Роликовая обгонная муфта

 

Всесою:тная

О ply-ф ;C,À-"-Н И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Сома Советскик

Социалистических

Республик

Зависимое от авт, свидетельства №вЂ”

Заявлено 16ЛХ.1967 (Л" 1186079/25-27) с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет

Опубликовано 04.V1.1969. Бюллетень ¹ 19

Дата опубликования описания 4.Х1.1969

Кл. 46с, 6

Комитет ло делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

МПК Г 16d

УДК 621 825,5(088.8) Автор изобретения

В. В. Воробьев

Заявитель

РОЛИКОВАЯ ОБГОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к обгонным муфтам и мохкет быть применено в транспортных машинах с двигателями внутреннего сгорания, в металлорежущих станках, сельскохозяйственных уборочных машинах, в конвейерах и элеватор ах.

Известна роликовая обгонная муфта, состоящая из наружной и внутренней полумуфт, с поворотной обоймой принудительного перемещения роликов посредством вспомогательной шариковой обгонной муфты.

Недостатками этой муфты являются: сложность изготовления ее некоторых деталей, трудность регулировки углового положения вспомогательной шариковой обгонной муфты, невысокая несущая способность. Кроме того, в муфте в стадии обгона нет зазора между внутренним диаметром наружной полумуфты и роликами, что вызывает значительные вибрации.

В предлагаемой муфге все эти недостатки устранены.

Благодаря тому, что наружная полумуфта состоит из двух частей, имеющих перпендикулярную к оси вращения плоскость разъема, вспомогательная шариковая обгонная муфта расположена в кольцевом пазу, образуемом частями наружной полумуфты, и поворотная ооойма с роликами перемещается в кольцевой проточке внутренней полумуфты. Профилированные выемки внутренней полумуфты выполнены с углублениями, в которые в режиме оогона западают ролики, и между последними и наружной полумуфтой создается гарантиро5 ванный зазор.

На фиг. 1 изображена муфта, впд в плане с частичным условным разрезом; на фиг. 2— разрез по Б — Б на фиг. 3; на фиг. 3 — разрез

10 по  — В на фиг. 2; на фиг. 4 — схема профилиpoBBHHbIx выемок внутренней полумуфты; на фиг. 5 — схема последовательного положения

- ролика и полумуфт в процессе расцепления.

15 Муфта содержит наружную 1 и внутреннюю 2 полумуфты, шариковую обгонную муф.ту 8 и поворотную обойму 4, охватывающую своими лапками 5 ролики б.

Полумуфта 1 собирается из двух частей

20 7и8, внутренние и наружные диаметры которых, а также профилированные выемки 9 в них обрабатываются после сборки обеих половинок.

Строгое совпадение углового положения вы25 емок частей 7 и 8 обеспечивается установкой в обеих частях штифтов 10 с последующей стяжкой их болтами 11.

Полумуфта 2 имеет посредине проточку для свободного прохода лапок 5 обоймы 4 при

30 подьеме или опускании роликов 6.

245506

10

3

Каждая профилированная выемка полумуф ты 2 имеет рабочую цилиндрическую поверхность ab, вершину с, гребень b и углубление bc.

Шариковая обгонная муфта 8 состоит из полумуфт 12 и 18 с несимметричной канавкой на полумуфте 12 и расположенными между полумуфтами шариками 14 и сепаратором 15.

В несимметричной канавке пол ум уфты 2 установлено подпружиненное на отдельных участках пружиной 16 эластичное кольцо 17, взаимодействующее с шариками 14. На полумуфте И выполнена прямая канавка и поперечные пазы с углублениями, в которые заходят шарики 14, взаимодействующие с эла стичным кольцом 17. Строгая фиксация углового положения пружины 16 относительно полумуфлы 12 осуществляется в результате утапливания отогнутых концов пружины 16 в отверстие в косой канавке.

Поворотная обойма 4, изготовленная из пружинной стали, имеет лапки 5, плотно обхватывающие ролики 6 и удерживающие их в углублениях вырезов полумуфты 2 так, что при обгоне ролики не касаются полумуфты 1. Фиксация обоймы 4 относительно полумуфты 18 осуществляется стопорным винтом 18.

Сцепление полумуфт I и 2 происходит при заклинивании роликов 6, причем заклинивание их происходит между цилиндрическими поверхностями ab и ef, выполненными в полумуфтах 1 и 2.

Процесс сцепления происходит следующим образом.

Шарики 14 муфты 8, прижатые пружиной 16 через эластичное кольцо 17 к углублениям поперечных пазов, увлекаются силой трения эластично о кольца 17, на которое действует пружина 16, от усиков сепаратора 15 в сторону прямой канавки полумуфты 18. В момент совпадения профиля косой канавки полумуфты 12 с профилем прямой канавки полумуфты И, по отношению к которой два прижатых пружиной диаметрально, противоположно расположенных шарика находятся ближе остальных, эти два шарика закатываются под действием эластичного кольца и пружины в прямую канавку и заклиниваются между боковой поверхностью прямой и косой канавок. Происходит сцепление полумуфт 12 и 18.

Так как полумуфта 18 жестко зафиксирована между частями 7 и 8 полумуфты l, а поворотная обойма 4 зафиксирована относительно полумуфты 18, происходит сцепление наружной полумуфты 1 с поворотной обоймой 4.

После полного сцепления полумуфт обойма 4 при своем дальнейшем повороте заставляет ролики 6:поворачиватыся вокруг гребней b, выкатывая их таким образом из углублений bc.

Поворот роликов 6 вокруг гребней Ь происходит до упора их в рабочие цилиндрические поверхности ab (имея в виду, что сцепление является процессом, обратным расцеплению, можно видеть на фиг. 4, что в точке 6 находится центр вращения ролика 6).

15 го

4

Одновременно с упором роликов 6 в рабочую цилиндрическую поверхность ао происходит упор рабочей цилиндрической поверхности ef в ролики.

Такая синхронность сцепления роликов 6 с полумуфтами 1 и 2 достигается регулировкой углового положения полумуфты 12 относительно полумуфты 1, При повороте полумуфт 1 и 2 в сторону их расцепления на ролики 6 действует обратная цилиндрическая поверхность fd полумуфты 1, которая заставляет их поворачиваться вокруг гребней b в сторону углублений bc.

Линия действия силы упругости лапки 5 проходит по прямой NiV, соединяющей центр ролика с центром вращения муфты, поэтому перемещение ролика под действием силы упругости лапки станет возможным лишь тогда, когда угол у (угол между прямой ИМ и прямой ММ, соединяющей центр углубления с центром вращения муфты) станет достаточно малым и момент сопротивления перекатыванию ролика вокруг гребня b будет меньше момента от силы упругости лапки.

Поворот роликов,под действием полумуфты 1 продолжается, таким образом, до тех пор, пока ролики не начнут закатываться в углубления bc полумуфты 2 под,действием пружинных лапок поворотной обоймы.

Как только ролики упрутся в вершину с полумуфты 2, поворот обоймы 4 и, следовательно, полумуфты 13, сцепленной заклиненными шариками 14 с наружной полумуфтой 12, прекратится. С этого момента.полумуфта 18 будет вращаться как одно целое с полумуфтой 2, в результате чего полумуфта 12 будет обгонять полумуфту 13. При этом шарики 14 расклиниваются (так как боковые поверхности прямой и косой канавок расходятся по мере их взаимного поворота) и выкатываются под действием сил трения эластичного кольца 17 и пружины 16 из прямой канавки в поперечные пазы полумуфты 13.

При расцепленнном состоянии муфты (обгон) ролики 6 утоплены в углублснии bc полумуфты 2 лапками 5.

Шарики 14, прижатые силой трения эластичного кольца 17 к усикам сепаратора 15, совершают вдоль поперечных пазов полумуфты И возвратно-поступательные движения.

Предмет изобретения

Роликовая обгонная муфта, содержащая наружную и внутреннюю полумуфты с профилированными выемками на сопрягаемых поверхностях, в которых расположены ролики, охваченные пружинной обоймой, связанной с наружной полумуфтой с помощью вспомогательной шариковой обгонной муфты, отлича ои аяся тем, что, с целью повышения ее нагрузочной способности и увеличения предельной скорости обгона, профилированные выемки

245506

6 внутренней полумуфты выполнены с углублениями для западания в них роликов в реж: ме обгона, а наружная полумуфта выполнена из двух частей с кольцевым пазом между ними, в котором расположена вспомогательная шариковая обгонная муфта.

i245506

Составитель И. Малюга

Текред Л. Я. Левина

Редактор Г. Гончарова

Корректоры: С. М. Сигал н А, П. Васильева

Заказ 2666, 17 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2

4ú .ф с ъо

«

Роликовая обгонная муфта Роликовая обгонная муфта Роликовая обгонная муфта Роликовая обгонная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано для одновременного контроля частоты вращения четырех объектов

Изобретение относится к области машиностроения, предназначено для бесступенчатого регулирования скорости и может быть использовано в импульсных передачах, приводах стартеров двигателей внутреннего сгорания и аналогичных устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в автомобилях и колесных тракторах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам свободного хода

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обгонным муфтам для передачи вращения только в одном направлении
Наверх