Способ управления доступом в транспортное средство

Изобретение относится к способам обеспечения охраны и защиты транспортных средств (ТС) от угона, кражи и других видов несанкционированного использования. При постановке ТС на охрану блокируют доступ в ТС и функциональные органы ТС, обеспечивающие возможность его движения. Перед разблокированием доступа в ТС осуществляют радиочастотную идентификацию пользователя ТС. О положительном либо отрицательном результате радиочастотной идентификации сигнализируют пользователю соответствующими, например, световыми и/или звуковыми сигналами. При положительном результате радиочастотный идентификации пользователя осуществляют его биометрическую идентификацию по данным изображения лица, включающую в себя последовательные процедуры получения изображения лица, его цифровой обработки и принятия решения. Сигнализируют пользователю о результате биометрической идентификации. При ее положительном результате снимают блокировку доступа в ТС и разблокируют функциональные органы ТС, обеспечивающие возможность его движения, а при отрицательном результате формируют и передают тревожные сообщения выбранному адресату для осуществления необходимых действий. В отличие от известных технических решений процедуру получения изображения лица при биометрической идентификации пользователя осуществляют вне ТС с помощью сотового телефона со встроенным цифровым фотоаппаратом. При этом пользователь поворачивает сотовый телефон таким образом, чтобы его лицо попало в объектив цифрового фотоаппарата. После этого получаемое видеоизображение лица пользователя передают на борт ТС для последующей цифровой обработки. Таким образом, в способе производят двойную дистанционную идентификацию пользователя - радиочастотную и биометрическую по данным видеоизображения лица. Это позволяет повысить надежность защиты ТС от проникновения злоумышленников. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к способам обеспечения охраны и защиты транспортных средств (ТС) от угона, кражи и других видов несанкционированного использования.

Известен способ управления доступом в ТС, реализованный в системе безопасности по патенту RU №2175920, В60R 25/00, G08В 25/10. Указанная система содержит охранно-противоугонную подсистему, в состав которой входят центральный блок управления охранно-противоугонной подсистемы, с которым связаны датчики несанкционированного воздействия на охраняемый объект, аппаратура системы контроля и управления доступом, содержащая в носимой части электронный ключ, например транспондерную карточку или радиобрелок, а в возимой части - блок радиочастотной идентификации, выполненный с возможностью считывания идентификационного кода, зафиксированного в цифровой энергонезависимой памяти электронного ключа, и сравнения его с кодами, хранящимися в памяти блока радиочастотной идентификации, а также блоки управления доступом в охраняемое ТС и блоки блокирования функциональных органов охраняемого ТС. В состав указанной системы входит также радиомодем, связанный с приемопередатчиком, реализующим, в зависимости от типа используемой стандартной сети радиосвязи, протоколы обмена данными сотовой, транкинговой, либо спутниковой сети радиосвязи.

Недостаток указанного способа состоит в том, что при потере пользователем ТС электронного ключа или, что еще хуже - при краже его злоумышленником, ТС оказывается практически незащищенным от угона (кражи).

На устранение указанного недостатка направлен способ управления доступом в ТС, реализованный в системе охраны, защиты и мониторинга ТС по патенту RU №2250844, В60R 25/00, G08В 25/10. Данный способ является наиболее близким аналогом настоящего изобретения. Этот способ заключается в том, что при постановке ТС на охрану блокируют доступ в ТС и функциональные органы ТС, обеспечивающие возможность его движения, а перед разблокированием доступа в ТС осуществляют радиочастотную идентификацию пользователя ТС, находящегося вне ТС, о положительном либо отрицательном результате радиочастотной идентификации сигнализируют пользователю соответствующими сигналами, при положительном результате радиочастотный идентификации пользователя осуществляют его биометрическую идентификацию по данным изображения лица, включающую в себя последовательные процедуры получения изображения лица, его цифровой обработки и принятия решения, сигнализируют пользователю о результате биометрической идентификации, при ее положительном результате разблокируют функциональные органы ТС, обеспечивающие возможность движения, а при отрицательном результате формируют и передают тревожные сообщения выбранному адресату для осуществления необходимых действий. При этом доступ в ТС открывают непосредственно после получения положительного результата радиочастотной идентификации, а биометрическую идентификацию, например, с помощью видеокамеры, жестко закрепленной перед креслом водителя, начинают после того, как объект идентификации располагается на месте водителя ТС и осуществляет установленное программой воздействие на органы управления ТС (например, включает зажигание).

Недостатком данного технического решения является то, что биометрическая идентификация пользователя проводится уже после того, как объект идентификации (один из пользователей ТС или злоумышленник) сумел проникнуть в салон ТС (или, как вариант, открыть капот или багажник). Злоумышленник может проникнуть в салон ТС, не взламывая заблокированные замки двери салона, предварительно завладев электронным ключом или считав код электронного ключа с помощью граббера. В этом случае, даже не угнав ТС, он может нанести значительный материальный ущерб, например украсть магнитолу или повредить обшивку салона.

Настоящее изобретение направлено на устранение указанного недостатка ближайшего аналога за счет того, что биометрическая идентификация пользователя ТС проводится дистанционно, когда пользователь находится вне салона ТС.

Предметом изобретения является способ управления доступом в ТС, заключающийся в том, что при постановке ТС на охрану блокируют доступ в ТС и функциональные органы ТС, обеспечивающие возможность его движения, а перед разблокированием доступа в ТС осуществляют радиочастотную идентификацию пользователя ТС, находящегося вне ТС, о положительном либо отрицательном результате радиочастотной идентификации сигнализируют пользователю соответствующими сигналами, при положительном результате радиочастотный идентификации пользователя осуществляют его биометрическую идентификацию по данным изображения лица, включающую в себя последовательные процедуры получения изображения лица, его цифровой обработки и принятия решения, сигнализируют пользователю о результате биометрической идентификации, при ее положительном результате разблокируют функциональные органы ТС, обеспечивающие возможность движения, а при отрицательном результате формируют и передают тревожные сообщения выбранному адресату для осуществления необходимых действий. В данном способе процедуру получения изображения лица пользователя осуществляют вне ТС с помощью сотового телефона со встроенным цифровым фотоаппаратом, при этом сотовый телефон поворачивают таким образом, чтобы лицо пользователя попадало в объектив цифрового фотоаппарата, после чего передают получаемое изображение лица пользователя на борт ТС для последующей цифровой обработки, а блокировку доступа в ТС снимают только после положительного результата биометрической идентификации пользователя.

Частным существенным признаком изобретения является следующий.

При отрицательном результате биометрической идентификации сообщают об этом пользователю для повторения попытки биометрической идентификации с изменением ракурса наблюдения лица объективом встроенного цифрового фотоаппарата, либо расстояния между сотовым телефоном и лицом до получения положительного результата идентификации или до того момента, когда либо количество попыток биометрической идентификации, либо временной интервал с начала биометрической идентификации превысит соответствующую максимально допустимую величину.

Задачей данного изобретения является создание технологии управления доступом в ТС, обладающей более высокой, чем существующие аналоги, надежностью защиты ТС от проникновения злоумышленников.

Обеспечиваемый технический результат заключается в комплексном применении средств радиочастотной и биометрической идентификации легитимного пользователя ТС по данным видеоизображения его лица, с целью предотвращения попыток несанкционированного проникновения посторонних лиц в салон, багажник или капот ТС. При этом для получения указанного видеоизображения и передачи его на борт ТС используется общедоступный сотовый телефон 8 со встроенным цифровым фотоаппаратом.

Сущность изобретения поясняется на чертеже. На нем изображена структурная схема одного из возможных вариантов построения системы управления доступом в ТС, реализующей заявленный способ.

На чертеже использованы следующие обозначения: 1 - радиочастотный ридер; 2 - радиочастотный тэг; 3 - центральный блок управления охранно-противоугонной системы; 4 - блок управления доступом; 5 - первый формирователь команд; 6 - видеопроцессорный блок; 7 - модуль сотовой подвижной связи; 8 - сотовый телефон; 9 - второй формирователь команд; 10 - радиомодем.

Представленная на чертеже бортовая аппаратура системы управления доступом в ТС содержит связанные друг с другом центральный блок 3 управления охранно-противоугонной системы и радиочастотный ридер 1. При этом центральный блок 3 управления охранно-противоугонной системы выполнен с возможностью управления блоками тревожной сигнализации, а радиочастотный ридер 1 выполнен с возможностью приема по радиоэфиру кодовых посылок от находящегося у пользователя ТС радиочастотного тэга 2. В состав системы, реализующей предлагаемый способ, входит также блок 4 управления доступом, первый вход которого подключен к соответствующему выходу центрального блока 3 управления охранно-противоугонной системы. Кроме того, в состав системы, реализующей предлагаемый способ, входят последовательно соединенные радиомодем 10 и модуль 7 сотовой подвижной связи, выполненный с возможностью обмена сообщениями с находящимся у пользователя ТС сотовым телефоном 8, в который встроен цифровой фотоаппарат. При этом сотовый телефон 8 должен быть выполнен с возможностью передачи видеоизображения, например, в виде стандартного MMS-сообщения в режиме GSM/GPRS.

В состав бортовой аппаратуры рассматриваемой системы управления доступом в ТС входят также первый формирователь 5 команд, второй формирователь 9 команд и видеопроцессорный блок 6. Вход первого формирователя 5 команд подключен к соответствующему выходу радиочастотного ридера 1, а выход - к первому входу видеопроцессорного блока 6. Второй вход видеопроцессорного блока 6 подключен к выходу модуля 7 сотовой подвижной связи, а выход - ко входам радиомодема 10 и второго формирователя 9 команд. Первый и второй выходы второго формирователя 9 команд соединены, соответственно, со вторым входом блока 4 управления доступом и с третьим входом видеопроцессорного блока 6.

Радиочастотный ридер 1, радиочастотный тэг 2, центральный блок 3 управления охранно-противоугонной системы, блок 4 управления доступом и радиомодем 10 с подключенным к нему модулем 7 сотовой подвижной связи являются стандартными функциональными узлами охранно-противоугонных и информационно-охранных систем, разрабатываемых предприятием-заявителем. Все они присутствуют в изделиях, предназначенных для использования в бортовой аппаратуре ТС модельного ряда Reef GSM ("Автомобильные охранные системы", ООО "Альтоника", Каталог, Выпуск 9, 2006, с.24-27).

Встроенный в сотовый телефон 8 цифровой фотоаппарат (который может работать в режиме видеокамеры) используется в большинстве сотовых телефонов бизнес-класса, например Nokia N73, Nokia 8800, Samsung SGH-E900 (market.yandex.ru).

Для организации обмена информацией между сотовым телефоном 8 и модулем 7 сотовой подвижной связи в составе модуля 7 сотовой подвижной связи может быть использован АЕМ-модуль того же сотового телефона 8.

Видеопроцессорные блоки, аналогичные видеопроцессорному блоку 6, широко применяются в системах распознавания образов.

Например, аналогичные блоки описаны в рекламных материалах концерна "РОССИ" на сайте www.cctv.ru: "Система распознавания по изображению лица ZN Technologies" и "Компьютерная система распознавания номеров автомобилей "ПОТОК". Аналогичные Видеопроцессорные блоки используются и в известных системах виртуального ввода данных в компьютер (например, по патенту US №5454043, G06K 9/00, или по заявке GB №2345538, G06F 3/00). Такие блоки обеспечивают цифровую обработку и анализ данных изображения лица человека.

Необходимо отметить также, что видеопроцессорный блок 6 аналогичен одноименному блоку ближайшего аналога (RU №2250844, В60R 25/00, G08B 25/10).

Используемые в составе бортовой аппаратуры ТС первый 5 и второй 9 формирователи команд представляют собой микроконтроллеры, широко применяемые в современной автомобильной электронике.

Таким образом, все перечисленные выше узлы и компоненты системы, реализующей предлагаемый способ, известны и применяются на практике. Поэтому возможность практической реализации заявляемого способа не вызывает сомнений.

Система управления доступом в ТС, приведенная на чертеже, в процессе своей работы реализует предлагаемый способ управления доступом в ТС. Эта система работает следующим образом.

Как и в способах, реализованных в аналогах настоящего изобретения, для первичной идентификации легитимного пользователя ТС используется технология радиочастотной идентификации (RFID). Функции RFID реализуются при приеме установленным на борту ТС радиочастотным ридером 1, кодовых посылок от радиочастотного тэга 2, выполненного, например, в виде активного брелока ("Автомобильные охранные системы", ООО "Альтоника", Каталог, Выпуск 9, 2006). Сигналы кодовых посылок от радиочастотного тэга 2 на радиочастотный ридер 1 передаются по радиоэфиру. При этом радиочастотный тэг 2 должен находиться у одного из легитимных пользователей ТС, но нельзя исключить и ситуацию, при которой радиочастотный тэг 2 оказывается у злоумышленника, подделавшего или выкравшего у пользователя радиочастотный тэг 2.

Радиочастотный тэг 2 содержит генератор кодовых посылок и кодер, который осуществляет формирование требуемого идентификационного кода пользователя. При нажатии соответствующей кнопки на лицевой панели радиочастотного тэга 2 (то есть, одной из кнопок активного брелока) к указанным генератору кодовых посылок и кодеру подключается питание от батарейки. При этом радиочастотный тэг 2 посылает в эфир кодовые посылки, содержащие идентификационный код пользователя ТС, которому принадлежит данный радиочастотный тэг 2.

После приема этих кодовых посылок радиочастотным ридером 1 они направляются в центральный блок 3 управления охранно-противоугонной системы, где проводится сравнение идентификационного кода, содержащегося в кодовой посылке, с идентификационными кодами, хранящимися в энергонезависимой памяти центрального блока 3 управления охранно-противоугонной системы. Если ни один из указанных идентификационных кодов не совпадает с идентификационным кодом, содержащимся в кодовой посылке, посланной радиочастотным тэгом 2, то такое событие классифицируется как тревожное. В этом случае центральный блок 3 управления охранно-противоугонной системы формирует тревожное уведомление и фиксирует его в своей оперативной памяти.

В принципе, фиксация тревожного уведомления может быть вызвана тем, что радиочастотный ридер 1 принял кодовую посылку, сформированную посторонним радиочастотным тэгом и предназначенную для бортовой аппаратуры другого постороннего ТС. Однако, после того, как произойдет радиочастотная идентификация в постороннем ТС, сигналы постороннего радиочастотного тэга прекратятся. При этом вероятность приема сигналов постороннего радиочастотного тэга 2 будет тем меньше, чем меньше зона приема радиочастотного ридера 1.

Кроме того, случайные помехи в радиоэфире могут исказить отдельные разряды в кодовой посылке комплектного радиочастотного тэга 2, в особенности, если радиочастотный тэг 2 находится вблизи границы зоны приема радиочастотного ридера 1. Это также приводит к фиксации тревожного уведомления. Однако при повторении кодовой посылки радиочастотного тэга 2 в более благоприятной для приема ситуации, например при приближении радиочастотного тэга 2 к радиочастотному ридеру 1, будет обеспечиваться нормальный прием кодовой посылки.

В центральном блоке 3 управления охранно-противоугонной системы может быть задана программа, связывающая количество фиксируемых тревожных уведомлений за заданный промежуток времени и допустимую зону приема радиочастотного ридера 1. Эта программа должна с высокой вероятностью указывать, что рассматриваемое поступление тревожных уведомлений может означать только одно: что некий злоумышленник пытается подобрать требуемый идентификационный код.

Однако, данная программа, формирующая по тревожным уведомлениям команду тревоги, не имеет прямого отношения к предмету настоящего изобретения, так же как и работа системы, реализующей заявляемый способ, в режиме тревоги. Для данного изобретения существенным является только то, что при формировании тревожных уведомлений и при переходе системы в режим тревоги центральный блок 3 управления охранно-противоугонной системы воздействует на блоки тревожной сигнализации, вызывая формирование определенных световых, звуковых и/или радиочастотных сигналов. Центральный блок 3 управления охранно-противоугонной системы не производит никаких управляющих воздействий ни на радиочастотный ридер 1, ни на блок 4 управления доступом.

Соответственно, функциональные органы, обеспечивающие доступ в ТС и возможность движения ТС, остаются в заблокированном состоянии, в которое они были приведены путем подачи соответствующих команд от центрального блока 3 управления охранно-противоугонной системы при постановке ТС на охрану.

Если переданный радиочастотным тэгом 2 идентификационный код совпадает с одним из идентификационных кодов, хранящихся в памяти центрального блока 3 управления охранно-противоугонной системы, то это означает, что радиочастотный тэг 2 находится либо у легитимного пользователя ТС, оснащенного "прописанным" в охранно-противоугонной системе радиочастотным тэгом 2, либо у злоумышленника, подделавшего или выкравшего радиочастотный тэг 2 этого легитимного пользователя. Условный номер легитимного пользователя определяется по номеру ячейки памяти центрального блока 3 управления охранно-противоугонной системы, в которой хранится идентификационный код, совпавший с идентификационным кодом, переданным радиочастотным тэгом 2.

В вышеупомянутых аналогах настоящего изобретения указанного совпадения идентификационных кодов достаточно для того, чтобы помощью блока 4 управления доступом разблокировать замки дверей в салон ТС, багажник и капот. В системах с одноступенчатой (только радиочастотной) идентификацией совпадения идентификационных кодов достаточно и для того, чтобы разблокировать функциональные органы, обеспечивающие движение ТС, то есть, чтобы санкционировать использование ТС по прямому назначению.

В рассматриваемом способе радиочастотная идентификация является лишь первым этапом процедуры идентификации пользователя. Успешное завершение радиочастотной идентификации пользователя считается необходимым, но не достаточным условием для санкционированного использования ТС. Наряду с первым этапом идентификации, реализуется второй этап - биометрической идентификации пользователя по данным изображения лица.

Второй этап идентификации пользователя начинается с того, что центральный блок 3 управления охранно-противоугонной системы посылает уведомление об успешном завершении первого этапа идентификации на блоки тревожной сигнализации. Блоки тревожной сигнализации формируют при этом звуковой и/или световой сигнал, свидетельствующий об успешном окончании первого этапа идентификации.

Кроме того, центральный блок 3 управления охранно-противоугонной системы подает радиочастотному ридеру 1 специальное уведомление, содержащее условный номер легитимного пользователя. Приняв указанное уведомление, радиочастотный ридер 1 посылает на вход первого формирователя 5 команд кодовую посылку, содержащую условный номер легитимного пользователя. Первый формирователь 5 команд формирует команду начала второго этапа - биометрической идентификации пользователя по данным изображения лица - и подает эту команду, дополненную условным номером легитимного пользователя, на первый вход видеопроцессорного блока 6. По этой команде условный номер легитимного пользователя фиксируется в памяти видеопроцессорного блока 6, и видеопроцессорный блок 6 переходит в ждущий режим работы, ожидая прихода сигнала от модуля 7 сотовой подвижной связи.

Характерной особенностью предлагаемого технического решения является то, что устройство, являющееся источником информации для идентификации, устанавливается не внутри ТС, а выполняется в виде носимого прибора, находящегося у пользователя ТС. Благодаря этому, обеспечивается возможность дистанционной идентификации пользователя при нахождении его вне ТС. Пример подобного построения биометрического ридера представлен американской компанией SID PROTECT (Монитор, Telenews.RU, 2007). Роль биометрического ридера в указанной системе играет биометрическое устройство распознавания по отпечаткам пальцев, использующее в качестве признака для распознавания индивидуальный характер папиллярного узора человеческого пальца. Указанное биометрическое устройство выполнено в виде брелока с несколькими кнопками управления, в который встроен биометрический сканер, к поверхности которого прикладываются пальцы пользователя ТС (Монитор, №3 (319), Telenews.RU, 9.02.2007).

В системе, реализующей предлагаемый способ, роль биометрического сканера выполняет встроенный в сотовый телефон 8 миниатюрный цифровой фотоаппарат (который может работать в режиме видеокамеры). Такой цифровой фотоаппарат является неотъемлемой частью большинства современных моделей сотовых телефонов бизнес-класса (например, market.yandex.ru). Через сеть сотовой подвижной связи пользователь может осуществлять передачу (например, в виде MMS-сообщений в режиме GSM/GPRS) данных, в том числе видеоизображений своего лица, с сотового телефона 8 в установленный на борту ТС модуль 7 сотовой подвижной связи.

Принятые бортовой аппаратурой ТС видеоизображения передаются далее из модуля 7 сотовой подвижной связи на второй вход видеопроцессорного блока 6, где они подвергаются цифровой обработке. В результате этой обработки видеоизображения формируется цифровая матрица видеоизображения (фрейм). В видеопроцессорном блоке 6 полученный фрейм сравнивается с одним или несколькими эталонными фреймами, которые были ранее (при программировании) занесены в энергонезависимую память того же видеопроцессорного блока 6.

Номенклатура сравниваемых эталонных фреймов однозначно определяется по условному номеру легитимного пользователя, занесенному в память видеопроцессорного блока 6 при переводе его в ждущий режим работы (по окончании этапа радиочастотной идентификации). Эталонные фреймы соответствуют выбранным пользователем возможным ракурсам наблюдения его лица в кадрах видеосъемки.

В результате видеопроцессорной обработки, то есть при сравнении полученного фрейма с эталонными фреймами, выбранными по условному номеру легитимного пользователя, в видеопроцессорном блоке 6 формируется код, указывающий либо на успешную идентификацию пользователя, либо на отсутствие таковой. Этот код подается на вход второго формирователя 9 команд и на вход радиомодема 10.

Если полученный в результате видеопроцессорной обработки код свидетельствует об успешной идентификации пользователя, то второй формирователь 9 команд формирует соответствующую команду и подает ее на блок 4 управления доступом. В качестве блока 4 управления доступом могут быть задействованы одновременно несколько блоков 4 управления доступом. Одни из них могут использоваться в качестве блокираторов замков дверей салона ТС, багажника и капота (то есть, как устройства, разрешающие пользователю доступ в ТС), другие - в качестве иммобилайзеров и дистанционно управляемых реле блокировки (то есть, как устройства, блокирующие возможность передвижения ТС).

Код, поступивший при этом на вход радиомодема 10, преобразуется в кодовое сообщение, свидетельствующее о том, что оба этапа идентификации пользователя успешно завершены, и пользователь может воспользоваться своим ТС. Радиомодем 10 формирует в стандартном формате, например, в виде SMS-сообщения, уведомление о том, что оба этапа идентификации пользователя успешно завершены, и передает его в модуль 7 сотовой подвижной связи (если такие функции радиомодема 10 заданы при его программировании).

Получив указанное SMS-сообщение, модуль 7 сотовой подвижной связи посылает его в эфир на заданный телефонный номер - пользователю ТС.

Если код на выходе видеопроцессорного блока 6 указывает на отрицательный исход биометрической идентификации, то второй формирователь 9 команд не реагирует на него (в том смысле, что управляющее воздействие на блоки 4 управления доступом не формируется). При этом радиомодем 10 формирует в стандартном формате, например, в виде SMS-сообщения уведомление об отрицательном результате второго этапа идентификации и передает в модуль 7 сотовой подвижной связи.

Получив указанное SMS-сообщение, модуль 7 сотовой подвижной связи посылает его в эфир пользователю ТС на его сотовый телефон 8. Функциональные органы, обеспечивающие доступ в ТС и возможность движения ТС, остаются при этом в заблокированном состоянии.

Получив на свой сотовый телефон 8 указанное SMS-сообщение, пользователь может повторить попытку идентификации, несколько изменив при этом либо ракурс наблюдения своего лица объективом встроенного цифрового фотоаппарата, либо расстояние между сотовым телефоном 8 и лицом. И так далее, до получения положительного результата идентификации или до того момента, когда либо количество попыток биометрической идентификации, либо временной интервал с начала биометрической идентификации превысит соответствующую максимально допустимую величину, заданную при программировании.

Во втором формирователе 9 команд с помощью специального счетчика подсчитывается количество поступивших от видеопроцессорного блока 6 кодов, свидетельствующих об отрицательном исходе биометрической идентификации, начиная с момента перехода видеопроцессорного блока 8 в ждущий режим работы. При первом поступлении такого кода во втором формирователе 9 команд запускается специальный таймер. Счетчик и таймер обнуляются либо при поступлении кода, свидетельствующего об успешной биометрической идентификации, либо после того, как содержимое счетчика достигнет максимального числа, заданного при программировании, либо после того, как таймер определит, что фиксируемый им временной интервал превышает установленную максимально допустимую величину. При обнулении счетчика и таймера второй формирователь 9 команд посылает в видеопроцессорный блок 6 команду окончания ждущего режима работы. После этого видеопроцессорный блок 6 становится заблокированным для приема сигналов от модуля 7 сотовой подвижной связи.

Если содержимое счетчика достигает максимального числа, заданного при программировании, или таймер определяет, что фиксируемый им временной интервал превышает установленную максимально допустимую величину, то такое событие означает что лицо, осуществляющее биометрическую идентификацию, идентифицировано как злоумышленник. В бортовой аппаратуре ТС включается режим тревоги. При этом по специальному сигналу из видеопроцессорного блока 6 радиомодем 10 формирует тревожные SMS-сообщения, а модуль 7 сотовой подвижной связи посылает их в эфир выбранному адресату (или нескольким адресатам) для осуществления необходимых действий.

В качестве выбранного адресата могут быть указаны, например, органы охраны или один из пользователей. Однако номенклатура выбираемых адресатов и их действия после получения тревожного сообщения не относятся к предмету настоящего изобретения и специально не рассматриваются.

Принципы построения и функционирования ключевого элемента указанной системы - видеопроцессорного блока 6 - описаны в ранее полученных предприятием-заявителем патентах: RU №2250844, В60R 25/00, G08В 25/10, G01С 21/20, RU №2259019, H04M 11/00, G08В 15/00 и в ряде других.

Аналогичная процедура автоматической биометрической идентификации по данным видеоизображения лица реализована на практике, например на постах таможенного и пограничного контроля, с использованием технологий ZN-Phantomas, ZN-Smart Eye и ZN-Face (www.cctv.ru и www.videonet.ru). В системе, реализующей заявляемый способ, реализация указанной процедуры значительно проще, поскольку используется значительно меньшее количество эталонных фреймов.

Необходимо отметить, что хотя в системе, реализующей заявляемый способ, приведен пример, в котором результат радиочастотной идентификации доводится до сведения пользователя с помощью световых и/или сигналов блоков тревожной сигнализации, а результаты биометрической экспертизы сообщаются на сотовый телефон 8, возможны и другие варианты оповещения пользователя. Конкретное определение методики оповещения пользователя зависит только от аппаратурной реализации заявляемого способа.

Совокупность описанных выше процедур позволяет решить поставленную задачу. В результате реализации способа может быть создана технология управления доступом в ТС, обладающая более высокой, чем у существующих аналогов, надежностью защиты ТС от проникновения злоумышленников.

Обеспечиваемый технический результат заключается в комплексном применении средств радиочастотной и биометрической идентификации легитимного пользователя ТС по данным видеоизображения его лица с целью предотвращения попыток несанкционированного проникновения посторонних лиц в салон, багажник или капот ТС. При этом для получения указанного видеоизображения и передачи его на борт ТС используется общедоступный сотовый телефон 8 со встроенным цифровым фотоаппаратом.

1. Способ управления доступом в транспортное средство (ТС), заключающийся в том, что при постановке ТС на охрану блокируют доступ в ТС и функциональные органы ТС, обеспечивающие возможность его движения, а перед разблокированием доступа в ТС осуществляют радиочастотную идентификацию пользователя ТС, находящегося вне ТС, о положительном либо отрицательном результате радиочастотный идентификации сигнализируют пользователю соответствующими сигналами, при положительном результате радиочастотный идентификации пользователя осуществляют его биометрическую идентификацию по данным изображения лица, включающую в себя последовательные процедуры получения изображения лица, его цифровой обработки и принятия решения, сигнализируют пользователю о результате биометрической идентификации, при ее положительном результате разблокируют функциональные органы ТС, обеспечивающие возможность движения, а при отрицательном результате формируют и передают тревожные сообщения выбранному адресату для осуществления необходимых действий, отличающийся тем, что процедуру получения изображения лица пользователя осуществляют вне ТС с помощью сотового телефона со встроенными цифровым фотоаппаратом, при этом сотовый телефон поворачивают таким образом, чтобы лицо пользователя попадало в объектив цифрового фотоаппарата, после чего передают получаемое изображение лица пользователя на борт ТС для последующей цифровой обработки, а блокировку доступа в ТС снимают только после положительного результата биометрической идентификации пользователя.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при отрицательном результате биометрической идентификации сообщают об этом пользователю для повторения попытки биометрической идентификации с изменением ракурса наблюдения лица объективом встроенного цифрового фотоаппарата, либо расстояния между сотовым телефоном и лицом до получения положительного результата идентификации или до того момента, когда либо количество попыток биометрической идентификации, либо временной интервал с начала биометрической идентификации превысят соответствующую максимально допустимую величину.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам безопасности, обеспечивающим охрану и защиту транспортных средств (ТС) от угона, кражи и других видов несанкционированного использования.

Изобретение относится к системам безопасности, обеспечивающим охрану и защиту транспортных средств (ТС) от угона, кражи и других видов несанкционированного использования.

Изобретение относится к радиопоисковым технологиям, используемым для борьбы с угонами транспортных средств (ТС), и предназначено для оперативного поиска угнанных транспортных средств (УТС).

Изобретение относится к радиопоисковым технологиям, используемым для борьбы с угонами транспортных средств (ТС), и предназначено для обеспечения оперативного поиска угнанных ТС.

Изобретение относится к радиоэлектронным системам, обеспечивающим возможности комплексного решения задач охраны и определения текущего местоположения (позиционирования) транспортных средств (ТС).

Изобретение относится к сигнальным устройствам для охранно-противоугонных систем транспортных средств и предназначено для тревожного звукового оповещения. .

Изобретение относится к технике реализации охранных систем, предназначенных для защиты объектов недвижимости и транспортных средств. .

Изобретение относится к средствам безопасности транспортных средств (ТС) и предназначено для использования при защите ТС от проникновения и угона. .

Изобретение относится к охранным системам, обеспечивающим поиск, обнаружение, определение текущего местоположения и перехват угнанных транспортных средств (ТС) с помощью ТС быстрого реагирования.

Изобретение относится к области контроля и управления движением транспортных средств. .

Изобретение относится к технике мониторинга транспортных средств и защиты от несанкционированного использования

Изобретение относится к системам охранной сигнализации и может быть использовано для управления транспортным парком, контроля за состоянием подвижных объектов и их перемещением в реальном масштабе времени, охраны стационарных и мобильных объектов

Изобретение относится к радиоэлектронным охранным системам

Изобретение относится к области мониторинга, сопровождения и управления наземными транспортными средствами (ТС)

Изобретение относится к технике обнаружения, сопровождения и перехвата угнанных транспортных средств (ТС)

Изобретение относится к сигнальным устройствам для транспортных средств и предназначено для тревожного звукового оповещения

Изобретение относится к области мониторинга, сопровождения и управления транспортными средствами (ТС)

Изобретение относится к оборудованию транспортных средств (ТС) для предотвращения недозволенного использования (угона) или кражи ТС

Изобретение относится к технике сигнализации о несанкционированном проникновении на охраняемый объект, преимущественно автомобиль

Изобретение относится к оборудованию транспортных средств для предотвращения недозволенного использования (угона, кражи, захвата), в частности к противоугонным системам - иммобилайзерам, предназначенным для непосредственного противодействия угону
Наверх