Устройство арретирования

Изобретение относится к фиксирующим устройствам гироскопических или оптических приборов, стопорящихся при транспортировке и дистанционно освобождающихся при эксплуатации, например, после вывода космического аппарата на орбиту. Техническим результатом изобретения является исключение дополнительных нагрузок на арретируемый объект (подвижную раму) от фиксации и обеспечение передачи динамических нагрузок на корпус объекта. В устройстве арретирования дистанционного выключения подвижной рамы, устанавливаемой на корпусе объекта, кинематическая связь выполнена в виде шарнирно установленного на корпусе объекта трехплечего рычага, одно из плеч которого соединено со штыревым фиксатором, другое выполнено взаимодействующим с регулируемым упором, а третье соединено с трехзвенным шарнирным механизмом, два звена которого образуют складывающуюся диаду, а на третьем закреплен привод в виде электрочеки, шток которой кинематически связан со звеном диады. При этом на штыревом фиксаторе установлен резьбовой ограничитель, опертый о фланец рамы. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к фиксирующим устройствам гироскопических или оптических приборов, стопорящихся при транспортировке и дистанционно освобождающихся при эксплуатации, например, после вывода космического аппарата на орбиту.

Известно устройство арретирования дистанционного выключения подвижной рамы, устанавливаемой на корпусе объекта, содержащее штыревой фиксатор и регулируемый упор, размещаемый на раме, и привод, соединенные кинематической связью, элементы которой размещены на корпусе объекта. (См., например, авторское свидетельство СССР №477303, МКИ G01C 19/26, 1973 г.).

Известное устройство фиксирует подвижную раму только в одном направлении, к тому же приводит к дополнительным напряжениям на раме усилиями упругой развязки.

Задачей предлагаемого изобретения является создание устройства арретирования, техническим результатом которого является исключение дополнительных нагрузок на арретируемый объект (подвижную раму) от фиксации и обеспечение передачи динамических нагрузок на корпус объекта, например космический аппарат.

Это достигается тем, что в устройстве арретирования дистанционного выключения подвижной рамы, устанавливаемой на корпусе объекта, содержащем штыревой фиксатор и регулируемый упор, размещаемый на раме, и привод, соединенные кинематической связью, элементы которой размещены на корпусе объекта, в соответствии с изобретением, кинематическая связь выполнена в виде шарнирно установленного на корпусе объекта трехплечего рычага, одно из плеч которого соединено со штыревым фиксатором, другое выполнено взаимодействующим с регулируемым упором, а третье соединено с трехзвенным шарнирным механизмом, два звена которого образуют складывающуюся диаду, а на третьем закреплен привод в виде электрочеки, шток которой кинематически связан со звеном диады. При этом на штыревом фиксаторе установлен резьбовой ограничитель, опертый во фланец рамы.

Для иллюстрации предложенного устройства представлены чертежи, на которых изображено:

на фиг.1 - общий вид приборной рамы, установленной на корпусе космического аппарата (КА), на фиг.2 - выносной элемент - устройство арретирования, на фиг.3 - сечение А-А - устройство арретирования, на фиг.4 - трехзвенный шарнирный механизм в положении расфиксации (шток электрочеки убран), на фиг.5 - трехплечий рычаг в положении «разарретировано».

Устройство арретирования состоит из трехплечего рычага 1, шарнирно установленного на корпусе КА 2, фиксатора 3, шарнирно соединенного с рычагом, и резьбового штыря 4, ввернутого в арретируемый объект - приборную раму 5. Фиксатор 3 размещается в отверстии приборной рамы и опирается в коническое гнездо корпуса КА. Резьбовой штырь 4 опирается в одно из плеч рычага 1. Рычаг 1 соединен с трехзвенным шарнирным механизмом, состоящим из звеньев 6, 7 и 8. Звено 8 соединено тягой 9 с другим рычагом (рычагами), осуществляющим функции арретирования по периферии рамы. На звене 6 закреплена электрочека 10, на шток 11 которой оперта пята 12 звена 8 складывающейся диады «7-8». Звенья 7 и 8 (диада) находятся в позиции, когда три шарнирные оси находятся примерно на одной прямой, т.е. близком к так называемому «мертвому» положению. При этом усилие от пяты 12, приходящееся на шток 11, близко к минимальному. На оси рычага 1 установлена оттяжная пружина 13.

Работа устройства происходит следующим образом.

В исходном состоянии рама 5 удерживается от перемещений фиксатором 3 и штырем 4 в трех направлениях - вдоль оси фиксаторов и в поперечном - без создания напряжений в раме при регулировке. При срабатывании электрочеки 10 шток 11 втягивается, освобождая звено 8, которое под действием пружины 13 и упругих сил затяжки поворачивается. При этом размер Т увеличивается до размера П, достаточного для поворота рычага 1 с образованием зазоров С, при которых арретируемый объект 5 (приборная рама) полностью освобождается от связи с корпусом КА, оставаясь на собственных плавающих опорах.

1. Устройство арретирования дистанционного выключения подвижной рамы, устанавливаемой на корпусе объекта, содержащее штыревой фиксатор и регулируемый упор, размещаемый на раме, и привод, соединенные кинематической связью, элементы которой размещены на корпусе объекта, отличающееся тем, что в нем кинематическая связь выполнена в виде шарнирно установленного на корпусе объекта трехплечего рычага, одно из плеч которого соединено со штыревым фиксатором, другое выполнено взаимодействующим с регулируемым упором, а третье соединено с трехзвенным шарнирным механизмом, два звена которого образуют складывающуюся диаду, а на третьем закреплен привод в виде электрочеки, шток которой кинематически связан со звеном диады.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на штыревом фиксаторе установлен резьбовой ограничитель, опертый во фланец рамы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению, а именно к арретирующим устройствам гироскопов. .

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для арретирования и разарретирования валов электроприводов аэродинамических рулей управляемых авиационных ракет как при их технологических проверках, так и при их пуске с самолета

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для арретирования и разарретирования валов электроприводов аэродинамических рулей управляемых авиационных ракет как при их технологических проверках, так при их пуске с самолета

Изобретение относится к инерционным и гироскопическим устройствам, которые могут быть использованы в космической технике. Устройство содержит две опоры, по меньшей мере одна из которых подвижна в окружном и осевом направлениях. Ротор приводного двигателя арретирующего устройства (АРУ) установлен на подвижном элементе (втулке опоры). В (каждой) подвижной опоре расположен кольцевой ограничитель радиальных и угловых перемещений вала ротора электродвигателя-маховика (РЭМ). Во втулках на подшипниках установлены валы с коническими торцами, ответными торцам вала РЭМ. При отключении питания электромагнитных опор и приводного двигателя АРУ вал вращающегося РЭМ касается кольцевого ограничителя и увлекает его во вращение. Благодаря применённой кинематической схеме втулка перемещается в окружном и осевом направлениях до контакта конических частей валов опор и РЭМ. Далее происходит совместное вращение этих валов. Техническим результатом изобретения является обеспечение свободного одноосного вращения РЭМ при нештатном отключении электропитания магнитного подвеса и приводного двигателя АРУ. 3 ил.
Наверх