Узел резьбового соединения

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении и работающим в условиях сложного нагружения. Узел соединения деталей машин содержит две соединяемые детали, шпильку с гайками. В первой соединяемой детали установлена без зазора разрезная коническая втулка под посадку без зазора шпильки. Во второй соединяемой детали с зазором установлена цилиндрическая втулка с внутренним коническим отверстием для посадки конической части шпильки с натягом. В результате повышается прочность соединения за счет существенного уменьшения напряжения изгиба под резьбовой частью, повышается равномерность распределения поперечной нагрузки в групповом болтовом соединении, увеличивается работоспособность узла на сдвиг. 1 ил.

 

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении и работающим в условиях сложного нагружения.

Известны узлы соединения деталей машин, в которых осуществляется соединение болтами, установленными в отверстия без зазора [1] (стр.36 фиг.1.20).

В узле соединения, в котором болты устанавливают в отверстие без зазора, соединяемые детали должны совместно обрабатываться. Причем отверстия в соединяемых деталях калибрируют разверткой или растачивают совместно с большой точностью, а диаметр стержня болта выполняют с допуском, обеспечивающим заданную посадку.

Эти технологические операции весьма трудоемки, в особенности для крупногабаритных деталей, изготавливаемых нередко в разных городах. Сборка и разборка таких соединений приводит к задирам посадочных поверхностей отверстий деталей и шлифованных поверхностей болтов, что существенно снижает точность регламентируемой посадки соединений и как результат снижает равномерность распределения поперечной нагрузки.

Известен еще узел соединения деталей машин, в котором в детали, к которой примыкает гайка, болт поставлен без зазора, а в другой детали болт поставлен с расчетным зазором [2].

Основным недостатком данного решения является необходимость обеспечения достаточно высокой точности соосности отверстий соединяемых деталей, что также трудновыполнимо в узле с групповым резьбовым соединением.

Цель изобретения - повышение прочности соединения за счет существенного уменьшения напряжения изгиба под резьбовой частью, повышение равномерности распределения поперечной нагрузки в групповом резьбовом соединении, следовательно, повышение работоспособности узла на сдвиг.

Поставленная цель достигается тем, что в первой соединяемой детали установлена без зазора разрезная коническая втулка под посадку без зазора шпильки, во второй соединяемой детали с зазором установлена цилиндрическая втулка с внутренним коническим отверстием для посадки конической части шпильки с натягом.

Изобретение поясняется чертежом.

Узел содержит детали 1 и 2, шпильку 3, коническую разрезную втулку 4, цилиндрическую втулку 5, гайки 6 и 7.

В детали 1 выполнено цилиндрическое отверстие с диаметром d1, в котором устанавливается с зазором цилиндрическая втулка диаметром d4 с внутренним коническим отверстием, диаметрами d2 и d5 для посадки конической части шпильки 3 диаметрами d3 и d5 с натягом.

В детали 2 выполнено коническое отверстие с диаметрами d6 и d8, в котором установлена коническая разрезная втулка 4 с диаметрами d7 и d8 под посадку шпильки 3 с натягом на участке l7.

Со стороны гайки 7 при сборке соединения шпилька 3 свободно проходит через отверстие d6 детали 1 и входит с зазором в отверстие разрезной конической втулки 4. Затем устанавливается цилиндрическая втулка 5 и производится предварительный затяг гайкой 7, обеспечивающий натяг в соединении цилиндрическая втулка-шпилька. Далее производится затяг гайки 6 на заданное усилие, обеспечивающее натяг в соединении разрезная втулка-шпилька за счет выбора зазора разрезного конуса.

При работе группового резьбового соединения под действием поперечных нагрузок все крепежные детали деформируются как стержни с двумя защемленными краями. Защемление шпильки в сечении, совпадающее с опорной поверхностью гайки 7, обеспечивается за счет создания натяга в паре цилиндрическая втулка-шпилька, а в деталь 2 защемление болта обеспечивается за счет посадки без зазора в разрезной втулке 4, защемляемой в этой детали за счет затяга гайки. В результате образуется жесткий узел: деталь 2 - втулка 4 - деталь 1 - втулка 5, перемещающийся при нагружении соединения как одно твердое тело.

В результате всего этого существенно повышается равномерность загрузки всех болтов группового резьбового соединения, воспринимающего срезающее усилие, а также повышается общая несущая способность соединения.

Использование предлагаемого узла соединения особенно эффективно в дорогостоящих силовых машинах, передающих значительные нагрузки.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Иванов М.Н., Финагенов В.А. Детали машин. М.: «Высшая школа», 2002 г., с.407.

2. Патент №2169876. Москва, 27.06.2001 (прототип). Авторы: Бугов X.У., Егожев А.М., Семенов Л.Х. и др.

Узел соединения деталей машин, содержащий две соединяемые детали, шпильку с гайками, отличающийся тем, что в первой соединяемой детали установлена без зазора разрезная коническая втулка под посадку без зазора шпильки, во второй соединяемой детали с зазором установлена цилиндрическая втулка с внутренним коническим отверстием для посадки конической части шпильки с натягом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидромашиностроению, и может быть использовано для соединения валов гидротурбин с валами гидрогенераторов, валов с рабочими колесами гидротурбин и рабочих органов сельскохозяйственных машин.

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в силовых машинах, в частности, для соединения рабочих органов с валами, жестких полумуфт и др. .

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении, в частности в гидромашиностроении, для соединения валов гидротурбины и гидрогенератора, а также для соединения рабочего колеса с валом гидротурбины, жестких полумуфт, передающих значительные крутящие моменты.

Изобретение относится к области космической техники. .

Изобретение относится к устройству удержания кольцевой шайбы против радиальной поверхности диска ротора. .

Изобретение относится к области строительства, в частности к болтовым соединениям тонкостенных элементов. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидромашиностроению, и может быть использовано для соединения валов турбин с валами гидрогенераторов. .

Изобретение относится к соединительным устройствам для соединения деталей с одновременной компенсацией промежутка между этими деталями. .

Изобретение относится к устройству для прочного соединения двух элементов друг с другом. .

Изобретение относится к области конструирования мебели, к устройствам соединения щитовых деталей мебели между собой с помощью стяжки. .

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для соединения друг с другом двух деталей при помощи болта и гайки

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении, в частности в гидромашиностроении, для соединения валов гидротурбины и гидрогенератора, а также для соединения рабочего колеса с валом гидротурбины, жестких полумуфт, передающих значительные крутящие моменты, рабочих органов сельхозмашин и др

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к способу герметизации неразъемных и разъемных соединений воздушных и топливных отсеков летательных аппаратов

Изобретение относится к устройству для соединения с опорной или несущей деталью закрепляемой на ней детали

Изобретение относится к устройству фиксации

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидромашиностроению, и может быть использовано для соединения валов с рабочими колесами гидротурбин и рабочих органов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к области строительства и машиностроения и может быть использовано в соединениях деталей разной толщины из листового конструкционного материала, работающих на сдвиг от воздействия постоянных нагрузок

Изобретение относится к шаровым опорам
Наверх