Многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая


 


Владельцы патента RU 2400529:

Открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (RU)

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии. Изобретение касается многофункциональной добавки к автомобильному бензину, содержащей, % мас.:

Метил-трет-бутиловый эфир 20-40 Моющая присадка, включающая модификатор трения (Хайтек 6437) до 10 Стабилизатор цвета диэтиламин или триэтилентетрамин 0,01-0,2 Антидетонационная добавка на основе ароматических аминов, включающая в качестве основного компонента N-метиланилин остальное

Изобретение также относится к топливной композиции для двигателей внутреннего сгорания.

Технический результат - добавка в заявленном интервале и соотношении компонентов наряду с высокими антидетонационными, моющими и антикоррозионными свойствами обладает стабильностью цвета после 1 года хранения. Автомобильные бензины с использованием предлагаемой добавки отвечают основным требованиям европейских стандартов. 2 н.п. ф-лы, 4 табл.

 

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к составу многофункциональной добавки к автомобильному бензину и к топливной композиции, содержащей эту добавку.

Известно широкое использование в составах автомобильных бензинов антидетонационных добавок на основе N-метиланилина (N-MA) (А.М.Данилов. Применение присадок в топливах. Справочное издание. М., Мир, 2005, с.20-30).

Известна также добавка к автомобильным бензинам на основе метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ), N-MA, метанола и моющей присадки (Автомаг) при следующем соотношении компонентов, % мас.: 6,5-70 N-MA; 0,5-5 N,N-диметиланилина, 0,5-27 третичного бутилового спирта; 0,5-30 метанола; моющей присадки - не более 6, МТБЭ до 100.

Добавка вводится в автомобильные бензины в концентрации до 20% мас.

(Пат. РФ №2139914, 1999).

Недостатком указанной добавки является высокое содержание метанола, которое повышает ее токсичность и гигроскопичность, а также снижает стабильность бензинов при хранении. Моющая присадка Автомаг эффективна для устаревших карбюраторных двигателей и практически непригодна для современных двигателей с непосредственным впрыском топлива из-за низкой эффективности по устранению смолистых отложений на впускных клапанах и инжекторах.

Наиболее близкой к заявляемой является добавка к автомобильным бензинам, содержащая, % мас.: 6,5-70 N-MA, 0,2-27 третичного бутилового спирта, не более 6,0 моющей присадки, 0,1-25 эфиров уксусной кислоты и сивушного масла и до 100 МТБЭ. В качестве моющей присадки используют присадку, содержащую продукт конденсации полиамина общей формулы NH2-(CH2)2-(NH-CH2-CH2)n-NH2, где n=0-4, с С720 - жирными кислотами. Добавка предназначена для использования в автомобильных бензинах в концентрации до 20% мас.

(Пат. РФ №2155793, 2000).

Недостатком добавки является наличие моющей присадки с низкой термостабильностью, не обеспечивающей возможность ее применения при эксплуатации инжекторных двигателей внутреннего сгорания.

Существенным недостатком добавки также является склонность к изменению цвета при хранении от светло-желтого до темно-коричневого (цвет по АСТМ Д 1500 от 0,5 до 8,0), а также к повышению количества отложений на впускных клапанах, особенно при использовании добавки в составе бензинов, содержащих продукты крекинга.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка многофункциональной добавки к автомобильным бензинам на основе ароматического амина, обладающей стабильностью цвета при хранении и высокими антидетонационными, моющими и антикоррозионными свойствами, а также топливной композиции включающей эту добавку.

Для решения поставленной задачи предлагается многофункциональная добавка к автомобильному бензину, содержащая % мас.:

Метил-трет-бутиловый эфир 20-40
Моющая присадка, включающая
модификатор трения (Хайтек 6437) до 10
Стабилизатор цвета диэтиламин или триэтилентетрамин 0,01-0,2
Антидетонационная добавка на основе
ароматических аминов, включающая
в качестве основного компонента
N-метиланилин остальное

Также предлагается топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащая вышеуказанную многофункциональную добавку в количестве 0,3-3,0% мас.

Отличием заявляемого технического решения является содержание в составе добавки стабилизатора цвета диэтиламина или триэтилентетрамина и моющей присадки, включающей модификатор трения (Хайтек 6437).

Использование в составе добавки моющей присадки, включающей модификатор трения и показавшей высокие антикоррозионные свойства в композициях с ароматическими аминами, позволяет поддержать в чистоте основные элементы двигателей.

Введение в состав добавки диэтиламина или триэтилентетрамина позволяет повысить химическую стабильность, что приводит к стабилизации цвета добавки.

Добавка может использоваться как для корректировки антидетанационных свойств товарных бензинов в системе обращения, восстановления их качества, так и при разработке технологии производства ассортимента высокооктановых автомобильных бензинов, отвечающих требованиям технического регламента.

Используемые в составе добавки компоненты являются продуктами промышленного производства.

В предлагаемом составе добавки предпочтительно использование ароматического амина (N-MA) с минимальной примесью анилина, имеющего более низкую химическую стабильность и требующего применения антиокислителя.

В качестве ароматического амина в многофункциональной добавке используют N-MA технический улучшенный по СТО 00204168-001-2008 с содержанием N-MA 98,0% мас. или антидетонационную добавку на основе ароматических аминов АДА-СУПЕР по СТО 11605031-011-2007 с содержанием N-MA 98,5% мас.

В качестве оксигената используют МТБЭ по ТУ 38.103704-90 с изм. 1-5.

В качестве стабилизатора цвета используют диэтиламин технический по ГОСТ 9875-88 или триэтилентетрамин, выпускаемый фирмой AKZO NOBEL (Швеция).

В качестве моющей присадки, включающей модификатор трения, используют присадку Хайтек 6437, выпускаемую фирмой Afton Chemical (Великобритания).

Присадка Хайтек 6437 представляет маслянистую жидкость с плотностью при 15°С 0,9134 г/см3; температурой вспышки (РМС) 60°С; температурой застывания <-43°С; вязкостью при 40°С 9,44 сСт.

В органических растворителях присадка Хайтек 6437 образует прозрачный раствор и практически нерастворима в воде.

Предлагаемую многофункциональную добавку готовят по безотходной технологии с использованием стандартного оборудования при температуре 15÷35°С путем смешения компонентов до получения однородного раствора.

Для иллюстрации заявляемого технического решения было приготовлено 3 образца предлагаемой добавки, состав которых приведен в табл.1.

Функциональные и эксплуатационные свойства приготовленных образцов приведены в табл.2.

Влияние добавки на детонационную стойкость оценивалось моторным методом по АСТМ Д 2700-95(ГОСТ 511-82) на установке УИТ-85 по приросту октанового числа эталонной смеси «70» изооктана и н-гептана, взятых в соотношении 70:30 (по объему). Чем больше прирост октанового числа, тем выше антидетонационные свойства добавки. Для испытуемых образцов прирост составляет от 2,1 до 3,3 в сравнении с эталонной смесью.

Антикоррозионная эффективность добавки определялась по модифицированному методу АСТМ Д 66 5 в эталонном топливе ИТ (80% изооктана и 20% толуола по объему) в присутствии дистиллированной воды при температуре 38°С в течение 4-х часов. В соответствии с рекомендациями указанного метода для определения степени коррозии поверхности стержня после испытания приняты визуальные критерии оценки, по которым максимальная степень коррозии (более 5% поверхности стержня покрыты продуктами коррозии) оценивается в 3 балла (этот показатель получен для эталонного топлива ИТ); поверхность стержня, свободная от следов коррозии (чистый стержень), оценивается в 0 баллов; для испытуемых образцов этот показатель составляет от 0 до 2-х баллов.

Моющая эффективность по оценке склонности автомобильного бензина к образованию отложений определена испытаниями в стендовых условиях на полноразмерном двигателе ВАЗ 2101 по методу СТО АНН 40488460-001-2004 предлагаемых образцов добавки в бензине типа АИ-95 в сравнении с исходным бензином.

Моющие свойства бензина АИ-95 с предлагаемой добавкой, не содержащей моющей присадки Хайтек 6437, по методу СТО АНН 40488460-001-2004 составляют 98 мг/клапан. При наличии в добавке моющей присадки Хайтек-6437 с модификатором трения моющие свойства бензина АИ-95 значительно улучшаются (табл.2).

Оценка цвета добавки после 1 года хранения проведена визуально и по методу АСТМ Д 1500. В соответствии с указанным методом оценка цвета проводится в единицах АСТМ от 0,5 до 8 (от светло-желтого до темно-коричневого цвета). Чем больше единиц АСТМ, тем темнее цвет продукта. Из результатов, представленных в таблице 2, следует, что после 1 года хранения цвет образцов добавки визуально остался без изменения или слегка потемнел (от светло-желтого до желтого). По методу АСТМ Д 1500 установлено, что цвет соответствует от 1 до 4 единиц.

Таким образом, из данных, представленных в табл.2, видно, что разработанная добавка в заявленном интервале и соотношении компонентов наряду с высокими антидетонационными, моющими и антикоррозионными свойствами обладает стабильностью цвета после 1 года хранения. Наибольшую эффективность по моющим, антидетанационным и антикоррозионным свойствам показал образец №1. В те топливные композиции, где в основном используются стабильные компоненты и не применяются спирты, можно вводить составы добавки типа 3, в остальные композиции целесообразно вводить образцы добавки типа 1 или 2.

С использованием предлагаемой добавки были приготовлены лабораторные образцы автомобильных бензинов различного компонентного состава типа Регуляр-92, Премиум-95, Супер-98 (табл.3). Образцы отвечали основным требованиям европейских стандартов и национального Технического регламента. При этом использование добавки в технологии приготовления бензина не привело к каким-либо побочным эффектам влияния на физико-химические показатели, регламентируемые стандартом (табл.4).

Таблица 1
Состав образцов предлагаемой добавки
№ п/п Наименование компонентов Содержание компонентов в образцах, % мас.
1 2 3
1 МТБЭ 20 30 40
2 Диэтиламин 0,2 - 0,01
3 Триэтилентетрамин - 0,1 -
4 Моющая присадка, включающая модификатор трения (Хайтек 6437) 10,0 5,0 0
5 N-MA до 100 до 100 до 100
Таблица 2
Функциональные и эксплуатационные свойства образцов предлагаемой добавки
№ п/п Наименование показателей Значение показателей образцов
1 2 3
1 Прирост октанового числа эталонной смеси «70» при концентрации добавки С=1% мас. 3,3 3,1 2,1
2 Антикоррозионная эффективность (степень коррозии стержня, баллы) при концентрации добавки С=2,0% мас. в ИТ. 0 1 2
3 Моющая эффективность, масса отложений, мг при концентрации добавки С=2,0% мас. в товарном бензине АИ-95. 2,7 6,0 98
Цвет добавки визуально
4 исходный светло-желтый светло-желтый светло-желтый
после 1 года хранения без изменения без изменения темно-желтый
Цвет по АСТМ Д 1500
5 исходный 1,0 1,0 1,0
после 1 года хранения 1,5 2,0 4,0
Таблица 3
Компонентный состав лабораторных образцов высокооктановых бензинов, полученных с использованием предлагаемой многофункциональной добавки (массовые доли, %)
№ п/п Наименование компонента Регуляр-92 Премиум-95 Супер-98
1 Бензин каталитического риформинга 41 68 69
2 Бензин каталитического крекинга 39,5 10 4
3 Прямогонная фракция НК-85°С 9 2 0
4 Газовый бензин 9 12 5
5 Алкилат 0 0,5 6
6 МТБЭ (оксигенат) 0 5 14
7 Предлагаемая добавка 1,5** 2,5*** 2,0*
Примечание. Содержание ароматических углеводородов, % об. 33 41 41,5
* - образец №3, см. табл.1
** - образец №1, см. табл.1
*** - образец №2, см. табл.1
Таблица 4
Физико-химические и антидетонационные показатели лабораторных образцов автомобильных бензинов, полученных с использованием предлагаемой многофункциональной добавки
№ п/п Наименование показателей Норма (ГОСТ Р 51105) Регуляр-92 Премиум-95 Супер-98
1 2 3 4 5 6
1 Детонационная стойкость: октановое число, не менее по исследовательскому методу 92,0/95,0/98,0 92,2 95,2 99,0
по моторному методу 83,0/85,0/88,0 83,0 85,3 88,0
2 Концентрация свинца, мг на 1 дм3 бензина, не более 5 отсутствие отсутствие отсутствие
3 Л-5 Плотность при 15°С, кг/м3 725-780 749 765 776
4 Массовая доля серы, %, не более 0,0150 0,005 0,003 0,002
5 Концентрация смол, промытых растворителем, мг на 100 см3 бензина, не более 5 1,0 0,8 1,5
6 Коррозионное воздействие на медную пластину (3 ч при 50°С), единицы по шкале Класс 1 Класс 1 Класс 1 Класс 1
7 Внешний вид Прозрачный, чистый Прозрачный, чистый Прозрачный, чистый Прозрачный, чистый
8 Объемная доля бензола, %, не более 5,0 0,8
9 Давление насыщенных паров (ДНП), кПа 45-80 54 52 45
10 Фракционный состав: объемная доля испарившегося бензина, %, при температуре: 15-45 22 26 28
70°С 15-45 22 26 28
100°С 40-70 42 41 42
180°С, не менее 85 94 96 96
Конец кипения бензина, °С, не выше
Остаток в колбе, % об., не более
215
2
200
1,0
200
1,0
200
1,0
11 Индекс испаряемости (ИПП) 1000 691 702 647

Таблица №4

Физико-химические и антидетонационные показатели лабораторных образцов автомобильных бензинов, полученных с использованием предлагаемой многофункциональной добавки

1. Многофункциональная добавка к автомобильному бензину, содержащая, мас.%:

Метил-трет-бутиловый эфир 20-40
Моющая присадка, включающая
модификатор трения (Хайтек 6437) до 10
Стабилизатор цвета диэтиламин или
триэтилентетрамин 0,01-0,2
Антидетонационная добавка
на основе ароматических аминов,
включающая в качестве основного
компонента N-метиланилин остальное

2. Топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащая многофункциональную добавку по п.1 в количестве 0,3-3,0 мас.%.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к составу многофункциональной добавки к автомобильному бензину на основе монометиланилина.
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к составу многофункциональной добавки к автомобильному бензину на основе монометиланилина.
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к составу многофункциональной добавки к автомобильному бензину на основе монометиланилина.
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к топливной композиции, предназначенной для двигателей внутреннего сгорания. .
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к топливной композиции, предназначенной для двигателей внутреннего сгорания. .
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к топливной композиции, предназначенной для двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к способам и устройствам получения смесевого топлива и может быть использовано для получения моторного топлива для дизельных двигателей. .
Изобретение относится к способам получения топлив и может найти применение в области производства топлив для установок и двигателей, использующих для работы химическую энергию топлива.
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к составу многофункциональной добавки к автомобильному бензину на основе монометиланилина.
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к составу многофункциональной добавки к автомобильному бензину на основе монометиланилина.
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к топливной композиции, предназначенной для двигателей внутреннего сгорания. .
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к топливной композиции, предназначенной для двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к устройству для получения топлива, в частности, биодизельного топлива из растительных масел и животных жиров. .
Изобретение относится к области топлив, которые применяются в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением. .

Изобретение относится к усовершенствованному способу алкилирования дифениламина, включающему добавление к дифениламину олигомеров изобутилена в присутствии кислой каталитической глины с образованием смеси и проведение реакции в смеси при температуре, достаточно низкой для того, чтобы предотвратить существенное снижение активности катализатора до тех пор, пока не будет завершено вышеупомянутое добавление, и затем повышение температуры с получением смеси алкилированных дифениламинов, содержащей от 0,1 до 1% дифениламина, менее 10% (трет-бутил)дифениламина, менее 10% монооктилдифениламина, более 20% додецилдифениламина, более 15% гексадецилдифениламина, менее 10% эйкозенилдифениламина, менее 7% тетракозенилдифениламина, менее 4% октакозенилдифениламина и менее 2% полиизобутилдифениламина.

Изобретение относится к области нефтехимической промышленности и может быть использовано для идентификации нефтепродуктов, маркированных биологическим маркером-пигментом продигиозином.
Изобретение относится к процессам хранения и применения бензинов для автомобильной техники. .
Наверх