Способ определения диапазона оптимальных рабочих нагрузок пар трения скольжения

Изобретение относится к области материаловедения. Сущность: проводят испытания материалов пары на износ при вариации условий трения. Определяют массовый износ Δm и интенсивность линейного изнашивания Ih. Экспериментальную зависимость интенсивности линейного изнашивания Ih от совместной нагрузки pv исследуемого материала получают путем случайного выбора величин р и v из интервала значений pv, не превышающих допускаемого значения [pv] для испытуемого материала. Полученные значения Ih аппроксимируют по методу наименьших квадратов, а диапазон рабочих контактных давлений Δр и рабочих скоростей скольжения Δv определяют по соотношениям.

Технический результат - повышение информативности и снижение трудоемкости. 1 ил., 3 табл.

 

Изобретение относится к области материаловедения и может использоваться при выборе материалов пар трения скольжения с учетом рабочих нагрузок, включающих в себя контактные давления р и скорости скольжения v.

В работе [Bowden F.P., Tabor D. The friction and lubrication of solids. Oxford. Clarendon Press. 1950. Стр. 291-293] получена зависимость интенсивности линейного изнашивания Ih в широком диапазоне контактных давлений р при постоянной скорости скольжения v. На этой зависимости наблюдается область снижения Ih при увеличении р, которая располагается между относительным максимумом Ih при сравнительно малых величинах давлений и относительным минимумом Ih при больших давлениях, что свидетельствует о наличии смены механизмов изнашивания. В работе высказывается предположение о том, что область давлений, в которой наблюдается снижение Ih, может являться оптимальным диапазоном для работы узла трения.

Однако это предположение не нашло достаточного обоснования, т.к. зависимости Ih от р не сопоставлялись с другими триботехническими характеристиками, такими как, например, коэффициент трения.

Наиболее близким к предлагаемому способу является известный способ [Гинзбург Б.М., Точильников Д.Г., Козырев Ю.П. «О влиянии сдвиговой деформации на механизм изнашивания поликристаллических твердых тел при трении скольжения». // Трение и износ. 2001. Т.22, №6. С.625-630], в котором с учетом коэффициента трения выделяется диапазон средних давлений, рассматриваемый как диапазон, благоприятный для работы узлов трения.

Недостаток способа состоит в необходимости проведения большого числа экспериментов для получения характеристик, используемых в конструкторской документации, т.е. для нахождения диапазонов рабочих давлений при различных скоростях скольжения необходимо осуществлять последовательный перебор возможных комбинаций всех значений давлений и скоростей скольжения в выбранном диапазоне нагрузок.

Задача, решаемая изобретением, - повышение информативности и снижение трудоемкости рассмотренного выше способа получения данных.

Поставленная задача достигается тем, что при проведении испытаний для определения диапазона рабочих нагрузок материала вместо перебора возможных комбинаций величин контактных давлений р и скоростей скольжения v используется в качестве экспериментального параметра совместная нагрузка pv, которая представляет собой произведение величины контактного давления р и скорости скольжения v. Далее производят выбор ряда значений pv с учетом величины допускаемого значения [pv] материала. Используя генератор случайных чисел, раздельно определяют значения v и р по условию соответствия их произведения выбранным величинам pv. После этого экспериментально определяют массовый износ Δm материала для выбранных величин pv и рассчитывают величину Ih. Затем производят аппроксимацию полученных значений Ih от pv, а диапазоны рабочих нагрузок определяют для конкретных значений скоростей скольжения vk или контактных давлений pk с использованием значений (pv)1 и (pv)2 в точках перегиба аппроксимирующей зависимости. В результате по одной серии опытов в известном способе определяют только один диапазон рабочих давлений, а в предлагаемом способе определяют целый ряд диапазонов как контактных давлений, так и скоростей скольжения.

Возможность осуществления данного способа основана на установленном влиянии на износ материалов трех факторов, зависящих от pv: скорости сдвиговой деформации [Гинзбург Б.М., Точильников Д.Г., Козырев Ю.П. О влиянии сдвиговой деформации на механизм изнашивания поликристаллических твердых тел при трении скольжения. / Трение и износ. 2001. Т.22, №6. С.625-630], градиента поверхностной температуры [Крагельский И.В., Добычин М.Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение. 1977. Стр. 116] и величины поверхностной температуры.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором показана аппроксимация экспериментальных данных интенсивности линейного изнашивания в зависимости от обобщенного параметра нагрузки pv для пары трения скольжения. На чертеже отмечены точки перегиба (pv)1 и (pv)2, по которым определяются как диапазоны рабочих контактных давлений, так и диапазоны рабочих скоростей скольжения.

Для реализации поставленной задачи поступают следующим образом. Составляют таблицу из 8-12 экспериментальных величин pv, охватывающих весь интервал pv для данного материала, причем верхняя граница интервала исследуемых pv принимается, равной pVmax=k[pv], где k=2,5÷3 - коэффициент расширения экспериментального интервала для получения полной зависимости, [pv] - допускаемое значение pv для испытуемого материала, взятое из справочной литературы. При этом 8-12 соответствующих величин скоростей скольжения v выбирают произвольно, а величины контактных давлений р рассчитывают. Затем для каждой табличной величины pv экспериментальным путем определяют весовой износ Δm и рассчитывают величину Ih [Крагельский И.В., Добычин М.Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение. 1977.526 с.].

Полученные значения Ih от обобщенного параметра нагрузки pv аппроксимируют по методу наименьших квадратов. По аппроксимирующей зависимости определяют величины (pv)1 и (pv)2 в точках перегиба. Затем для заданной скорости vk определяют нижнее значение давления рн и верхнее значение давления рв или для заданного давления рк определяют нижнее значение скорости vн и верхнее значение скорости vв в рабочем диапазоне по соотношениям:

Тогда диапазон рабочих давлений Δр и диапазон рабочих скоростей скольжения Δv будет равен:

где рн нижнее и рв верхнее значения давления диапазона, a vн нижнее и vв верхнее значения скорости скольжения диапазона.

Конкретная реализация предложенного способа показана на примере испытаний на износ антифрикционного материала Ф4К15М5, содержащего политетрафторэтилен (ПТФЭ), 15 об.% мелкодисперсного литейного кокса и 5% дисульфида молибдена MoS2.

Испытания материала проводились по схеме кольцо - плоскость: образец из исследуемого материала контактировал своей плоской поверхностью с контртелом из стали 35ХМ (кольцо с наружным ⊘ 6 мм, внутренним ⊘ 5 мм и высотой 8 мм). Технические данные установки: скорость скольжения 0,04-1,2 м/с; контактное давление 0,6-9,4 МПа. Путь трения во всех испытаниях был принят равным 1000 м.

Перед проведением испытаний составляют таблицу величин pv. Известно [Справочник по пластическим массам. Изд. 2-е. В двух томах. Т.1. /Под ред. В.М.Катаева, В.А.Попова, Б.И.Сажина. М.: Химия, 1985. Стр. 138], что для испытуемого материала допустимое [pv]=0,7 МПа м/с, тогда для расширения экспериментального интервала выбираем коэффициент k, равным 2,56. Получаем pvmax, равным 1,8 МПа м/с. Полученные величины pv приведены в табл.(столбец 4).

Таблица 1
№ эксп.Скорость скольжения v, м/сКонтактное давление р, МПаСовместная нагрузка pv, МПа м/сВремя эксперимента, час-мин-с
12345
10,040,70,036-16-08
20,081,30,12-49-15
30,280,70,21-24-37
40,113,70,41-24-37
50,262,30,60-56-25
60,282,80,81-17-34
70,711,71,20-28-12
80,197,61,40-40-18
90,424,31,80-43-52

Далее получают величины v и р с округлением их в соответствии с точностью, которую обеспечивает экспериментальная установка. Эти величины приведены в табл.1 (столбцы 2, 3). После контрольного пересчета величин pv возможно их уточнение, если пересчитанная величина отличается от первоначальной более чем на ±5%. Далее проводят испытания материала, измеряют его массовый износ Δm и определяют величину Ih по известной формуле:

где ρ - плотность; Аn - номинальная площадь контакта; L - путь трения.

На чертеже приведено графическое построение полученных экспериментальных данных Ih от pv (▪) с последующей аппроксимацией их по методу наименьших квадратов (-).

Аппроксимация экспериментальных точек проведена с достаточной точностью, т.к. коэффициент корреляции равен 0,94.

По зависимости, приведенной на чертеже, определяют, что величины (pv)1 и (pv)2 составляют 0,34 и 0,91 МПа м/с соответственно. После чего по соотношениям (1) и (2) находят нижнюю рн, верхнюю рв величины давлений и Δр. Полученные результаты приведены в табл.2.

Таблица 2
vk, м/сpв, МПарн, МПаΔр, МПа
0,24,51,72,8
0,331,11,9
0,42,30,91,4
0,51,80,71,1
0,61,50,60,9

Аналогично по соотношениям (1) и (2) можно получить величины vн, vв и Δv, задаваясь постоянными величинами давлений рk (табл.3).

Таблица 3
рк, МПаvв, м/сvн, м/сΔv, м/с
1,50,610,160,45
20,460,120,34
2,50,360,10,27
30,30,080,22
3,50,260,070,19

Данные табл.2 и 3 дают возможность выбрать параметры р и v для материала Ф4К15М5 при конструкторской разработке узла трения.

Результаты, приведенные в табл.2 и 3, были получены с меньшими временными затратами благодаря предлагаемому способу произвольного подбора параметров р и v для заранее заданных величин совместной нагрузки pv с последующим определением рв, рн и Δр или vв, vн и Δv по найденным величинам (pv)1 и (pv)2 на аппроксимирующей зависимости. Для получения такого же объема данных, как в табл.2 и 3, но без использования предлагаемого способа, потребовалось бы провести значительно большее число опытов.

Возможность определения как диапазона рабочих давлений, так и диапазона рабочих скоростей скольжения по одной серии опытов существенно повышает информативность предложенного способа по сравнению с известным способом.

Источники информации

1. Bowden F.P., Tabor D. The friction and lubrication of solids. Oxford. Clarendon Press. 1950. 512 с.

2. Гинзбург Б.М., Точильников Д.Г., Козырев Ю.П. О влиянии сдвиговой деформации на механизм изнашивания поликристаллических твердых тел при трении скольжения. // Трение и износ. 2001. Т.22, №6. С.625-630. (прототип)

3. Крагельский И.В., Добычин М.Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение. 1977. 526 с.

4. Справочник по пластическим массам. Изд. 2-е. В двух томах. Т.1. /Под ред. В.М.Катаева, В.А.Попова, Б.И.Сажина. М.: Химия, 1985. 449 с.

Способ определения диапазона оптимальных рабочих нагрузок пар трения скольжения, заключающийся в том, что проводят испытания материалов пары на износ при вариации условий трения, определяют массовый износ Δm и интенсивность линейного изнашивания Ih, отличающийся тем, что экспериментальную зависимость интенсивности линейного изнашивания Ih от совместной нагрузки pv исследуемого материала получают путем случайного выбора величин р и v из интервала значений pv, не превышающих допускаемого значения [pv] для испытуемого материала, полученные значения Ih аппроксимируют по методу наименьших квадратов, а диапазон рабочих контактных давлений Δр и рабочих скоростей скольжения Δv определяют по соотношениям:

где и - соответственно нижнее и верхнее значения контактных давлений диапазона рабочих нагрузок;

и - соответственно нижнее и верхнее значения скоростей скольжения диапазона рабочих нагрузок;

pv - произведение величины контактного давления р и скорости скольжения v испытуемого материала (совместная нагрузка);

(pv)1 и (pv)2 - значения совместной нагрузки в точках перегиба аппроксимирующей зависимости Ih от pv;

vk и pk - соответственно значение заданной скорости и заданного давления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству и способу контроля качества оптического диска. .

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения вязкости жидкости и определения степени износа двигателя внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике. .

Изобретение относится к области испытания материалов, в частности оно может быть использовано для оценки изнашивания материалов в условиях гидростатического давления и определения смазочных свойств рабочих жидкостей гидроприводов.

Изобретение относится к испытательной технике. .

Изобретение относится к испытательной технике. .

Изобретение относится к исследованию углеводородных топлив. .

Изобретение относится к способам механических испытаний материалов. .

Изобретение относится к области испытаний смазочных материалов, а именно к оценке влияния граничных слоев смазочного материала на свойства металлической поверхности, и может быть использовано для прогнозирования триботехнических свойств смазочных материалов для опор буровых долот на стадии лабораторных испытаний.

Изобретение относится к способам контроля степени износа смазываемых деталей двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к способам испытаний узлов трения механических систем

Изобретение относится к устройству и способу для испытания качества оптического диска, а именно для испытания механической стойкости поверхности оптического диска

Изобретение относится к области испытаний материалов в среде чистых углеводородных жидкостей и содержащих специальные присадки, изменяющие физические свойства жидкостей

Изобретение относится к технике исследования прочностных свойств твердых материалов

Изобретение относится к испытательным триботехническим стендам, с помощью которых осуществляются исследования триботехнических характеристик и износостойкости подвижных механических сопряжений

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для контроля износа режущего инструмента

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно для испытания на износ радиальных пар трения

Изобретение относится к технологии машиностроения, к устройствам для испытаний на контактную выносливость поверхностей деталей машин

Изобретение относится к технологии машиностроения, к способам и устройствам для определения пластических деформаций и износа упрочненных материалов при испытаниях на контактную выносливость плоских поверхностей деталей машин
Наверх