Смазочное устройство зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами. Смазочное устройство зубчатой передачи включает приспособление для нанесения смазочного материала на рабочие поверхности зубчатых колес в виде пары упругих пластин (3), укрепленных неподвижно с двух сторон каждого зубчатого колеса перпендикулярно торцам его зубьев (2) и в его диаметральной плоскости. Длина пластин (3) больше высоты зубьев его зубчатого колеса. Каждая торцевая сторона ступицы (1) каждого колеса снабжена концентрическим кольцом (7), которое контактирует с торцом пластины (3), обращенным к центру колеса. Диаметр колец (7) равен диаметру окружностей впадин колеса. Изобретение позволяет повысить эффективность процесса смазывания. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами.

Известно смазочное устройство в виде лопатки, посредством которой смазочный материал периодически вручную наносится на рабочие поверхности зубчатых колес (см. «Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Одноковшовый универсальный экскаватор Э-652Б». М.: Машиностроение, 1973).

Недостаток данного смазочного устройства состоит в низкой производительности, высокой трудоемкости и недолговечности нанесенного на рабочие поверхности слоя смазочного материала вследствие выдавливания его из зоны зацепления при работе зубчатой передачи.

В качестве прототипа взято смазочное устройство по а.с. СССР №1618973, кл. F16Н 57/04 от 09.01.1989 г. Сущность его состоит в том, что оно содержит приспособление для возврата вытесненного смазочного материала обратно на рабочие поверхности зубчатых колес, которое выполнено в виде пары упругих пластин, укрепленных неподвижно с двух сторон каждого зубчатого колеса перпендикулярно их зубьям в радиальной плоскости колес, длина пластин больше высоты зубьев зубчатых колес, а края пластин, обращенных к зубьям, снабжены уширениями с прорезями.

Недостаток данной конструкции смазочного устройства состоит в том, что его работа недостаточно эффективна вследствие того, что часть вытесненного с рабочих поверхностей зубьев смазочного материала поступает на торцевые поверхности ступиц колес, откуда возвратить его посредством пластин в зону контакта зубьев, на их рабочие поверхности, затруднительно.

Изобретением решается задача повышения эффективности процесса смазывания.

Это достигается тем, что смазочное устройство зубчатой передачи включает приспособление для нанесения смазочного материала на рабочие поверхности зубчатых колес в виде пары упругих пластин, укрепленных неподвижно с двух сторон каждого зубчатого колеса перпендикулярно торцам их зубьев и в их диаметральной плоскости, длина пластин больше высоты зубьев, края пластин, обращенных к зубьям, снабжены уширениями с прорезями, причем каждая торцевая сторона каждого колеса снабжена концентрическим кольцом с возможностью контактирования с торцом пластины, обращенным к центру колеса, а диаметр кольца равен диаметру окружностей впадин колеса.

Смазочное устройство зубчатой передачи изображено на чертежах: на фиг.1 показано зубчатое колесо, вид сбоку, на фиг.2 - зубчатое колесо в разрезе.

Смазочное устройство зубчатой передачи устроено следующим образом. Каждое из зубчатых колес, состоящих из ступицы 1 и зубчатого венца с зубьями 2, снабжено парой упругих смазковозвращающих пластин 3, примыкающих с двух сторон к зубчатому венцу 2. Пластины 3 смонтированы неподвижно относительно вращающихся при работе зубчатых колес, для крепления пластины 3 снабжены крепежными отверстиями 4. На участках примыкания пластин 3 к зубчатому венцу 2 пластины 3 имеют уширения 5 с прорезями 6 со стороны зубьев зубчатого венца 2. Причем каждая торцевая сторона ступицы 1 каждого колеса снабжена концентрическим кольцом 7 с возможностью контактирования с торцом пластин 3, обращенным к центру колеса, а диаметр кольца 7 равен диаметру окружностей впадин 8 данного колеса.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При вращении зубчатого колеса упругие пластины 3 то отклоняются, изгибаясь при соприкосновении с зубьями венца 2, то распрямляются, проходя над впадинами между зубьями колеса. При этом они захватывают с торцевых поверхностей зубьев смазочный материал и переносят его на рабочие поверхности зубьев венца 2. Наличие колец 7 не позволяет смазочному материалу, вытесняемому с рабочих поверхностей зубьев венца 2, поступать на торцевые поверхности ступицы 1 колеса, вытесненный смазочный материал задерживается не только на торцах зубьев 2, но и на поверхности колец 7, обращенных к зубьям 2, откуда его легче возвратить с помощью пластин 3 обратно на рабочие поверхности зубьев 2, т.к. рабочие поверхности зубьев 1, пластины 3 и кольца 7 (в сечении - см. фиг.2) ориентированы в одной плоскости.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства позволит осуществлять возврат смазочного материала, вытесненного с рабочих поверхностей зубьев, более эффективно, что будет способствовать снижению интенсивности изнашивания зубьев колес передачи, повысит ее надежность и долговечность.

Смазочное устройство зубчатой передачи, включающее приспособление для нанесения смазочного материала на рабочие поверхности зубчатых колес в виде пары упругих пластин, неподвижно укрепленных с двух сторон каждого зубчатого колеса перпендикулярно торцам его зубьев и в его диаметральной плоскости, а длина пластин больше высоты зубьев зубчатого колеса, отличающееся тем, что каждая торцевая сторона ступицы каждого колеса снабжена концентрическим кольцом с возможностью контактирования с торцом пластины, обращенным к центру колеса, причем диаметр кольца равен диаметру окружностей впадин колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к элементу трансмиссии транспортного средства. .

Изобретение относится к смазке трансмиссии. .

Изобретение относится к смазочным системам замкнутого типа самообеспечения и может найти применение для смазывания высоконагруженных зубчатых передач и их подшипниковых опор, используемых в энергетическом, шахтном оборудовании, в приводах морских и речных судов, в редукторах и т.д.

Изобретение относится к распределительной коробке для автомобилей. .

Изобретение относится к элементу трансмиссии моторизованного транспортного средства, в частности к узлу механической адаптации. .

Изобретение относится к коробкам передач для транспортного средства, в частности для мощного промышленного или сельскохозяйственного транспортного средства. .

Изобретение относится к гиперболоидным зубчатым передачам спироидного типа с ротапринтной смазкой зацепления и может быть использовано в тех областях техники, где применение для смазки жидких масел и пластичных смазочных материалов крайне нежелательно или недопустимо, например в пищевой, химической, текстильной, космической и вакуумной технике, а также в условиях сверхвысоких и сверхнизких температур.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для подачи текучей среды в роликовых бесступенчатых коробках передач. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при конструировании редукторов угловых зубчатых передач ведущих мостов с жесткой подвеской колес, например, автобусов или троллейбусов.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при конструировании ведущих мостов низкопольных транспортных средств (автобусов или троллейбусов), у которых для обеспечения низкого уровня пола угловая зубчатая передача расположена в колесной нише.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач, смазываемых жидкими смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в крупномодульных открытых зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания жидкими смазочными материалами открытых тихоходных зубчатых передач с крупномодульными зубчатыми колесами (1, 2) большого диаметра, расположенных вертикально, друг над другом

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания жидкими смазочными материалами открытых тихоходных зубчатых передач с крупномодульными зубчатыми колесами большого диаметра, расположенными горизонтально

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости зубчатых колес

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для смазывания зубчатых передач жидким смазочным материалом

Изобретение относится к коробке передач, в частности к смазке высоконагруженных зубчатых колес коробки передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к открытым зубчатым передачам, преимущественно шевронным с разрывным шевроном, смазываемым пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к коробке передач с теплообменником в транспортных средствах

Изобретение относится к устройству смазки для коробки передач
Наверх