Способ определения коэффициента лобового сопротивления исследуемого тела в разреженной среде и устройство для его осуществления

Изобретения относятся к области экспериментальной газоаэродинамики и могут быть использованы для определения коэффициента лобового сопротивления исследуемого тела в разреженной среде. Способ заключается во введении в газовую среду исследуемого тела, механической связью объединенного с первым эталонным телом в одно целое, и измерении силы взаимодействия между указанными телами. При этом в газовую среду дополнительно вводят второе эталонное тело, второй механической связью, коллинеарной первой, объединяют в одно целое с исследуемым телом и первым эталонным телом. Далее определяют силу взаимодействия между вторым эталонным телом и исследуемым телом и на основании измеренных сил взаимодействия между исследуемым телом с первым и вторым эталонными телами определяют коэффициент лобового сопротивления исследуемого тела. Устройство содержит газовую среду для введения в нее исследуемого тела, первое эталонное тело, связанное с исследуемым телом механической связью, второе эталонное тело, связанное второй механической связью с исследуемым телом, первый измеритель силы, возникающей в первой механической связи, второй измеритель силы, возникающей во второй механической связи, арретир и вычислительное устройство. При этом первое и второе эталонные тела выполнены в виде плоских пластин, имеющих одинаковое покрытие или степень обработки поверхности. Технический результат заключается в повышении точности и исключении необходимости измерения ускорений торможения тел, лежащих в диапазоне малых и сверхмалых величин. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области экспериментальной газоаэродинамики и может быть использовано для определения коэффициента лобового сопротивления исследуемого тела в разреженной среде.

Известен способ определения коэффициента лобового сопротивления твердого тела путем его продувки в аэродинамической трубе, авторское свидетельство СССР №377660, кл. G01М 9/00, 1973 г.

Недостатком данного способа является ограниченная возможность проведения продувок исследуемых тел в свободномолекулярном потоке газовой среды, так как само создание наземных аэродинамических установок, воссоздающих свободномолекулярное обтекание исследуемых объектов, представляет собой чрезвычайно сложную научно-техническую проблему, практически неразрешимую на современном этапе развития науки и техники.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению и выбранному в качестве прототипа является способ определения коэффициента лобового сопротивления исследуемого тела, заключающийся во введении в газовую среду исследуемого тела, механической связью объединенного с эталонным телом, выполненным в виде пластины, спрофилированной по участку сопряженной с ней поверхности исследуемого тела, измерении силы взаимодействия между телами, измерении ускорения торможения системы из двух тел вдоль механической связи между ними и определении по результатам этих измерений искомого коэффициента лобового сопротивления исследуемого тела, патент РФ №2006808, кл. 5 G01М 9/00, 1994 г.

Недостатком прототипа является сравнительно низкая точность и сложность в технической реализации, связанная с необходимостью измерять ускорения торможения исследуемых тел, лежащие в диапазоне малых и сверхмалых величин (10-6-10-9 м/с2 и менее). В таблице 1, для примера, приведены материалы расчетных оценок по диапазонам возможного изменения величин ускорений торможения и величин сил в механической связи в зависимости от высоты круговой орбиты низкоорбитального космического аппарата (КА) для случая, когда исследуемое тело - КА - имеет массу 5000 кг и площадь характеристического сечения 5 м2, а эталонное тело выбирается массой 5 кг и площадью характеристического сечения 2 м. Эти оценки получены с использованием данных динамической модели атмосферы, определяемой ГОСТ 22721-77 для минимума и максимума солнечной активности.

Таблица 1
Диапазоны возможного изменения величин ускорений торможения и сил в механической связи в зависимости от высоты орбиты КА
Высота орбиты КА, км Диапазон возможного изменения величины ускорения торможения КА, м/с2 Диапазон возможного изменения величины силы в связи, млН
180 (2,2…4,5)·10-5 31.35…64.13
200 (9,8…25)·10-6 13,96…35,63
300 (3,4…27)·10-7 4,85…38,48
400 (2,3…46)·10-8 0,32…6,56
500 (2,2…12)·10-9 0,03…0,17

Из данных таблицы 1 следует, что приведенные в ней величины силы в механической связи вполне доступны для измерения существующими техническими средствами с погрешностями не хуже 0,1…0,5%. В то же время измерение ускорений, лежащих в диапазоне малых и сверхмалых величин, при современном уровне развития измерительной техники этой физической величины, представляется крайне сложной научно-технической задачей. По крайней мере, на сегодняшний день отечественных средств измерения такого класса практически нет, в том числе из-за отсутствия развитой системы метрологического обеспечения такой физической величины, как ускорение для диапазона малых и сверхмалых величин (научно-технический отчет «Теоретическое обоснование и исследование сейсмоинвариантных методов поверки и градуировки микроакселерометров для космических аппаратов в наземных условиях», НИР «Комплекс - М», НИИ космических систем - филиал ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, г.Юбилейный Московской области, 2007).

Целью настоящего изобретения является повышение точности и исключение необходимости измерения ускорений торможения тел, лежащих в диапазоне малых и сверхмалых величин. Поставленная цель достигается тем, что в газовую среду вводят второе эталонное тело, второй механической связью, коллинеарной первой, объединенное в одно целое с исследуемым телом и первым эталонным телом, и дополнительно определяют силу взаимодействия между вторым эталонным телом и исследуемым телом.

На фиг.1 представлено устройство, реализующее способ.

Оно содержит исследуемое тело 1, первое эталонное тело 2, второе эталонное тело 3, первую механическую связь 4 между первым эталонным телом 2 и исследуемым телом 1, вторую механическую связь 5 между вторым эталонным телом 3 и исследуемым телом 1, первый измеритель 6 силы, возникающей в первой механической связи 4, второй измеритель 7 силы, возникающей во второй механической связи 5, вычислительное устройство 8, арретир 9, шахту невесомости 10, улавливатель 11.

Механические связи 4 и 5, строго коллинеарные между собой и относительно оси исследуемого тела 1, вдоль которой определяется его коэффициент лобового сопротивления. Исследуемое тело 1 и эталонные тела 2 и 3 имеют различные баллистические коэффициенты. Эталонные тела 2 и 3 имеют возможность после разарретирования перемещаться вдоль механических связей 4 и 5. Для повышения точности и обеспечения универсальности устройства по применению эталонные тела 2 и 3 выполняются в виде плоских пластин, как это показано на фиг.2, где обозначения соответствуют обозначениям фиг.1, а сами пластины имеют одинаковое покрытие или степень обработки поверхности.

Для обеспечения статической устойчивости плоских пластин 2 и 3 механические связи 4 и 5 выполняются в виде трех и более жестких измерительных стержней, равномерно и симметрично закрепляемых на стенках каждой плоской пластины 2 и 3, при этом используются измерители сил в количестве, равном числу применяемых измерительных стержней, жестко закрепленные на исследуемом теле 1 (либо корпусе прибора, если способ реализуется в виде автономного измерителя).

Измерители сил 6 и 7, как это показано на фиг.3, содержат подвижную шаровую опору 12, измерительный стержень 13, сравнивающий блок 14, усилитель-регулятор 15, три пары независимых друг от друга и расположенных взаимно-ортогонально электростатических детекторов 16, содержащих силовые и детектирующие электроды. Такое техническое решение по исполнению измерителей сил 6 и 7 исключает непосредственный механический контакт между телами, полностью устраняя силы трения в системах подвеса эталонных тел 2 и 3 относительно исследуемого тела 1, чем способствует повышению точности устройства.

Устройство, реализующее предлагаемый способ, работает следующим образом.

Перед началом испытаний в память вычислительного устройства 8 вводится информация о параметрах эталонных тел и информация о массе и площади характеристического сечения исследуемого тела, определяемые перед испытаниями путем взвешивания и измерения необходимых габаритных размеров.

Через некоторое время после отделения исследуемого тела 1 от верхней крыши шахты невесомости 10, находящейся под заданным разрежением, либо после его выведения путем отстрела с помощью пневмопушки в рабочую часть аэродинамической трубы, воссоздающей свободномолекулярный поток, либо после выведения на модельную полетную трассу арретир 9 по специальной команде, например, от вычислительного устройства 8 разарретирует измерители сил 6 и 7. В режиме свободного падения (полета по инерции) между эталонными телами 2 и 3 и исследуемым телом 1, в силу различия их баллистических коэффициентов, возникают силы взаимодействия (сжатия) F1(t)и F2(t).

Эти силы фиксируются измерителями сил 6 и 7 и сигналы о их величинах поступают в вычислительное устройство 8, в котором определяется искомая характеристика исследуемого тела 1 по алгоритму (научно-технический отчет «Теоретическое обоснование и исследование методов экспериментального определения коэффициентов сопротивления движению объектов в разреженных средах» по Проекту №07-01-13500, финансируемому Российским фондом фундаментальных исследований по Соглашению №07-1185/26 от 22 июня 2007 г., НИИ космических систем - филиал ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, г.Юбилейный Московской области, 2007):

где: m0, m1, m2 - массы, h0, h1, h2 - коэффициенты лобового сопротивления, Н0, H1, H2 - площади характеристических сечений исследуемого тела 1, первого 2 и второго 3 эталонных тел соответственно.

После набора необходимой измерительной информации измерители сил 6 и 7 арретируются, а с целью предотвращения разрушения устройства в целом далее задействуется система спасения, например специальный амортизационный улавливатель (для шахты невесомости), сетчатая ловушка (для аэродинамической трубы) или парашютная система (при сходе объекта с орбиты).

Для определения коэффициентов лобового сопротивления исследуемого тела 1 при других углах атаки эксперимент повторяется. При этом ось чувствительности устройства, реализующего заявленный способ, определяемая направлением механических связей 4 и 5, разворачивается на заданный угол путем перемещения прибора по корпусу исследуемого тела.

1. Способ определения коэффициента лобового сопротивления исследуемого тела в разреженной среде, заключающийся во введении в газовую среду исследуемого тела, механической связью объединенного с первым эталонным телом в одно целое, измерении силы взаимодействия между указанными телами, отличающийся тем, что в газовую среду вводят второе эталонное тело, второй механической связью, коллинеарной первой, объединяют в одно целое с исследуемым телом и первым эталонным телом, дополнительно измеряют силу взаимодействия между вторым эталонным телом и исследуемым телом и на основании измеренных сил взаимодействия между исследуемым телом с первым и вторым эталонными телами определяют коэффициент лобового сопротивления исследуемого тела.

2. Устройство для определения коэффициента лобового сопротивления исследуемого тела в разреженной среде, содержащее газовую среду для введения в нее исследуемого тела, механической связью связанного с первым эталонным телом в одно целое, арретир и вычислительное устройство, отличающееся тем, что дополнительно содержит второе эталонное тело, связанное второй механической связью, коллинеарной первой, с исследуемым телом, первый измеритель силы, возникающей в первой механической связи, второй измеритель силы, возникающей во второй механической связи, при этом первое и второе эталонные тела выполнены в виде плоских пластин, имеющих одинаковое покрытие или степень обработки поверхности.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что каждая механическая связь выполнена в виде трех и более жестких измерительных стержней, равномерно и симметрично закрепленных на задних стенках каждого эталонного тела.

4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что каждый измеритель силы выполнен в виде подвижной шаровой опоры, закрепленной на конце измерительного стержня, сравнивающего блока, усилителя-регулятора, трех пар независимых друг от друга и расположенных взаимно ортогонально электростатических детекторов, содержащих силовые и детектирующие электроды, удерживающие подвижную шаровую опору в центральном положении относительно корпуса измерителя силы, выходы детектирующих электродов подключены к входам сравнивающего блока, выходы которого подключены к входам усилителя-регулятора, выходы которого подключены к входам силовых электродов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области аэродинамических испытаний для измерения аэродинамических сил, действующих на уменьшенную в масштабе модель летательного аппарата в аэродинамической трубе в процессе экспериментального определения летно-технических и тягово-экономических характеристик летательных аппаратов.

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике летательных аппаратов и может быть использовано при динамических испытаниях моделей различных летательных аппаратов в аэродинамических трубах.

Изобретение относится к аэродинамическим трубам и может быть использовано для проведения различных испытаний моделей летательных аппаратов, моделей несущих и рулевых винтов; парашютных систем и тренировки парашютистов в условиях, соответствующих условиям свободного падения в атмосфере.

Изобретение относится к области аэродинамических испытаний, в частности к способам и установкам для исследования условий вихреобразования и попадания посторонних частиц в воздухозаборник летательного аппарата.

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано для определения в аэродинамических трубах характеристик демпфирования моделей самолетов с винтовыми движителями.

Изобретение относится к области аэродинамических испытаний, в частности к области аэродинамики несущих винтов вертолета, а именно измерению индуктивных скоростей несущего винта (НВ) на малых скоростях, и может быть использовано для повышения точности вычисления составляющих воздушной скорости вертолета.

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, а именно к испытаниям моделей в аэродинамических трубах с имитацией силы тяги воздушно-реактивных двигателей, определению силовых параметров сопел и совмещенных тягово-аэродинамических характеристик моделей при обдуве внешним, преимущественно сверхзвуковым, потоком и предназначено для определения погрешностей, вносимых системой подвода рабочего тела реактивных струй.

Изобретение относится к области аэродинамических испытаний, а именно к установкам для исследования попадания посторонних частиц в воздухозаборник летательного аппарата.

Изобретение относится к области измерительной техники и промышленной электроники и может быть использовано для управления оборудованием технологических систем аэродинамической трубы (АДТ)

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к измерителям высотно-скоростных параметров (ВСП) полета, и может быть использовано в летных испытаниях летательной техники в части определения и оценки погрешностей измерения ВСП

Изобретение относится к области аэродинамических испытаний и предназначено для использования в аэродинамических трубах

Изобретение относится к области аэродинамики и может быть использовано для аэродинамических исследований, подготовки спортсменов-парашютистов и других целей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к авиадвигателестроению, и может быть использовано для наземных испытаний и исследования характеристик пульсирующего детонационного двигателя

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано в качестве тренажера для подготовки парашютистов и развлекательных целей

Изобретение относится к испытаниям воздушно-реактивных двигателей, в частности к измерению полного давления набегающего потока воздуха или газа

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано при проведении испытаний в трансзвуковых аэродинамических трубах

Изобретение относится к устройствам и способам для получения воздушного потока с заданными параметрами при стендовых испытаниях и может быть использовано для нагрева текучих сред, в частности, в аэродинамических трубах
Наверх