Шариковая втулка

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкции шариковых втулок, направляющих качения. Шариковая втулка имеет жесткий корпус (1), на внутренней поверхности которого установлена промежуточная втулка (2), сепаратор (3), установленный в расточке промежуточной втулки (2) и имеющий циркуляционные каналы, заполненные шариками (6). Промежуточная втулка (2) выполнена из упругого материала и образует в сопряжении с корпусом (1) кольцеобразную полость, заполненную гидропластмассой (4), заливаемой через горловину (8) с винтовой пробкой и находящейся под давлением путем затяжки регулировочного винта (5). Посредством воздействия гидропластмассы (4) внешняя нагрузка равномерно распределяется между шариками. Технический результат: повышение нагрузочной способности шариковых втулок, направляющих качения. 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкции шариковых втулок, направляющих качения.

Известно устройство «шариковая втулка» (Патент РФ №1809880, опубликовано 15.04.1993, МПК F16C 29/06), содержащее сборную конструкцию, в жестком корпусе которой имеется сепаратор с телами качения, устанавливаемую на направляющий вал.

Однако общим недостатком известных устройств является их недостаточная нагрузочная способность, являющаяся следствием неравномерного нагружения тел качения рабочей нагрузкой. Это является следствием неизбежной разноразмерности тел качения в пределах допуска на их диаметр. Несмотря на большое количество тел качения, устанавливаемых во втулку, из-за наличия разноразмерности, большую часть нагрузки воспринимают единичные шарики самого большого в пределах допуска диаметра. Они изнашиваются в наибольшей степени и зачастую разрушаются, выводя из строя весь механизм.

Известно также частично кольцевая линейная шариковая втулка, содержащая сепаратор с дорожками качения в виде рабочих и возвратных прямолинейных параллельных каналов, соединенных дугообразными участками и с пазами, в которых установлены ограничительные планки с беговыми дорожками на внутренней поверхности, идентичными беговыми дорожками сепаратора, фиксирующие кольца, расположенные по торцам сепаратора, и кольцевые уплотнительные элементы, содержащие корневую часть и язычковую, упругоприлегающую к валу, отличающаяся тем, что она снабжена средством фиксации от проворота кольцевых уплотнительных элементов. (Патент РФ №1780567, опубликовано 07.12.1992, МПК F16C 29/06)

Недостатком данного устройства является невозможность обеспечить равномерное прилегание кольцевых уплотнений к валу при нарушении соосности вала и оси приводного отверстия.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является шариковая направляющая (Патент РФ №2035635, опубликовано 20.05.1995, МПК F16C 29/06), содержащая втулку С-образного профиля с продольным проемом, на внутренней поверхности которой выполнены продольные выступы, сепаратор аналогичной формы, установленный в расточке втулки и имеющий циркуляционные каналы, заполненные шариками.

Недостатками данного устройства являются жесткая конструкция корпуса втулки, в результате чего создается постоянный зазор в сопряжении с направляющим валом, в пределах которого только наибольшие по диаметру шарики имеют возможность контактировать с валом и воспринимать рабочую нагрузку, а между остальными шариками и втулкой контакт не возникает, и сохраняются зазоры. Этот фактор оказывает решающее влияние на срок службы шариковой втулки и снижает нагрузочную способность данного механизма.

Задача настоящего изобретения заключается в повышении нагрузочной способности шариковых втулок направляющих качения.

Поставленная задача решается тем, что в шариковой направляющей, имеющей жесткий корпус, на внутренней поверхности которого установлена промежуточная втулка, сепаратор, установленный в расточке втулки и имеющий циркуляционные каналы, заполненные шариками, между жестким корпусом и шариками установлена тонкостенная промежуточная втулка из упругого материала, образующая в сопряжении с корпусом кольцеобразную полость, заполненную гидропластмассой. Посредством воздействия гидропластмассы внешняя нагрузка равномерно распределяется между шариками.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами: на Фиг. 1 - конструкция шариковой втулки, на Фиг. 2 - характер контактирования тел качения под действием рабочей нагрузки, где:

1 - корпус шариковой втулки;

2 - упругодеформируемая тонкостенная промежуточная втулка;

3 - сепаратор;

4 - гидропластмасса;

5 - регулировочный винт;

6 - шарики;

7 - направляющий вал;

8 - пробка заливочной горловины;

9 - циркуляционные каналы.

Шариковая втулка содержит корпус шариковой втулки 1 в который запрессована упругодеформируемая тонкостенная промежуточная втулка 2, выполненная с возможностью упругой деформации под действием гидропластмассы 4 (см. фиг. 2) на участке контакта каждого шарика на величину, соответствующую отклонению его размера, обеспечивая равномерное распределение нагрузки между всеми шариками 6, находящимися в контакте. Фиксацию шариков 6 обеспечивает кольцо-сепаратор 3. Шариковая втулка устанавливается на направляющий вал 7, винтом 5 достигается оптимальное начальное давление гидропластмассы 4, обеспечивающее устранение начальных зазоров между шариками 6 и циркуляционными каналами 9.

Корпус шариковой втулки 1 может быть изготовлен из любой конструкционной стали (например, сталь 45), в качестве материала промежуточной втулки 2 может быть использована сталь 65Г, материал сепаратора 3 - латунь (например, ЛС60-1), гидропластмасса (например, МАТИ-1-4), шарики 6 из подшипниковой стали (например, ШХ15).

Устройство работает следующим образом. При первоначальной затяжке регулировочного винта 5, установленного в отверстии корпуса 1, в гидропластмассе 4, заливаемой через заливочную горловину, закрываемую пробкой 8, создается давление, вызывающее упругую деформацию тонкостенной промежуточной втулки 2, которая передается на шарики 6 и вызывает их смещение в направлении вала 7 на величину, зависящую от первоначального зазора между каждым шариком 6 и направляющим валом 7. Таким образом, все шарики 6, установленные в циркуляционных каналах 9 сепаратора 3, вступают в первоначальный контакт с валом 7.

При нагружении шариковой втулки рабочей нагрузкой и перемещении ее вдоль вала 7, вследствие возникновения мгновенных зазоров текущей величины, первоначально всю нагрузку воспринимает один или несколько шариков 6, имеющих наибольший диаметр. Под действием этой нагрузки шарики 6 адаптивно деформируют тонкостенную промежуточную втулку 2, создавая в гидропластмассе 4, заполняющей кольцевидную полость, избыточное давление, передающееся, по закону Паскаля, во все стороны без изменения. Под действием этого давления упругая тонкостенная промежуточная втулка 2 деформируется в тех местах, где есть мгновенный зазор с шариками 6, имеющими наименьший диаметр. Величина местной деформации промежуточной втулки 2 соответствует текущей величине мгновенного зазора между нею и каждым шариком 6. В результате этого под действием рабочей нагрузки все шарики 6 прижимаются к направляющему валу 7 с равной силой и солидарно воспринимают рабочую нагрузку.

Контроль и регулировка давления гидропластмассы 4, при затяжке регулировочного винта 5, выполняют с учетом обеспечения минимальной величины трения при движении втулки по валу 7.

Поскольку рабочая нагрузка равномерно распределяется между всеми контактирующими шариками, общая нагрузочная способность шариковой направляющей повышается, согласно расчетам, на 40%.

Технико-экономическая эффективность предложенного устройства заключается в том, что данная конструкция обеспечила повышение нагрузочной способности по сравнению с аналогами. Кроме того, без потери нагрузочной способности возможно увеличение допусков на размерность шариков и форму профиля направляющего вала за счет обеспечения свойства адаптивности шариковой втулки к условиям контакта.

Шариковая втулка, имеющая жесткий корпус, на внутренней поверхности которого установлена промежуточная втулка, сепаратор, установленный в расточке промежуточной втулки и имеющий циркуляционные каналы, заполненные шариками, отличающаяся тем, что промежуточная втулка выполнена из упругого материала и образует в сопряжении с корпусом кольцеобразную полость, заполненную гидропластмассой, заливаемой через горловину с винтовой пробкой и находящейся под давлением путем затяжки регулировочного винта.



 

Похожие патенты:

Линейный исполнительный механизм предназначен для возвратно-поступательного перемещения подвижного рабочего стола. На направляющем блоке (76), который входит в состав направляющего узла (16), на нижней его поверхности, обращенной к главному корпусу цилиндра (12), образована пара канавок циркуляции (80) шариков, и в канавки циркуляции (80) шариков помещается несколько шариков (58).

Изобретение относится к рельсовым направляющим, в частности к кареткам для направляющих качения. Каретка для рельсовых направляющих качения содержит корпус (1) с каналами циркуляции и беговыми дорожками (2) для тел качения, установленные в каналах циркуляции и на беговых дорожках тела качения (3), посредством которых корпус взаимодействует с рельсовой направляющей (5), а также соединенную с корпусом крепежную часть (4).

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в станках - автоматах различного назначения. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в металлорежущих станках, приспособлениях, подшипниковых узлах. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шариковым опорам, и может быть использовано в станках и роботах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станках, роботах в качестве опо ры для поступательного и вращательного перемещений. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станках, роботах в качестве опоры для поступательного и вращательного перемещений. .

Изобретение может быть использовано в качестве опор тел вращения и опор возвратно поступательного перемещения без применения смазки преимущественно при критических условий эксплуатации, где традиционные подшипники выходят из строя.

Опора // 2385423
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для установки блоков линейного ускорителя на рельсовый путь, с возможностью последующего регулирования положения блоков с целью юстировки тракта транспортировки пучка ионизирующего излучения ускорителя.

Изобретение относится к конструкции опор для шариков или роликов, которые могут быть использованы в машиностроении для прямолинейного перемещения подвижной части конструкции относительно неподвижной ее части, в частности при изготовлении дверных полотен, и могут быть размещены между подвижной и неподвижной частями дверного полотна.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в металлообрабатывающих станках с перемещающимся рабочим органом, а также в конструкциях приборов, оборудования и технологических машин.

Изобретение относится к опорам трубопроводов, протаскиваемых внутри защитного кожуха при строительстве переходов через автомобильные и железные дороги. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к направляющим шахтных подъемных сосудов-клетей и скипов. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в металлорежущих станках, приспособлениях, подшипниковых узлах. .

Изобретение относится к коллизионному подшипнику внутри канального средства, выражающему универсальный физический принцип столкновения. Нагружаемый подшипник содержит по меньшей мере два роликовых подшипника, установленных на корпусе основания подшипника для принятия веса, пластину скольжения, прикрепленную к корпусу основания подшипника так, чтобы она была, по существу, параллельна оси вращения по меньшей мере одного из роликовых подшипников и по меньшей мере одному удлиненному каналу для передачи веса другому телу. По меньшей мере один из роликовых подшипников и пластина скольжения находятся внутри канала, так что подшипник передает вес стенке канала. Противоположные стороны пластины скольжения находятся в скользящем контакте со стенками канала так, чтобы поддерживать поперечное положение роликового подшипника в канале, и при этом указанный по меньшей мере один из роликовых подшипников и пластина скольжения являются подвижными вдоль длины канала. Эти две функции одновременного вращения и скольжения демонстрируют заявленный универсальный физический принцип столкновения и помещают коллизионный подшипник в категорию основной машины в области механики, как, например, гайку и болт. Технический результат: обеспечение устойчивого, гладкого и легкого движения коллизионного подшипника вдоль канальных элементов как в горизонтальном, так и в вертикальном вариантах осуществления. 5 з.п. ф-лы, 22 ил.
Наверх