Судно на подводных крыльях конструкции в.в. соловьева

Изобретение относится к судостроению и касается создания судов на подводных крыльях. Судно на подводных крыльях имеет водоизмещающий корпус с носовой, кормовой и боковыми стенками и днищем, с подводными крыльями, укрепленными на нем, и с палубой, включает также органы управления, помещения для экипажа, пассажиров и грузов. Сверху к водоизмещающему корпусу прикреплен самолет, исчерпавший свой летный ресурс, без его действующих турбореактивных или реактивных двигателей и без части крыльев с топливными баками. При этом водоизмещающий корпус выполнен с продольными полозьями на днище и на наклонной носовой стенке, плавно сопряженной с днищем, а также имеет герметичные, перекрываемые снизу, сквозные вертикальные колодцы между палубой и днищем, служащие для перемещения в них и фиксации в рабочем положении самолетного шасси, а также несущий каркас. Палуба выполнена с углублением и крепежными узлами для размещения и крепления вышеуказанных самолета и его двигателей. Действующие двигатели, демонтированные с самолета, смонтированы на палубе судна выше ватерлинии под острым углом к горизонтали и соединены с воздухозаборниками, защищенными решетками, и с наклонными плавно изогнутыми газоводами, проходящими через отверстия в палубе и отверстия в кормовой стенке водоизмещающего корпуса и соединенными с подвижными трансформируемыми управляемыми соплами. Демонтированные части крыльев самолета с топливными баками размещены внутри водоизмещающего корпуса. Подводные крылья укреплены на носовой и кормовой стенках с помощью шарниров с возможностью фиксации в исходном и рабочем положениях. На кормовой стенке укреплены на шарнирах дополнительные шасси с возможностью фиксации в исходном и рабочем положениях. У такого судна на его палубе установлены дополнительные ограждающие конструкции, а под палубой оборудованы дополнительные помещения для пассажиров, грузов и топливных баков. Изобретение позволяет расширить область использования в конструкции судна исчерпавших свой летный ресурс самолетов с действующими двигателями, а также обеспечить наличие амфибийных качеств у судов на подводных крыльях. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к судостроению и касается создания морских и речных судов на подводных крыльях.

Известно судно на подводных крыльях, включающее водоизмещающую часть, подводные крылья, двигательные установки, органы управления движением, пассажирское и грузовое помещения и палубы. (См. патенты класса В63 1/06-1/40).

Недостатком известного судна является относительно узкая область применения, связанная с невозможностью использования в его конструкции исчерпавших свой летный ресурс самолетов, а также связанная с невозможностью движения по плоской дороге, по снегу и льду замерзшей реки, водоема и т.п.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является судно на подводных крыльях, включающее водоизмещающий корпус с носовой, кормовой и боковыми стенками и днищем, с подводными крыльями, укрепленными на нем, и с палубой, включающее также органы управления, помещения для экипажа, пассажиров и грузов (см. патент GB 1052359 A, МПК B63B 35/50, опублик. 21.12.1966).

Недостатком этого известного судна также является относительно узкая область применения, связанная с невозможностью использования в его конструкции исчерпавших свой летный ресурс самолетов с действующими турбреактивными или реактивными двигателями, а также связанная с невозможностью движения судна по плоской горизонтальной или наклонной площадке или дороге, по снегу или льду замерзшей реки, водоема и т.п.

Целью настоящего изобретения является расширение области применения путем использования в конструкции судна исчерпавших свой летный ресурс самолетов с действующими турбореактивными или реактивными двигателями и продление, таким образом, срока службы парка самолетов в новом качестве, расширение области применения судна путем обеспечения его движения как по воде, так и по горизонтальной или наклонной плоской площадке или дороге, по снегу и льду замершей реки, водоема и т.п.

Цель изобретения достигается тем, что судно на подводных крыльях, включающее водоизмещающий корпус с носовой, кормовой и боковыми стенками и днищем, с подводными крыльями, укрепленными на нем, и с палубой, включающее также органы управления, помещения для экипажа, пассажиров и грузов, сконструировано таким образом, что сверху к водоизмещающему корпусу прикреплен самолет, исчерпавший свой летный ресурс, без его действующих турбореактивных или реактивных двигателей и без части крыльев с топливными баками; при этом водоизмещающий корпус выполнен с продольными полозьями на днище и на наклонной носовой стенке, плавно сопряженной с днищем, а также имеет герметичные, перекрываемые снизу, сквозные вертикальные колодцы между палубой и днищем, служащие для перемещения в них и фиксации в рабочем положении самолетного шасси, а также несущий каркас; палуба выполнена с углублением и крепежными узлами для размещения и крепления вышеуказанных самолета и его двигателей; действующие двигатели, демонтированные с самолета, смонтированы на палубе судна выше ватерлинии под острым углом к горизонтали и соединены с воздухозаборниками, защищенными решетками, и с наклонными плавно изогнутыми газоводами, проходящими через отверстия в палубе и отверстия в кормовой стенке водоизмещающего корпуса и соединенными с подвижными трансформируемыми управляемыми соплами; демонтированные части крыльев самолета с топливными баками размещены внутри водоизмещающего корпуса; подводные крылья укреплены на носовой и кормовой стенках с помощью шарниров с возможностью фиксации в исходном и рабочем положениях; на кормовой стенке укреплены на шарнирах дополнительные шасси с возможностью фиксации в исходном и рабочем положениях.

С целью дальнейшего расширения области применения, повышения комфорта пассажиров на палубе такого судна могут быть возведены дополнительные ограждающие конструкции, а под палубой оборудованы дополнительные помещения для пассажиров, грузов и топливных баков.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 схематически изображен вид судна, а) - сверху, b) - снизу, c) - вид А судна сбоку в положении движения на подводных крыльях; на фиг.2, а) - вид судна В положении движения его на шасси по плоской твердой поверхности, b) - вид судна С спереди в положении движения его на подводных крыльях, с) - вид судна D сзади в положении движения его на подводных крыльях в варианте с дополнительным ограждением, d) - вид Е судна сбоку в положении движения его на колесах по плоской площадке или дороге; на фиг.3, а) - вид судна F в положении движения по снегу или по льду замерзшей реки, водоема и т.п., b) - разрез G-G на фиг.1 судна в положении движения на подводных крыльях.

Судно включает в себя водоизмещающий корпус 1 с наклонной носовой 2, кормовой 3 и боковыми стенками 4 и 5 и днищем 6, с подводными крыльями 7 и 8, укрепленными на нем, и с палубой 9. Судно также включает в себя двигатели и движители, органы управления, помещения для экипажа, пассажиров и грузов, выполненные таким образом, что двигатели и движители, органы управления, помещения для экипажа, пассажиров и грузов выполнены в виде самолета 10 с действующими турбореактивными или реактивными двигателями, прикрепленного сверху к водоизмещающему корпусу 1.

При этом:

- водоизмещающий корпус 1 выполнен с продольными полозьями 11 на днище 6 и на наклонной носовой стенке 2, плавно сопряженной с днищем 6, а также имеет герметичные, перекрываемые снизу, сквозные вертикальные колодцы 12, 13, 14 между палубой 9 и днищем 6, служащие для перемещения и фиксации в рабочем положении в них шасси 15, 16, 17 самолета 10, а также несущий каркас 18;

- палуба выполнена с углублением 19 и крепежными узлами 20 для размещения и крепления самолета 10 и его двигателей 21;

- двигатели 21 демонтированы с самолета 10 и смонтированы на палубе 9 судна выше ватерлинии под острым углом к горизонтали и соединены с воздухозаборниками 22, защищенными решетками 23, и с наклонными плавно изогнутыми газоводами 24, проходящими через отверстия 25 в палубе и отверстия 26 в кормовой стенке 3 водоизмещающего корпуса 1 и соединенными с подвижными трансформируемыми управляемыми соплами 27;

- часть 28 крыльев самолета 10 с топливными баками размещена внутри водоизмещающего корпуса 1;

- подводные крылья 7 и 8 укреплены на носовой наклонной стенке 2 и кормовой стенке 3 с помощью шарниров 29 с возможностью фиксации крыльев в исходном и рабочем положениях;

- на кормовой стенке укреплены на шарнирах 30 трансформируемые рулевые лопасти 31 и дополнительные шасси 32 с возможностью фиксации в исходном и рабочем положениях.

С целью дальнейшего расширения области применения в судне применены турбореактивные или реактивные двигатели 33 не от самолета 10, прикрепленного к водоизмещающему корпусу 1.

С целью дальнейшего расширения области применения, повышения комфорта пассажиров на палубе судна возведены дополнительные ограждающие конструкции 34, под которыми на палубе 9 размещены дополнительные помещения для пассажиров, а под палубой 9 оборудованы дополнительные помещения для пассажиров, грузов и топливных баков.

Судно на подводных крыльях эксплуатируется следующим образом.

С места монтажа судно благодаря работе двигателей 21 самолета 10 самостоятельно перемещается на выпущенных шасси 15, 16, 17 и переведенных в рабочее положение дополнительных шасси 32 по плоской площадке и далее по наклонной площадке в водный бассейн, где оказывается на плаву. Затем шасси 15, 16, 17 переводятся в исходное положение, а колодцы 12, 13, 14 перекрываются. Подводные крылья 7 и 8 и рулевые лопасти 31 переводятся вращением на шарнирах и фиксацией в рабочее положение, после чего двигатели 21 самолета 10 переводятся в рабочий режим, и судно достигает скорости движения, при которой действует подъемная сила подводных крыльев 7 и 8, благодаря чему водоизмещающий корпус 1 выходит из воды и увеличивается скорость движения судна. Благодаря наличию наклонной носовой стенки 2 при определенной скорости движения судна возникает экранный эффект, и оно может двигаться над водной поверхностью без помощи подводных крыльев 7 и 8. Повороты судна могут осуществляться с помощью рулевых лопастей 31, уменьшения тяги соответствующего двигателя и изменения геометрии управляемых сопел. Торможение и остановка судна на воде может осуществляться переводом подводных крыльев 7 и 8 в исходное положение и уменьшением тяги двигателей 21 или 33.

Для перемещения судна из воды на наклонную плоскую площадку на берегу или плотине выпускаются шасси 15, 16, 17 самолета 10 и переводятся в рабочее положение дополнительные шасси 32. Перемещение судна на берег может осуществляться на период ледохода на реке, для высадки пассажиров и выгрузки груза и для других целей. Причаливание судна к пристани и его фиксация на швартовых может осуществляться после подхода судна к пристани носовой частью.

Перемещение судна по снегу или льду реки осуществляется предварительной фиксацией шасси 15, 16, 17 самолета 10, дополнительных шасси 32, подводных крыльев 7 и 8 и рулевых лопастей 31 в исходном положении и включением двигателей 21 самолета 10 и дальнейшим движением судна на днище 6 и на полозьях 11. При достижении определенной скорости судна благодаря наличию носовой наклонной стенки 2 возникает экранный эффект и судно может перемещаться с повышенной скоростью над снежной или ледяной поверхностью. Торможение и остановка судна может осуществляться уменьшением тяги двигателей 21 или 33, повороты судна могут осуществляться уменьшением тяги соответствующего двигателя и поворотом трансформируемых сопел 27.

Таким образом, решаются поставленные задачи изобретения, обеспечивается расширение области применения судов на подводных крыльях, продление срока работы парка самолетов, отработавших свой летный ресурс, но имеющих действующие турбореактивные или реактивные двигатели, обеспечивается почти круглогодовая навигация судов предлагаемой конструкции как по незамерзающим рекам и водоемам, так и по замерзающим рекам, водоемам и т.п., что особенно важно для развития экономики в условиях Крайнего Севера России и стран, имеющих территории с близкими климатическими условиями.

1. Судно на подводных крыльях, включающее водоизмещающий корпус с носовой, кормовой и боковыми стенками и днищем, с подводными крыльями, укрепленными на нем, и с палубой, включающее также органы управления, помещения для экипажа, пассажиров и грузов, отличающееся тем, что сверху к водоизмещающему корпусу прикреплен самолет, исчерпавший свой летный ресурс, без его действующих турбореактивных или реактивных двигателей и без части крыльев с топливными баками; при этом: водоизмещающий корпус выполнен с продольными полозьями на днище и на наклонной носовой стенке, плавно сопряженной с днищем, а также имеет герметичные, перекрываемые снизу, сквозные вертикальные колодцы между палубой и днищем, служащие для перемещения в них и фиксации в рабочем положении самолетного шасси, а также несущий каркас; палуба выполнена с углублением и крепежными узлами для размещения и крепления вышеуказанных самолета и его двигателей; действующие двигатели, демонтированные с самолета, смонтированы на палубе судна выше ватерлинии под острым углом к горизонтали и соединены с воздухозаборниками, защищенными решетками, и с наклонными плавно изогнутыми газоводами, проходящими через отверстия в палубе и отверстия в кормовой стенке водоизмещающего корпуса и соединенными с подвижными трансформируемыми управляемыми соплами; демонтированные части крыльев самолета с топливными баками размещены внутри водоизмещающего корпуса; подводные крылья укреплены на носовой и кормовой стенках с помощью шарниров с возможностью фиксации в исходном и рабочем положениях; на кормовой стенке укреплены на шарнирах дополнительные шасси с возможностью фиксации в исходном и рабочем положениях.

2. Судно по п.1, отличающееся тем, что на палубе его установлены дополнительные ограждающие конструкции, а под палубой оборудованы дополнительные помещения для пассажиров, грузов и топливных баков.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области транспортных средств, способных передвигаться по суше и воде. .

Судно // 2391248
Изобретение относится к области судостроения. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания морских крупнотоннажных транспортных средств, предназначенных для эксплуатации в ледовых полях Арктики без ледокольного сопровождения, в том числе в условиях малых глубин Арктического шельфа.

Изобретение относится к области охраны морских территорий страны. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания скоростных глиссирующих судов, эксплуатируемых в мелководных районах. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания скоростных глиссирующих судов, эксплуатируемых в мелководных районах. .

Изобретение относится к области судостроения. .

Изобретение относится к кораблям гидрографической и патрульной службы, предназначенным для всепогодного несения службы и эффективного решения научно-исследовательских, поисковых и боевых задач в открытом океане.

Изобретение относится к кораблям гидрографической и патрульной службы, предназначенным для всепогодного несения службы и эффективного решения научно-исследовательских, поисковых и боевых задач в открытом океане.

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования корпусов высокоскоростных и высокомореходных глиссирующих судов. .

Изобретение относится к гидро- и аэродинамике объектов, находящихся и движущихся в пространстве, и может быть использовано в судостроении и ракетостроении

Изобретение относится к судостроению и предназначено для использования, главным образом, на тихоходных судах большого водоизмещения

Изобретение относится к судостроению и к гидроавиации

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции корпуса пассажирского судна средних размеров типа яхты

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции корпуса пассажирского судна средних размеров типа яхты
Изобретение относится к водным транспортным средствам, в которых предусмотрено использование привода с винтовым движителем

Изобретение относится к области морского транспорта и предназначено для плавания как над водой, так и под водой

Изобретение относится к судостроению и направлено на оптимизацию гидродинамических характеристик проектируемых и эксплуатирующихся судов

Изобретение относится к судостроению и касается скоростных судов, способных работать в условиях бурной воды
Наверх