Способ производства холоднокатаной стальной ленты

Изобретение предназначено для улучшения потребительских свойств стальной ленты, используемой в автомобильной промышленности. Способ включает травление горячекатаной полосовой заготовки и ее последующую холодную прокатку на непрерывном стане. Повышение механических свойств ленты обеспечивается за счет того, что заготовку из ст.3 пс толщиной 2 мм, прокатываемую на конечную толщину 0,5 мм, после травления подвергают предварительному отжигу в одностопных колпаковых печах с защитным азотно-водородным газом и с объемом садки до 60 т при нагреве в течение 34 ч с температурой окончательной выдержки 650°С, а после отжига осуществляют холодную прокатку. В качестве защитного газа применяют смесь 93...96% азота и 4...7% водорода. 1 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к производству холоднокатаной стали и может быть использовано при изготовлении полосового проката (ленты), используемого в автомобильной промышленности.

Технология производства стальной холоднокатаной ленты (т.е. полосового проката относительно небольшой ширины) достаточно подробно описана, например, в книге П.И.Полухина и др. «Прокатное производство», 3-е изд., М, «Металлургия», 1982 г., с.511-535. Обязательными операциями производства этого вида проката являются травление (удаление окалины) горячекатаной заготовки и последующая ее холодная прокатка, обычно на непрерывном многоклетевом стане. После холодной прокатки полосы (ленты), смотанные в рулоны, подвергаются термической обработке (например, отжигу).

Известен способ производства холоднокатаной полосовой стали, включающий горячую прокатку с заданными температурами конца прокатки и смотки и последующую холодную прокатку с заданными величинами суммарного обжатия 6, в котором температура конца прокатки и величина ε определяются содержанием углерода в стали, которое находится в пределах 0,007...0,020 об.% (см. пат. РФ №2268789, кл. В21В 1/22, опубл. в БИ №3, 2006 г.).

Однако эта технология непригодна для производства стальной холоднокатаной ленты из сталей с более высоким содержанием углерода.

Наиболее близким аналогом к заявляемому объекту является технология производства холоднокатаной полосовой стали, описанная в книге С.П.Ефименко и В.П.Следнева «Вальцовщик листопрокатных станов», М., «Металлургия», 1980, с.223.

Эта технология включает травление горячекатаной полосовой заготовки и ее последующую холодную прокатку и характеризуется тем, что холоднокатаные рулоны подвергаются отжигу, дрессировке и порезке на мерные листы.

Недостатком этой технологии является неопределенность отдельных параметров последовательных операций (например, отжига), что затрудняет ее использование для производства автомобильной ленты.

Технической задачей настоящего изобретения является улучшение потребительских свойств стальной ленты, используемой в автомобильной промышленности, за счет улучшения ее механических свойств.

Для решения этой задачи в предлагаемом способе, включающем травление горячекатаной полосовой заготовки и ее последующую холодную прокатку на непрерывном стане, заготовку из стали 3пс толщиной 2 мм, прокатываемую на конечную толщину 0,5 мм, после травления подвергают предварительному отжигу в одностопных печах с защитным азотно-водородным газом и с объемом садки до 60 т при нагреве в течение 34 часов с температурой окончательной выдержки 650°С; в качестве защитного газа применяют смесь 93...96% азота и 4...7% водорода.

Приведенные параметры операции предварительного отжига получены в результате обработки опытных данных и являются эмпирическими.

Сущность заявляемого технического решения заключается в оптимизации температурно-временных параметров предварительного отжига. Ввод операции предварительного отжига решает две задачи: повышение пластичности подката перед холодной прокаткой и улучшение механических свойств готовой холоднокатаной полосы.

Опытную проверку заявляемого способа осуществляли в листопрокатном цехе №8 ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».

С этой целью на непрерывно-травильном агрегате (HTA) цеха производили соляно-кислотное травление горячекатаной заготовки, которую после травления подвергали отжигу в одностопных колпаковых печах, а затем прокатывали на непрерывном стане 630 холодной прокатки. В ходе опытов варьировали время нагрева и температуру окончательной выдержки при отжиге. Кроме того, меняли соотношение компонентов защитного газа.

Наилучшие результаты (полное соответствие мехсвойств требованиям потребителей в 99...100% случаев) получены с использованием предлагаемой технологии. Отклонения от заявляемых ее параметров ухудшали достигнутые показатели.

Так, например, уменьшение времени и температуры окончательной выдержки (соответственно меньше 34 час и 650°С) приводили к уменьшению выхода качественной холоднокатаной ленты до 94%, в основном, из-за снижения предела текучести и относительного удлинения металла сверх допустимых норм. Увеличение же времени нагрева и температуры приводило к появлению сажистых налетов на поверхности ленты, а также к ухудшению мехсвойств металла. При увеличении содержания азота сверх 96% в защитном газе (при одновременном снижении содержания водорода ниже 4%) на части металла наблюдались цвета побежалости, что не допускается стандартом ИСО/ТУ 16949:2000 «Системы менеджмента качества. Особые требования к применению ИСО 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части». При содержании водорода более 7% в печах происходили недопустимые хлопки газа. При весе садки в печах менее 60 т снизилась производительность стана холодной прокатки.

Технология, выбранная в качестве ближайшего аналога (см.выше), в опытах не проверялась из-за неопределенности основных ее параметров. Таким образом, опыты подтвердили приемлемость найденного технического решения для достижения поставленной цели и его преимущество перед известным объектом.

Технико-экономические исследования, проведенные в Центральной лаборатории ОАО «ММК», показали, что использование настоящего изобретения при производстве автомобильной ленты в ОАО «ММК» повысит потребительские свойства металла с одновременным увеличением прибыли от его реализации не менее чем на 10%.

Пример конкретного выполнения

Горячекатаная полосовая сталь 3пс сечением 300·2 мм прокатывается на непрерывном стане 630 холодной прокатки на конечную толщину 0,5 мм.

Перед холодной прокаткой рулонные полосы подвергают травлению в соляной кислоте, а после него - предварительному отжигу в одностопных колпаковых печах с объемом садки до 60 т при нагреве в течение 34 часов с температурой окончательной выдержки 650°С. В качестве защитного газа используется смесь 94,5% азота и 5,5% водорода.

Выход качественной ленты - 99,5%.

1. Способ производства холоднокатаной ленты толщиной 0,5 мм из стали 3пс, включающий травление горячекатаной полосовой заготовки толщиной 2 мм и ее последующую прокатку на непрерывном стане, при этом заготовку после травления подвергают предварительному отжигу в одностопных колпаковых печах с защитным азотно-водородным газом и с объемом садки до 60 т при нагреве в течение 34 ч с температурой окончательной выдержки 650°С.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве защитного газа применяют смесь 93...96% азота и 4...7% водорода.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии производства горячекатаных бесшовных труб поперечно-винтовой прокаткой, в частности к способу получения высокопрочных труб. .

Изобретение относится к прокатному производству, в частности к рабочей клети стана холодной прокатки труб. .

Изобретение относится к прокатному производству, а именно к конструкциям рабочих (прокатных) клетей листопрокатных (полосопрокатных) станов. .

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при изготовлении коррозионностойкого листового или сортового проката, труб и специальных профилей.

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к производству листов толщиной 20-50 мм из углеродистых и низколегированных сталей конструкционного назначения. .

Изобретение относится к нажимному устройству прокатной клети и может быть использовано на станах горячей и холодной прокатки черных и цветных металлов и неметаллических материалов.

Изобретение относится к прокатной клети. .

Изобретение относится к обработке металлов давлением, более конкретно к прокатному производству, и может быть использовано для получения длинномерных заготовок с мелкозернистой структурой.

Изобретение относится к обработке металлов давлением, более конкретно к прокатному производству, и может быть использовано для получения длинномерных заготовок с мелкозернистой структурой.

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к изготовлению методом пакетной прокатки клиновидных заготовок лопаток турбин, а также других типов роторных лопаток или лопастей статора для турбомашин или пропеллеров.

Изобретение относится к области металлургии, конкретно к прокатному производству, и может быть использовано при получении стальных равнополочных швеллеров

Изобретение относится к обработке металлов давлением, преимущественно к производству алюминиевой или медной ленты, которая после нанесения на нее изоляции используется в качестве плоского обмоточного электрического проводаЛента, применяемая в производстве катушек электромагнитов и других электротехнических изделий, может быть получена из слитков или бесслитковым методом на обычном оборудовании прокатного цеха

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к прокатному и волочильному производствам, в частности к способам производства проволоки, в том числе с цинковым покрытием
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при производстве широких горячекатаных полос, преимущественно трубных марок стали
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при производстве широких горячекатаных полос, предназначенных для производства профилей для строительных конструкций

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при производстве широких горячекатаных полос, предназначенных для последующего изготовления коррозионностойких хладостойких труб
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при производстве горячекатаной автолистовой стали

Изобретение относится к способу производства металлической, преимущественно холоднокатаной, полосы, в частности полосы из нержавеющей стали, причем производимая полоса проводится в направлении подачи через агрегат, в котором полоса подвергается прокатке, нагреву и химической обработке

Изобретение относится к способу деформации труб и может быть использовано при раскатке гильз преимущественно на одноклетьевых раскатных станах

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при прокатке круглой сортовой стали
Наверх