Способ повышения фреттинг-стойкости деталей



Способ повышения фреттинг-стойкости деталей
Способ повышения фреттинг-стойкости деталей
Способ повышения фреттинг-стойкости деталей
C21D1/34 - Изменение физической структуры черных металлов; устройства общего назначения для термообработки черных или цветных металлов или сплавов; придание ковкости металлам путем обезуглероживания, отпуска или других видов обработки (цементация диффузионными способами C23C; поверхностная обработка металлов, включающая по крайней мере один процесс, предусмотренный в классе C23, и по крайней мере другой процесс, охватываемый этим подклассом, C23F 17/00; однонаправленное отвердевание эвтектики или однонаправленное разделение эвтектик C30B)

Владельцы патента RU 2390581:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уфимский государственный авиационный технический университет" (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для упрочнения деталей машин, работающих в условиях фреттинг-коррозии. Способ включает модифицирующее воздействие на материал поверхностного слоя контактирующих участков детали в паре трения путем нагрева электрической дугой. В частном случае осуществления изобретения нагрев электрической дугой производят с переплавлением материала. Повышается эффективность упрочнения детали пары трения, снижается себестоимость процесса за счет применения более простого и дешевого оборудования, а также за счет уменьшения трудоемкости обработки. 1 з.п.ф-лы, 3 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для упрочнения деталей машин, работающих в условиях фреттинга.

Известны способы снижения изнашивания при фреттинге, в частности при проектировании машин для контактирующих пар рекомендуется выбирать разнородные материалы, не склонные к химическому взаимодействию при фреттинге [Улиг Г.Г., Реви Р.У. Коррозия и борьба с ней. Введение в коррозионную науку и технику. - Л.: Химия. Ленинградское отделение, 1989. - 455 с.]. Однако во многих случаях эти рекомендации не применимы, так как выбор материалов обусловлен эксплуатационными или иными требованиями.

Известен способ припайки или приварки на контактирующие участки защитных пластин из высокотвердых материалов, стойких к изнашиванию при фреттинге [Современные технологии в производстве газотурбинных двигателей / Под. редакцией Братухина А.Г., Язова Г.К., Карасева Б.Е. - М.: Машиностроение, 1997. - С.111-112].

Недостатками этого способа являются высокая трудоемкость, необходимость изготовления защитных пластин из дорогостоящих материалов, высокая вероятность разрушения паяных или сварных соединений, ухудшение свойств материала в зоне сварки, изменение геометрии детали.

Известны способы, заключающиеся в нанесении на контактирующие участки деталей защитных покрытий. Например, способ нанесения высокотемпературного фреттинг-стойкого защитного покрытия на лопатку газотурбинного двигателя методом воздушно-плазменного напыления [патент US 2008066288, кл. В23Р 25/00, В23Р 15/02, опубл. 20.03.2008].

Известен способ нанесения на поверхность трущихся деталей, работающих в условиях фреттинг-коррозии, защитного покрытия, представляющего собой градиентную твердую коррозионностойкую композицию [патент RU 2268323 С1, кл. С23С 28/00, С23С 14/48, С23С 14/58, опубл. 20.01.2006], включающий обработку пучками заряженных частиц и последующее оксидирование либо пассивацию деталей.

Общими недостатками этих способов являются высокая трудоемкость и себестоимость нанесения покрытия, необходимость использования сложного и дорогостоящего оборудования, недостаточная толщина, ограниченность рабочих температур покрытий.

Известны способы, заключающиеся в модифицирующем воздействии на материал поверхностного слоя. Например, способ повышения фреттинг-стойкости путем ионной имплантации [Селиванов К.С., Смыслов A.M. Метод повышения фреттинг-стойкости деталей модифицированием их поверхности направленными потоками частиц: Свидетельство ВНТИЦ №70990000072 о регистрации продукта интеллектуальной собственности. - М.: ВНТИЦ, 10.04.1999]. В результате внедрения в материал ионов имплантируемого вещества на глубине до 100…120 мкм изменяются химический состав материала, а также его физико-химические и механические свойства. При этом повышение фреттинг-стойкости достигается за счет протекания в поверхности твердорастворного и дислокационного механизмов упрочнения.

Наиболее близким к предлагаемому является способ повышения фреттинг-стойкости деталей, содержащих в поверхностном слое титан [Пат. JP 2007009330, МПК С23С 28/04, С23С 8/20, С23С 8/08, 18.01.2007], включающий модифицирующее воздействие на материал поверхностного слоя путем диффузионного насыщения углеродом с образованием карбидов.

Недостатками прототипа являются высокая трудоемкость и себестоимость обработки, необходимость сложного и дорогостоящего оборудования.

Задачей изобретения является повышение эффективности упрочнения за счет применения более эффективного механизма упрочнения, снижение себестоимости процесса за счет применения более простого и дешевого оборудования, а также за счет уменьшения трудоемкости обработки.

Задача решается тем, что в предлагаемом способе повышения фреттинг-стойкости деталей пары трения, включающем модифицирующее воздействие на материал поверхностного слоя контактирующих участков детали, в отличие от прототипа модифицирующее воздействие производят путем нагрева электрической дугой.

Кроме того, модифицирующее воздействие путем нагрева электрической дугой может быть произведено с переплавлением материала.

Повышение фреттинг-стойкости достигается за счет пониженной склонности к схватыванию материалов контактирующих поверхностей, обладающих разнородностью. Разнородность материалов образуется в результате модифицирующего воздействия на одну из контактирующих деталей в паре и заключается в различии химического состава, фазового состава, структуры, напряженного состояния.

Существо изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 показана схема процесса обработки контактных поверхностей детали. На фиг.2 показана схема сборки обработанных и необработанных деталей. На фиг.3 показан контакт деталей с разнородной структурой материала поверхностного слоя. Пример конкретной реализации способа.

Рассмотрим применение предлагаемого способа на примере рабочих лопаток турбомашин, контактные поверхности бандажных полок которых подвержены изнашиванию при фреттинге. Обработке подвергают каждую вторую лопатку ступени. Контактные поверхности бандажных полок 1 очищают и подвергают нагреву с помощью электрической дуги 2, горящей между обрабатываемой поверхностью и неплавящимся электродом 3 (фиг.1). В результате воздействия термического цикла на материал в исходном состоянии 4 образуется поверхностный слой материала с измененной структурой 5, например мартенситной структурой. При сборке лопатки устанавливают, чередуя необработанные лопатки 6 и обработанные лопатки 7 (фиг.2, фиг.3). После сборки ступени турбины образуются контактные пары участков деталей с материалом в исходном состоянии 4 с участками материала с измененной структурой 5 (фиг.3). Образованные пары обладают пониженной склонностью к схватыванию и, соответственно, повышенной фреттинг-стойкостью.

Для проверки эффективности предлагаемого способа были проведены экспериментальные исследования по методике, описанной в [Смыслов A.M. Селиванов К.С. Повышение долговечности деталей машин в условиях фреттинга / Уфимский государственный авиационный технический университет. - Уфа: Гилем, 2005. - 180 с. - С.38-43] сопряжении типа вал-втулка на образцах из титанового сплава ВТ6. Модифицирующее воздействие на материал поверхностного слоя производили путем нагрева без расплавления электрической дугой в среде инертного газа. Необходимые макрогеометрические и микрогеометрические свойства образцов получали путем их последующего точения и полирования. Испытанные комбинации образцов и контробразцов и результаты испытаний приведены в таблице.

Результаты испытаний на фреттинг-стойкость
№ п/п Состояние материала поверхностного слоя Коэффициент относительной фреттинг-стойкости
образец контробразец
1 исходное исходное 1,000
2 измененное измененное 1,072
3 измененное исходное 1,203

Изменение свойств материала поверхностного слоя обеих контактирующих деталей (образца и контробразца) приводит к повышению фреттинг-стойкости на 7,2% (п.2 таблицы), в то время как изменение свойств материала только образца (обеспечение разнородности материала поверхностных слоев) приводит к повышению фреттинг-стойкости на 20,3% (п.3 таблицы) относительно исходного состояния. Разнородность контактирующих материалов обеспечивает значительное повышение фреттинг-стойкости.

1. Способ повышения фреттинг-стойкости деталей пары трения, включающий модифицирующее воздействие на материал поверхностного слоя контактирующих в паре трения участков детали, отличающийся тем, что модифицирующее воздействие производят путем нагрева электрической дугой.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что модифицирующее воздействие путем нагрева электрической дугой производят с переплавлением материала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к слоистой системе со слоем, содержащим фазу пирохлора. .
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиационном двигателестроении и энергетическом турбостроении. .

Изобретение относится к способу формирования покрытия, способу ремонта тела, содержащего дефект, детали газотурбинного двигателя и газотурбинному двигателю. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к защите поверхности при ремонте охлаждаемых и неохлаждаемых лопаток стационарных энергетических установок авиационных газотурбинных двигателей методом горячего изостатического прессования.

Изобретение относится к защитному слою, сплаву, из которого он выполнен, и конструктивному элементу. .
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиационном двигателестроении и энергетическом турбостроении для защиты пера рабочих лопаток компрессора и турбины от солевой и газовой коррозии, газоабразивной и капельно-ударной эрозии.

Изобретение относится к области газотурбостроения, а именно к конструкциям рабочих лопаток осевых вентиляторов и компрессоров турбомашин, в частности газотурбинных двигателей.

Изобретение относится к способам изготовления композитных механических деталей на основе металла. .

Изобретение относится к способу обработки рабочих органов, подвергающихся эрозии под воздействием жидкостей, противоэрозионному сплаву для покрытий и рабочему органу.
Изобретение относится к технологии нанесения защитных покрытий на изделия из циркония и его сплавов. .

Изобретение относится к химии, в частности к количественному определению загрязнений (отложений) на поверхности нагрева энергетического котлоагрегата, образовавшихся в течение межремонтного периода эксплуатации.

Изобретение относится к области получения полимерных покрытий в качестве смазочных и защитных средств металлических изделий и может быть использовано в машиностроении при производстве подшипников, энергетике в узлах трения, а также при хранении и транспортировке металлосборочных изделий.

Изобретение относится к области машиностроения, химической, металлургической и другим отраслям промышленности, в частности к анодной пассивации низколегированных сталей.

Изобретение относится к антикоррозионной защите металлических трубопроводов для предотвращения коррозионного разрушения их внутренних поверхностей и может быть использовано для снижения аварийности при эксплуатации трубопроводов, транспортирующих коррозионно-агрессивные вещества.
Изобретение относится к химико-физическим способам защиты от коррозии и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности, а именно, для ремонта и восстановления переключателя скважинного многоходового групповой замерной установки, подверженного коррозии.

Изобретение относится к области защиты металлических конструкций от воздействия коррозии и может быть использовано для защиты кузова автомобиля от электрической коррозии.
Изобретение относится к области материаловедения и ядерной техники и может быть использовано в металлургии цветных металлов, в реакторном материаловедении, в теплоэнергетике и других отраслях техники.
Изобретение относится к строительству и эксплуатации инженерных коммуникаций. .

Изобретение относится к способу лазерной обработки поверхности катания и гребня железнодорожных колесных пар из различных марок стали, работающих в условиях трения-износа.
Наверх