Способ противоугонной идентификации транспортного средства

Авторы патента:


Способ противоугонной идентификации транспортного средства
Способ противоугонной идентификации транспортного средства

 


Владельцы патента RU 2417909:

Мацур Игорь Юрьевич (RU)

Изобретение относится к области идентификация транспортных средств и предназначено для использования в противоугонных системах. На номерном знаке транспортного средства устанавливают пассивный ответчик с антенной. Радиозондирование осуществляют путем облучения радиосигналом пассивного ответчика, которым вырабатывают кодовое слово, содержащее информационную часть с данными о транспортном средстве. Сформированный электрический сигнал переизлучают, принимают антенной приемо-передающего тракта и дешифрируют информацию для получения данных о транспортном средстве. При этом на транспортном средстве устанавливают приемо-передающий узел зондирования с узлом энергонезависимой памяти, в который заносят идентификационные данные о транспортном средстве. Полученные данные о транспортном средстве сравнивают с данными, хранящимися в энергонезависимой памяти узла зондирования. По результатам сравнения принимают решение о разрешении или запрете эксплуатации транспортного средства. Зондирование, прием сигнала и сравнение осуществляют в начале и/или в процессе эксплуатации. 8 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области идентификации транспортных средств и может быть использовано в противоугонных системах.

Известен способ идентификации объектов, преимущественно крупногабаритных грузов-контейнеров для пищевых продуктов, предусматривающий закрепление на объекте пьезоэлектрического пассивного ответчика с антенной, радиозондирование объекта приемо-передающим трактом путем облучения радиосигналом пассивного ответчика, выработки им кодового слова, содержащего информационную часть с данными об объекте, например срок изготовления и реализации, качественные показатели и т.п., переизлучения сформированного электрического сигнала и его последующий прием антенной приемо-передающего тракта и дешифрацию информации для получения данных об объекте, радиозондирование объекта осуществляют гармоническим сигналом, а в состав кодового слова наряду с информационной частью вводят пилот-сигнал, отстоящий от информационной части на фиксированный временной интервал, при этом кодирование информационной части осуществляют путем бифазной модуляции элементарных символов, а дешифрацию кодового слова проводят посредством фазовой синхронизации (см. RU 2057334 C1, кл. G01N 33/02, B65D 88/00, Н03Н 9/145, опубл. 27.03.1996).

Известный способ может применяться для идентификации объектов, а также для контроля и слежения за перемещением грузовых, контейнерных и транспортных потоков, для осуществления сторожевых систем, устройств паспортизации.

Недостатком известного решения является невозможность осуществлять автоматическую самоидентификацию транспортного средства, например, перед началом движения, а также невозможность осуществления в автоматическом режиме дублирующей проверки идентификационного номера транспортного средства в процессе его перемещения в целях выявления соответствия номерного знака данным, по которым это транспортное средство зарегистрировано в целях затруднения возможности угона.

Задачей и обусловленным ею техническим результатом заявленного решения является обеспечение возможности осуществлять в автоматическом режиме санкционирование или блокирование работы систем транспортного средства на основе автоматической проверки соответствия номерного знака регистрационным данным транспортного средства эксплуатирующегося автономно.

Указанный технический результат достигается тем, что в способ идентификации транспортного средства, заключающийся в установке на транспортном средстве пассивного ответчика с антенной, его радиозондировании путем облучения пассивного ответчика радиосигналом, выработки пассивным ответчиком кодового слова, содержащего информационную часть с данными о транспортном средстве, переизлучении сформированного ответного сигнала, последующий его прием и дешифрацию информации для получения данных о транспортном средстве, отличающийся тем, что на транспортном средстве устанавливают приемо-передающий узел зондирования с энергонезависимой памятью, в которую заносят идентификационные данные о транспортном средстве, прием и дешифрацию ответного сигнала осуществляют приемо-передающим узлом зондирования, после приема сравнивают полученные в результате дешифрации ответного сигнала данные о транспортном средстве с данными, хранящимися в энергонезависимой памяти приемо-передающего узла зондирования, по результатам сравнения принимают решение о разрешении или запрете эксплуатации транспортного средства, при этом зондирование осуществляют в начале эксплуатации, а пассивный ответчик жестко закрепляют на номерном знаке транспортного средства.

Кроме того: - пассивный датчик устанавливают с энергонезависимой памятью, в которую записывают кодовое слово, содержащее информационную часть с данными о транспортном средстве,

- в случае соответствия данных дешифрации ответного сигнала данным, хранящимся в энергонезависимой памяти приемо-передающего узла зондирования, принимают решение о разрешении эксплуатации транспортного средства, в случае несоответствия данных дешифрации ответного сигнала данным, хранящимся в энергонезависимой памяти приемо-передающего узла зондирования, принимают решение о запрете эксплуатации транспортного средства.

- в случае принятия решения о запрете эксплуатации транспортного средства осуществляют блокирование топливного и/или энергоснабжения двигателя транспортного средства,

- осуществляют зондирование перед началом движения транспортного средства,

- осуществляют зондирование периодически в процессе движения транспортного средства,

- осуществляют зондирование пассивного ответчика транспортного средства, прием и обработку ответного сигнала с одновременным визуальным считыванием номерного знака с помощью средств, установленных в заранее определенных местах трассы движения транспортных средств, сравнивают полученные данные о транспортном средстве, выделенные из ответного сигнала с данными визуального считывания, и в случае несоответствия данных радиоопроса с данными визуального считывания считают транспортное средство находящимся в угоне,

- пассивный ответчик устанавливают встроенным в номерной знак и в днище и/или в другие конструктивные части кузова транспортного средства,

- пассивный ответчик закрепляют на номерном знаке транспортного средства так, чтобы его снятии было бы невозможно без разрушения пассивного ответчика.

Способ противоугонной идентификации транспортного средства поясняется с помощью чертежей, где на Фиг.1 схематично показан пример размещения пассивного ответчика на транспортном средстве, на Фиг.2 - пример структурной схемы устройства для реализации способа противоугонной идентификации транспортного средства.

На чертежах сделаны следующие обозначения: 1 - пассивный ответчик; 2 - узел зондирования, 3 - транспортное средство, 4 - приемопередатчик узла зондирования, 5 - блок декодирования ответного сигнала, 6 - антенна узла зондирования, 7 - канал радиосвязи, 8 - антенна пассивного ответчика, 9 - приемопередатчик пассивного ответчика, 10 - энергонезависимая память пассивного ответчика, 11 - генератор запуска передатчика, 12 - узел формирования выходного сигнала, 13 - средства зондирования, установленные в заранее определенных местах дорожной трассы, 14 - приемопередатчик, 15 - блок декодирования, 16 - видеокамера, 17 - узел распознавания номерного знака, 18 - узел сравнения.

Способ противоугонной идентификации транспортного средства заключается в том, что на номерном знаке транспортного средства неразъемно (жестко) закрепляют пассивный ответчик, в энергонезависимую память которого записывают кодовое слово, содержащее информационную часть с данными о транспортном средстве, а на самом транспортном средстве устанавливают приемо-передающий узел зондирования с узлом энергонезависимой памяти, в который также заносят идентификационные данные о транспортном средстве, осуществляют радиозондирование путем облучения радиосигналом пассивного ответчика, выработку им кодового слова, содержащего информационную часть с данными о транспортном средстве, переизлучение сформированного электрического сигнала и его последующий прием антенной приемо-передающего тракта узла зондирования и дешифрацию информации для получения данных о транспортном средстве, сравнивают полученные данные о транспортном средстве с данными, хранящимися в энергонезависимой памяти узла зондирования, и по результатам сравнения принимают решение о разрешении или запрете эксплуатации транспортного средства, при этом зондирование, прием ответного сигнала и сравнение осуществляют в начале эксплуатации, а также периодически в процессе эксплуатации.

Данные о транспортном средстве включают номер государственной регистрации этого транспортного средства, а также могут включать номера агрегатов транспортного средства, в том числе номер кузова, номер шасси, номер двигателя и пр.

Частота канала радиосвязи выбирается ближе к коротковолновой части радиодиапазона, что позволяет уменьшить габаритные размеры приемо-передающего тракта узла зондирования и пассивного ответчика.

Осуществляют также зондирование пассивного ответчика транспортного средства, прием и обработку ответного сигнала с одновременным визуальным считыванием номерного знака с помощью средств, установленных в заранее определенных местах трассы движения транспортных средств, сравнивают полученные данные о транспортном средстве, выделенные из ответного сигнала с данными визуального считывания, и в случае несоответствия данных радиоопроса с данными визуального считывания считают транспортное средство находящимся в угоне.

Пассивный ответчик закрепляют на номерном знаке транспортного средства так, чтобы его снятие было бы невозможно без разрушения пассивного ответчика, например путем заливки места установки эпоксидной смолой.

В качестве пассивного ответчика используют пассивные или активные радиометки RFID;

Заявленный способ реализуется следующим образом.

В процессе обязательной регистрации транспортного средства, эксплуатация которого предполагает автономный режим использования, на нем закрепляют номерной знак, с встроенным в его конструктивно пассивным ответчиком, который не может быть удален или заменен без его разрушения.

На транспортном средстве закрепляют также приемо-передающий узел зондирования с узлом энергонезависимой памяти. В энергонезависимую память узла зондирования заносят данные о транспортном средстве, в том числе сведения о номерном знаке. Приемо-передающий узел зондирования устанавливают таким образом, чтобы излучаемые им зондирующие сигналы были бы приняты пассивным ответчиком и позволяли бы сформировать в пассивном ответчике ответный радиосигнал, который в свою очередь мог бы быть принят и обработан приемо-передающим узлом.

Зондирование пассивного ответчика осуществляют перед началом движения транспортного средства и затем может осуществляться в процессе движения по установленному заранее графику, который может предполагать, например, ежечасный опрос пассивного датчика либо иной период.

Как реакцию на каждый зондирующий сигнал, пассивный датчик вырабатывает ответный радиосигнал, представляющий собой кодовое слово, содержащее информационную часть с данными о транспортном средстве. Принятый сигнал пассивного ответчика обрабатывают с целью выделения информационной части о транспортном средстве, в том числе о номерном знаке, под которым это транспортное средство зарегистрировано. Полученные сведения в виде цифровых последовательностей сравниваются с хранящимися данными в узле энергонезависимой памяти приемо-передающего узла зондирования. Если выделенная из сигнала пассивного ответчика информация о транспортном средстве соответствует данным, хранящимся в энергонезависимой памяти приемо-передающего узла зондирования, то формируют команду разрешения дальнейшей эксплуатации транспортного средства. Если же полученная информация из ответного сигнала не соответствует хранящимся в памяти узла зондирования данным, то формируется команда запрета использования транспортного средства, по которой происходит блокирование систем питания и электроснабжения двигателя транспортного средства.

Таким образом, результатом несанкционированной смены номерного знака транспортного средства является неспособность его перемещения своим ходом.

В целях исключения возможностей угона транспортного средства с заменой номерного знака и использовании штатного пассивного ответчика, спрятанного, для предотвращения блокирования двигателя, в зоне действия узла зондирования, например в кузове транспортного средства, устанавливают в заранее определенных местах трассы движения транспортных средств средства радиоопроса пассивных ответчиков транспортных средств с одновременным визуальным считыванием номерного знака. Эти средства радиопроса обеспечивают формирование зондирующих сигналов, облучающих проезжающие по трассе транспортные средства, прием сигналов от пассивных ответчиков этих транспортных средств и обработку принятых сигналов с целью выделения данных о транспортном средстве. Визуальное считывание при этом осуществляют с помощью фото- или видеокамер, ориентированных так, чтобы обеспечить надежное считывание и распознавание номерных знаков проезжающих транспортных средств.

Полученные данные в результате радиоопроса и визуального считывания сравниваются в автоматическом режиме и в случае их несоответствия друг другу формируется сигнал, сигнализирующий о том, что произведена несанкционированная замена номерных знаков и данное транспортное средство является угнанным, о чем оповещаются соответствующие службы.

Пример.

При регистрации транспортного средства на нем устанавливают номерной знак со встроенным пассивным ответчиком, в энергонезависимую память которого занесены данные регистрационного номера. Кроме того, на самом транспортном средстве устанавливают приемо-передающий узел зондирования с узлом энергонезависимой памяти, обеспечивающий формирование зондирующего сигнала, прием ответного сигнала, сформированного пассивным ответчиком, и обработку его для выделения информации о регистрационном номере. В энергонезависимую память узла зондирования также заносят данные, соответствующие данному транспортному средству, в том числе сведения о номерном знаке. При этом сам пассивный ответчик обеспечивает формирование ответного сигнала, содержащего сведения о транспортном средстве, в том числе о его регистрационном номере.

Формирование зондирующего сигнала, прием его пассивным ответчиком, формирование им ответного сигнала, содержащего сведения о номере регистрации, прием ответного сигнала и его обработка обеспечивают выделение данных регистрации транспортного средства, записанных в память пассивного ответчика, установленного на номерном знаке при регистрации транспортного средства.

Далее, осуществляя сравнение полученных таким образом данных с данными, занесенными в память узла зондирования, можно судить о том, был ли заменен номерной знак без соответствующей регистрации или на транспортном средстве установлен штатный регистрационный номер.

Перед началом работы транспортного средства, например во время поворота ключа зажигания, осуществляется излучение зондирующего сигнала и прием ответного сигнала, сформированного пассивным ответчиком, после чего из ответного сигнала выделяется информация о регистрационном номере, которая сравнивается с хранящейся в памяти узла зондирования. Если в результате сравнения данные о транспортном средстве, выделенные из ответного сигнала, соответствуют данным, хранящимися в памяти узла зондирования, то запуск двигателя и работа иных систем обслуживания разрешается. Если же выделенные из ответного сигнала данные о транспортном средстве не совпадают с данными, хранящимися в памяти узла зондирования, то считается, что номерной знак был заменен без соответствующей санкции, и формируется команда блокировки работы двигателя или других систем, в результате транспортное средство не может двигаться своим ходом.

В соответствии со структурной схемой на Фиг.2 энергонезависимая память пассивного ответчика реализована на основе ПАВ структуры, обеспечивающей формирование сигнала, представляющего собой последовательность импульсов, которой осуществляется модуляция ответного сигнала. Блок декодирования узла зондирования также выполнен на основе ПАВ структуры, обеспечивающей согласованный прием ответного сигнала и сжатие сформированной пассивным ответчиком последовательности, повышающей соотношение сигнал/шум на выходе. Зондирующие импульсы синхронизируются импульсными сигналами генератора запуска, сигналы с выхода которого подаются также на один из входов узла формирования выходного сигнала, на другой вход которого подается сжатый ответный сигнал. При отсутствии сжатого импульса на выходе блока декодирования с одновременным наличием синхронизирующего импульса, на выходе узла формирования выходного сигнала формируется сигнал тревоги, свидетельствующий о несоответствии ответного сигнала ожидаемому для согласованного приема, что в свою очередь свидетельствует либо об отсутствии ответного сигнала, либо о его модификации. Следствием формирования сигнала тревоги является формирование команды на блокировку двигателя. Узел формирования выходного сигнала в простейшем случае может быть выполнен на основе D-триггера, у которого задействованы D и С входы. При более сложной реализации узел может быть выполнен на основе обнуляемого интегратора или процессора.

При установке двух и более пассивных ответчиков на транспортном средстве согласованный прием осуществляют по каждому из ответных сигналов этих ответчиков.

При движении транспортного средства по дороге, оно подвергается также облучению зондирующим сигналом на определенных участках дороги. При этом также происходит формирование пассивным ответчиком ответного сигнала и обработка ответного сигнала средствами, установленными в местах излучения зондирующего сигнала с тем, чтобы выделить данные о транспортном средстве из ответного сигнала. Пространственная селекция опрашиваемых транспортных средств обеспечивается узкой направленностью диаграммы антенны, которая выполнена игольчатой и направлена на соответствующую полосу проезжей части. Одновременно в этом месте дороги осуществляется видеонаблюдение (фотосъемка) транспортного средства с последующим распознаванием номерного знака. Данные о транспортном средстве, полученные по этим двум каналам: из радиоопроса и видеонаблюдения, сравниваются между собой. Если эти данные принадлежат одному транспортному средству, то они должны соответствовать друг другу.

При отсутствии такого соответствия, делается вывод о несанкционированной смене номерного знака транспортного средства, что может служить следствием его угона.

Формируется сигнал оповещения контрольных постов для задержания транспортного средства в целях более детальной проверки.

Диаграмма направленности антенны узла зондирования средств, установленных в местах излучения зондирующего сигнала, и сектор обзора видеокамеры съюстированы между собой так, чтобы в их поле зрения попадали одни и те же объекты одновременно.

Заявленный способ может быть реализован на стандартных компонентах с использованием интегральных микросхем, созданных в том числе с применением нанотехнологий, стандартных приборов визуализации, например, на остове стандартных видеокамер, а также конструктивных элементов из металлических и иных широко применяемых материалов.

Таким образом, заявленный способ обеспечивает возможность осуществлять в автоматическом режиме санкционирование или блокирование работы систем транспортного средства, на основе автоматической проверки соответствия номерного знака регистрационным данным транспортного средства, эксплуатирующегося автономно.

1. Способ идентификации транспортного средства, заключающийся в установке на транспортном средстве пассивного ответчика с антенной, его радиозондировании путем облучения пассивного ответчика радиосигналом, выработке пассивным ответчиком кодового слова, содержащего информационную часть с данными о транспортном средстве, переизлучении сформированного ответного сигнала, последующем его приеме и дешифрации информации для получения данных о транспортном средстве, отличающийся тем, что на транспортном средстве устанавливают приемопередающий узел зондирования с энергонезависимой памятью, в которую заносят идентификационные данные о транспортном средстве, прием и дешифрацию ответного сигнала осуществляют приемопередающим узлом зондирования, после приема сравнивают полученные в результате дешифрации ответного сигнала данные о транспортном средстве с данными, хранящимися в энергонезависимой памяти приемопередающего узла зондирования, по результатам сравнения принимают решение о разрешении или запрете эксплуатации транспортного средства, при этом зондирование осуществляют в начале эксплуатации, а пассивный ответчик жестко закрепляют на номерном знаке транспортного средства.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что пассивный датчик устанавливают с энергонезависимой памятью, в которую записывают кодовое слово, содержащее информационную часть с данными о транспортном средстве.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в случае соответствия данных дешифрации ответного сигнала данным, хранящимся в энергонезависимой памяти приемо-передающего узла зондирования, принимают решение о разрешении эксплуатации транспортного средства, в случае несоответствия данных дешифрации ответного сигнала данным, хранящимся в энергонезависимой памяти приемопередающего узла зондирования, принимают решение о запрете эксплуатации транспортного средства.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что в случае принятия решения о запрете эксплуатации транспортного средства осуществляют блокирование топливного и/или энергоснабжения двигателя транспортного средства.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что осуществляют зондирование перед началом движения транспортного средства.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что осуществляют зондирование периодически в процессе движения транспортного средства.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что осуществляют зондирование пассивного ответчика транспортного средства, прием и обработку ответного сигнала с одновременным визуальным считыванием номерного знака с помощью средств, установленных в заранее определенных местах трассы движения транспортных средств, сравнивают полученные данные о транспортном средстве, выделенные из ответного сигнала с данными визуального считывания, и в случае несоответствия данных радиоопроса с данными визуального считывания считают транспортное средство находящимся в угоне.

8. Способ по п.1, отличающийся тем, что пассивный ответчик устанавливают встроенным в номерной знак и в днище и/или в другие конструктивные части кузова транспортного средства.

9. Способ по п.1, отличающийся тем, что пассивный ответчик закрепляют на номерном знаке транспортного средства так, чтобы его снятие было бы невозможно без разрушения пассивного ответчика.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области мониторинга и управления транспортными, в основном автомобильными, средствами передвижения на проблемных участках дорог, например, таких как перекрестки.
Изобретение относится к области регулирования и организации дорожного движения. .

Изобретение относится к системам регулирования движения транспортных средств (ТС), а точнее к способам и устройствам контроля за соблюдением правил дорожного движения (ПДД), в том числе за соблюдением скоростного режима.

Изобретение относится к калибровке спидометра велокомпьютера посредством устройства для ввода в велокомпьютер (3) данных о размере колеса велосипеда. .

Изобретение относится к области опознавания транспортных средств и может использоваться, например, в пунктах учета движения для определения состава транспортного потока.

Изобретение относится к техническим решениям, используемым применительно к «черным ящикам» транспортных средств для выделения спектральных характеристик звуков речи.

Изобретение относится к мобильному автоматизированному комплексу контроля наземной (надводной) обстановки, который включает транспортное средство (автомобиль). .

Изобретение относится к области регулирования движения автотранспорта и может быть использовано для опознавания транспортных средств (ТС). .

Изобретение относится к технике регулирования движения автотранспорта. .

Изобретение относится к области регулирования движения. .

Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного использования транспортных средств. .

Изобретение относится к технике защиты от угона транспортных средств, оборудованных цифровыми сетями для передачи данных, организованными на стандартизованном последовательном протоколе CAN.

Изобретение относится к системам охранной сигнализации и может быть использовано для охраны транспортных средств и объектов недвижимости. .

Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного использования или хищения транспортных средств с использованием радиоканала и приемоответчика на поверхностных акустических волнах.

Изобретение относится к оборудованию, например транспортных средств, для предотвращения их недозволенного использования или кражи. .

Изобретение относится к охранной системе транспортного средства для крепления запасного колеса, установленного на коммерческом транспортном средстве. .

Изобретение относится к оборудованию транспортных средств (ТС) для предотвращения несанкционированного запуска двигателя в целях недозволенного использования или кражи ТС.

Изобретение относится к технике обнаружения и предотвращения недозволенного использования или кражи транспортных средств. .

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств от угона и касается электрического блокирующего устройства рулевого механизма, предназначенного, в частности, для системы санкционирования доступа к управлению с функцией «запуск без ключа» в автомобиле
Наверх