Способ постройки подводной лодки



Владельцы патента RU 2321518:

Фонд содействия внедрению творческих научно-технических разработок "СТАРТ" (RU)
Паршиков Сергей Кузьмич (RU)

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при строительстве атомных подводных лодок. Способ постройки однокорпусной подводной лодки заключается в сборке отдельных частей или сборочно-корпусных единиц. Унифицированные отдельные части прочного корпуса заимствуют у двухкорпусной подводной лодки предыдущей серии кораблей. Внутрь прочной водонепроницаемой оболочки корпуса между существующими наружными шпангоутами устанавливают внутренние шпангоуты, жестко соединяя их с оболочкой, после чего наружные шпангоуты срезают, оставляют хвостовики, которые используют для технологической оснастки при креплении звукоизолирующего покрытия на оболочке корабля или для штатного крепления упомянутого покрытия. Достигается снижение трудоемкости и сокращение продолжительности постройки подводной лодки. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при строительстве атомных подводных лодок (АПЛ), с баллистическими или крылатыми ракетами, или многоцелевых АПЛ.

Общеизвестно, что для сокращения продолжительности постройки очередной подводной лодки (ПЛ) и снижения трудоемкости используют унифицированные отдельные части или сборочно-корпусные единицы (СКЕ) предыдущей ПЛ. Так, в отечественном кораблестроении это было оправдано при каждой модернизации того или иного удачного проекта корабля, к номерам которых добавлялись литеры: А, Б, БДРМ, РТ, РТМ и т.д. При этом все отечественные АПЛ были построены только в двухкорпусном исполнении, и если использовались, например, СКЕ предыдущего поколения недостроенных кораблей, то, естественно, свой архитектурный облик двухкорпусной ПЛ нового поколения кораблей сохраняло без существенных изменений. В связи с все более ужесточающимися требованиями скрытности ПЛ необходимо было создавать и АПЛ в однокорпусном исполнении, тем более, что корпус такого корабля более прост и технологичен.

Самое простое - это начать строительство таких АПЛ традиционным способом: формированием их прочного корпуса, включающего цилиндрическую обечайку с внутренними шпангоутами и переборками, на что потребуется много времени и огромных финансовых средств. Если ранее при строительстве нового корабля применялся неиспользованный задел с предыдущей серии кораблей, то сейчас предлагается использовать для этого и сами корабли, т.к. общеизвестно, что некоторые из них, например АПЛ типа «Акула» и АПЛ типа «Антей», не выработали и 20% своего ресурса. Это касается не только оборудования и технических средств, включая главную энергетическую установку, но и прочный корпус АПЛ. Авторы предлагаемого изобретения продолжают решать задачу сокращения продолжительности постройки ПЛ и снижения трудоемкости за счет унификации отдельных частей прочного корпуса.

В результате проведенного патентного поиска установлено, что ближайшим аналогом является RU 2086457 C1, кл. В63В 3/13 от 10.08. 1997 г. Итак, способ-прототип постройки специализированного подводного судна (однокорпусного исполнения) предлагает сборку как отдельных частей, так и СКЕ. Недостатками его является то, что в нем процесс создания корпусных цилиндрических обечаек с внутренним набором предусматривает только традиционный подход и не раскрывает скрытых резервов и возможностей технологии создания прочного корпуса в однокорпусном исполнении. Это требует достаточного финансирования, наличия материалов и времени или применения СКЕ однокорпусных конструкций других кораблей, которых в отечественном кораблестроении пока нет, тогда как двухкорпусных СКЕ более чем достаточно.

Задачей, решаемой настоящим изобретением, является сокращение продолжительности постройки ПЛ и снижение трудоемкостей за счет унификации отдельных частей прочного корпуса.

В соответствии с предлагаемым способом постройки ПЛ, осуществляют сборку отдельных частей или СКЕ, а унифицированные отдельные части прочного корпуса заимствуют у двухкорпусной ПЛ предыдущей серии кораблей, при этом внутрь прочной водонепроницаемой оболочки корпуса между существующими наружными шпангоутами устанавливают внутренние шпангоуты, жестко соединяя их с оболочкой, после чего наружные шпангоуты срезают и оставляют хвостовики, которые используют для технологической оснастки при креплении звукоизолирующего покрытия на оболочке корабля или для штатного крепления вышеупомянутого покрытия и после постройки проводят гидравлические испытания.

На чертеже представлен вариант решения поставленной задачи. На нем изображена часть обечайки двухкорпусной АПЛ и эта же самая часть, приспособленная согласно технологическому процессу под однокорпусную АПЛ, где:

1 - прочная водонепроницаемая обшивка корпуса АПЛ;

2 - наружные шпангоуты жестко соединены с обшивкой;

3 - внутренние шпангоуты;

4 - хвостовики, оставшиеся от наружных шпангоутов;

5 - звукоизолирующее резиновое покрытие;

6 - крепление звукоизолирующего покрытия.

Линия А - положение обшивки на предельной глубине в двухкорпусном исполнении АПЛ.

Линия Б - положение этой же обшивки в однокорпусном исполнении АПЛ.

Итак, как видно из чертежа, «Способ постройки однокорпусной АПЛ» изначально начинается с создания ее прочного корпуса.

Для этого унифицированные отдельные части прочного корпуса заимствуют у 2-х корпусной АПЛ предыдущей серии кораблей (модульно - сборочные корпусные единицы - МСКЕ). При этом внутрь прочной водонепроницаемой обшивки корпуса (оболочки) АПЛ - 1, между существующими наружными шпангоутами - 2, устанавливают внутренние шпангоуты - 3, жестко соединяя их с оболочкой - 1, после чего наружные шпангоуты срезают, оставляя хвостовики - 4, которые по мере готовности ПЛ используют, например, как для технологической оснастки, фиксирующей звукоизолирующее резиновые покрытие - 5 на корпусе корабля, так и для штатного крепления этого покрытия. Крепление (фиксация) - 6 покрытия производится посредством болта не к гайке на корпусе, как это делалось ранее, а прямо к хвостовику (в виде плоской шайбы).

При сравнительной оценке кривых А и Б видно, что оболочка в однокорпусном исполнении АПЛ менее «напряжена», кроме того, внутренние шпангоуты работают в отличии от наружных не на отрыв, а на сжатие. Как видно из описания и чертежа, указанный способ приобрел ряд существенных отличий, которые при создании однокорпусной АПЛ позволяют существенно сокращать технологический цикл по созданию ее корпуса. Производственный задел двухкорпусных АПЛ в части сборочно-корпусных единиц (СКЕ), состоящих, в свою очередь, из МСКЕ, пригодных для создания однокорпусных АПЛ, в настоящее время отсутствует. Поэтому для создания однокорпусных АЛЛ целесообразно использовать корпуса двухкорпусных АПЛ, имеющих малый срок эксплуатации, вместо полной утилизации и продажи таких АПЛ, как сырья за рубеж. Более того, в дальнейшем, возможно, использовать такие корабли и при создании единой элементной базы, т.к. в ряде случаев корпус уже прошел фактически опытную эксплуатацию. Воплощенные в однокорпусном исполнении некоторые СКЕ не требуют гидравлических испытаний.

Но в первую очередь, существенную выгоду позволяет получить повторное использование цилиндрических оболочек прочного корпуса требуемого диаметра, толщина которых достигает значительных величин. Естественно, возможно повторное использование и переборочных конструкций.

Необходимо отметить, что упрощается монтаж и повышается надежность крепления звукоизолирующего резинового покрытия, достигающего толщины около 150 мм. Кроме того, у однокорпусной АПЛ меньше водоизмещение и поверхность шумоизлучения, однако у нее, в отличие от 2-х корпусного исполнения АПЛ, меньше запас плавучести, но все это сделано в первую очередь в угоду скрытности корабля.

По мнению авторов предлагаемого изобретения «Способа постройки ПЛ», последнее наделено до сих пор неизвестными операциями (дополнительными существенными признаками), использование которых позволяет создавать качественно новые корабли и при этом значительно снизить трудозатраты в процессе их строительства, поэтому оно соответствует критерию "новизна" и его можно считать изобретением.

1. Способ постройки однокорпусной подводной лодки, заключающийся в сборке отдельных частей или сборочно-корпусных единиц, отличающийся тем, что унифицированные отдельные части прочного корпуса заимствуют у двухкорпусной подводной лодки предыдущей серии кораблей, при этом внутрь прочной водонепроницаемой оболочки корпуса между существующими наружными шпангоутами устанавливают внутренние шпангоуты, жестко соединяя их с оболочкой, после чего наружные шпангоуты срезают, оставляют хвостовики, которые используют для технологической оснастки при креплении звукоизолирующего покрытия на оболочке корабля или для штатного крепления упомянутого покрытия.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что после постройки проводят гидравлические испытания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области подводного транспорта. .

Изобретение относится к морской технике, а именно к ее новому классу - морских погружающихся катеров. .

Изобретение относится к судовым устройствам и может быть использовано на подводных судах для постановки и выборки буксируемого антенного кабеля. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам управления движением судна. .

Изобретение относится к подводным судам, преимущественно к подводным аппаратам, предназначенным для освоения и исследования морских глубин. .

Изобретение относится к области морской техники и может быть использовано в качестве устройства первичного гидроакустического наблюдения за подводной сигнально-помеховой обстановкой в системах, предназначенных для защиты акваторий от несанкционированного проникновения малошумных подводных объектов в районах охраняемых техногенных объектов (буровые вышки, приливные станции, морские станции экологического мониторинга, морские рубежи и т.д.).

Изобретение относится к области подводного судостроения и к области боевых средств подводного базирования. .

Изобретение относится к области подводного судостроения и к области боевых средств подводного базирования. .

Изобретение относится к области подводной техники, а более конкретно к подводным необитаемым самоходным или буксируемым аппаратам. .

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано в подводных аппаратах (ПА) для обеспечения навигационной безопасности их мореплавания и всплытия на поверхность моря, в частности.

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования устройства для съема и крепления объектов на корпусе судна. .

Изобретение относится к технологии утилизации и может быть использовано при утилизации крупногабаритного корабля с ядерной энергетической установкой. .

Изобретение относится к технологии утилизации и может быть использовано при утилизации крупногабаритного плавучего объекта с ядерной энергетической установкой. .
Изобретение относится к эксплуатации и ремонту водного транспорта. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам сборки стыкуемых частей корпуса судна на плаву. .

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике и касается проектирования оборудования для проведения гидродинамических и ледовых исследований моделей морских инженерных сооружений в опытовом бассейне.

Изобретение относится к технологии ремонта сооружений и касается, в частности технологии судоремонта. .

Изобретение относится к технологии судостроения, а именно к стыковке частей (понтонов) корпуса крупнотоннажного сооружения на плаву. .

Изобретение относится к судостроению и, в частности, к созданию устройств для герметизации стыков соединяемых частей гравитационной платформы на плаву. .

Изобретение относится к технологии изготовления сварных конструкций и может использоваться в судостроении, транспортном машиностроении, вагоностроении и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к морской технике и касается конструирования соединений оболочек прочных корпусов подводных аппаратов. .
Наверх