологического обследования, после прохождения развивающей работы, ошибок, характеризующих незрелость теменно-затылочных зон мозга, у мальчика не отмечалось.

Пример 2. Катя С., 6 лет 4 месяца (подготовительная к школе группа), профиль латеральной организации мозга "чистый правша". На момент первоначального обследования отмечается характерные признаки функциональной незрелости теменно-затылочных отделов головного мозга.

В процессе развивающей работы девочка легко вступает в контакт с психологом и другими детьми, задание выполняет старательно. Особый интерес вызывают игры и упражнения в музыкально-ритмической деятельности. В то же время на начальных этапах работы (первые 2-3 недели) затруднения вызывают задания образного характера.

При освоении заданий пространственного содержания без опоры на символы ошибки сохраняются длительное время. К концу первого месяца работы девочка хорошо освоила систему символов, олицетворяющих пространственные отношения применительно к собственному телу (правая/левая рука, правая/левая нога и пр.), так и от себя (по правую сторону от/по левую сторону от). В результате данной работы количество пространственных ошибок значительно сократилось.

В процессе выполнения заданий с использованием ходьбы и бега под контрастное музыкальное сопровождение отмечалось повышение качества координации движений, появилась возможность удерживать в памяти расположение предметов в пространстве с постепенным увеличением объема запоминаемых предметов (от 3 до 8 единиц), установление пространственных зависимостей между ними через освоение заданий на построение и перестроение, введение хороводов, освоение графических схем записи музыкально-ритмических движений и музыкальных произведений.

По завершении развивающей работы в процессе нейропсихологического обследования можно было констатировать снижение ошибок, характеризующих функциональную незрелость теменно-затылочных зон мозга. Ошибок в восприятии пространственных стимулов, топографических и координатных ошибок выявлено не было. Ошибки, связанные с затруднениями узнавания "зашумленных" предметов и отдельные затруднения зрительной адаптации хотя и наблюдались, но степень их выраженности снизилась на 1,5 балла в целом.

Пример 3. Таня К., 5 лет 9 месяцев (подготовительная к школе группа), профиль латеральной организации мозга "праворукая". На момент первоначального обследования отмечается характерные признаки функциональной незрелости лобно-переднетеменных отделов головного мозга.

Девочка приминает активное участие в развивающей работе. При выполнении различного рода заданий возникают частые ошибки в связи со снижением уровня самоконтроля за собственной деятельностью. С целью активизации контролирующей и программирующей функции все предлагаемые задания давали порционно, последовательно обращали внимание на смену структурных частей любого действия, вырабатывали умение выстраивать программу собственных действий, следовать им и контролировать.

Положительный эмоциональный фон поддерживали за счет использования слушания музыкальных произведений, голосов природы с последующим анализом прослушанного.

В процессе реализации музыкально-ритмической деятельности (игры, упражнения, этюды и пр.) у ребенка отмечается развитие мышечного чувства, осознание внутреннего состояния, развитие координации рук, ног и туловища.

Наибольший интерес у девочки вызвало выполнение нейропсихологических упражнений на фоне негромкой музыки, что проявлялось в положительной эмоциональной реакции, желании их выполнять не только на развивающих занятиях, но и в самостоятельной деятельности.

Эффективным средством развития тактильных ощущений, снятию мышечных зажимов всей руки было использование игры и элементарного музицирования на музыкальных инструментах. Отдельные затруднения возникали в певческой деятельности (умение петь протяжно, эмоционально), что в целом достигалось за счет проигрывание песен, их "оживление" в процессе подключения театрализованных и ролевых игр.

Использование смены активных и релаксационных методов обеспечивало снятие напряжения деятельности, создание комфортной обстановки.

По результатам нейропсихологического обследования после проведенной развивающей работы у девочки отмечалось отсутствие ошибок, связанных с неточным, грубым движением рук и нарушением кинестетической основы движений, затруднений в оценке серийно построенных двигательных актов, затруднений плавности речи. В целом отмечалось повышение уровня протекания интеллектуальных процессов. В то же время наблюдались остаточные проявления (0,5 балла) трудностей построения аналитического поведения.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проведенной работы с целью оптимизации функционирования лобно-перднетеменных зон мозга у ребенка.

Пример 4. Ваня П., 5 лет 8 месяцев (подготовительная к школе группа), профиль латеральной организации мозга "леворукий". На момент первоначального обследования отмечается характерные признаки функциональной незрелости теменных и верхневисочных отделов головного мозга.

Мальчик активно участвует в развивающей работе, стремится правильно выполнять задания, пытается самостоятельно контролировать их выполнения и при необходимости корректировать.

В процессе выполнения ритмической разминки мальчик постепенно осваивал навыки повторения несложных ритмических рисунков, ритмизации своего имени и более сложное умение - имитация ритмических мотивов в движении, моделирование размера и метра.

Наибольший интерес вызвали задания на сравнение природных и бытовых звуков (металлические, деревянные, стеклянные и пр.), интонационно-речевая живопись и ритмодикломация.

Эффективным средством оптимизации верхневисочных зон левого полушария отмечалось использование фонопедических игр и упражнений (отмечалось постепенное совершенствование умения управлять собственным голосом, звукообразования, развитие слухового восприятия, дифференцирования близких по звучанию звуков).

Освоение элементарного музицирования на музыкальных инструментах и способов звукоизвлечения способствовало развитию мелкой моторики, развитию кинестетических ощущений.

При повторном нейропсихологическом обследовании отмечались отдельные (единичные) ошибки фонематического характера. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проведенной работы с целью оптимизации функционирования у ребенка теменных и верхневисочных отделов головного мозга.

Пример 5. Сева С., 6 лет 8 месяцев (подготовительная к школе группа), профиль латеральной организации мозга "амбидекстр". На момент первоначального обследования отмечаются характерные признаки функциональной незрелости заднелобных отделов головного мозга.

В процессе развивающей работы отмечается преобладание игровой мотивации, отдельные признаки инфантилизма. В процессе активизации и выстраивания деятельности ребенка со стороны психолога качество выполняемых заданий значительно повышается, в отличие от самостоятельного выполнения заданий.

Использование прослушивания музыкальных произведений и сопоставление их с эмоциональными состояниями человека позволило значительно совершенствовать эмоциональное восприятие ребенка.

С целью снятия мышечного напряжения и профилактики скованности движений у ребенка хороший развивающих эффект был достигнут в за счет использования образных музыкальных этюдов, имитирующих повадки животных.

Развитие слухомоторных координаций (воспроизведение ритмических рисунков на слух и по речевой инструкции) осуществлялось в процессе импровизации и элементарного музицирования голосом и на музыкальных инструментах.

В процессе использования комплекса нейропсихологических упражнений отмечалось повышение умственной работоспособности, концентрации внимания, повышение уровня произвольности поведения.

Достаточно длительное время (практически до завершения развивающей работы) отмечались стойкие трудности в выполнении упражнений со словесными сравнительными конструкциями.

При повторном нейропсихологическом обследовании ошибок, характеризующих функциональную незрелость заднелобных зон мозга у мальчика, не выявилось.

С целью определения эффективности предлагаемого способа оптимизации созревания отделов головного мозга у детей 5-7 лет проводили контрольный этап эксперимента. Сопоставляли динамику функционального созревания отделов головного мозга у детей экспериментальной и контрольной группы. Результаты углубленного нейропсихологического обследования детей показал, что в экспериментальной группе отмечалось существенное повышение уровня оптимизации различных отделов головного мозга (при статистической значимости р<0,05-0,01 с использование U-критерия Манна-Уитни), в то время как у детей контрольной группы изменение уровня созревания отделов головного мозга носило несущественный характер.

1. Способ оптимизации созревания отделов головного мозга у детей 5-7 лет, включающий воздействие на психические функции ребенка в процессе развивающей работы, отличающийся тем, что развивающую работу осуществляют в процессе различных видов музыкальной деятельности: выполнения музыкально-ритмических упражнений, игры на музыкальных инструментах, пения, при этом предварительно определяют профиль латеральной организации мозга и при профиле «чистый правша» и «чистый левша» развивают функции пространственного анализа и синтеза, зрительного восприятия, формируют пространственные представления и ориентировки, при этом для детей «чистый правша» информационный материал располагают в правовой полусфере, а изложение информации осуществляют от части к целому, фиксируя внимание на деталях; для детей «чистый левша» информационный материал располагают в левой полусфере, изложение информации осуществляют от целого к части с обращением к интуиции ребенка; при профиле латеральной организации мозга «праворукий» развивают чувственную сферу ребенка, тактильные ощущения, эмоциональную регуляцию поведения, координацию и выразительность движений, вырабатывают умение переключаться с одного действия на другое, развивают мышечное чувство и активизируют межполушарную специализацию, при этом работу строят на чередовании активационных и релаксационных методов; при профиле латеральной организации мозга «амбидекстр» развивают плавность речи, концентрацию внимания, ритмику движений, эмоциональное восприятие, слухо-моторную координацию; у детей с профилем латеральной организации мозга «леворукий» развивают слуховой анализ и синтез, фонематический слух, мелкую моторику, при этом ежедневно проводят массаж кистей рук и пальчиковую гимнастику.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что музыкальную деятельность осуществляют при использовании ударных, струнных и клавишных инструментов.

3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что развитие пространственных функций начинают с ориентации по схеме собственного тела и постепенно добавляют более сложные понятия освоения пространственной ориентации.

4. Способ по пп.1-3, отличающийся тем, что мелкую моторику и тактильные ощущения развивают в процессе игры ребенка на музыкальных инструментах.

5. Способ по пп.1-4, отличающийся тем, что для активизации межполушарной специализации используют упражнение, при котором ребенок рисует одновременно двумя руками.

6. Способ по пп.1-5, отличающийся тем, что для развития плавности речи используют пение протяжных народных песен на фоне музыкального сопровождения.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к психологии и предназначено для коррекции психологического состояния. .
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психотерапии для лечения лиц с заболеваниями, передающимися половым путем при развитии у них депрессивных расстройств.

Изобретение относится к области диагностики и может быть использовано для определения психофизического состояния индивидуума. .
Изобретение относится к области медицины, в частности к психотерапии и психофизиологии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии и клинической психологии. .
Изобретение относится к области медицины и касается способов прогнозирования камнеобразования у больных хроническим бескаменным холециститом. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии, наркологии, психиатрии, и может использоваться для коррекции веса тела человека. .
Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии, и может использоваться при лечении алкоголизма. .
Изобретение относится к медицине, психиатрии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к диагностике, и может быть использовано для оценки коммуникативных способностей (КС) у детей первого года жизни с врожденной верхне-челюстной патологией (ВВЧП)
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для коррекции коммуникативных способностей (КС) у детей первого года жизни с врожденной челюстно-лицевой патологией (ВЧЛП)
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано при коррекции психосоматических и психоэмоциональных нарушений
Изобретение относится к области практической психологии и может быть использован при преодолении морально осуждаемых привычек

Изобретение относится к психологии и может быть использовано для выявления психофизиологической обусловленности девиантного поведения и его профилактики
Изобретение относится к медицине, а именно к психоневрологии
Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано при коррекции депрессивных состояний
Изобретение относится к медицине и может быть использовано при лечении ожирения
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для повышения умственной работоспособности при профилактике йодной недостаточности школьников
Наверх